ПРИЗРАК ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
ПРИЗРАК ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
ПРИЗРАК ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ.
Анатолий Скорюков,
фото автора.
Этот танк, лежащий на башне на дне Невы, нашли совершенно случайно около пяти лет назад. Водолазы наткнулись на боевую машину, когда искали труп утонувшего человека. С тех самых пор многим аквалангистам, погружавшимся в реку в этом месте, удавалось не только своими глазами увидеть громадину, покоящуюся на пятнадцатиметровой глубине, но и пощупать ее руками. До подъема машины дело не доходило – течение Невы здесь очень быстрое, да и средств на подобную операцию необходимо немало. Так и остался бы КВ лежать на дне реки, если бы не поисковики и другие неравнодушные люди.
Организаторами операции по подъему танка выступили: «Музей битвы за Ленинград 1941-1944» в лице директора Олега Титберии, Минобороны РФ, которое представляли Заместитель начальника отдела МО по увековечению памяти погибших при защите Отечества – Илья Прокофьев и командир 90 ОСПБ – подполковник Владимир Мансуров. Руководителем экспедиции был назначен Андрей Шпигель.
Мероприятия были назначены на понедельник 14 ноября. К этому времени на пирс «Порт Дубровка» МЧС РФ, находящийся недалеко от места обнаружения танка, должна была прибыть зафрахтованная плавучая спецтехника и группа журналистов различных СМИ. По ходу подготовки работ выяснилось, что уровень воды в Неве и канале за ночь упал, поэтому плавкран к пирсу прибыть не может – надо ждать подъема воды, не хватало каких-то 20 сантиметров. Вся экспедиция находилась на гране срыва.
15 ноября ситуация не изменилась – все ждали у моря погоды. Выручил как всегда случай. Олегу Титберии удалось зафрахтовать другой плавкран с более мелкой осадкой, шедший по пути в Калининград и случайно оказавшийся поблизости от Петербурга.
К 14 часам 16 ноября несамоходный плавкран «Черноморец-18» под руководством капитана Виктора Чечко, прибыл к месту проведения работ, и все присутствующие на пирсе увидели караван судов, состоящий из плавкрана со страховочным катером, толкаемого речным буксиром 346 и вспомогательного катера РБ-250 «Ирич».
Караван сошел с фарватера и, прижимаясь ближе к правому берегу Невы, стал маневрировать для постановки на якоря по GPS-навигатору, непосредственно над местом обнаружения танка.
Пока команда «Черноморца» готовилась к работе, рейдовый катер перевез журналистов на борт крана. Мне повезло остаться на «Ириче», который должен был спустить к танку водолаза. Водолаз ЗАО «Искатель» Тимур Новиков, облачившись в специальный костюм, вскоре погрузился в воду. Тут не обошлось без происшествия, которое могло стоить Тимуру жизни. Сильным течением «Ирич» сорвало с якоря и понесло на плавкран, прямо туда, куда недавно погрузился водолаз. Тимура запросто могло придавить катером к крану. И только грамотные действия команды «Ирича» и спасателей не позволили случиться трагедии.
Тем временем темнело. Штормовой ветер и сильное течение продолжали препятствовать операции. Со слов Тимура, видимость под водой составляла не более метра, нужно было поторапливаться. Вскоре водолазу удалось прикрепить тросы к танку и все услышали команду «вира помалу!». Стропы медленно полезли вверх. Не смотря на грозные окрики руководителя экспедиции соблюдать технику безопасности и отойти от бортов – тросы могли запросто оборваться, журналисты буквально повисли на леерах, нацеливая объективы камер на темные воды Невы, в надежде запечатлеть первые мгновения появления танка.
Внезапно, сильным течением танк развернуло и поставило на бок, и все увидели, что два троса провисли, а другие два очень сильно натянулись. Подъем сразу остановили, а спустившийся к танку водолаз сообщил, что машина держится только на двух стропах, в то время как две другие закусило – сильное течение очень мешает работе.
Обсудив создавшуюся ситуацию, решили приподнять танк к поверхности воды и затем, аккуратно снявшись с якорей подтащить его на мелководье, где поставить на гусеницы и уже после этого спокойно продолжить подъем. Все с нетерпением следили за движением строп. Танк медленно крутило течением, а его ржавую гусеницу, уже показавшуюся на поверхности, омывало невской водой.
На мелководье КВ поставили на колеса, перецепили и подняли на палубу «Черноморца». В темноте засверкали фотовспышки. Без орудия, без гусеницы, с развороченным левым боком, грозная машина, установленная плавкраном на пирс, смотрелась величественно.
Мне сразу вспомнилась история этого КВ, которую удалось проследить по документам Центрального Архива Министерства Обороны.
В декабре 1942 года, защитники «Невского Пятачка» обратились к командованию с просьбой убрать с позиций подбитый советский танк, который служил хорошим пристрелочным ориентиром для противника. 17 декабря 1942 года КВ удалось прицепить к тягачу и подтащить к Неве, с дальнейшей целью переправить для ремонта на другую сторону реки. Задача усложнялась тем, что переправа также была хорошо пристреляна врагом. Близкие разрывы снарядов разворотили лед и левый борт танка, разорвало траки и снесло катки…Разламывая лед, машина левым боком ушла под воду, оставив за собой воронку темной воды, которая вскоре покрылась коркой свежего льда…
На пирсе саперы МЧС обследовали машину. Останков экипажа внутри КВ не обнаружили, лишь три снаряда и два диска от ДТ. Двигатель и орудие на машине отсутствовали, видимо их успели снять до эвакуации танка с поля боя.
На этом операция по подъему танка со дна Невы удачно завершилась, благодаря сплоченным и профессиональным действиям ее участников.
После ремонтных и реставрационных работ, КВ-1 займет свое почетное место в экспозиции «Музея битвы за Ленинград».
Рейдовый катер "Ирич".
Руководитель экспедиции Андрей Шпигель.
Тимур Новиков еще не знает о грозящей ему опасности...
Анатолий Скорюков,
фото автора.
Этот танк, лежащий на башне на дне Невы, нашли совершенно случайно около пяти лет назад. Водолазы наткнулись на боевую машину, когда искали труп утонувшего человека. С тех самых пор многим аквалангистам, погружавшимся в реку в этом месте, удавалось не только своими глазами увидеть громадину, покоящуюся на пятнадцатиметровой глубине, но и пощупать ее руками. До подъема машины дело не доходило – течение Невы здесь очень быстрое, да и средств на подобную операцию необходимо немало. Так и остался бы КВ лежать на дне реки, если бы не поисковики и другие неравнодушные люди.
Организаторами операции по подъему танка выступили: «Музей битвы за Ленинград 1941-1944» в лице директора Олега Титберии, Минобороны РФ, которое представляли Заместитель начальника отдела МО по увековечению памяти погибших при защите Отечества – Илья Прокофьев и командир 90 ОСПБ – подполковник Владимир Мансуров. Руководителем экспедиции был назначен Андрей Шпигель.
Мероприятия были назначены на понедельник 14 ноября. К этому времени на пирс «Порт Дубровка» МЧС РФ, находящийся недалеко от места обнаружения танка, должна была прибыть зафрахтованная плавучая спецтехника и группа журналистов различных СМИ. По ходу подготовки работ выяснилось, что уровень воды в Неве и канале за ночь упал, поэтому плавкран к пирсу прибыть не может – надо ждать подъема воды, не хватало каких-то 20 сантиметров. Вся экспедиция находилась на гране срыва.
15 ноября ситуация не изменилась – все ждали у моря погоды. Выручил как всегда случай. Олегу Титберии удалось зафрахтовать другой плавкран с более мелкой осадкой, шедший по пути в Калининград и случайно оказавшийся поблизости от Петербурга.
К 14 часам 16 ноября несамоходный плавкран «Черноморец-18» под руководством капитана Виктора Чечко, прибыл к месту проведения работ, и все присутствующие на пирсе увидели караван судов, состоящий из плавкрана со страховочным катером, толкаемого речным буксиром 346 и вспомогательного катера РБ-250 «Ирич».
Караван сошел с фарватера и, прижимаясь ближе к правому берегу Невы, стал маневрировать для постановки на якоря по GPS-навигатору, непосредственно над местом обнаружения танка.
Пока команда «Черноморца» готовилась к работе, рейдовый катер перевез журналистов на борт крана. Мне повезло остаться на «Ириче», который должен был спустить к танку водолаза. Водолаз ЗАО «Искатель» Тимур Новиков, облачившись в специальный костюм, вскоре погрузился в воду. Тут не обошлось без происшествия, которое могло стоить Тимуру жизни. Сильным течением «Ирич» сорвало с якоря и понесло на плавкран, прямо туда, куда недавно погрузился водолаз. Тимура запросто могло придавить катером к крану. И только грамотные действия команды «Ирича» и спасателей не позволили случиться трагедии.
Тем временем темнело. Штормовой ветер и сильное течение продолжали препятствовать операции. Со слов Тимура, видимость под водой составляла не более метра, нужно было поторапливаться. Вскоре водолазу удалось прикрепить тросы к танку и все услышали команду «вира помалу!». Стропы медленно полезли вверх. Не смотря на грозные окрики руководителя экспедиции соблюдать технику безопасности и отойти от бортов – тросы могли запросто оборваться, журналисты буквально повисли на леерах, нацеливая объективы камер на темные воды Невы, в надежде запечатлеть первые мгновения появления танка.
Внезапно, сильным течением танк развернуло и поставило на бок, и все увидели, что два троса провисли, а другие два очень сильно натянулись. Подъем сразу остановили, а спустившийся к танку водолаз сообщил, что машина держится только на двух стропах, в то время как две другие закусило – сильное течение очень мешает работе.
Обсудив создавшуюся ситуацию, решили приподнять танк к поверхности воды и затем, аккуратно снявшись с якорей подтащить его на мелководье, где поставить на гусеницы и уже после этого спокойно продолжить подъем. Все с нетерпением следили за движением строп. Танк медленно крутило течением, а его ржавую гусеницу, уже показавшуюся на поверхности, омывало невской водой.
На мелководье КВ поставили на колеса, перецепили и подняли на палубу «Черноморца». В темноте засверкали фотовспышки. Без орудия, без гусеницы, с развороченным левым боком, грозная машина, установленная плавкраном на пирс, смотрелась величественно.
Мне сразу вспомнилась история этого КВ, которую удалось проследить по документам Центрального Архива Министерства Обороны.
В декабре 1942 года, защитники «Невского Пятачка» обратились к командованию с просьбой убрать с позиций подбитый советский танк, который служил хорошим пристрелочным ориентиром для противника. 17 декабря 1942 года КВ удалось прицепить к тягачу и подтащить к Неве, с дальнейшей целью переправить для ремонта на другую сторону реки. Задача усложнялась тем, что переправа также была хорошо пристреляна врагом. Близкие разрывы снарядов разворотили лед и левый борт танка, разорвало траки и снесло катки…Разламывая лед, машина левым боком ушла под воду, оставив за собой воронку темной воды, которая вскоре покрылась коркой свежего льда…
На пирсе саперы МЧС обследовали машину. Останков экипажа внутри КВ не обнаружили, лишь три снаряда и два диска от ДТ. Двигатель и орудие на машине отсутствовали, видимо их успели снять до эвакуации танка с поля боя.
На этом операция по подъему танка со дна Невы удачно завершилась, благодаря сплоченным и профессиональным действиям ее участников.
После ремонтных и реставрационных работ, КВ-1 займет свое почетное место в экспозиции «Музея битвы за Ленинград».
Рейдовый катер "Ирич".
Руководитель экспедиции Андрей Шпигель.
Тимур Новиков еще не знает о грозящей ему опасности...
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: ПРИЗРАК ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Двигатель и орудие были сняты с КВ до его эвакуации с поля боя.
Обследование боевой машины саперами МЧС.
Обсуждение дальнейших действий после разворота танка течением.
Обследование боевой машины саперами МЧС.
Обсуждение дальнейших действий после разворота танка течением.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя