Судьба воздушного разведчика
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Судьба воздушного разведчика
СУДЬБА ВОЗДУШНОГО РАЗВЕДЧИКА
А. Елисеев
фото автора
Семьдесят два года назад, 31 марта 1942 года на аэродром Мурмаши, недалеко от Мурманска, не вернулся из разведки самолет…
Я вырос, слушая рассказы отца о его пропавшем старшем брате, которого он искал до конца своей жизни.
Анатолий Васильевич Елисеев родился в 1918 году в Москве. В юности, как и многие в те годы, «заболел» авиацией. Мечтал стать полярным летчиком и неотступно шёл к осуществлению этой мечты. Учился в планерной школе, в аэроклубе, работал на авиастроительном заводе № 1 имени Авиахима. И, наконец, поступил, и в 1938 году – окончил Борисоглебскую военную школу летчиков. Выпускался на легендарном самолете И-16. После училища служил под Москвой.
А через год после окончания училища – уже принимал участие в боях с финами на Карельском перешейке, где удостоился награждения медалью «За отвагу». На финском фронте служил в составе 152-го истребительного авиационного полка, летал на «Чайке» (И-153). К сожалению, об этой, первой его войне пока практически ничего не известно…
Когда началась Великая Отечественная война, Анатолий, в звании лейтенанта, опять попал на Север и воевал под Мурманском в составе 147-го ИАП (позднее – 20-го ГИАП). Его основной работой была воздушная разведка в тылу врага. Часто летали к Луостари (Петсамо), где была расположена немецкая авиационная база.
С детства я запомнил случай прибытия Анатолия в полк, описанный Александром Шевцовым:
«Появился он в полку так: зимой 1942 года с одного тылового аэродрома на фронтовой должно перелететь пополнение. Зимний заполярный день короток, а летчики еще не были знакомы с особенностями крайнего Севера. В быстро наступивших сумерках группа самолетов попала в снежный заряд и рассеялась. Кто вернулся назад, кто сел на замерзшем озере, а кто и прямо на лес. И только Толя Елисеев добрался до нужного аэродрома.
Поздно вечером его поселили в комнате, где жили летчики одной эскадрильи. Усталый от напряжения, он свалился в постель и сразу же уснул.
Утром, когда все обитатели комнаты уже проснулись, но по случаю снежной, нелетной погоды еще нежились в постелях, вдруг они услышали, как кто-то чистым, мягким тенором запел вполголоса: «Живет моя отрада
в высоком терему...».*
Ну, а дальше началась боевая работа, некоторые подробности которой мне известны только в основном из печатных периодических изданий. А там – об одном и том же сказано везде по-разному.
Несколько лет назад стал доступен один документ, где кратко рассказано о нескольких боях, в которых довелось участвовать дяде. Первый, который здесь приведу, можно проиллюстрировать фотографией со сбитым Мессершмиттом:
«26 февраля 1942 года т. Елисеев вместе с летчиком Селезневым, патрулируя над Мурманском, встретились с двумя ХЕ-113 и одним МЕ-109. В результате воздушного боя т. Елисеев лично сбил один МЕ-109».
Этот самолет стал советским трофеем.
И еще один случай, прежде мне не известный:
«Исключительную отвагу, мужество, мастерство воздушного боя показал ст. лейтенант Елисеев 10 марта**1942 года, когда на аэродром Мурмаши летело шесть самолётов МЕ-110. В воздух взлетел ст. лейтенант Елисеев и сержант Юшинов. Елисеев вместе с Юшиновым смело ринулись на врага. Двое против шести МЕ-110. В результате противник не был допущен на аэродром, в воздушном бою сбит 1 МЕ-110».
Дважды Анатолий дотягивал до аэродрома на поврежденной в бою машине и благополучно садился.
Сообщения из наградного листа очень скупы и немногословны, и можно только догадываться, что за ними скрывается.
31 марта 1942 года командир звена 1-й эскадрильи 147-го ИАП старший лейтенант Елисеев Анатолий Васильевич не вернулся из разведки из района Луостари. Больше о его судьбе до недавнего времени ничего доподлинно известно не было. Его мать получила извещение о том, что он «не вернулся с боевого задания».
Мой отец – брат Анатолия – годами пытался выяснить хоть что-то. Вёл переписку со следопытами из школы поселка Килп-Явр, которые занимались изучением истории боевых действий 19-го и 20-го Гвардейских авиаполков и поиском родственников летчиков. Но ничего нового выяснить не удалось.
А через двадцать с лишним лет после похоронки Матрёне Николаевне, отчаявшейся узнать что-либо о судьбе пропавшего сына, пришло письмо от школьников из Килп-Явра с очерком писателя Александра Шевцова об Анатолии Елисееве. И самое интересное там было в конце:
«И его нашли. На берегу какого-то безымянного озера лежала машина, полузанесенная снегом. Когда лыжники разгребли снег, они увидели Толю, сидящим в кабине с опущенной головой. В стекле кабины темнела маленькая зловещая дырочка. Вероятно, смертельно раненый, он все же нашел в себе силы, чтобы посадить машину на живот. Но потом силы оставили его...».
Только никаких подтверждений того, что машина и летчик найдены, моему отцу так и не удалось найти. Место захоронения – также было не известно...
Через много лет после смерти отца я решил, воспользовавшись новыми возможностями, попробовать продолжить поиски сведений о последнем боевом вылете Анатолия. Многие документы рассекречены, а Интернет, как выразился один из причастных к этому поиску людей, – «делает возможным невозможное».
Для начала был создан сайт памяти, где были собраны все сведения, документы и фотографии летчика, которые сохранились в семье.
И вот, по ходу работы над сайтом, стали появляться ответы на некоторые вопросы, а также неожиданные находки. А вскоре пришел ответ на главный вопрос. Я получил письмо от мурманского поисковика Андрея Копыткова, где среди прочего было сказано:
«В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолёта были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на «Томахауке» № 202 летал Анатолий Елисеев...».
Завершая свой рассказ, хочу выразить признательность людям, которые помогли мне в этом поиске, начатом моим отцом и продолженном всеми нами: моим родным, а также Дмитрию Гринюку, Альберту Ничипоруку, Андрею Копыткову и другим причастным, с кем пока не знаком даже виртуально.
А поиск – продолжается…
Мемориальный сайт, посвященный летчику: http://waman1942.narod.ru
Примечания:
* К сожалению, некоторые сведения из этого очерка не подтверждаются.
** По другим данным этот бой произошел 11 марта.
ВРЕЗ Письмо с фронта
7.2.42.
Здравствуйте, дорогие папа, мама, Зоя и все родственники!!!
Шлю вам свой сердечный привет и желаю успеха в ваших делах. Сегодня 7 февраля получил от вас письмо, за что очень благодарю. Я был очень рад получить от вас весточку о вашем житье бытье. Я жив и здоров, все в порядке, чувствую себя хорошо.
Веду повседневную боевую жизнь. Уже с обстановкой как-то свыкся и считаю вполне нормальные боевые дни, несмотря на то, что приходится очень много рисковать, от этого зависит успех выполнения заданий. Но ничего, с каждым днем все приближается разгром врага и настанет час, когда мы встретимся вновь и будем торжествовать победу. Правда, еще много впереди трудных моментов, но будем стараться выходить из них победителями. Вы конечно знаете мою работу, она исключительно сейчас требует много опыта, мужества, отваги и силы, чтобы выйти победителем.
Уже пройден большой этап, были разные воздушные бои и, как видите, все нормально.
Да, много пришлось пережить. Уже трижды можно сказать я родился на свет. Были моменты, когда, можно сказать, не было выхода из положения, но благодаря силе воли, опыта 2-ой войны выходил из создавшегося положения. Зоя в письме правильно пишет, что желаю тебе замечательное здоровье и самолету безотказно работать. Да это так и есть, это одна из тех побед, которые имеются и выручали меня. Получил письмо также от папы, очень он хорошо и подробно пишет о ваших делах. Послал 2 тысячи в Казань на имя маме, хотел выслать аттестат, но теперь мне сообщите, куда высылать. Пишите чаще письма, жду ответ с приветом, Толя.
1.Анатолий Елисеев Москва 1940 год.
2.Меsserschmitt Bf.109E-7, сбитый старшим лейтенантом Елисеевым в воздушном бою 26 февраля 1942 года в районе станции Кола. Аэродром Мурмаши.
4.Рисунок Анатолия Елисеева.
А. Елисеев
фото автора
Семьдесят два года назад, 31 марта 1942 года на аэродром Мурмаши, недалеко от Мурманска, не вернулся из разведки самолет…
Я вырос, слушая рассказы отца о его пропавшем старшем брате, которого он искал до конца своей жизни.
Анатолий Васильевич Елисеев родился в 1918 году в Москве. В юности, как и многие в те годы, «заболел» авиацией. Мечтал стать полярным летчиком и неотступно шёл к осуществлению этой мечты. Учился в планерной школе, в аэроклубе, работал на авиастроительном заводе № 1 имени Авиахима. И, наконец, поступил, и в 1938 году – окончил Борисоглебскую военную школу летчиков. Выпускался на легендарном самолете И-16. После училища служил под Москвой.
А через год после окончания училища – уже принимал участие в боях с финами на Карельском перешейке, где удостоился награждения медалью «За отвагу». На финском фронте служил в составе 152-го истребительного авиационного полка, летал на «Чайке» (И-153). К сожалению, об этой, первой его войне пока практически ничего не известно…
Когда началась Великая Отечественная война, Анатолий, в звании лейтенанта, опять попал на Север и воевал под Мурманском в составе 147-го ИАП (позднее – 20-го ГИАП). Его основной работой была воздушная разведка в тылу врага. Часто летали к Луостари (Петсамо), где была расположена немецкая авиационная база.
С детства я запомнил случай прибытия Анатолия в полк, описанный Александром Шевцовым:
«Появился он в полку так: зимой 1942 года с одного тылового аэродрома на фронтовой должно перелететь пополнение. Зимний заполярный день короток, а летчики еще не были знакомы с особенностями крайнего Севера. В быстро наступивших сумерках группа самолетов попала в снежный заряд и рассеялась. Кто вернулся назад, кто сел на замерзшем озере, а кто и прямо на лес. И только Толя Елисеев добрался до нужного аэродрома.
Поздно вечером его поселили в комнате, где жили летчики одной эскадрильи. Усталый от напряжения, он свалился в постель и сразу же уснул.
Утром, когда все обитатели комнаты уже проснулись, но по случаю снежной, нелетной погоды еще нежились в постелях, вдруг они услышали, как кто-то чистым, мягким тенором запел вполголоса: «Живет моя отрада
в высоком терему...».*
Ну, а дальше началась боевая работа, некоторые подробности которой мне известны только в основном из печатных периодических изданий. А там – об одном и том же сказано везде по-разному.
Несколько лет назад стал доступен один документ, где кратко рассказано о нескольких боях, в которых довелось участвовать дяде. Первый, который здесь приведу, можно проиллюстрировать фотографией со сбитым Мессершмиттом:
«26 февраля 1942 года т. Елисеев вместе с летчиком Селезневым, патрулируя над Мурманском, встретились с двумя ХЕ-113 и одним МЕ-109. В результате воздушного боя т. Елисеев лично сбил один МЕ-109».
Этот самолет стал советским трофеем.
И еще один случай, прежде мне не известный:
«Исключительную отвагу, мужество, мастерство воздушного боя показал ст. лейтенант Елисеев 10 марта**1942 года, когда на аэродром Мурмаши летело шесть самолётов МЕ-110. В воздух взлетел ст. лейтенант Елисеев и сержант Юшинов. Елисеев вместе с Юшиновым смело ринулись на врага. Двое против шести МЕ-110. В результате противник не был допущен на аэродром, в воздушном бою сбит 1 МЕ-110».
Дважды Анатолий дотягивал до аэродрома на поврежденной в бою машине и благополучно садился.
Сообщения из наградного листа очень скупы и немногословны, и можно только догадываться, что за ними скрывается.
31 марта 1942 года командир звена 1-й эскадрильи 147-го ИАП старший лейтенант Елисеев Анатолий Васильевич не вернулся из разведки из района Луостари. Больше о его судьбе до недавнего времени ничего доподлинно известно не было. Его мать получила извещение о том, что он «не вернулся с боевого задания».
Мой отец – брат Анатолия – годами пытался выяснить хоть что-то. Вёл переписку со следопытами из школы поселка Килп-Явр, которые занимались изучением истории боевых действий 19-го и 20-го Гвардейских авиаполков и поиском родственников летчиков. Но ничего нового выяснить не удалось.
А через двадцать с лишним лет после похоронки Матрёне Николаевне, отчаявшейся узнать что-либо о судьбе пропавшего сына, пришло письмо от школьников из Килп-Явра с очерком писателя Александра Шевцова об Анатолии Елисееве. И самое интересное там было в конце:
«И его нашли. На берегу какого-то безымянного озера лежала машина, полузанесенная снегом. Когда лыжники разгребли снег, они увидели Толю, сидящим в кабине с опущенной головой. В стекле кабины темнела маленькая зловещая дырочка. Вероятно, смертельно раненый, он все же нашел в себе силы, чтобы посадить машину на живот. Но потом силы оставили его...».
Только никаких подтверждений того, что машина и летчик найдены, моему отцу так и не удалось найти. Место захоронения – также было не известно...
Через много лет после смерти отца я решил, воспользовавшись новыми возможностями, попробовать продолжить поиски сведений о последнем боевом вылете Анатолия. Многие документы рассекречены, а Интернет, как выразился один из причастных к этому поиску людей, – «делает возможным невозможное».
Для начала был создан сайт памяти, где были собраны все сведения, документы и фотографии летчика, которые сохранились в семье.
И вот, по ходу работы над сайтом, стали появляться ответы на некоторые вопросы, а также неожиданные находки. А вскоре пришел ответ на главный вопрос. Я получил письмо от мурманского поисковика Андрея Копыткова, где среди прочего было сказано:
«В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолёта были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на «Томахауке» № 202 летал Анатолий Елисеев...».
Завершая свой рассказ, хочу выразить признательность людям, которые помогли мне в этом поиске, начатом моим отцом и продолженном всеми нами: моим родным, а также Дмитрию Гринюку, Альберту Ничипоруку, Андрею Копыткову и другим причастным, с кем пока не знаком даже виртуально.
А поиск – продолжается…
Мемориальный сайт, посвященный летчику: http://waman1942.narod.ru
Примечания:
* К сожалению, некоторые сведения из этого очерка не подтверждаются.
** По другим данным этот бой произошел 11 марта.
ВРЕЗ Письмо с фронта
7.2.42.
Здравствуйте, дорогие папа, мама, Зоя и все родственники!!!
Шлю вам свой сердечный привет и желаю успеха в ваших делах. Сегодня 7 февраля получил от вас письмо, за что очень благодарю. Я был очень рад получить от вас весточку о вашем житье бытье. Я жив и здоров, все в порядке, чувствую себя хорошо.
Веду повседневную боевую жизнь. Уже с обстановкой как-то свыкся и считаю вполне нормальные боевые дни, несмотря на то, что приходится очень много рисковать, от этого зависит успех выполнения заданий. Но ничего, с каждым днем все приближается разгром врага и настанет час, когда мы встретимся вновь и будем торжествовать победу. Правда, еще много впереди трудных моментов, но будем стараться выходить из них победителями. Вы конечно знаете мою работу, она исключительно сейчас требует много опыта, мужества, отваги и силы, чтобы выйти победителем.
Уже пройден большой этап, были разные воздушные бои и, как видите, все нормально.
Да, много пришлось пережить. Уже трижды можно сказать я родился на свет. Были моменты, когда, можно сказать, не было выхода из положения, но благодаря силе воли, опыта 2-ой войны выходил из создавшегося положения. Зоя в письме правильно пишет, что желаю тебе замечательное здоровье и самолету безотказно работать. Да это так и есть, это одна из тех побед, которые имеются и выручали меня. Получил письмо также от папы, очень он хорошо и подробно пишет о ваших делах. Послал 2 тысячи в Казань на имя маме, хотел выслать аттестат, но теперь мне сообщите, куда высылать. Пишите чаще письма, жду ответ с приветом, Толя.
1.Анатолий Елисеев Москва 1940 год.
2.Меsserschmitt Bf.109E-7, сбитый старшим лейтенантом Елисеевым в воздушном бою 26 февраля 1942 года в районе станции Кола. Аэродром Мурмаши.
4.Рисунок Анатолия Елисеева.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 8 гостей