Трагедия на Балтике

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:44

Трагедия на Балтике
(памяти героического Таллиннского прорыва)

27-30 августа 1941 года в Финском заливе Балтийского моря произошла одна из самых крупных трагедий советского и российского флота, получившая название «Таллинский прорыв»: из 225 кораблей Балтийского флота, эвакуировавших последних защитников и мирного население из осаждённого немецкими войсками Таллина, было уничтожено 62 судна, погибло и утонуло более 15 тыс. человек.
В рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» весной 2021 года состоялась подводная экспедиция, посвящённая 80-летию этого героического прорыва. Она была организована «Разведывательно-водолазной командой» и морской инженерной компанией «Фертоинг» совместно с Русским географическим обществом, Фондом президентских грантов и компанией «Транснефть».
«В период с 5 по 15 мая «Разведывательно-водолазная команда» обнаруж-ла и идентифицировала в Финском заливе четыре транспорта, погибшие 29 августа 1941 года от многочисленных ударов немецкой авиации: санитарный транспорт «Калпакс» №524, санитарный транспорт «Алев» №511, транспорт «Ярвамаа» №547, транспорт «Атис Кронвальдс» №563», - рассказал руководитель экспедиции Константин Богданов.
Как отметил Богданов, суда лежат на глубинах от 40 до 50 м юго-западнее острова Мощный. Команда подводных исследователей на каждом судне обнаружила судовые колокола - на некоторых из них удалось прочитать названия судов.
«Почти все обнаруженные суда сильно затянуты сетями, что осложняло проведение обследований. На палубе и в трюмах всех найденных транспортов обнаружены многочисленные остатки амуниции, стрелковое оружие», - отметил руководитель экспедиции.
В 2021 году были организованы и проведены экспедиции в район гибели найденных транспортов, а также для поиска и обследования других судов, погибших августе 1941 года у о. Гогланд.

История судов
Санитарный транспорт «Калпакс» №524. (фото 1)
Латвийский пароход французской постройки, 1914 года.
В Таллине принял на борт 1000 человек, из них 850 раненных, остальные в основном женщины и дети. В ходе Прорыва судно неоднократно останавливалось на минных полях и героически спасало людей с погибающих судов. По разным оценкам к вечеру 29 августа на судне было до 1500 человек, почти все раненные и спасённые из воды.
«Калпакс» затонул 29 августа 1941 года в 16 час. 46 мин, после попадания трёх авиабомб. Сохранились донесения капитана и старшего помощника, которые подробно описывают героическую и трагическую гибель «Калпакса». Из донесений следует, что после того, как судно скрылось под водой, враг продолжал обстреливать плавающих людей из пулемётов, бросал в них бомбы. Всего из более 1000 человек спаслось лишь 60–70. Из экипажа в 29 человек осталось 16, в том числе и раненый капитан судна Вейнбергс.
Однозначная идентификация «Калпакса» стала возможна после находки на носовой оконечности судна колокола с первоначальным названием транспорта - «Marie Louise» и указанием года и места постройки – 1914, город Нант. (фото 2).
В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, полевые кухни, госпитальные прачечные котлы на конной тяге, стрелковое оружие и каски раненных бойцов. (фото 3, 4, 5).
Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» около 2 лет назад во время поиска подводной лодки М-96, но не обследовался.

Санитарный транспорт «Алев» №511. (фото 6).
Эстонский пароход английской постройки, 1909 года.
В Таллине принял на борт 670 раненных. Во время Прорыва останавливался и принимал на борт людей с погибающих судов, в том числе со штабного корабля «Вирония». Сколько человек было на борту судна к вечеру 29 августа, неизвестно.
29 августа погиб от ударов немецкой авиации со всем личным составом: 18 моряков и 670 раненых, а также неустановленное число спасённых с других судов. Подробностей гибели не сохранилось. Обнаружен «Алев» в непосредственной близости от санитарного транспорта «Калпакс». (фото 7).
В результате подводного обследования установлено, что «Алев» получил прямые попадания авиабомб в носовые трюма и рубку. Судно переломилось пополам затонув почти мгновенно, что объясняет большое количество жертв. Корма транспорта высоко поднимается над грунтом, в то время как носовая часть переломлена и лежит почти на уровне грунта. (фото 8). На носу найден судовой колокол, но без названия. Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Алева». В трюмах и на палубе обнаружены останки погибших бойцов, элементы амуниции и личного стрелкового оружия. Под бортом, на дне обнаружены обломки легкового автомобиля, упавшего с палубы.

Транспорт «Атис Кронвальдс» №563. (фото 9).
Латвийский пароход немецкой постройки 1900 года.
В Таллине принял на борт 800 человек, в основном гражданских, а также имущество и оборудование Таллинского Военного порта.
Вечером 29 августа погиб от ударов немецкой авиации. В воде оказалось около 800 человек. Несколько часов спустя к месту гибели парохода подошло небольшое парусно-моторное судно, ему удалось подобрать из воды всего около сорока человек, в том числе и раненого капитана судна Эмсина.
На носовой оконечности обнаружен судовой колокол с надписью Stör Kiel 1909. (фото 10). Помимо останков погибших пассажиров, в трюмах и на палубе обнаружены многочисленные тюки и ящики, на кормовой палубе судоремонтное оборудование. На мостике – ящик с винтовочными патронами. (фото 11).
Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Атиса Кронвальдса» и по анализу обнаруженного на борту груза. (фото 12, 13 ).

Транспорт «Ярвамаа» №547. (фото 14).
Эстонский пароход английской постройки, 1894 года.
В Таллине принял на борт около 800 человек, в основном военных моряков из штабов КБФ и Бригады торпедных катеров, а также флотское имущество и вооружение со складов в Таллине.
Вечером 29 августа был тяжело поврежден ударами немецкой авиации, от попаданий авиабомбы загорелась центральная надстройка. Поздно вечером 29 августа подошедшие на помощь тральщики спасли с горящего «Ярвамаа» более 500 человек. К концу дня 29 августа на «Ярвамаа» помимо находившихся там пассажиров из Таллина, были спасшиеся с «Калпакса». Выгоревший и пустой «Ярвамаа» затонул утром 30 августа, переломившись пополам в районе носовых трюмов. Корма транспорта возвышается над грунтом, а переломившаяся носовая оконечность погрузилась в грунт до уровня палубы.
На носу судна обнаружен сильно коррозировавший судовой колокол, название на котором не читалось. Останки людей и элементы амуниции были обнаружены на кормовой палубе, а в кормовом трюме обнаружено военно-морское имущество: буи, параваны, ящики и т.д.
Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Ярвамаа», по анализу обнаруженного на борту груза, а также благодаря следам пожара в районе надстройки.
Специалисты морской инженерной компании «Фертоинг», которая выступает соорганизатором проекта «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте», сделали гидрографическое исследование и построили предварительные 3D-модели погибших судов.

* * *
Эстонская часть международной экспедиции «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» состоялась с 1 по 9 июля 2021 года на основании соглашения с Департаментом охраны памятников истории и культуры (Muinsuskaitseamet) Республики Эстония. В ней приняли участие представители Эстонии, России и Латвии. Экспедиция была организована при поддержке Фонд президентских грантов, Русское географическое общество. Она стартовала 1 июля в акватории Финского залива, в районе мыса Юминда.
В задачи экспедиции входило проведение серии погружений на глубину до 100 метров с целью идентификации и видеофиксации кораблей Таллинского прорыва, погибших в ночь с 28 на 29 августа 1941 года в районе Юминданинской минно-артиллерийской позиции. Тогда погибло более 40 кораблей и судов и около 10000 человек. Наиболее крупной, с точки зрения человеческих потерь, стала гибель транспортных судов «Балхаш», «Эверита», «Найсаар» и штабного судна «Вирония». На них погибло около 7 тысяч человек. Тогда же погибли последние эсминцы Балтийского флота серии «Новик», включая и головной корабль, погибший под именем «Яков Свердлов».
В ходе экспедиции было запланировано обследование порядка 8 объектов, выделенных на основании проведённых в предыдущие годы участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» гидролокационных исследований и изучения архивных материалов. После идентификации объекты будут представлены в открытом доступе на интерактивной геокарте, разрабатываемой компанией «Фертоинг». Все материалы исследований также будут переданы Департаменту охраны памятников истории и культуры Республики Эстония.
«Для нас основной смысл экспедиции состоит в увековечении памяти погибших людей, поэтому мы сконцентрировали внимание на тех кораблях, которые имеют наибольшее значение с точки зрения человеческих жертв», — поясняет логику поисковой работы Константин Богданов. — «Чтобы нам можно было с уверенностью сказать, что это именно те самые суда, необходимо было их найти, увидеть вживую и идентифицировать. А в некоторых случаях — восстановить историю их гибели».
Итогом этой экспедиции стала идентификация и съёмка водолазным способом пяти судов, погибших во время эвакуации сил Балтийского флота и защитников города из Таллина в районе мыса Юминда. (фото 15). На основании сравнения подводных съёмок и видимых на исторических фотографиях конструктивных особенностей судов, а также на основе анализа архивной документации, можно утверждать, что международная команда смогла точно идентифицировать два транспорта: ВТ-584 «Найссаар» и ВТ-501 «Балхаш».
По данным самого крупного исследователя истории Таллинского прорыва, контр-адмирала Радия Анатольевича Зубкова, транспорт «Балхаш» принял на борт до 3900 человек, это весь гарнизон города Палдиски, вместе с гарнизонным госпиталем и семьями военнослужащих. Транспорт благополучно прошёл почти всё минное заграждение «Юминда» и погиб утром 29 августа на восточном краю «Юминды».
По свидетельствам немногих спасшихся, взрыв произошел в районе второго трюма, судно стало стремительно погружаться носом вперед, опрокидываясь при этом на борт. Шансов на спасение практически не было. Погибло около 3800 человек, спасено по архивным данным всего 86. «Балхаш» лежит на глубине 96 метров. Нос судна глубоко зарылся в грунт, а корма возвышается над грунтом более чем на 10 метров. На палубе и в трюмах обнаружено огромное количество останков. По данным исследований Р.А. Зубкова транспорт «Балхаш» является самым массовым местом гибели людей среди всех участников Таллинского прорыва и самым массовым местом гибели людей в Финском заливе.
Транспорт «Найссаар» (фото 16) должен был принять на борт 1500 человек из состава стрелковых частей, защищавших Таллин. Сколько было принято на борт людей и какие грузы - доподлинно неизвестно. Дальнейшая судьба транспорта оставалась загадкой 80 лет, породив массу версий и легенд. В книге «Таллинский прорыв краснознамённого Балтийского флота» Р.А. Зубков указал, что «о точном месте и времени гибели Транспорта Найссаар документальных сведений не обнаружено!».
Обследование лежащего на глубине более 70 метров «Найссаара» прояснило судьбу и тайну гибели транспорта. «Найссаар» подорвался на той же минной линии, что и «Балхаш», на восточном краю «Юминды», утром 29 августа. Взрыв мины оторвал носовую оконечность судна, которое затонуло практически мгновенно, точных архивных данных о количестве спасенных нет. Судя по количеству обнаруженных на дне человеческих останков и элементов вооружения, «Найссаар» скорее всего до последнего оставался в порту Таллина, принимая на борт отступающие стрелковые части, вероятно, приняв на борт значительно больше предполагаемых 1500 человек. По данным исследований Радия Анатольевича Зубкова транспорт «Найссаар» является третьим по многочисленности местом гибели людей среди всех участников Таллинского прорыва.
На втором этапе была проведена съёмка и идентификация транспорта ВТ-545 «Эверита». (фото 17) На транспорте «Эверита» эвакуировался гарнизон острова Найссаар. Загрузка судна в маленькой гавани острова затянулась, и «Эверита» отошла от берега только днем 28 августа, когда остальные суда караванов уже шли на восток. «Эверита» смогла догнать остальные суда только поздно вечером, на западной границе минного поля «Юминда». Наступившая к тому моменту темнота не позволила отставшему транспорту двигаться по раннее протраленному фарватеру, и примерно в 22 часа «Эверита» подорвалась носом на мине. Судно переломилось и затонуло почти мгновенно. Около 1500 человек на борту судна оказались совершенно одни в ночном море. Но на помощь подошёл следовавший в составе Арьергарда сторожевой корабль «Циклон» (фото 18). Он вошел в гущу обломков и стал принимать на борт людей. Однако в темноте и сам «Циклон» сдрейфовал на мину, взрыв которой разорвал сторожевик пополам. С «Эвериты» смогли спастись всего несколько десятков человек, подобранных катерами. Экипаж «Циклона» погиб почти в полном составе.
Корпус «Эвериты» лежит на глубине 106 метров, виден перелом судна в районе носового трюма, корма высоко задрана над грунтом. Командой проекта «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» проведена съёмка кормовой части. (фото 19).
Обломки разорванного пополам «Циклона» лежат всего в паре сотен метров от остова «Эвериты» на глубине 97 метров.
По данным Радия Зубкова «Эверита» – это четвертая по количеству человеческих потерь жертва Таллинского прорыва.
Ледокол «Кришьянис Валдемарс» (фото 20) двигался в составе Конвоя №1. Около 18 часов 28 августа транспорта Конвоя №1 стали подходить к западной границе минного заграждения «Юминда». В этот момент был совершен первый налет вражеской авиации по судам Прорыва. Шедшие до этого в плотной колонне транспорта стали маневрировать, уклоняясь от бомб, но при этом выходя за пределы протраленного фарватера. Первым подорвался на мине санитарный транспорт «Элла». На помощь этой первой жертве предстоящей трагедии поспешил ледокол «Кришьянис Валдемарс» и тут же подорвался на мине сам. Огромный ледокол очень быстро вертикально ушёл под воду. Погибла большая часть экипажа и пассажиров ледокола, в числе которых было много видных литераторов, служивших в политотделе КБФ и писавших для фронтовых газет. Всего, по данным Радия Анатольевича Зубкова, погибло 87 пассажиров и 50 членов экипажа ледокола.
Ледокол «Кришьянис Валдемарс» лежит на глубине около 90 метров, глубоко зарывшись носом в ил, осмотру доступна характерная корма судна, имеющая уникальные для «Кришьяниса Валдемарса» конструктивные особенности. В 2011 году известнному эстонскому подводному археологу Велло Мяссу удалось идентифицировать обломки затонувшего ледокола «Кришьянис Валдемарс» при помощи съёмки с телеуправляемого подводного аппарата.
7 июля 2021 года Разведывательно-водолазная команда обследовала корпус и произвела видеосъёмку конструктивных особенностей. По просьбе общества потомков «Память Таллинского прорыва» взят грунт с места гибели ледокола, который будет передан родственникам погибших на нём людей.
«Считаю удачей тот факт, что экспедиция в территориальных водах Эстонии вообще состоялась, учитывая повсеместные антиковидные ограничения», — говорит руководитель экспедиции, основатель «Разведывательно-водолазной команды» Константин Богданов. — «Мы благодарны Департаменту охраны памятников старины Республики Эстония за доверие и многим общественным деятелям Эстонии за поддержку». (фото 20, 21).
Полуостров Юминда был свидетелем одной из самых страшных страниц в истории России и Эстонии. В 1941 году там погибли более 15.000 человек, в том числе 4.400 жителей Таллина. Согласно решению президента Эстонии Леннарта Мери в 2001 году на мысе полуострова Юминда был открыт памятник погибшим. Ежегодно на этом месте в последние дни лета собираются общественные деятели и представители ветеранских и общественных организаций Эстонии, чтобы почтить память советских моряков и военных, мирных эстонских жителей – всех, кого поглотило море много лет назад в трагедии Таллинского перехода. (фото 23, 24).
В конце августа 2021 года в Санкт-Петербурге совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Балтийским флотом была проведена мемориальная акция, в которой приняли участие потомки погибших и выживших участников Таллинского прорыва.
По материалам разведывательно-водолазной команды
https://vk.com/club163987722
фото из архива разведывательно-водолазной команды
и сети Интернет

1. Санитарный транспорт «Калпакс» №524. Архивное фото.
2. Судовой колокол с парохода «Калпакс». Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
3. Стрелковое оружие на палубе санитарного транспорта «Калпакс». Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
Вложения
3. Стрелковое оружие.jpg
2.  Колокол с первым названием транспорта =Калпакс=.jpg
1. Калпакс.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:46

Эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов.
В том числе:
— 151 военный корабль,
— 74 судна: 20 транспортов и 54 вспомогательных судна.
До Кронштадта дошли 163 единицы:
— 132 военных корабля,
— 29 вспомогательных судов,
— 2 транспорта,
— неустановленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчинённых Военному совету флота.

Во время перехода погибли 62 корабля и судна:
— 19 боевых кораблей и катеров,
— 25 вспомогательных судов,
— 18 транспортов.
По данным Радия Зубкова, из Таллина эвакуировалось 41992 человека, включая экипажи, войска, гражданских лиц.
В итоге доставлено в Кронштадт 26 881 человек.
Погибло более 15 тыс. человек:
— 8600 военнослужащих флота и 143 вольнонаёмных флота,
— 1740 бойцов сухопутных войск,
— 4628 гражданских лиц.
Основные силы флота прибыли в Кронштадт вместе с людьми, военным и техническим грузом, материальными средствами.

Немецкая авиация во время воздушных налётов на советские конвои потеряла, по разным данным, от трёх до десяти самолётов.

4. Посуда на камбузе. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
5. Кормовой штурвал. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
6. Санитарный транспорт «Алев» №511. Архивное фото.
Вложения
6.  Санитарный транспорт «Алев» №511 . .jpg
5. Штурвал на надстройке.jpg
4. Посуда на камбузе.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:47

7. Гидроакустическое изображение санитарного транспорта «Алев», полученное гидролокатором бокового обзора Неман (НИИП им. Тихомирова В.В.).
8. Кормовая рулевая машина и остатки штурвала санитарного транспорта «Алев»
9. Пароход «Атис Кронвальдс». Архивное фото.
Вложения
9. Пароход =Атис Кронвальдс=.jpg
8. Кормовая рулевая машина и остатки штурвала сан. тр. Алев.jpg
7. Гидроакустическое изображение сан. тр. Алев, полученное ГБО Неман (НИИП им. Тихомирова В. В.)..jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:49

10. Колокол транспорта «Атис Кронвальдс». Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
11. Ящик с винтовочными патронами. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
12. Кормовой штурвал. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
Вложения
12. =Атис Кронвальдс= - кормовой штурвал.jpg
11. Ящик с патронами.jpg
10. Колокол транспорта =Атис Кронвальдс=.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:50

13. Станки и имущество. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
14. Пароход «Ярвамаа». Архивное фото.
15. При погружении на глубину 100 метров на собственно исследование у водолаза есть 15-20 минут. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
Вложения
15.  Погружение.jpg
14.  Пароход =Ярвамаа=.jpg
13. =Атис Кронвальдс= - станки и имущество.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:51

16. Транспорт «Найссаар». Архивное фото.
17. Парохода «Эверита». Архивное фото.
18. Сторожевой корабль Балтийского флота «Циклон» на праздновании дня Военно-Морского Флота в Ленинграде. Фото: pastvu.com
Вложения
18 - Циклон.jpg
17.Транспорт =Эверита=.jpg
16. Найсаар.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:53

19. Штурвал парохода «Эверита», останки которого обнаружены на глубине 106 метров. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
20. Ледокол «Кришьянис Валдемарс». Фото: zudusilatvija.lv/National Library
of Latvia.
21. Члены международной экспедиции. Фото: «Разведывательно-водолазная команда».
Вложения
21. komanda.jpg
20. Ледокол =Кришьянис Валдемарс=. Фото zudusilatvija.lvNational Library of Latvia.jpg
19. =Еверита= - корма. everita.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Трагедия на Балтике

Сообщение Raid » 23 окт 2024, 22:55

22. Маршрут Таллинского перехода.
23. Монумент погибшим в ходе Таллинского прорыва на мысе Юминда.
Фото: wikipedia.org/Modris Putns.
24. Монумент погибшим в ходе Таллинского прорыва на мысе Юминда.
Фото: https://news.myseldon.com/ru/news/index/236613565
Вложения
24.jpg
23. Мемориал Юминда .jpg
22. Кarta.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя