Жизнь и смерть в солдатском медальоне

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Жизнь и смерть в солдатском медальоне

Сообщение Raid » 27 янв 2020, 13:28

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В СОЛДАТСКОМ МЕДАЛЬОНЕ

Роман Никитин,
журналист, историк, г. Москва
фото автора

В 2014 году поисковый отряд «Поколение» Сыктывкарского госун-верситета участвовал в межрегиональной поисковой экспедиции в Суоярвском районе Карелии у поселка Лоймола. По словам председателя Союза поисковых отрядов Карелии, Александра Осиева, более 250 поисковиков со всей страны, которые с 1 по 18 августа несли «Вахту Памяти» на рубежах боёв Зимней и Великой Отечественной войн, сумели обнаружить и поднять останки 161 советского воина. Бойцы руководимого Александром Москвиным отряда «Поколение» нашли останки 9 бойцов, один из которых имел при себе медальон. Как известно, найти его - огромная удача. Но, в большинстве случаев, счастье поисковика не бывает полным, главным образом, из-за того, что время и силы природы властны и над туго завинченной капсулой из неорганического материала. Находящуюся внутри записку с данными военнослужащего, зачастую, прочесть уже нельзя. Но студентам из Коми повезло. Вскрыв пенал и развернув по всем правилам вкладыш, эксперт прочитал на нём имя солдата: «Макисюта Данило Климович, Киевская обл., Березанский р-н, сило Жовтневе…» Именно так, через «и», и было написано слово «село».
Останки Д.К. Максюты были погребены по православному обряду с отданием всех воинских почестей 16 августа 2014 года в воинском захоронении у поселка Лоймола – почти ровно 70 лет после гибели бойца в боях Свирско-Петрозаводской наступательной операции, которая началась 21 июня 1944 года. Так закончился его земной путь, вместе с миллионами таких же, как он, солдат той войны. Но для того, чтобы он стал дорогой в бессмертие, еще предстояло потрудиться.

Сергей Барулев, поисковик из Ёдвы, просматривая материалы элек-тронного банка данных «Мемориал», выяснил, что настоящая фамилия бойца Максюта, а не Макисюта. Причем, исказил ее сам автор записи на вкладыше, и этому есть объяснение. У Данилы Константиновича был всего один класс образования. Поэтому неудивительно, что фамилию свою он писал, как произносил - смягчая "к": "Макисюта", "Макьсюта", а также ошибся в слове «село».

Номер записи в ОБД – 557516889.
Максюта Данило Климович 1907 г.р., уроженец села Жовтневе Березан-ского района Киевской области Украины.
Призван в 1941 году Березанским РВК Киевской области Украинской ССР.
Красноармеец.
Официально учтён условно пропавшим без вести в июне 1944 года.

30 октября 2014 года в ходе работы в читальном зале Центрального архива Министерства обороны России мною было установлено, что, согласно Книги учета рядового и сержантского состава, Максюта Данил Климович 1907 г.р., красноармеец повозочный транспортного взвода 2-го стрелкового батальона 69-й морской стрелковой бригады, 18 июля 1944 года выбыл по ранению в медсанроту. Исключен из списков батальона приказом № 63 от 19 июля 1944 года. В имеющейся в фонде соединения Книге погребений за 1944 год Максюта не учтен.
В Интернете, при желании, можно обнаружить безразмерные почетные наименования соединения, где служил Д.К. Максюта: 69-я отдельная морская стрелковая Печенгская Краснознамённая ордена Красной Звезды бригада; на окончание войны - 69-я горнострелковая Печенгская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада. Но в истории красноармейца Максюты не это главное. Громкие титулы - маленькая судьба одного из солдат той страшной войны, простого колхозника с образованием один класс. Узнав об освобождении Киева, он поспешил домой - в село Березань, к жене Татьяне Тарасовне и старшей дочери Галине, которой тогда было 8 лет, и зачал младшую - Нину. После короткой побывки убыл на фронт навстречу своей судьбе, о которой мы узнали 70 лет спустя. Как и когда появилась на свет младшая дочь Максюты, я установил по ее возрасту, указанному в Книге учета - 1/2 года.
Вообще, к моему удивлению, в данном случае архив «рассказал» очень много. К сожалению, осталось непонятным, каким именно приказом, по бригаде или по батальону, Максюта был исключен из состава и по какой причине. В остальном, имеющийся «инструментарий» (журнал боевых действий, оперативные сводки, боевые донесения) позволяет достаточно детально реконструировать обстоятельства гибели бойца. Приведу несколько примеров. Был еще один красноармеец повозочный транспортного взвода того же батальона – П.С. Образцов. Он также убыл по ранению в медсанроту в тот же день 18-го июля 1944 года согласно тому же приказу, по которому проходит и Д.К. Максюта. Вероятность того, что они были знакомы, очень велика. И не исключено, что Данило Климович, как и другие в подразделении, удивлялся, мол, как это супруга твоя, Петр Степанович, умудряется одна шестерых детей прокормить! Образцову повезло. Как свидетельствует Интернет-ресурс «Подвиг Народа», на фронте он, как и Максюта, с начала войны. Был ранен, и не единожды, из морских стрелков попал в воздушные десантники, прошел всю войну и дожил до 40-летия Победы. Но о ранении 18-го июля упоминаний в его боевых заслугах я не нашёл. Два простых, от сохи, мужика, украинец с Киевщины и русский с Воронежщины - оба они, уже ветераны, воюющие с 41-го, встретились в транспортном взводе. Повозочные, потому как с лошадьми обходиться умели. Не моряки - сухопутчики. Бригада - морская. Флотских искал-искал, и едва нашел в Книге учета. «Компактно» так - в бригадном... заградительном отряде! Но к 18-му июля они из него уже убыли. Да и заградотряд, скорее всего, расформировали по причине изменения обстановки на фронтах.
Немного о том, каким непростым и коварным противником были финны и как они действовали летом 1944 года на участке 69-й бригады. Риск погибнуть в батальонном тылу от огня из засады был не больше и не меньше, чем в результате внезапного, короткого, но массированного артиллерийского налета. У финнов, в отличие от нас даже в 44-м, умело использовались авиаразведка и разнокалиберная артиллерия, которой было много. И пешая разведка их действовала нагло и смело, в том числе - боем. Так, например, Г.М. Григорьев, красноармеец стрелок того же 2-го батальона, где служил Максюта, был пленен 11 июня 1944 года в 20.00 финской разведкой во время боя в наших траншеях.
Еще одна судьба. Воин, как и Максюта, тоже был повозочным: «12 августа 1944 года примерно в 17.00 на следовавшей за продуктами повозке ехали старший сержант Турандин, красноармеец Коньков и партизан действовавшего в том районе партизанского отряда. Так как шёл дождь, партизан и Турандин накрылись одной плащ-палаткой. По дороге они были обстреляны финской засадой. Во время обстрела убит красноармеец повозочный Коньков. Турандин и партизан выпрыгнули на дорогу. Партизан спрятался в ближайших кустах, а на Турандина сразу же набросились финны и утащили».
Когда видишь данные о потерях, понесенных бригадой, вспоминаются строки из песни: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Трое не трое, но и роты эти по численному составу были уже не роты. После боя 18 июля 1944 года (в день, когда погиб Максюта) во 2-м батальон оставалось: в 1-й стрелковой роте - 80 человек, во 2-й - 43, в 3-й - всего 39.
Чем больше находилось в архиве документов, тем чётче вырисовывалась версия гибели Д.К. Максюты. До медиков боец не добрался. Он умер или погиб, не дойдя до неё. То, что раскопали ребята - не могила. Максюта шёл сам, так как транспортировка раненых не могла работать эффективно даже не только потому, что выбыли из строя повозочные, включая его самого. Финны предприняли в тот день несколько контратак и вели плотный артобстрел. И, собственно, версии. Первая - умер от ран по пути в медсанчасть. Вторая - погиб в результате артобстрела или в ходе финской контратаки. Приказом ответственность за него, как за раненого, батальон с себя снял, а бригада на себя не взяла.
На этом участке у финнов все серьёзно было по артиллерии. Калибр от 75 мм. Как свидетельствует руководитель отряда «Поколение» Александр Москвин, непосредственно вокруг бойца земля была засыпана осколками, это было, в прямом смысле, болото смерти: «Все болото осколками усеяно - от артснарядов, минометных мин, гранат. Были найдены остатки котелков, столовых ложек, рядом с Максютой были найдены ещё пять бойцов, все безымянные. В прошлом году там же были найдены останки 25 бойцов».
Была бы финская контратака, рукопашная - ребята Саши Москвина подняли бы финнов. Но их не было. Беру на себя смелость уверенно предположить, что Д.К. Максюта погиб от артналета (менее вероятно, умер от раны), не выбравшись с передовой в расположение медсанроты, 18 июля 1944 года между 15.00 и 21.00. В этой гипотезе меня укрепляет содержание боевого донесения на два часа ночи следующего дня: «2 отдельный стрелковый батальон в 16.00… был контратакован противником силой до батальона, поддержанным батареей 155 мм, 105 мм из района Лоймола, батареей 75 мм, минбатареей 120 мм и двумя батареями 81 мм, кроме этого двумя орудиями 75 мм прямой наводкой. Бой длился с 15.00 до 21.00. В 21 час 2 батальон, понеся потери убитыми - 38 и ранеными - 65, под прикрытием нашего артминогня отошел на исходный рубеж».
В числе тех, кому посчастливилось отойти на исходный рубеж, красноармейца Максюты не было…

Успех в розыске родственников бойца по праву принадлежит известному военно-патриотическому Интернет-ресурсу «Солдат.ru» и его активистам. На форуме «Солдата» я разместил такое сообщение: «Поисковый отряд Александра Москвина «Поколение» из республики Коми и московский исследователь Роман Никитин просят откликнуться дочерей Данила Климовича Максюты Галину Даниловну и Нину Даниловну, или других его родственников». На него отозвалась энтузиастка поискового движения из Керчи Наталья Юрьевна Круглова и ее знакомая Татьяна Евгеньевна. Они дозвонились главе сельской рады Николаю Михайловичу. Село Жовтневое сейчас находится в составе Переяслав-Хмельницкого района Киевской области. К сожалению, дочерей Максюты застать в живых уже не удалось, но отыскалась его внучка Наташа, она-то и прислала поисковикам довоенную фотографию деда. И теперь ей есть, кого помнить.

Из полуистлевшего обмундирования торчит граненый цилиндр медальона.
Отряд "Поколение" за работой.
Д.К. Максюта. Довоенное фото.
Вложения
1.Из полуистлевшего обмундирования торчит граненый цилиндр медальона..JPG
2.Отряд Поколение (кавычки) за работой..JPG
3. Д.К. Максюта. Довоенное фото.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Жизнь и смерть в солдатском медальоне

Сообщение Raid » 27 янв 2020, 13:30

Захоронение воинов 69-й морской стрелковой бригады.
Поисковый отряд пединститута республики Коми "Поколение" на Вахте-2014. Слева - руководитель отряда А.В. Москвин.
Вложения
4.Захоронение воинов 69-й морской стрелковой бригада..jpg
5.Поисковый отряд пединститута республики Коми Поколение (кавычки) на Вахте-2014. Слева - руководитель отряда А.В. Москвин..JPG

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя