Тайна старого колодца

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Тайна старого колодца

Сообщение Raid » 08 янв 2025, 08:55

Тайна старого колодца
Константин Страхов
Из книги «Война меня не отпускает».

Половина лета ушла на переезд и реконструкцию музея «Боевой Славы» в новое помещение здания Центра «Патриот», в котором раньше располагалось кафе «Мечта». Помощь в этой работе мне оказали как работники «Патриота», так и члены клуба, особенно Сергей Сирота, с которым мы изготовили несколько новых стендов и экспозиций.
Потрудились на славу, и 14 сентября обновлённый музей открыл свои двери. Его первыми посетителями стали самые уважаемые люди города – ветераны Великой Отечественной войны и трудового фронта. А затем, всех дорогих гостей мы пригласили на чаепитие. Благодарность ветеранов за сохранение светлой памяти о людях прошедших огненными дорогами войн и вооружённых конфликтов для нас стало не менее значимым, чем итоги окружного конкурса музеев «Боевой Славы» образовательных учреждений, в котором наш музей занял 2 место.
Председатель окружного Союза ветеранов Афганистана Виктор Владимирович Заболотский оказал нашему клубу неоценимую помощь, выделив финансовые средства на улучшение материальной базы. Теперь наша организация была оснащена новыми палатками, полевой формой и … мини-видеокамерой «Сони».
Усовершенствованная программа деятельности клуба «Обелиск» в окружном конкурсе молодёжных вариативных программ в сфере гражданско-патриотического воспитания была признана лучшей. Выделенные в качестве гранта средства, было решено использовать на проведение экспедиции и архивно-исследовательскую работу.
16 сентября наш отряд из 8 человек тронулся в дальний путь. Мне было очень приятно, что в его состав вошли «старички» - отслужившие в армии Сергей Шаповалов и Юрий Карпов, а так же очень шустрая и говорливая девчонка Александра Цугирко.
В Волгограде, нас и трёх поисковиков из посёлка Кондинское встретил старый знакомый по предыдущим экспедициям, командир отряда «Вымпел» города Михайловка Александр Свиридов со своим отрядом из четырёх человек. Погрузившись в «Урал», снова выделенный по просьбе Алексея Бормотова командованием 20-ой гвардейской мотострелковой дивизии, мы выехали в город Серафимович. В общей сложности, за ночь предстояло преодолеть около трёхсот километров. По дороге увидели несколько недавно произошедших автомобильных аварий. Фельдшеру отряда Дмитрию Иванову даже пришлось оказывать доврачебную помощь водителю вылетевшей в кювет «Газели», у которого оказался открытый перелом ноги. Только добравшись к месту назначения, мы смогли немного расслабиться. В Серафимовичах, отметившись у главы районной администрации, отправились дальше. Вскоре проехали поворот на станицу Вешенскую – родину великого советского писателя, ярко описавшего жизнь казачества, автора романа «Тихий Дон» и множества других шедевров нашей литературы, Михаила Шолохова.
За первые пять дней работы пришлось трижды менять расположение лагеря. У хутора Большой собрали не захороненные останки трёх бойцов. Местные жители показали место падения немецкого самолёта и место затопления советского танка. Правда, подтвердить эти сведения не удалось.
Поисковая удача нас ожидала под хутором Пронин, расположенного, почти на границе с Ростовской областью. О том, что мы забрались довольно далеко от благ цивилизации, подтверждало обилие дикой живности. Неоднократно видели лисиц, зайцев, фазанов и куропаток. В небольшой речушке Цуцкан во всю гоняла малька довольно крупная щука. После дождя появилось множество шампиньонов, из которых мы готовили вкусный суп. Мои воспитанники объедались арбузами, доставленными с бахчи михайловским поисковиком Володей.
Пожилая жительница Пронина, в бывшем хуторе Старый Пронин показала приблизительное место расположения погреба, в котором она с матерью похоронила двенадцать советских военнопленных, расстрелянных фашистами летом 1942 года. Вскоре поисковик Анатолий из Серафимовичей, отрыв контрольный шурф в одном из провалов грунта, на метровой глубине натолкнулся на человеческие останки. До захода солнца, расширив яму, мы извлекли 11 человек. Утром откопали 12-го, 13-го, 14-го солдата…, а останки шли глубже и глубже. На третий день, ближе к вечеру дошли до дна трёхметровой ямы, которое было аккуратно уложено огромными камнями. Только тогда стало понятно, что это старый колодец, а не погреб про который говорила бабушка. А широкий он потому, что из него было удобно казакам поить своих лошадей. Всего из колодца удалось поднять останки 58 советских воинов, убитых и умерших от ран в зимнее время.
На имеющейся у нас карте-схеме в районе хутора Пронин красной стрелкой был обозначен прорыв обороны 3 румынской армии в ноябре 1942 года, 47 гвардейской стрелковой дивизией 5 танковой армии. Среди находок, подтверждающие эти данные, оказались: знак «Гвардия», звёздочки от шапок, фрагменты шинелей и валенок. В ботинке одного из погибших была обнаружена плоская коробочка с ушком – смертный медальон образца 1925 года. К сожалению, записка в нём истлела.
Погреб с останками военнопленных, несмотря на все усилия, найти не удалось. Передав администрации хутора обнаруженные останки, мы решили провести разведку на «Солдатском поле» - так местные жители назвали одно из полей под Серафимовичем, которое обильно полили своей кровью в ноябре и декабре 1942 - го наши солдаты.
Несмотря на множество, разбросанных на пашне, костных останков щупами, очень туго входящих в сухую землю, места захоронений погибших мы не нашли. Зато с помощью «Джемени» обнаружили несколько окопов, заполненных железом войны. В них оказались: «трёхлинейка» с примкнутым штыком, советская и румынские каски, полтора десятка сапёрных лопат и кирок, диски к советским пулемётам и автоматам, магазины к чешским пулемётам, десяток гранат и сотни различных патронов. Саша Свиридов подобрал на пашне капсулу смертного медальона, но она оказалась пустой…
Обратная дорога в Волгоград обошлась без приключений, не считая часто глохнувшего двигателя «Урала».
Вскоре, по возвращению домой, мне из Кондинского позвонил Андрей Гулякин. Он признался, что часто вспоминает старый колодец с уложенными на его дне валунами, на которые срабатывал металлодетектор. Высказал предположение, что прибор реагировал не на камни, а на что-то другое, находящееся под ними. Но поднимать из колодца большие и тяжёлые глыбы тогда мы не стали. Поговорив на тему старинных кладов и спрятанных глубоко под землю от людских глаз тайн, мы пришли к обоюдному выводу, что тайну старого колодца мы уже открыли, достав из него останки наших бойцов и командиров. Павшие защитники Родины не должны лежать сваленными в кучу, в заброшенном, «лошадином» колодце. Они этого не заслужили.
Поднятые в экспедиции воины, были захоронены с отданием последних почестей на воинском кладбище хутора Пронин 26 ноября – ровно 62 года спустя, после того как над его сельсоветом взвился красный флаг – символ долгожданного освобождения.

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя