История поиска с удивительным началом и необычным концом

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

История поиска с удивительным началом и необычным концом

Сообщение Raid » 12 авг 2021, 13:48

Красноармеец Горский.
История поиска с удивительным началом и необычным концом

Алексей Крутько,
ПО «Высота им. Дмитрия Сячина» (Москва),
фото из архива автора

В августе 2017 года наш поисковый отряд «Высота им. Дмитрия Сячина» (г. Москва) проводил «Вахту Памяти» на территории Ярцевского района Смоленской области. Работа велась преимущественно в лесном массиве севернее урочища Гордеенки, на местах боёв 927-го стрелкового полка 251-й стрелковой дивизии в августе 1941 года. За несколько лет этот лес был перекопан поисковиками достаточно плотно, а потому найти здесь погибшего солдата казалось делом почти невозможным. Но поиск на других направлениях не дал результата, а потому в один из дней мы снова вернулись сюда.
Экспедиция подходила к концу, солнце клонилось к закату, и ребята, безрезультатно проходив весь день по лесу, уже собирались возвращаться в лагерь – назавтра предстояли сборы и долгая дорога в Москву. В это самое время командир отряда Илья Подколзин с помощью щупа нашёл бойца.
Место это, со всех сторон окружённое старыми раскопами, было абсолютно ровное – без видимой впадины. Неглубокая стрелковая ячейка. Вместе с погибшим – минимум личных вещей: портсигар, спички, опасная бритва, химический карандаш. И самое главное – стальной цилиндр медальона.
Около двух недель медальон пролежал в химическом растворе, и наконец, когда проржавевший металл полностью растворился, Илья сумел разложить наполовину истлевший вкладыш медальона. Солдата в ОБД «Мемориал» нашли сразу – им оказался пропавший без вести в 1941 году, уроженец села Зюзино Московской области красноармеец Горский Александр Михайлович, 1912 г.р., призванный Ленинским РВК 23 июня 1941 года. Последнее письмо с фронта, полученное женой Александра Михайловича, было датировано 11 августа 1941-го, обратный адрес – 927-й стрелковый полк .
В 1960 году село Зюзино вошло в черту города Москвы, положив начало новому району «Зюзино», и потому казалось, что поиск родственников солдата в таком большом городе может быть длительным, и сопряжён с определёнными трудностями. Но поиск завершился всего за один день.
Есть в районе «Зюзино» города Москвы увлечённый краевед Светлана Ивановна Ярославцева – она написала книгу «Девять веков юга. Между Филями и Братеевом», которую сегодня можно найти в Интернете. В книге рассказывается, в том числе, о семье потомственного священника Горского Михаила Капитоновича, который вплоть до 1930-х годов был настоятелем церкви Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в селе Зюзине. В семье Горских было пятеро сыновей – из них один умер в детском возрасте, а трое, включая нашего Александра, погибли на войне.
Прочитав в книге о семье солдата, мы разыскали адрес электронной почты автора книги, и, написав днём письмо, уже вечером получили от Светланы Ивановны ответ, в котором она обещала сообщить через «Зюзинское общество старожилов» новость одному из сыновей солдата - Михаилу Александровичу (всего у Горского А.М. было двое сыновей – Михаил и Анатолий). На следующий день мы уже общались по телефону с внучкой солдата Аллой Михайловной.
Далее я перейду на время с «мы» на «я», так как описать произошедшее по-другому не получится. Неожиданно на электронную почту отряда пришло письмо от женщины с именем Надежда, которое начиналось так: «С момента нашей переписки прошло два года, и вот мне позвонила сестра, вы сегодня с ней разговаривали. Нет слов, чтобы выразить огромную благодарность вашему отряду за то, что вы для нас сделали…».
Несколько секунд я пребывал в ступоре и совершенно ничего не мог понять. С момента какой переписки могло пройти два года, если мы только вчера нашли родственников солдата? Перелистал страничку вниз… и вот же они – мои письма Надежде Горской, которые я писал ей весной 2015 года! Сердце сильно забилось. Об этой переписке, как и о самой этой фамилии, я совершенно забыл. Тогда, в апреле 2015 года, Надежда Анатольевна решила написать в один из поисковых отрядов, работающих на Смоленщине, и, никак не связав известный ей номер полка с деятельностью нашего отряда, почему-то написала именно нам, интересуясь, не известно ли что-либо о судьбе её погибшего деда Горского А.М. Я тогда ответил, что наш отряд, действительно, работает на местах боев 927-го стрелкового полка в районе урочища Гордеенки, и при этом попытался объяснить, что шансы найти её деда крайне малы (про себя тогда отметил, что равны нулю).
Новость о переписке с внучкой солдата двухлетней давности произвела на всех ребят в отряде большое впечатление. В такое поверить трудно – как по заказу нашли внукам дедушку! И нашли там, где искать, казалось бы, уже бесполезно.
В сентябре Алла Михайловна и Надежда Анатольевна приезжали к нам одним днём на «Вахту Памяти», где мы отвели их на место гибели дедушки. Принявшие участие в выезде журналисты телепрограммы «Вести» сняли об этом событии небольшой репортаж. Руководство одной из московских школ, по случаю, разыскало последнее письмо с фронта А. Горского, которое находилось в экспозиции школьного музея, но со временем было утеряно.
Казалось, что вот уже и близко завершение поиска. Оставалось только решить вопрос с захоронением. Посовещавшись, семья солдата выразила желание похоронить Горского А.М. в семейном захоронении на Покровском кладбище г. Москвы, рядом с могилами его жены и сына. Ну что же, Москва, так Москва. Отправив официальное письмо в Департамент торговли и услуг города Москвы с просьбой разрешить погребение, мы, нисколько не сомневаясь в положительном решении, стали ждать ответа. И неожиданно получили отказ. В официальном ответе Департамент, руководствуясь требованиями законодательства г. Москвы, предложил сперва доказать факт смерти и обнаружения останков Горского в суде, получить на основе судебного решения гербовое свидетельство о смерти в ЗАГС, и лишь затем обращаться с соответствующим заявлением в Департамент. В письме, в частности, пояснялось, что «данная норма направлена на исключение захоронения останков, не имеющих отношения к защитникам Отечества, в том числе криминальных. В местах сражений, порой оказывались погребёнными останки как советских, так и вражеских военнослужащих. С учетом этого, медальоны и другие личные вещи, найденные в ходе раскопок, не могут являться безусловным доказательством принадлежности останков тому или иному военнослужащему». Иными словами, Департамент отказывался признавать защитниками Отечества погибших военнослужащих, в отношении которых отсутствуют судебные решения и гербовые свидетельства об их смерти – правомерность всей поисковой работы была поставлена равнодушными чиновниками под сомнение.
Тут мы только руками развели. Встал вопрос, что делать дальше.
Здесь хотелось бы опустить подробности о событиях последующего года, когда мы, пытаясь обойти сложившееся правовое недоразумение, стучались за помощью в двери высоких кабинетов различных госучреждений. Двери поначалу открывались, нам обещали помощь, но столкнувшись с непреклонной позицией Департамента, в помощи отказывали – «извините, ничего не поделаешь, такой закон».
Шли месяцы. За это время мы успели сродниться с семьей Горских, а Надежда Анатольевна даже приняла участие в одной из летних «Вахт Памяти», став настоящим поисковиком. Но вопрос с захоронением зашёл в тупик. В конце концов, стало ясно, что ничего, кроме суда, больше не остаётся.
Из сети Интернет мы узнали, что с похожей ситуацией, когда для захоронения погибшего солдата в Москве требовалось наличие свидетельства о его смерти, столкнулся поисковик и профессиональный юрист Евгений Курдюмов. Евгению удалось сделать, казалось бы, невозможное, - добиться судебного признания умершим погибшего в войну майора Сухорада З.В., чьи останки были найдены поисковиками в Брянской области. Об этом единичном тогда случае сообщали различные СМИ. Разыскав телефон Евгения, мы поделились с ним нашей проблемой, и он с радостью взялся помочь семье Горских представлять их интересы в суде, естественно, на безвозмездной основе.

В случае установления факта смерти – решение суда будет являться основанием для государственной регистрации смерти.

Осенью 2018 года Алла Михайловна подала иск в Чертановский суд г. Москвы и началась долгая судебная волокита. Дважды суд отказывал в рассмотрении заявления об установления факта смерти Горского А.М., не находя для этого оснований, однако по решению Мосгорсуда дело вернулось обратно. Дата судебного заседания была назначена на конец мая 2019 года.
Рядовому Горскому предстоял последний бой, - бой с безразличием чиновников. Помочь победить в этом бою выразили готовность самые разные, неравнодушные люди и организации города Москвы. В Чертановский суд отправили ходатайства «Поисковое движение России», МИПОД «Бессмертный полк», «Зюзинское общество старожилов», управ-ляющий Юго-западным викариатством города Москвы епископ Феофилакт, Глава муниципального округа Зюзино г. Москвы В.М. Щербакова, и многие другие. Ситуация с захоронением широко освещалась в социальных сетях журналистами проекта Благотворительного фонда «Солдатский храм».
В конце концов, благодаря высокому профессионализму Евгения Курдюмова, большой общественной поддержке и присутствию в зале журналистов телеканала «ОТР», судья удовлетворил иск семьи Горских.

Прецедент в поисковом деле получил продолжение: пропавший признан умершим на основании решения суда.

На основе решения Чертановского суда г. Москвы родными Горского А.М. было получено в ЗАГС гербовое свидетельство о его смерти.
Солнечным и тихим утром 27 июля 2019 года, вместе с Надеждой Анатольевной уложив останки её деда в заранее подготовленный гроб, мы отправились на малую родину Александра Михайловича, в район Зюзино.
В храме Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, том самом, где когда-то служил настоятелем отец солдата, и где Александр Михайлович венчался со своей супругой, состоялось его отпевание. Затем в назначенное время все собрались на Покровском кладбище – родственники, поисковики, старожилы района «Зюзино». Постояли, помолчали, поделились воспоминаниями … И вот под выстрелы почётного караула гроб опустили в могилу – к жене и сыну. Спустя 78 лет безвестности солдат вернулся домой.

P.S. Позже, работая в ЦАМО РФ с документами 927-го стрелкового полка, мы установили, что Горский А.М. был зачислен в списки данной воинской части 11 июля 1941 г., в период формирования полка на ст. Щурово Московской области. 13 июля Александр Михайлович принял присягу в составе взвода пешей разведки. 14 июля полк начал выдвижение к фронту.

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей