Поисковая экспедиция в Полежаевском парке...

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Поисковая экспедиция в Полежаевском парке...

Сообщение Raid » 26 фев 2020, 17:45

Павшие рядом с нами, или поисковая экспедиция в Полежаевском парке

Роман Красильников,
командир поискового отряда «Варяг-2»,
фото из архива экспедиции

Полежаевский парк расположен в Красносельском районе Санкт-Петербурга, между Петергофским шоссе и проспектом Ветеранов, вдоль проспекта Маршала Жукова. На его территории еще с XV века располагались небольшие поселения. До революции здесь находилась крупная деревня Лигово и усадебный дом, построенный в XVIII веке для графа Г.Г. Орлова. В 30-х годах XX века в парке были построены пять бетонных четырехэтажных домов, образовавших рабочий поселок Клиново.
С сентября 1941 года по территории парка прошла линия фронта, продержавшаяся практически неизменной вплоть до полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года. Война стерла с лица земли поселок Клиново, оставив после себя многочисленные воронки, траншеи и блиндажи, со временем оплывшие и густо заросшие высокой травой…
За прошедшие с момента окончания войны семьдесят лет город далеко вытянулся на запад, вобрав в себя территорию парка и окружив ее бетонными многоэтажными домами. До начала проведения работ можно было лишь с трудом поверить, что на территории парка все еще возможно что-либо обнаружить.
Работы в Полежаевском парке, проводившиеся силами сводной экспедиции поисковых отрядов, начались в начале сентября 2008 года. Руководителем экспедиции стал начальник отдела поддержки молодежных инициатив ГУ «Дом молодежи Санкт-Петербурга» Герман Сакс. В экспедиции участвовали следующие отряды из Санкт-Петербурга: группа «Безымянная», «Молодежный исторический фонд», «Ораниенбаумский плацдарм», «Восток», «им. Евгения Ковалёва», «Святой Георгий», «Рокада», «Рубеж-2» и «Варяг-2», а также поисковый отряд «им. Добробабина» из Псковской области.
Первыми объектами, которые было решено исследовать, являлись развалины Клиновских домов – вероятность обнаружения в них останков погибших солдат была достаточно высока, так как они располагались непосредственно в зоне боевых действий. К разочарованию участников экспедиции, потраченные на это полтора дня не дали никакого результата – создалось такое впечатление, что где-то в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века все основные завалы бетонных конструкций были просто увезены и на месте домов остались лишь пустые подвалы.
Следующие несколько дней были потрачены на обследование линий обороны советских войск, начиная от Аллеи Славы и заканчивая западным берегом реки Дудергофки. В ходе этих работ останков погибших солдат найдено не было, однако следы прошедшей войны попадались всюду. Так, например, нашим отрядом были вскрыты два блиндажа, находившиеся в непосредственной близости от передовой.
Первый из блиндажей располагался примерно в сотне метров на восток от клиновских домов. Местными жителями, чьим излюбленным местом отдыха является Полежаевский парк, бывшее укрытие наших солдат было превращено в помойку. Для того чтобы добраться до первого наката бревен, служившего ранее крышей блиндажа, пришлось разобрать полуметровый слой мусора, включающего покрышки от колес, банки из-под консервов, битые бутылки и разную органику. К сожалению, наши надежды на обнаружение останков солдат в результате работ не оправдались, однако на полу укрытия, рядом с входом, был обнаружен цинковый ящик с упаковками патронов 7.62х54R, который, как и все обнаруженные в ходе работ боеприпасы и взрывоопасные предметы, был передан для уничтожения сотрудникам МЧС.
Второй блиндаж находился на склоне локальной высотки, в 50 метрах от западного берега Дудергофки. Решение о его вскрытии было принято из-за спинки старой кровати, проглядывавшей из-под земли возле одной стены. В результате проведённых работ перед нами предстала следующая картина: в блиндаже находились две железных кровати и сложенная из кирпичей печка. На печке лежали оставленный солдатом стальной шлем СШ-40 и подсумок с патронами для винтовки Мосина обр. 1891/1930 гг. На полу возле печки были найдены четырехгранный штык от винтовки Мосина, топор, саперная лопатка и саперные ножницы для резки колючей проволоки. На спинке одной из кроватей висели зеленая резиновая накидка от костюма противохимической защиты и противогаз. Под первой кроватью нами был найден склад гранат Ф-1, общим количеством 13 штук, а также противопехотная мина ПОМЗ-2. При этом интерес вызвало то, что некоторые из «лимонок» были вставлены в оборонительные чехлы от гранат РГД-33, возможно, для увеличения числа поражающих элементов, образующихся при взрыве. Под второй кроватью был найден аналогичный склад противотанковых гранат РПГ-40, также в количестве 13 единиц. Над ними на сетке кровати лежала стопка патефонных пластинок, около двадцати штук. К сожалению, все они были разбиты на части. Судя по немногим сохранившимся на них надписям, часть из них была выпущена до войны, причём некоторые надписи были сделаны на белорусском языке. Возможно, они были принесены солдатами из покинутых местными жителями домов. Там же был найден маленький перочинный нож, на пластиковых щёчках которого был изображен пионер с горном. Останков солдат, также как и в первом блиндаже, обнаружено не было.
Таким образом, за первые четыре дня экспедиции нашим отрядом не было найдено ничего, кроме боеприпасов и взрывоопасных предметов, которые, тем не менее, свидетельствовали о том, что уборка территории парка после войны производилась не достаточно тщательно. Это позволяло надеяться на обнаружение незахороненных останков солдат, погибших при обороне Ленинграда.
Наконец, 16 сентября наши коллеги из поискового отряда «Молодежный исторический фонд» Дмитрий Маленков и Антон Лебедь, обследуя территорию западного берега реки Дудергофки в районе развалин мельницы с помощью среднеглубинного щупа, обнаружили два места нахождения незахороненных останков солдат Красной Армии.
В одном месте останки солдат, погибших, вероятно, осенью 1941 года, были положены в воронку и засыпаны сверху известью. К их эксгумации приступили все участники экспедиции, находившиеся поблизости, в том числе и мой брат.
Я в то же время приступил к обследованию второго места обнаружения останков. В результате были эксгумированы останки одного солдата, находившиеся примерно в метре от тропинки, идущей вдоль берега Дудергофки, на глубине не более 20 сантиметров от поверхности почвы.
Грунт в местах обнаружения останков позволял применять археологический метод эксгумации, поэтому все работы велись с максимальной осторожностью, чтобы не пропустить предметы, которые могли бы помочь установить личности погибших военнослужащих.
Извлечение останков погибших воинов из воронки продолжалось до середины следующего дня с перерывом на ночь. Всего из земли были извлечены останки 16 воинов Красной Армии. Членом поискового отряда «Святой Георгий» в кармане у одного из погибших был обнаружен смертный медальон, вкладыш которого удалось прочитать. Он принадлежал красноармейцу Иванову Тимофею Ивановичу, проживавшему до призыва в деревне Сухлово Крестецкого района Ленинградской области.
В последующие несколько дней в этом же районе было обнаружено еще три подобных захоронения, в эксгумации одного из которых также участвовал наш отряд. В общей сложности были подняты останки 51 воина Красной Армии.
Работы завершились 21 сентября. После согласования с администрацией Красносельского района было принято решение о захоронении обнаруженных останков воинов на территории Полежаевского парка рядом с Аллеей Славы. 10 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония захоронения, в ходе которой, с соблюдением воинских и гражданских почестей, земле были преданы останки 69 воинов Красной армии, найденных на теАритории Красносельского района в 2007 – 2008 годах.
К сожалению, удалось установить личности только двоих военнослужащих. Одним из них был Лусген Чубарян, который приехал в Ленинград учиться накануне войны. Его останки были найдены поисковым отрядом «Ораниенбаумский плацдарм» рядом с Таллиннским шоссе. Родственники Лусгена смогли узнать о его судьбе только сейчас. Выяснилось, что до сих пор жив его младший брат, известный скульптор. Из-за болезни сам он не смог присутствовать на церемонии захоронения, но приехал один из его учеников и друг семьи, заслуженный художник РФ Захар Хачатурян, председатель Совета ветеранов Санкт-Петербурга.
«Я служил и работал с братом погибшего. Их семья была очень интеллигентной. Они жили в Нахичевани, при советской власти – в Армении. Отец – известный юрист, написавший первую конституцию Армении, в 30-е годы был репрессирован. Мать тоже была образованной, её все называли «ходячей энциклопедией». Старший Чубарян приехал в Ленинград учиться в Институте киноинженеров. Учился на «отлично». Когда погиб, ему было неполных двадцать лет. Для нас это трагедия, и в то же самое время – гордость, потому что он был истинным гражданином, защищавшим Родину» – сказал Захар Хачатурян.
В 2009 году рядом с могилой началось строительство православного храма святой равноапостольной Нины, которое завершилось в 2010 году. А 9 декабря прошла ещё одна торжественная церемония захоронения останков семерых воинов Красной Армии, найденных в Красносельском районе в 2009 году.


Храм святой равноапостольной Нины у Полежаевского парка, построенный в 2010 году.
Общий вид воронки. На заднем плане виден дом, стоящий на Авангардной улице.
Перочинный нож, найденный во втором блиндаже...
Вложения
5.Храм святой равноапостольной Нины у Полежаевского парка, построенный в 2010 году..jpg
3.Общий вид воронки. На заднем плане виден дом, стоящий на Авангардной улице..jpg
1.Перочинный нож, найденный во втором блиндаже..jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей