Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Модератор: svkon

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 22 июн 2016, 15:09

В мае 1853 года произошел разрыв дипломатических отношений России с Турцией. В 1853 году Турция объявила войну России.

Синопское сражение

С началом Крымской войны эскадра Черноморского флота, состоящая из парусных кораблей, под командованием адмирала Нахимова вышла в крейсерство к анатолийским берегам Турции. В начале ноября 1853 Нахимов из опроса команд торговых судов узнал, что турецкая эскадра под командованием вице-адмирала Осман-паши и английского советника А. Слейда в составе 7 фрегатов, 3 корветов, 2 пароходофрегатов, 2 бригов и 2 военных транспортов (всего 472 орудия), следовавшая из Стамбула в район Сухум-Кале (Сухуми) и Поти для высадки десанта, укрылась от шторма в Синопской бухте под защиту сильных береговых батарей. Для проверки полученных сведений адмирал направился к Синопу. Ночью поднялся сильный шторм, в результате которого несколько русских кораблей получили повреждения и вынуждены были отправиться на ремонт в Севастополь.

20 ноября корабли подошли к Синопской бухте и обнаружили турецкий флот. Заблокировав неприятеля в бухте, Нахимов стал ожидать подкрепление, которое и подоспело 28 ноября. Теперь его эскадра состояла из 6 линейных кораблей и 2 фрегатов. Русская эскадра имела превосходство в артиллерии, особенно в бомбических пушках, которых у противника не было. Но турки располагали береговыми батареями, установленными на возвышенных берегах и державшими под обстрелом подходы к Синопской бухте. Это значительно усиливало позицию турок.

Разработав план сражения, адмирал Нахимов ознакомил с ним своего младшего флагмана контр-адмирала Ф.М. Новосильского и командиров кораблей. Придавая большое значение разумной инициативе командиров кораблей, Нахимов отказался от детализации плана атаки. Он верил, что хорошо подготовленные командиры, уяснив его тактический замысел, сами смогут принимать решения, исходя из конкретной обстановки. День атаки был назначен на 30 ноября. В этот день в 9 часов 30 минут русская эскадра снялась с якоря и в двух кильватерных колоннах, по три линейных корабля в каждой, направилась на Синопский рейд. Правую колонну возглавлял Нахимов, державший свой флаг на корабле "Императрица Мария", левую — контр-адмирал Новосильский, находившийся на линейном корабле "Париж".

В 12 часов 28 минут флагманский корабль противника "Авни-Аллах" первым открыл огонь, вслед за ним открыли огонь по подходящим русским кораблям остальные турецкие корабли и береговые батареи. Турки вели огонь главным образом по рангоуту и парусам, стремясь затруднить движение русских кораблей на рейд и заставить Нахимова отказаться от атаки. Несмотря на ожесточенный огонь, русские корабли без единого выстрела продолжали сближаться с противником и только с приходом на назначенные места и постановкой на шпринг открыли ответный огонь. Численное превосходство русской эскадры в артиллерии и прекрасная подготовка русских комендоров сразу же сказалась на результатах сражения. Особенно губительной была стрельба из бомбических пушек, разрывные бомбы которых вызывали на турецких деревянных кораблях большие разрушения и пожары. Через полчаса после начала боя турецкий флагманский корабль "Авни-Аллах", по которому вел огонь линейный корабль "Императрица Мария", был серьезно поврежден и выбросился на мель. После этого "Императрица Мария" перенес огонь на турецкий фрегат "Фазлы-Аллах", который также загорелся вслед за флагманом.

Не менее успешно действовали и другие русские корабли. Взаимодействуя, они последовательно уничтожали суда неприятеля. В это же время линейный корабль "Париж", которым командовал капитан I ранга В.И. Истомин, в течение часа уничтожил два других корабля противника, после чего перенес огонь не береговую батарею. Когда русский корабль "Три Святителя" оказался в тяжелом положении вследствии того, что у него был перебит шпринг и он не мог отвечать на сильный огонь турецкой батареи, ему на помощь пришел рядом стоящий "Ростислав", который перенес огонь с фрегата противника на его батарею. Это дало возможность линейному кораблю ""Три Святителя" исправить повреждения и продолжить бой. Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом. За три часа русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Только одному пароходу "Таиф", которым командовал английский офицер А.Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись. Русские парусные фрегаты, оставленные Нахимовым в подвижном дозоре, пытались преследовать турецкий пароход, но безуспешно. Таким образом, Синопское сражение закончилось полной победой русского флота. Турки потеряли 15 кораблей из 16 и около 3 тысяч убитыми и ранеными. В плен были взяты командующий турецкой эскадрой адмирал Осман-паша, три командира корабля и около 200 матросов. Русская эскадра не имела потерь в кораблях, но многие из них получили серьезные повреждения, особенно в рангоуте и парусах. Потери в личном составе составляли 37 убитыми и 233 ранеными. За время боя русская эскадра выпустила по противнику 18 тысяч снарядов.Экономически крайне отсталая и раздираемая национально-освободительной борьбой угнетенных народов, огромная Османская империя к середине XIX в. утратила былое внешнеполитическое влияние и сама превратилась в объект экспансионистских устремлений и политических сделок наиболее сильных европейских государств. Англия и Франция, усмотрев угрозу для своих колониальных владении на Востоке в случае поражения Турции и перехода Проливов в руки России, поспешили на помощь своему союзнику, оказавшейся неспособной бороться с Россией в одиночку. 23 декабря англо-французский флот вошел в Черное море «для защиты мирного судоходства» (вам эта формулировка ничего не напоминает?) и 16 марта Англия и Франция объявили России войну. В течение всего летнего периода 1854 г. под Севастополем происходили только бои пароходофрегатов с англо-французскими судами, которые, как правило, заканчивались быстрым отходом противника от Севастополя. При подготовке к нападению на Крым основные силы флота и армии Англии и Франции были сосредоточены в районе Варны: 89 боевых кораблей (34 линейных и 55 фрегатов), из них 54 паровых, 300 транспортов и экспедиционный корпус (62 тыс. человек). К началу боевых действий с войсками коалиции Россия имела на Черном море 14 парусных линейных кораблей и 22 фрегата (из них 11 паровых) и около 40 тыс. сухопутных войск в Крыму.

Отказавшись от проведения Босфорской экспедиции в 1850 году, в скором будущем Россия получила намного более сильных противников. Более того, если бы через три года по вине А.С. Меншикова Россия во второй раз не отказалась бы от подобной экспедиции, ввела бы флот в пролив и укрепилась на берегах Босфора, то свела бы к нулю как количественное преимущество союзников (Англия, Франция, Сардиния, Турция), так и преимущества винтовых судов Англии и Франции. Надо сказать, что последние (в лице «Наполеона») проявили себя при переходе через Босфор и Дарданелл на черноморский театр боевых действий с наилучшей стороны, — в то время как парусники и «переделки» вынужденно ожидали у входа в проливы попутного ветра, опасаясь течения, «Наполеон» прошел Проливы с «одного дыхания».

С началом войны в мастерских Кронштадтского военного порта были в срочном порядке переоборудованы и оснащены паровыми машинами с гребными винтами 4 деревянных парусных линейных корабля: "Выборг", "Гангут", "Вола" и "Константин". Но они не могли существенно повлиять на ход событий.

Забегая вперед, отметим, что парусно-винтовые линейные корабли русского флота условно можно было разделить на два класса — 84-пушечные и 130-пушечные. Первые больше походили на британские блокшивы, переделанные из классических парусных линкоров, явно уступая по своим данным революционному французскому «Наполеону», прежде всего — в скорости хода. Вторые представляли из себя большие мощные корабли класса французской «Бретани», переделанные под паровую машину уже в процессе постройки, отличавшиеся прекрасными мореходными и ходовыми качествами, вооруженные самой сильной артиллерией. Но время вступления в строй российских парусно-винтовых линкоров (на 5...7 лет) пришлось уже на совсем другое время... Дорога ложка к обеду...

К сентябрю 1854 г. союзники закончили подготовку к высадке десанта в Евпаторию. Посадка войск на транспорты в Варне, переход судов морем и высадка десанта на берег проходили крайне неорганизованно. Силы высадки на переход морем не обеспечивались разведкой, а иногда и охранением. Связи между отдельными отрядами транспортов, растянувшимися на много миль, не было. Десантный отряд первого эшелона в составе 54 французских парусных судов в течение трех суток находился в море без охранения и хода, ожидая прибытия из Варны английских судов с главными силами. Однако этот благоприятный момент, как и многие другие, не был использован русским командованием для атаки противника.

Ради истины стоит сказать, что Черноморский флот готов был дать бой! Адмирал Корнилов, начальник штаба флота и будущий герой севастопольской обороны, лучший ученик Лазарева, УМОЛЯЛ князя Меншикова дать разрешение на выход флота в свой последний (несомненно!) бой. В словах Корнилова было здравое зерно, — командный состав союзнического флота был откровенно слабым, подготовка личного состава уступала подготовке русских моряков, связь и координация действий между эскадрами англичан и французов были отвратительные, а отсутствие «пара» компенсировалась внезапностью нападения. «Разговор» Корнилова с Меншиковым зашел так далеко, что князь даже пригрозил отправить оппонента в отставку, на что Корнилов, конечно же, согласиться не мог, — шла война.

Главный удар неприятеля был нацелен на Севастополь. Первая же бомбардировка Севастополя в октябре 1854 г. англо-французским флотом (2680 орудий) против 150 русских крепостных орудий окончилась полнейшим поражением союзников. Уразумев, что с моря Севастополь не взять, союзники решили отрезать его высадкой десанта в Евпатории. Севастопольская эпопея достаточно полно отображена в отечественной литературе, поэтому мы ее рассматривать не будем, в т.ч. и потому, что с точки зрения военно-морского искусства и кораблестроения она не принесла открытий. После Инкерманского сражения союзникам пришлось перейти от тактики решительного штурма к осаде Севастополя и бомбардировке города. В иные дни по городу выпускалось до 50 тыс. снарядов! В августе 1855 г. коалиционным войскам ценой огромных потерь удалось овладеть ключевой позицией обороны Севастополя — Малаховым курганом. Войска гарнизона вынуждены были оставить южную сторону Севастопольской бухты и перейти на северную, предварительно взорвав все укрепления и затопив оставшиеся корабли. С оставлением южной стороны бухты оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев, закончилась.

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 22 июн 2016, 15:10

Одновременно с осадой Севастополя союзники вели боевые действия и против других русских баз и портов на Черном и Азовском морях. Одной из первых подверглась нападению Одесса. 10 апреля 1854 г., т. е. еще до высадки десанта в Крыму, англо-французская эскадра в составе 19 линейных кораблей и 10 пароходофрегатов подошла к городу и подвергла его бомбардировке. Затем союзники попытались высадить десант, но губительный огонь береговых батарей заставил их отказаться от десантирования войск.

Одновременно с действиями на Черном море союзники предприняли нападения на русские базы и порты на Балтийском, Белом морях и Тихом океане. Наиболее крупные силы противник направил в Финский залив. Весной 1854 г. прибыло до 70 английских и французских кораблей. На Черном море русские корабли были затоплены, чтобы не допустить неприятеля на рейд Севастополя. На Балтике же, несмотря на то что и подготовка экипажей была не такой отменной, и сами корабли уступали совершенным черноморским линкорам, — не побоялись дать бой «гарантам мировой морской торговли». Отказавшись от активных наступательных действий, командование сосредоточило внимание на укреплении приморских крепостей и усилении обороны побережья. В районе Кронштадта впервые в истории вооруженной борьбы на море была создана минно-артиллерийская позиция, ставшая основой обороны подступов к Санкт-Петербургу с моря. Большое внимание было уделено также обороне Свеаборгской крепости, прикрывавшей подходы к Гельсингфорсу (Хельсинки).

В июне 1854 г. главные силы англо-французского флота подошли к форту «Красная Горка», но атаковать Кронштадт не решились. Через несколько дней корабли ушли к Аландским островам и захватили их. Успехи были настолько скромные, что общественность Англии и Франции, крайне недовольная результатами действий своего флота, потребовала замены командования и активизации деятельности морских сил против русских баз и портов на Балтийском море. Повторная попытка нападения на Кронштадт летом 1855 года также провалилась. Потерпев неудачу под Кронштадтом, неприятельский флот в конце июня отошел на запад и стал готовиться к нападению на Свеаборг. Для атаки крепости союзники выделили сильный флот (в т.ч. 10 линейных кораблей). Готовясь к отражению нападения на Свеаборг, русское командование усилило минные заграждения, дополнительно установило на островах несколько береговых батарей, на важнейших направлениях развернуло линейные корабли «Россия» (120 орудий), «Иезекииль» (78 орудий) и фрегат. Штурм продолжался двое суток. Противник выпустил по крепости, береговым батареям и русским кораблям более 20 тыс. снарядов различных калибров, но из-за большой дальности стрельба была малоэффективна. Неоднократные попытки высадить десант на о. Друме были сорваны огнем батарей крепости. Успешная оборона крепости была бы невозможной без присутствия двух линкоров. Семнадцать часов (!) они находились под непрерывным огнем, защищая главный вход на рейд, — так линкор «Россия» получил более 40 попаданий, 3 подводные пробоины, но в пролив противника не допустил.

Не добившись успеха, неприятель 30 июля прекратил атаки и удалился от Свеаборга. Одна английская газета так резюмировала итоги бесславного похода союзной эскадры на Балтику: «Великий и огромный флот вернулся с весьма сомнительным триумфом. Свеаборгские укрепления остались нетронутыми, а русские военные суда не уничтожены». После этого неприятель больше не предпринимал на Балтийском море крупных действий, а ограничивался лишь крейсерством отдельных кораблей и небольших отрядов в Финском и Ботническом заливах. В конце ноября 1855 г. англо-французский флот покинул Балтийское море.

Но, как бы это не неправдоподобно звучало, — не падение Севастополя заставило Россию искать мира с союзниками, Влияние военных расходов на экономику и финансы, большие потери под Севастополем, отсутствие успеха на Балтике и Тихом океане, отдаленность театра военных действий — все это сильно охладило пыл «европейских защитников свободы морской торговли» и косвенно играло на руку Петербургу. Падение Севастополя никак не могло послужить причиной прекращения военных действий, если даже оставление Москвы за 40 лет до того не послужило для этого причиной! Причина была в другом. И она была намного весомее, чем все парусно-винтовые линкоры англо-французского флота или падение Севастополя. И этой причиной была БРОНЯ, впервые продемонстрированная миру под стенами русской крепости Кинбурн...


Автор:
Павленко С.Б.

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 30 июн 2016, 14:58

Адмирал В.А.Корнилов
Корн.jpeg

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 30 июн 2016, 15:07

Сабля В.А.Корнилова, перебитая пополам ядром во время его смертельного ранения на Малаховом кургане. (Коллекция музея истории ЧФ. г.Севастополь)
сабля.jpeg

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 30 июн 2016, 15:11

Герой обороны Севастополя матрос Петр Кошка ( в центре) среди участников обороны крепости. Петр Кошка одет в мундир матрося 1-й статьи 30-го флотского экипажа.
кошка.jpeg

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 16 авг 2016, 17:25

пара погон нижнего чина 5го флотского экипажа (Балтика) обр.1840х гг.
пп1.jpeg

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 16 авг 2016, 17:28

Офицер, участник обороны Севастополя 40го Флотского экипажа, ЧФ.
фэ.jpeg

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4513
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение КОТТ » 16 авг 2016, 18:11

Шинель адмирала Корнилова в которой он был смертельно ранен на малахове кургане. ГИМ
CRXQCITUkAEFkQk.jpg

Аватара пользователя
Durham
Эксперт
Сообщения: 907
Зарегистрирован: 15 июн 2013, 12:08
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение Durham » 20 авг 2016, 07:43

КОТТ писал(а):Шинель адмирала Корнилова в которой он был смертельно ранен на малахове кургане. ГИМ
КОТТ, а можно пуговки на шинели выложить?
Эта шинель до начала Великой отечественной хранилась в Севастопольском музее обороны.
Экспонаты из Севастополя эвакуировали.
После войны часть предметов ценных, как шинель Корнилова не вернули в Севастополь, а попали в музеи Москвы.
По сути государственное воровство было совершено. Шинель должны вернуть в Севастополь.

denis
Модератор
Сообщения: 1088
Зарегистрирован: 04 июн 2013, 16:33
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Флотские экипажи ЧФ в войне 1853-56гг.

Сообщение denis » 17 окт 2016, 16:13

Большая пуговица офицера флотского экипажа .
p18sidnctf1dhs1feg1d5sgdv1kj83.JPG
p18sidnctf1dhs1feg1d5sgdv1kj83.JPG (43.2 КБ) 14490 просмотров
p18sidnj9l1ubib2dsim9d8cum7.JPG
p18sidnj9l1ubib2dsim9d8cum7.JPG (61.59 КБ) 14490 просмотров
Последний раз редактировалось denis 01 сен 2023, 13:50, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Флот»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость