Наталья Шамова,
корреспондент газеты «Курганинские известия»,
член Союза журналистов Кубани,
член Курганинской районной организации
Краснодарского краевого отделения
Российского общества историков-архивистов.
Фото Натальи Шамовой, Сергея Шаламова и из партийного архива Москвы
«За Родину – огонь!»
Спустя семьдесят четыре года ещё один солдат вернулся с войны
Путь стрелка Красной Армии Алексея Панченко, погибшего летом 1944 года в боях за Карпаты, был непростым. Благодарные потомки Украины и России сделали все возможное, чтобы защитник Родины мирно покоился на родной земле.
...Шёл 15-й день войны. Оставив жену и двоих детей, рабочий московского завода «Каучук» Алексей Панченко прибыл на Большую Калужскую улицу (ныне Ленинский проспект).
В здании Московского горного института шло формирование первой дивизии народного ополчения, в которое записывались ополченцы из крупнейших предприятий Ленинского района: станкостроительного завода «Красный пролетарий», станкозавода имени Серго Орджоникидзе, 2-го шарикоподшипникового, карбюраторного заводов, завода «Главполиграфмаш», кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и других. В числе добровольцев были преподаватели и научные работники институтов столицы.
Ряды Красной Армии пополнили более тысячи рабочих завода «Каучук». Оставшиеся специалисты ковали победу в Свердловске, Билимбае и Саратове, куда завод был эвакуирован в 1941 году. Рабочие, которым до войны доводилось изготавливать покрышки для советских автомобилей, оборудование для дрейфующей станции «Северный полюс-1» и оболочку аэростата «СССР-1», в годы войны занимались выпуском аэростатов воздушного заграждения и резинотехнических изделий для военной техники.
Шестого июля в сводках Совинформбюро сообщалось о том, что на Бобруйском направлении в результате многочисленных неудачных попыток форсировать Днепр, противник нёс большие потери. Спустя почти два года бойцу Панченко в боях при освобождение Левобережной Украины придется самому форсировать эту величественную реку, протянувшуюся по Стране Советов на две тысячи вёрст.
Утром 9 июля в составе дивизии Алексей Панченко походным маршем прошёл по улицам столицы. Задачей добровольцев было закрепиться на подступах к Москве.
Первое время бойцы строили оборонительные сооружения в Подмосковье, а уже в середине июля совершили переход по маршруту Медынь - Юхнов - Спас-Деменск. В последних числах июля после формирования резервного фронта ополченцы вошли в состав 33-й армии, а спустя две недели были зачислены в состав 60-й стрелковой дивизии действующей армии.
2 октября в боях под Вязьмой Алексей Панченко получил тяжёлое ранение. Вернуться в строй он смог лишь спустя год. 7 июля 1942 года, прибыв по адресу 1-й Спасский тупик, дом 12А, где располагался Московский военно-пересыльный пункт, стрелок Панченко был приписан к 310-му стрелковому полку 8-й стрелковой дивизии, в составе которой ему пришлось воевать на Брянском, Центральном, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах.
По дорогам, вспаханным войной
За плечами Алексея Панченко была Гражданская война. На протяжении четырёх лет боец 1-й Конной армии Западного фронта рубил шашкой неприятеля. Может быть, именно поэтому, врываясь в расположение противника, он неоднократно в рукопашной схватке уничтожал до десятка вражеских солдат.
Битва на Курской Дуге. 5 июля 1943-го в районе Курска развернулось одно из величайших сражений Великой Отечественной войны, закончившееся разгромом Орловской и Белгородско-Харьковской группировок немецко-фашистских войск. Курская битва стала продолжением коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, который был начат под Сталинградом и завершён в сражении за Днепр. После неё стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной Армии.
В одном из боёв Курской операции боец Панченко проявил личную храбрость, за что был удостоен медали «За отвагу».
Бросок через Восточный вал. 24 августа 1943-го началась битва за Днепр. Спустя неделю пехота, танки и артиллерия дивизии выдвинулись в 250-километровый марш. Суточные переходы составляли 25-40 километров. В это время родилась маршевая песня дивизии: «Вражью силу на пути ломая, мы победно движемся вперёд. Так идёт стрелковая восьмая, грозная дивизия идёт». Гитлеровское руководство возлагало большие надежды на оборону Восточного вала, надеясь удержать плодородные земли Правобережной Украины, Криворожско-Никопольский бассейн, Крым и порты Чёрного моря. С этой целью в ряде районов на левом берегу Днепра были построены сильные предмостные укрепления, особенно крупные в районах Кременчуга, Запорожья и Никополя.
Прежде чем немецкая оборонительная линия была прорвана, Алексей Панченко и его однополчане трижды форсировали водные преграды: Десну, Днепр и Припять. И если на Десне удалось подготовить средства переправы, на Припяти воспользоваться паромной переправой и лодками, подготовленными партизанами, то могучий осенний Днепр, раскинувшийся на несколько сотен метров в ширину, пришлось преодолевать вплавь. Неудержимым «девятым валом» накатились советские войска на фашистский Восточный вал. Наступление началось под гром артиллерийских залпов и бомбовые удары штурмовиков. Радостной была встреча воинов-освободителей с жителями и партизанами освобождённых районов, снабдивших дивизию продовольствием и фуражом из запасов, отбитых у гитлеровцев.
После длительного марша воины перевели дух и двинулись на северо-запад. Боевой настрой солдат поднимала дивизионная газета «Месть народа», которую в части доставляли вместе с патронами и снарядами.
В конце 1943-го 1-й Украинский фронт гнал немецко-фашистские войска из Правобережной Украины. В феврале был получен приказ начать наступательную операцию, вошедшую в историю под названием Проскуровско-Черновицкая.
Бои за Ямполь. Своим названием Ямпольская дивизия, в составе которой воевал Алексей Панченко, обязана победой и отличием в боях за населенный пункт Ямполь. В труднейшей обстановке полного бездорожья наши части за несколько дней прошли с боями огромное расстояние. Противник располагал на этом направлении крупными силами пехоты и артиллерии. Все их контратаки обычно поддерживались сильными танковыми группами и авиацией. Шли ожесточенные бои, но наши части настойчиво преодолевали сопротивление немцев и теснили их к Днестру. Ямполь был взят 17 марта 1944 года.
Львовско-Сандомирская операция. С июля по август 1944-го 8-я дивизия принимала участие в наступательной Львовско-Сандомирской операции, относящейся к одному из так называемых десяти сталинских ударов. Южные районы Польши имели большое экономическое и стратегическое значение для немецкого командования, и потому оно любыми силами стремилось удержать Западную Украину и не допустить вход советских войск в Польшу. Со своей стороны советское командование ставило перед собой цель освободить Западную Украину и занять Юго-Восточную Польшу.
Бои за Зажечье. В конце июля 1944-го противник предпринимал попытки приостановить продвижение частей Красной Армии: взрывал мосты, минировал дороги, но всё это не могло остановить высокого порыва солдат и офицеров, проявлявших массовый героизм. Отважно сражался и боец Панченко. Ранним утром 25 июля загрохотали пушки. После сильного артиллерийского налёта солдаты броском преодолели нейтральную полосу и захватили склоны ближайших высот.
Почти весь месяц шли дожди. Над вершинами гор с утра до вечера нависали тяжёлые свинцовые тучи. В лощинах и промоинах ревели потоки воды. Скользя по глинистым, раскисшим от дождей склонам, бойцы сползали к подножию. Некоторые уже не поднимались. К исходу дня части дивизии выполнили задачу командования и, пройдя с боями свыше тридцати километров, закрепились на рубеже изгиба железнодорожного моста.
26 июля поступил приказ ударом завладеть ручьем Ослава Бяле и выйти через село Зажечье к окрестностям поселка Делятино, захват которого открывал путь к переправе через реку Прут. К вечеру задача была частично выполнена.
27 июля, в половине пятого утра, бойцы вновь предприняли атаку противника. Несмотря на ранний выход и сражения, продолжавшиеся в течение дня, красноармейцы продолжали наступление, в ряде случаев вступая в рукопашные схватки. Ни яростное сопротивление противника, ни миномёты и ружейно-пулемётный огонь не могли остановить советских солдат, демонстрировавших чудеса храбрости и героизма.
В этот день отличился и помощник командира взвода 5-й стрелковой роты Алексей Панченко. Воодушевляя бойцов на борьбу с немецкими захватчиками, он лично проявил мужество: в то время, когда противник пошел в контрнаступление, отражая атаку, Алексей лично убил восемь немецких солдат и захватил пулемёт противника. В этот же день от руки красноармейца Панченко пали ещё два врага, а одного немецкого солдата он взял в плен.
Приказом командира 8-й стрелковой Ямпольской дивизии гвардии генерала-майора Андрея Семеновича Смирнова от 7 августа 1944 года Алексей Панченко был представлен к ордену Славы III степени.
Наступая, красноармейцы преодолевали упорное сопротивление противника. Оккупанты имели большой численный перевес и вели ожесточённый ружейно-пулемётный и артминомётный огонь. Несмотря на это, переходя в частые контратаки, подразделения шаг за шагом продвигались вперёд и к вечеру достигли северных склонов горы Маковица, ещё помнившей, как в Гражданскую войну сотни бойцов сложили здесь свои головы.
Погиб в боях за Карпаты
12 августа 1944 года. Шел 1148-й день войны. До победы оставалось 270 дней. В десяти верстах от поселка Делятино бойцы дивизии вступили в сражение за стратегически важный пункт - гору Маковица - ключ к Яблоницкому перевалу. С её вершины просматривалась вся окрестность, а потому захватчикам не составило труда задолго до приближения Красной Армии раскрыть план её наступления.
Накануне ночью противник вёл сильный ружейно-пулемётный огонь по боевым порядкам наших частей. От миномётной и артиллерийской канонады дрожала земля. Округа стонала от взрывов. В шесть утра, сосредоточившись на крутых северных и северо-западных склонах, красноармейцы перешли в наступление. «За Родину - огонь!» - раздавался приказ командира. Спустя два часа, бойцы приблизились к самой вершине: лес уже не прикрывал склоны, прикрытием служили лишь редкие кустарники. В боях за высоту 984,1 командир отделения шестой стрелковой роты Алексей Панченко ворвался в траншеи противника и в рукопашной схватке уничтожил шесть вражеских солдат.
К медали «За отвагу» приказом по 310-му стрелковому полку 8-й стрелковой Ямпольской дивизии 4-го Украинского фронта от 17 августа 1944-го года № 23/н красноармеец Панченко был представлен посмертно. 12 августа дивизия потеряла тридцать шесть бойцов, двести сорок красноармейцев получили ранения.
Бои за Маковицу длились больше недели. Четыре тысячи фашистов навсегда остались лежать на отрогах Яблоницкого перевала, многие сдались в плен.
Останки имя обрели
До тех пор, пока медаль «За отвагу» за № 501442 не обнаружила себя на горе Маковица, считалось, что боец Панченко похоронен в семи верстах, на противоположном берегу реки Прут. Согласно книге погребений 310-го стрелкового полка, Алексей Панченко первоначально захоронен в церковной ограде деревни Луг(и) Делятинского (ныне Надворнянского) района Станиславской (ныне Ивано-Франсковской) области УССР. Позже останки бойцов из братской могилы были перенесены в воинское захоронение поселка городского типа Делятин. Видимо, в условиях ожесточённых боёв в документы закралась ошибка: вместо Алексея Панченко в деревне Луг(и) был захоронен другой солдат.
Возможность вернуться на Родину у бойца Панченко появилась спустя семьдесят четыре года со дня гибели. Проводя работы по разминированию высоты, у украинских спасателей сработал металлоискатель. В земле, рядом с человеческими останками, был найден кисет с медалью. Сотрудники МЧС приобщили к делу поисковиков Всеукраинской общественной организации «Союз «Народная память», которые летом 2017 года эксгумировали останки.
Долгая дорога домой
Из Карпат, в рамках проекта «Дорога домой», прах Алексея Панченко был передан в Россию. Передача останков состоялась в сентябре прошлого года в музее города Балаклея Харьковской области.
Долго и безуспешно поисковики Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» искали родственников в столице. Красноармейца Панченко считали москвичом, потому что на фронт он призывался из Москвы и из сведений о нём были известны лишь его московский адрес: Москва, Рублевское шоссе, дом 19, квартира 9 (ныне несуществующий), и имя жены - Александра Федоровна Панченко.
По стечению обстоятельств именно в том районе ныне размешен Парк Победы, на территории которого в декабре прошлого года состоялось торжественное прощание москвичей с бойцом Панченко. Останки красноармейца в Зал Памяти и Скорби музея Победы внесла рота почетного караула.
Спустя несколько месяцев, когда из партийного архива Москвы пришёл ответ на запрос, удалось установить, что Алексей Прокофьевич Панченко родом из кубанской станицы Родниковской Курганинского района.
На Кубани родственников бойца совместными усилиями нашли члены регионального отделения «Поисковое движение России» и юнармейцы города Курганинска.
Позже в Курганинском районном архиве по метрическим книгам удалось установить некоторые биографические сведения.
Родившись в семье крестьян-бедняков Прокопия Матвеевича Панченко и его законной супруги Параскевы Стефановны, прибывших на поселение из села Бабичева Воронежской губернии Бирюченского уезда Луценковской волости, до переезда в Москву Алексей Панченко был пахарем. Пройдя Гражданскую войну, в 1922 году он вернулся в родную станицу и занялся понятным и привычным сельским трудом. В тридцать три года прошел путь от рядового члена сельхозкоммуны до председателя сельхозартели «Красная Нива». В 1932 году семья Панченко перебралась в Москву, где глава семьи стал огородником совхоза Ленинские горы, а после рабочим завода «Каучук».
Москва - фронт семьи бойца Панченко
В Москве Алексея Панченко ждали жена Александра Фёдоровна и дети - Фёдор и Александра. Они стали свидетелями того, как изменилась замаскированная столица: в чёрный цвет перекрасили купола соборов, звёзды на башнях Кремля зачехлили, над мавзолеем построили двухэтажное здание. Стал неузнаваемым облик Большого театра, на Манежной и Красной площадях были установлены фанерные декорации домов, от Спасских до Боровицких ворот протянулась песчаная дорога. Центр Москвы стал неузнаваемым для немецких лётчиков.
В первые годы войны Москву почти ежедневно бомбили с воздуха, в основном ночью. В то время, когда глава семейства стоял на защите Отчизны, у домочадцев был свой фронт: едва по радио объявляли воздушную тревогу, включалась сирена и гудки паровозов, пятнадцатилетняя Шура и тринадцатилетний Фёдор поднимались на крыши домов. Спустя некоторое время, над городом зависали парашюты с осветительными снарядами. Они освещали округу, словно огромные лампы, а вслед за этим над Москвой со страшным воем пролетали бомбардировщики, сыпавшие на крыши зажигательные и фугасные бомбы. Добровольцам, ставшим на защиту города, важно было успеть залить их водой или, захватив длинными щипцами, сбросить вниз. В это время, освещая прожекторами небо столицы, советские артиллеристы наводили цели на самолёты неприятеля. Наводить прожекторы пришлось и Александре Фёдоровне. Напоминанием об этом ей служила медаль «За оборону Москвы».
После войны Александра с детьми вернулась на малую родину - в станицу Родниковскую.
… 22 июня 2018 года вернулся в Родниковскую и Алексей, где его останки были преданы кубанской земле.
Торжественная церемония захоронения и передача медали «За отвагу» родственникам Алексея Прокофьевича состоялись у мемориального комплекса «Скорбящая мать».
Слова прощания. Ружейные залпы салютной группы. Удары родной земли о крышку ковчега. Спустя час у мемориального комплекса, рядом с захоронением семи неизвестных солдат, погибших в августе 42-го, появилась еще одна плита. «Панченко Алексей Прокофьевич 04.02.1899-1944.08.12 красноармеец, стрелок 310-го стр. полка 8-й стр. дивизии» - гласит ее надпись. А ветер на сотни километров разносит главные слова близких: «Спасибо за нашего деда…».
Пройдут годы, и сюда, к захоронению, по-прежнему будут приходить потомки прославленного воина. В один из дней, держа за ручку сына или дочку, приведёт своего потомка самая юная участница погребения – четырёхлетняя праправнучка бойца Панченко, белокурая девочка со звучным победным именем Виктория.
…Он не ждал посмертной славы. К героям слава приходит сама.
1.Отчётная карточка А.П. Панченко.
2.Украинские спасатели, обнаружившие медаль и останки А. Панченко.
«За Родину – огонь!»
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: «За Родину – огонь!»
6.Торжественная церемония захоронения и передача медали «За отвагу» родственникам Алексея Прокофьевича состоялись у мемориального комплекса «Скорбящая мать».
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя