ГАЗ-АА: машина-труженик, машина-воин...

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

ГАЗ-АА: машина-труженик, машина-воин...

Сообщение Raid » 29 ноя 2019, 15:23

ГАЗ-АА: машина-труженик, машина-воин

Анна Яготинцева,
фото из архива автора

Ничто в нашей жизни не происходит просто так. Так случилось, что у нас появилась дача и не где-нибудь, а в Можайском районе Московской области. Можайская линия обороны – один из основных оборонительных рубежей на западных подступах к Москве во время Великой Отечественной войны.
Неоднократно, гуляя в близлежащих от дачи лесах, проезжая по нашей местности, встречали мы памятники, обелиски и другие напоминания о войне. Оказалось, что практически каждая пядь земли здесь хранит в себе воспоминания о тех тяжёлых для нашей Родины днях. Это не могло оставить нас равнодушными. Мы заинтересовались памятными местами Можайского района, и очень захотелось побольше узнать об историческом прошлом этих мест.
Несколько лет назад всё началось с того, что мы приобрели автомобиль Ford GPW(Willys). И тогда вместе с нашими единомышленниками мы приняли решение в канун Дня Победы почтить память павших воинов. 9 мая мы проехали по ближайшим памятникам и возложили цветы и венки к ним. Не забыли и про героев тех дней, оставшихся в живых. Проведали и поздравили ветеранов, проживающих в наших краях.
Поддержку и помощь им мы обеспечиваем и по сей день. Это то немногое, что мы можем для них сделать. Перед Днём Победы приводим в порядок памятники и обелиски в соседних деревнях и сёлах.
Как оказалось, это было только начало. Техника военных лет настолько увлекла нас, что вскоре к автомашине добавился и советский мотоцикл периода войны. Также была приобретена и восстановлена до рабочего состояния полевая кухня.
Через пару лет о нас стало известно – поступило приглашение принять участие в реконструкции «Битвы за Москву», которая ежегодно осенью проходит в Музее-заповеднике «Бородинское поле». Специально для этого мы пошили форму военного образца и приехали туда на своей военной технике. Мы как почётные гости представляли интерактивную площадку с военной техникой, угощали всех гречневой кашей с тушёнкой, приготовленной на нашей кухне - на дровах.
Всё больше нас увлекала идея восстановления военной техники, всё чаще нас посещала мысль о поиске её остатков в наших лесах. Появилась мечта найти и восстановить ГАЗ-АА (в народе – «полуторка»). Именно это и, как следствие, тесное общение и сотрудничество с поисковиками привело к непосредственному участию в поисковых работах. Мы помним о достоянии нашей Родины: ГАЗ-АА спас не одну тысячу жизней и может смело называться Великим автомобилем того времени.
Понятно, что такая мечта не родилась на пустом месте. Местный житель с другом когда-то в детстве набрёл в чаще леса на машину. Узнали о том, что машина ещё, возможно, находится в лесу, по информации – целая, но без заднего моста. До сих пор гадаем – что же произошло? Мина или бомба разворотила задний мост?
Была снаряжена экспедиция и в ходе долгих поисков найдены уже фрагменты «полуторки», так как, конечно же, её уже частично растащили. Но кто-то принёс оторванный задний мост, хоть и порядком разобранный.
Пришлось потратить много сил, времени и средств, чтобы по крупицам собрать и восстановить машину. Но это того стоило. Все работы по воссозданию «полуторки» велись в одном из автосервисов на западе Москвы. На автомобильных выставках наш ГАЗ-АА получил несколько высоких наград как ретро-грузовик отечественного производства.
Но не это главное. В последнее время мы стали активными участниками военных реконструкций, где представляем нашу технику и приобщились к деятельности поисковиков.
Прошлым летом принимали участие в военном фестивале «Поле боя», в реконструкции «Битвы за Москву».
Сотрудничество наше развивается со многими организациями, среди них: АНО «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи «Каскад», РОО «Поисковое объединение «Рубеж», «Боевое Братство», Можайское районное отделение московского областного отделения Всероссийской организации ветеранов, ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» и другие.
Кроме того, мы с нашей военной техникой смогли неоднократно принять участие в мероприятиях по захоронению останков воинов, найденных совместно с поисковиками других отрядов. 17 августа 2013 года провели церемонию захоронения 29-и бойцов и командиров. К сожалению, имён установить не удалось. Ещё одна церемония состоялась 21 сентября 2013 года у города Юхнов в Калужской области – останки почти 400 бойцов и командиров РККА нашли достойное место последнего упокоения.
И нам кажется, что найденная и восстановленная нами техника, которая участвует при захоронениях солдат - это очень символично и трогательно: проводить в последний путь, отдать солдатам почести, которые они заслужили, защищая свою страну.
Принимая личное участие в реконструкциях и поисковой деятельности, восстанавливая технику и показывая её, мы не только отдаём дань памяти, но и глубже узнаем историю нашей Родины. Вместе с нами всегда наши дети, и мы этому рады. Стараемся привлечь внимание молодёжи участием в поисковых экспедициях, опекой ветеранов и осознанием величия подвига русских солдат. Патриотическое воспитание необходимо сейчас как никогда.
Наша земля ещё многое хранит со времён Великой Отечественной войны, и мы намерены продолжать свою деятельность, вносить и далее свой посильный вклад. Многие воины будут преданы земле, установлены конкретные имена, а восстановленная нами техника будет настоящим памятником тем грозным дням…

Для справки

Первый серийный ГАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского «Форд» модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.
В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску, новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было…
Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.
В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.
Годы выпуска НАЗ (ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1942—1950.
Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

1. Поддержку и помощь ветеранам мы обеспечиваем и по сей день
2. 9 мая мы проехали по ближайшим памятникам и возложили к ним цветы и венки
3. Колонна восстановленной военной техники готовится к движению
Вложения
1..JPG
2..JPG
3..jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: ГАЗ-АА: машина-труженик, машина-воин...

Сообщение Raid » 29 ноя 2019, 15:25

4. Машину частично растащили, но нам удалось эвакуировать раму
5. Все работы по воссозданию «полуторки» велись в одном из автосервисов на западе Москвы
6. Установка двигателя…
Вложения
4..jpg
5..jpg
6..jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: ГАЗ-АА: машина-труженик, машина-воин...

Сообщение Raid » 29 ноя 2019, 15:26

7. Регулировка схода-развала.
8. Вместе с нами всегда наши дети, и мы этому рады…
9. Найденная и восстановленная нами техника, которая участвует при захоронениях солдат - это очень символично и трогательно
Вложения
7..jpg
8..jpg
9..JPG

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя