Увольнительные и вахтенные жетоны Пинской военной флотилии

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Увольнительные и вахтенные жетоны Пинской военной флотилии

Сообщение Raid » 11 май 2024, 22:01

      Увольнительные и вахтенные жетоны Пинской военной флотилии

                                                                                                    Сергей Гафаров
                                                                  Киевская общественная организация   
                                                                  «Товарищество ветеранов разведки   
                                                                  Военно-Морского Флота».
                                                                  фото автора и из сети Интернет
   

Увольнительные жетоны
    С темой увольнительных жетонов (знаков) сталкивались, наверное, многие исследователи военной истории. История таких жетонов берет начало ещё с Российской Императорской армии.
    Первоначальным предназначением увольнительных знаков в уставе была регуляция порядка увольнений нижних чинов. Каждому знаку соответствовал личный номер военнослужащего. В каждой роте (эскадроне, батарее) имелось столько увольнительных знаков, сколько нижних чинов числилось по списку части. Все увольнительные знаки хранились в специальных ящиках, ключи от которых находились у дежурного по роте (эскадрону, батарее). Нижние чины, перед тем, как покинуть территорию части, являлись к дежурному по роте (эскадрону, батарее), который осматривал – по форме  ли и опрятно ли они одеты и выдавал им увольнительные знаки или увольнительные записки. Возвращаясь обратно, нижние чины сдавали свои увольнительные знаки или увольнительные записки дежурному, который отмечал в специальной книге время прибытия уволенных и, если была такая необходимость, делал другие отметки. Казённая прислуга, одиночные нижние чины, отправленные в командировку или посылаемые со служебным заданием, а также вольноопределяющиеся, живущие на частных квартирах, увольнительные знаки имели при себе постоянно. При увольнении команд увольнительный знак выдавался только начальнику команды. Если же команда отправлялась на продолжительное время, то начальник команды получал увольнительные знаки на всех нижних чинов команды. «Увольнительный знак» представлял собой металлическую пластину произвольной формы. Размеры для знака предлагались от 1 до 1,5 вершка (от 4,4 до 6,6 см). На знаке выбивались буквами и цифрами: номер роты (эскадрона) или название команды, номер и название части и личный номер нижнего чина, которому принадлежит знак.
    В 2018 году благодаря Дмитрию Фирсову, Алексею Кислицыну и Андрею Гудошникову мы приобрели увольнительный жетон «ОШ УО ПВФ № 501» (Объединённая школа Учебного отряда Пинской военной флотилии). Материал: Медь. Диаметр: 50 мм. Найден Дмитрием на берегу реки Волга. Судя по всему, владельцу жетона удалось выйти из Киевского «котла» в 1941 году и попасть на Волгу, где и был утерян жетон.


    Вахтенные жетоны
    В отличие от сухопутных частей Пинской флотилии, на кораблях и катерах существовали несколько иные жетоны, так называемые – вахтенные. Как правило, люди, которые находят такие жетоны, сталкиваются с проблемой идентификации цифр. На примере известных нам жетонов мы предлагаем разобраться, что же это за загадочные цифры выбиты на них.
    Цифры на жетоне – это боевой (вахтенный) номер на корабле. 
  В соответствии с боевой организацией корабля старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в «Табель нумерации личного состава». Боевой номер состоит из трёх частей:
– Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
– Вторая часть (одна, две или три цифры) определяет принадлежность старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра – порядковый номер старшины или матроса в смене.
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
Первой боевой смене – 1, 5, 7;
Второй боевой смене – 2, 4, 8;
Третьей боевой смене – 3, 6, 9.
– Третья часть (две цифры) указывает номер боевого поста, где находится старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;
При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек – 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек – 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.
    На примере вахтенного жетона монитора «Жемчужин» покажем, как это расшифровывается. ФОТО 2 и 3
    В 2018 году благодаря Александру Пинчуку, Фёдору Кринычке, Александру Грищенко и участнику этого форума valter-ua, мы приобрели вахтенный жетон «МОНИТОР ВИТЕБСК 4-32-1».
    Известен ещё один вахтенный жетон этого корабля под номером 5-11-1.
    Таким образом, можно предположить, что подобные увольнительные и вахтенные жетоны мог иметь весь сухопутный и корабельный состав Днепровской военной флотилии (06.1931 – 07.1940) и впоследствии Пинской военной флотилии (07.1940 – 10.1941):
    Мониторы – «Ударный», «Жлезняков», «Левачёв», «Жемчужин», «Мартынов», «Флягин», «Ростовцев», «Бобруйск» (pol. ORP Horodyszcze), «Житомир» (pol. ORP Pinsk), «Винница» (pol. ORP Torun), «Витебск» (pol. ORP Warszawa), «Смоленск» (pol. ORP Krakow);
    Канонерские лодки – «Верный», «Передовой», «Трудовой» (pol.  KR Zawzieta);
    Бронекатера – (тип Д) №17 (№201), (тип Д) Д-1 (БК-1, №5, №132, №202), (тип Д) Д-2 (БК-2, №15, №133, №203), (тип Д) Д-3 (БК-3, №21, №134, №204), (тип Д) Д-4 (БК-4, №31, №135, №205).
    Бронекатера – (пр. 1125) №111, 112, 113, 114, 121, 122, 123, 124;
    Бронекатера – (тип Н) Н-1, Н-2, Н-3, Н-4, Н-5 (БК-5, №136, №206);
    Бронекатера – (тип Т) №41 (pol. тип Praga, LKU 25), №42 (pol. тип Praga, LKU 26), №43 (pol. тип Praga, LKU 27), №44 (pol. тип Praga, LKU 28), №45 (pol. тип Praga, LKU 29), №46 (pol. тип Meldynkowy, KM 14), №47 (pol. тип Meldynkowy, KM 15), №51 (pol. тип Linz, KU 1), №52 (pol. тип Linz, KU 2), №53 (pol. тип Linz, KU 3), №54 (pol. тип Pinsk, LKU 16), №55 (pol. тип Pinsk, LKU 17), №56 (pol. тип Pinsk, LKU 18), №57 (pol. тип Pinsk, LKU 19);
  Аэроглиссер (тип НКЛ-5) - 6 ед.;
  Полуглиссер (тип НКЛ-27) - 4 ед.;
  Минный заградитель «Колхозник»;
  Тральщики-заградители – ТЗ-1 (ТЩ №31), ТЗ-2 (ТЩ №32), ТЗ-3 (ТЩ №33), ТЗ-4 (ТЩ №34), ТЗ-5 (ТЩ №35);
  Тральщики – ТЩ №3 (pol.  Т-4), ТЩ №4 (pol.  Т-6), ТЩ №5 (pol.  Т-7);
  Штабной корабль «Припять» (pol. ORP Admiral Sierpinek);
  Плавбазы – «Белоруссия», «Ударник», «Неман» (pol. ORP General Szeptycki), «Березина» (pol.  ORP Hetman Chodkiewicz), БК (Блокшив №1).
  Плавбазы – №1 - №7.
  Вспомогательные суда.
  46-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ;
  109-й зенитный артиллерийский дивизион;
  Флотский полуэкипаж.

Очень надеемся, что наши дальнейшие  поиски жетонов по указанным судам  увенчаются успехом.


Увольнительный жетон.
Вложения
3..jpg
2..jpg
2..jpg (18.17 КБ) 684 просмотра
1.Увольнительный жетон..jpg
1.Увольнительный жетон..jpg (19.02 КБ) 684 просмотра

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Увольнительные и вахтенные жетоны Пинской военной флотилии

Сообщение Raid » 11 май 2024, 22:02

Вахтенные жетоны.
Вложения
5..jpg
5..jpg (27.37 КБ) 683 просмотра
4.Вахтенные жетоны.  Фото вместе с номером 5.jpg
4.Вахтенные жетоны. Фото вместе с номером 5.jpg (23.3 КБ) 683 просмотра

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость