ДО ПОБЕДЫ ОСТАВАЛИСЬ СЧИТАННЫЕ ДНИ…
(или малоизвестные страницы боевой летописи Военно-морского флота в последние дни Великой Отечественной войны).
Сергей Смолянников,
фото из архива автора.
Говоря о последних днях Великой Отечественной войны и роли советского воина, как правило, речь ведётся исключительно о сухопутных участках боевых действий, как во время штурма Берлина (а, соответственно, взятия Рейхстага), так и при освобождении Праги. Изредка, да и то, как бы, мимолётом, сообщалось об участии в Берлинской операции, кораблей и катеров Дунайской и Днепровской военных флотилий.
Спору нет, основная тяжесть легла на плечи пехотинцев, танкистов и артиллеристов, но уместно ли забывать о моряках, которые, так же, как и их сухопутные братья, до последнего выстрела противника вели активные боевые действия. Вот эти последние бои на море и остались без серьёзного анализа, а значит и исследования, что и предполагает раскрыть некоторые подробности последних дней войны на море.
С 27 апреля по 19 мая 1945 года советские моряки были вынуждены продолжать войну на море против германского флота, самого активного противника, не признававшего окончательной и безоговорочной капитуляции.
В зоне оперативного действия Краснознаменного Балтийского и Северного флотов до 11 мая постоянно на коммуникациях действовали советские подводные лодки, торпедные и сторожевые катера, а также морская авиация. Только за период конца апреля – первой декады мая, было уничтожено двенадцать транспортов противника с находящимися на них войсками и техникой. Даже после официального уведомления 2 мая о прекращении боевых действий, германский флот не только не прекратил свою деятельность, а, напротив, в отдельных районах активизировал её.
В 15 часов 41 минуту 8 мая радиостанция командующего германскими подводными силами передала телеграмму: «Всем судам, подчинённым командующему подводным флотом, включая малые суда обеспечения, находящиеся в Гельсингерской бухте, немедленно идти в Фленсбург и стать на якорь на свободную стоянку вблизи базы подводных лодок». Однако, далеко не все экипажи «малышей Деница» выполнили этот приказ.
В ночь на 9 мая центральная радиостанция ВМС Германии в Фленсбурге передала приказ адмирала Деница, назначенного Гитлером перед самоубийством рейхсканцлером и Верховным главнокомандующим германских войск, о прекращении с 1 часа 00 минут 9 мая по германскому летнему времени, активных боевых действий. Всем служебным инстанциям армии, флота и авиации, а также частям СС предписывалось оставаться на своих местах. Не должно было быть никаких потоплений или повреждений судов и самолётов. Ни одна часть машин не должна была быть испорчена. Все другие приказы, которые будут объявлены после 1 ч 00 мин 9 мая Верховным главнокомандованием Советского Союза и союзников должны исполняться. Но именно в этот же день в 9 часов 38 минут немецкая радиостанция на острове Борнхольм открытым текстом передала: «Транспортировку немцев с востока производить с максимальной быстротой». Это значило, что германский флот не подчинился требованиям капитуляции и решил продолжить боевые действия против советского флота, намереваясь, таким образом, попасть в западный сектор пленения, т.е. к американцам и англичанам.
Даже подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил уполномоченными на это Деницем лицами, не остановило немецких моряков. И это, несмотря на то, что её подписали начальник штаба Верховного командования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами гросс-адмирал Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф. А приняли капитуляцию, как известно, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и Главный маршал авиации Великобритании А. Теддер. В качестве свидетелей присутствовали также американский генерал К. Спаатс и французский генерал Ж.М. де Латтр де Тассиньи. А на море шла война, тонули корабли, пропадали самолёты морской авиации и погибали их экипажи…
Во исполнение Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, немецкая радиостанция в Нарвике передала приказание главнокомандующего вооруженными силами Германии находившимся в море подводным лодкам об отмене приказа, отданного 8 мая, и о безоговорочном выполнении следующих условий Советского Союза и союзников:
1) с настоящего времени подводным лодкам идти только в надводном положении;
2) номер лодки и её местонахождение передать открыто ближайшей британской, американской, канадской или советской береговой радиостанции на волне 600 м (500 кГц) или на частотах KB диапазона - 16845, 12686, 5970 кГц позывными «ГЗЗИ» и «Г33110»;
3) днём поднимать чёрный или синий флаг, ночью иметь огни;
4) весь боезапас выбросить за борт, замки орудий и запалы торпед удалить, мины поставить на предохранители;
5) радиосвязь и сигнальную связь вести только открытым текстом;
6) точно придерживаться указаний, которые будут даны в последующих радиограммах, относительно курса следования к портам;
7) запрещается топить и наносить повреждения судам.
Однако боевая деятельность Балтийского и Северного флотов не могла быть немедленно прекращена, хотя Германия и капитулировала, так как не было полной уверенности в неуклонном выполнении её вооруженными силами всех условий капитуляции. Особое опасение вызывало то, что немалое число немецких подводных лодок, находившихся в море, не подтвердили о своем согласии следовать в назначенные базы. Да и другие силы германского флота продолжали активное сопротивление. Поэтому ещё около месяца режим плавания и боевые готовности сил на театрах оставались прежними. И это было целиком и полностью оправдано.
Только факты, подтвержденные всеми сторонами:
- Нарушая акт о безоговорочной капитуляции, противник в течение 10 мая продолжал отводить свои корабли, гружённые войсками, в западную часть Балтийского моря - в порты Дании и Швеции. С этой целью два звена торпедных катеров (6 единиц), приняв роту охраны Кольбергской ВМБ (120 моряков), высадили их без противодействия на остров Борнхольм, где пленили немецкий штаб во главе с командующим войсками на острове, после чего его гарнизон капитулировал. По пути были остановлены 1 буксир и 4 мотобота с солдатами противника и под конвоем возвращены в Кольберг;
- Тем же днём, отряд торпедных катеров (4 единицы) у Либавы на рассвете атаковал конвой неприятеля, потопив транспорт, тральщик и самоходную баржу. В 10 часов в порт Либавы вошли торпедные катера с морскими пехотинцами, которые без противодействия высадились и в 10 часов 40 минут подняли над зданием порта Военно-морской флаг СССР. В полдень в Либаву вошли наши войска;
- В районе Мемеля 4 наших катера также обнаружили караван противника в составе двух буксиров и шести быстроходных десантных барж. Противник, несмотря на указания немецкого морского командования, открыл огонь по советским катерам. Командир отряда приказал уничтожить суда, оказывающие сопротивление. Были потоплены буксир и три десантных баржи. Остальные подняли белые флаги и были отконвоированы в порт;
- Только к вечеру немецкий гарнизон береговой обороны полуострова Хель (район Гдыни) сложил оружие, да и то, только после того, как было уничтожено в море, при попытке эвакуации войск четыре транспорта и восемь других плавсредств (от кораблей ПЛО и миноносцев, до самоходных барж);
- Дунайская флотилия взяла под охрану в районе Линца оставленные противником корабли и суда, в том числе 1 вспомогательный корабль, восемь тральщиков, 2 минных катера, 8 полуглиссеров, 23 буксира, 2 плавкрана и 87 других плавсредств. В последующие дни корабли флотилии продолжали траление мин и ограждение речных фарватеров, несли дозорную службу. Корабли Днепровской флотилии в это же время, также продолжали боевое траление на Одере и в нижнем течении Вислы, а 10 мая у Свинемюнде подорвался и затонул со всем личным составом тральщик № 696, а вместе с ним буксируемая баржа.
Завершилась Пражская операция войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов, ликвидировавших последнюю крупную группировку немецких войск и полностью освободивших Чехословакию. С этими событиями, должен был наступить долгожданный мир…
Тем более что за период с 9 по 14 мая на всех фронтах нашими войсками было взято в плен более 1 миллиона 230 тысяч солдат, матросов и офицеров германской армии и флота, которые немедленно разоружались. В то же время в зоне, контролируемой английскими войсками, некоторое время, разоружение ряда сдавшихся немецких частей шло медленно. В результате, например, в норвежском городе Тромсе личный состав 6-й немецкой горной дивизии и части сводной морской бригады береговой обороны свободно ходили по городу с оружием, и имели место случаи индивидуального и группового убийства находившихся там безоружных советских военнопленных, что оставалось «незамеченным» английским командованием и проходило безнаказанно для немцев. Наконец, 21 мая они ворвались в русский лагерь военнопленных на одном из островов близ Тромса и расстреляли там около двух тысяч советских граждан. Лишь после вмешательства нашего командования, предупредившего о возможной высадке советского морского десанта из Петсамо в Тромсе, немецкие моряки были разоружены.
В заключение хотелось бы сказать, что уже 3 июня 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение о переброске войск в Забайкалье и на Дальний Восток, о создании запасов боеприпасов, горючего и продовольствия для Дальневосточного и Забайкальского фронтов, Приморской группы войск и Тихоокеанского флота...
А в газете «Красная Звезда» от 22 июля 1945-го было опубликовано сообщение о том, что в Военно-морском флоте СССР на 1 июня 1945 года насчитывалось 207876 моряков, награждённых орденами и медалями, и 430 Героев Советского Союза. Не сказано было лишь о том, что последние боевые страницы истории Великой Отечественной войны были написаны всё же моряками…
1.Именно моряки северяне и балтийцы поставили последнюю точку в Великой Отечественной войне.
2.На моряков-катерников легла основная тяжесть морских боёв последних дней войны.
3.Катера Днепровской флотилии закончили Великую Отечественную последними.
ДО ПОБЕДЫ ОСТАВАЛИСЬ СЧИТАННЫЕ ДНИ…
Модератор: svkon
Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»
Перейти
- Архивариус
- ПОИСК ИСТОРИЧЕСКИХ НАХОДОК И КЛАДОВ
- ↳ Форум
- ↳ МЕТАЛЛОДЕТЕКТОРЫ АКСЕССУАРЫ
- ↳ ЛИТЕРАТУРА, КАРТЫ
- ↳ 4 Х 4
- СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
- ↳ СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ, НОВОСТИ
- ↳ ВСТРЕЧИ ОФФ-ЛАИН, ЭКСПЕДИЦИИ
- ↳ НАШИ НАХОДКИ
- ↳ ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
- ↳ ОФОРМЛЕНИЕ НАХОДОК И КОЛЛЕКЦИЙ
- ↳ РЕСТАВРАЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
- АТРИБУЦИЯ, ОЦЕНКА И ОБСУЖДЕНИЕ НАХОДОК И ПРЕДМЕТОВ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
- ↳ НУМИЗМАТИКА
- ↳ МОНЕТЫ ДО РЕФОРМЫ ПЕТРА 1
- ↳ БЕЗМОНЕТНЫЙ УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
- ↳ ЦАРСКИЙ ПЕРИОД
- ↳ МОНЕТЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
- ↳ МАГАЗИН (КУПИ- ПРОДАЙ)
- ↳ МОНЕТЫ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА 1
- ↳ РАЗНОЕ
- ↳ ФИЛОБУТОНИСТИКА
- ↳ ФАЛЕРИСТИКА
- ↳ МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
- ↳ СФРАГИСТИКА
- ↳ ВОЕННАЯ АРХЕОЛОГИЯ
- ↳ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
- ↳ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
- ↳ ОРУЖИЕ ДО 18 ВЕКА
- ↳ ВОИНА 1812ГОДА
- ↳ КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 - 1856 Г.Г.
- ↳ Армия Великобритании в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг.
- ↳ 1-я пехотная дивизия / 1-st Division of Foot
- ↳ 2-я пехотная дивизия / 2-nd Division of Foot
- ↳ 3-я пехотная дивизия / 3-rd Division of Foot
- ↳ 4-я пехотная дивизия / 4-th Division of Foot
- ↳ Легкая дивизия / Light Division
- ↳ Дивизия шотландских горцев / Highland Division
- ↳ Тяжелая бригада Кавалерийской дивизии
- ↳ Легкая бригада Кавалерийской дивизии
- ↳ Специальные части (артиллерия, инженеры, морская пехота, флот и т.д)
- ↳ Прочие части (милиция, полки, официально не принимавшие участия в боевых действиях)
- ↳ Армия Франции в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг.
- ↳ Императорская гвардия
- ↳ Пехота
- ↳ Кавалерия
- ↳ Артиллерия
- ↳ Специальные части ( инженеры, флот, военная администрация и т.д. )
- ↳ Прочие подразделения
- ↳ Армия Сардинии в Восточной (Крымской) войне 1853-1856
- ↳ Пехота
- ↳ Артиллерия
- ↳ Кавалерия
- ↳ Специальные части (флот, инженеры, медики и пр.)
- ↳ Армия России в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг.
- ↳ Пехота
- ↳ Артиллерия
- ↳ Инженерные части
- ↳ Кавалерия
- ↳ Флот
- ↳ Прочие части
- ↳ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-1918 Г.Г.
- ↳ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1917-1923 Г.Г.
- РУССКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ АРМИЯ ОТ ПЕТРА-I ДО НИКОЛАЯ-II
- ↳ ФАЛЕРИСТИКА РИА
- ↳ Знаки военных учебных заведений РИА
- ↳ Знаки военных учебных заведений РИА
- ↳ ФУРНИТУРА РИА
- ↳ УНИФОРМА И СНАРЯЖЕНИЕ РИА
- ↳ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ
- ↳ ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ
- РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ 1918-1945 ГГ.
- ↳ Они сражались за Родину
- ↳ Архив журнала "Военная Археология"
- ↳ Отзовитесь кто помнит
- ↳ ФАЛЕРИСТИКА РККА
- ↳ УНИФОРМА И СНАРЯЖЕНИЕ РККА
- ↳ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ
- ↳ ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ РККА
- ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ И ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1914-1933 гг.
- ↳ ФАЛЕРИСТИКА .
- ↳ УНИФОРМА И СНАРЯЖЕНИЕ .
- ↳ ФОТОГРАФИИ И ОТКРЫТКИ .
- ↳ Исторические личности, союзники и события
- КУПЛЮ - ПРОДАМ - ПОМЕНЯЮ
- ↳ НАХОДКИ
- ↳ Монеты
- ↳ Фалеристика
- ↳ Пряжки, пуговицы, кокарды
- ↳ Металлопластика
- ↳ Пломбы и печати
- ↳ Предметы быта
- ↳ АУКЦИОН
- ↳ Архив
- ↳ Нумизматика
- ↳ Монеты допетровской Руси до 1700 г.
- ↳ Монеты Императорской России после 1700 г.
- ↳ Монеты РСФСР , СССР и РФ
- ↳ Монеты разное
- ↳ Боны
- ↳ Филобутонистика
- ↳ Фалеристика
- ↳ Металлопастика
- ↳ Сфагистика
- ↳ Военный антиквариат
- ↳ Модераторский раздел
- ↳ СВОБОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА
- ↳ Фалеристика, фурнитура и филобутанистика. Военные и гражданские: АУКЦИОН
- ↳ Фалеристика, фурнитура и филобутанистика. Военные и гражданские: КУПЛЮ-ПРОДАМ
- ↳ Нагрудные знаки СССР
- ↳ Фурнитура и филобутанистика
- ↳ НУМИЗМАТИКА И СФРАГИСТИКА: АУКЦИОН
- ↳ НУМИЗМАТИКА И СФРАГИСТИКА: КУПЛЮ-ПРОДАМ
- ↳ МЕТАЛЛОПЛАСТИКА: АУКЦИОН
- ↳ МЕТАЛЛОПЛАСТИКА: КУПЛЮ-ПРОДАМ
- ↳ Палеонтология и Минералогия
- Дела архивные
- ↳ ФАЛЕРИСТИКА .
- ↳ СНАРЯЖЕНИЕ .
- ↳ ФОТОГРАФИИ - ОТКРЫТКИ - МАРКИ.
- ↳ ДОКУМЕНТЫ - НАГРАДНЫЕ ЛИСТЫ - КНИГИ .
- ↳ ПОСУДА .
- ↳ События, исторические личности и союзники
- ↳ КУПЛЮ
- ↳ ПРОДАМ
- Награды СССР и Республиканские ордена. Консультации, обсуждение, обмен информацией
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя