Кто расхищает клады в Приморье?

06.02.2018

Кто расхищает клады в Приморье?
Этот вопрос «Комсомолка» обсуждала с археологом и местными копателями
Приморский край богат археологическими артефактами. Об этом регулярно сообщают специалисты. Но порой местные сокровища не доходят до историков: их перехватывают копатели, которые перепродают ценные находки заграницу. Свидетельством тому, что черная археология имеет место в Приморье, стало видео, появившееся недавно в Интернете. На кадрах видно, что начинающий кладоискатель из Владивостока нашел 42 золотые монеты в укромном месте.
Как в Приморском крае обстоят дела с поиском кладов, «Комсомолке» рассказала Надежда Артемьева, завсектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук.
— Надежда Григорьевна, так как же часто в Приморье находят клады?
— Тут для начала следует разобраться, что именно мы относим к кладам. Несколько археологических артефактов, собранных в одном месте, мы тоже называем кладами, например. Хотя это могут быть черепки, наконечники стрел или что-то подобное. То есть не золото или драгоценности.
Что касается того видео про кубышку с 42 золотыми монетами, найденными во Владивостоке, то подобные клады обнаруживают крайне редко. К примеру, в средневековых городищах Приморья мы не находили сундуков с золотом. Поиски, которые ведут все эти так называемые черные и белые копатели, как правило, осуществляются на территориях заброшенных деревень, старых чердаков, подвалов. Как часто они все это находят, мне не известно. Монеты из видео ушли, и мы не можем сделать экспертное заключение по ним, так как не имеем возможности оценить их реальную ценность. Скорее всего, монеты настоящие, но насколько они редкие и действительно ценные, нам уже не узнать.
— Говорят, что эти монеты оценили в 1 миллион 700 тысяч рублей, это их адекватная стоимость?
— Сложно сказать. Если делать оценку исключительно по весу золота, то получается одна цена, а вот после оценки нумизматов их цена может взлететь в разы, так как у монет оказаться совсем другая ценность. Очень печально, что все это богатство ушло в неизвестном направлении. Ведь за ним наверняка стоит какая-то интересная история, связанная с Владивостоком и Приморьем. При желании ведь можно восстановить, кто это спрятал и зачем. Любая археологическая находка несет в себе частичку истории.
— Наверное, это была чья-то "заначка"?
— Скорее всего, да, но вариантов может быть масса.
— А как черные копатели ищут клады, где они добывают информацию о сокровищах?
— Эти люди постоянно портят наши археологические памятники. Сейчас они нас стали уверять, что перешли с археобъектов на заброшенные деревни, работают там с дорогостоящими металлоискателями. Мол, ушли с нашей территории.
Гребут они все, что попадается, а попадается им достаточно много. Черная археология процветает у нас в Приморье. Так, несколько лет назад в крае была найдена уникальная древняя статуя Будды. Ее ценность была настолько высока, что даже некоторые черные археологи выступали против ее продажи на экспорт. Но в итоге артефакт все-таки ушел в другую страну, вероятно, в Китай.
— А государство как-то с этим борется?
— Конечно, над проблемой черной археологии работает ФСБ, таможня, инспекция охраны памятников. Но их усилий недостаточно. Вероятно, для государства спасение археологических ценностей не в приоритете. Не так давно мы два месяца работали на раскопках Краснояровского городища, и чуть ли не каждый день нам приходилось оттуда выгонять людей с металлоискателями. Эти копатели без стеснения лезли на памятники, не обращая на нас внимания. Да, за это присуждают серьезные штрафы, но чтобы человека привлечь к ответственности, его вину еще надо доказать. Сейчас очень хорошие законы приняты, но они не работают. А государство займется этим, только когда в Приморье все клады выкопают с концами.
— Проблема черной археологии имеется во всех регионах России?
— Да, конечно. И нам даже в какой-то степени повезло, что в Приморье копатели стали появлятся лишь в 80 — 90х годах, в отличие от других регионов. В конце 90-х появились первые металлоискатели, и началось настоящее разграбление археологических памятников. Черные тогда от счастья просто не знали что делать, ведь материала было много, и он был богатый. Но, к сожалению, урон государству до сих пор наносится огромный.
— Черные копатели, кто эти люди?
— Поначалу это были люди довольно обеспеченные. В конце 90-х металлоискатели стоили минимум 1000 долларов. По тем временам это была развлекаловка для людей изначально не бедных.
— А что вы думаете про легендарное золото Колчака: это миф или правда?
— Странно, что за столько лет так его и не нашли, но ведь и дыма без огня не бывает.
Слово черным копателям
Мы пытались связаться с несколькими приморскими черными археологами через популярную соцсеть, но, прямо скажем, люди эти на контакт идут неохотно. Сообщения мы отправили шести пользователям, в итоге четверо из них нас просто заблокировало. Один из них ответил «КП» следующее: «Этого кладоискателя из видео, который нашёл клад, я знаю. Но не буду рассказывать ничего. Я блокирую вас», — написал копатель.
Двое оставшихся оказались общительнее. Некий Николай активно нам доказывал, что черная археология это не более, чем познавательное хобби, которое приносит одни лишь убытки, но все же оговорился.
«За непродолжительное знакомство с этим видом отдыха могу сказать, что везёт либо новичкам, либо дуракам. Я слышал много баек, и про золото Колчака, разделённое на две части, и про золото хунхузов, закопанное на Аскольде, и про клад белых, найденный в посёлке Мысовой. Некоторые клады я даже видел лично», — рассказал копатель.
При этом Николай отметил, что в сегодня черная археология довольно популярное явление в Приморье.
«На данный момент в Приморье продано достаточно металлоискателей, как новых, так и б/у. Около тысячи приморцев входят в негласное сообщество любителей приборного поиска», — сказал Николай.
Другой копатель по имени Виктор отказался отвечать на многие вопросы, но также подтвердил, что черная археология сегодня очень популярна в крае.
«В Приморье очень много расстрельных мест, старых кладбищ и заброшенных полигонов, дореволюционные усадьбы. На этих местах могут быть закопанные ценности: золотые монеты, украшения, ордена. Конечно, на разграбление могил идут самые безнравственные люди, роют, как правило, в районе головы и торса, так больше шансов что — то найти. Вообще в крае много кто занимается копательством. Я работаю в антикварном магазине и клиентов у нас хватает. Каналы сбыта тоже проверенные, это все свои люди, многое отправляется на продажу в Китай. Но больше я вам ничего не могу сказать», — сказал Виктор.


Возврат к списку