Страница 1 из 1

Поиск, прошедший через сердце

Добавлено: 28 фев 2021, 14:14
Raid
Наталья Дзюба
Заместитель руководителя Крымской республиканской
поисково-патриотической Ассоциации
общественных организаций «Отчизна»
фото из архива автора, семейного архива Стрельцовых,
копии документов – ОБД Мемориал

Поиск, прошедший через сердце

Думаю, что этим рассказом, я напомню волнующие моменты и моим коллегам-поисковикам из Челябинска – Сергею Кондратцеву и Евгению Кочетову, вернув их в 2011 год, в начало поиска, и в март 2012 года, давая возможность пережить ещё раз те несравнимые ни с чем чувства - от отчаяния, до слёз радости в завершении поиска.
Итак, район станицы Трёхостровской Иловлинского района Волгоградской области, где с 28 апреля по 9 мая 2011 года сводными поисковыми отрядами Челябинской области «Ориентир» под руководством Евгения Кочетова были найдены останки 60 воинов.
Из рассказа Евгения: «Посмотреть поле» – это пройти с металлоискателем каждый его сантиметр, копать и просеивать сухую, как камень, землю. Работы на одном поле – на несколько лет. Сопоставляя свидетельства ветеранов, письма, книги воспоминаний, карты, информацию из военных архивов, поисковики интуитивно понимают, где нужно искать останки погибших воинов, которые считаются «пропавшими без вести».
Мне посчастливилось познакомиться с Евгением и Сергеем из уральского Челябинска заочно на поисковом сайте Солдат.ру. Сразу бросилось в глаза: щепетильно-серьёзный подход к поиску, трепетное отношение к своему делу, к останкам воинов, к результатам. Это чувствуется во всём – в рассуждениях, в отчётах: вдумчивость, основательность, профессионализм, доскональность в любой мелочи. И, самое главное, жёсткая требовательность к себе. Про таких коллег я говорю: с ними пошла бы в разведку!
Евгений Кочетов: «Все пять лет работы отряда по одному из направлений поиска посвящены, фактически, двум дням войны, унесшим жизни тысяч бойцов Красной армии – 15 и 16 августа 1942 года. Место раскопок – излучина Дона, ставшая в 1942-м последней водной преградой на пути к Сталинграду. Как вспоминают ветераны, это «чудное место, где голубые дали и бахчи с сахарными арбузами»… Хотя бы на несколько дней задержать наступление врага, чтобы собрать силы для обороны Сталинграда – боевая задача, поставленная тогда перед 39-й и 37-й гвардейскими стрелковыми дивизиями.
Для многих этот первый день войны стал последним. Именно об этом в Советском Союзе был снят фильм «Они сражались за Родину».
Именно здесь и был найден герой моего рассказа, вернее – моего поиска, – Алёша Белый. На останках Алексея – медальон и часы, остановившиеся в роковую минуту его гибели. Так получилось, что выпала мне участь искать родственников Алёши. Но перед этим – ещё была кропотливая работа нашего признанного эксперта-специалиста из г. Минска Александра Дударёнка, которому пришлось здорово покорпеть над вкладышем медальона, прежде, чем стало известно имя обнаруженного солдата. Пока над запиской колдовал Александр, мы все замерли в ожидании. Но наш профи - Саша Дударёнок и на этот раз не подвёл, вытянул имя.
Белый Алексей Владимирович, 1916 года рождения, Украинская ССР, Сумская область, Червоный район, с. В.Слобода. Дата и место призыва - июль 1941г., Червоный РВК, Украинская ССР, Сумская область, рядовой.
В ОБД «Мемориал»: пропал без вести – несколько документов, анкета на розыск. Искала мама в 1957 году!
Бедное материнское сердце не могло найти покоя, не могло смириться с тем, что сыночек Алёша канул в мясорубке войны бесследно. Наверное, так оно и было на самом деле - виделся матери сын каждую ночь во сне - живой, невредимый. Ведь, не убит, значит, не мертвый… А пропал без вести… Так сколько случаев в селе: и похоронку получили в семье, а вон, - пришёл сосед, хоть и без ноги и руки, а пришёл, живой…
«В плен попал, потом в госпиталь, пока война мотала из огня да в полымя, времечко и прошло. Вот и мой Алешенька вернется», - твердила Ульяна Фёдоровна своим... А на дворе - уже 60-е годы. И уже перестали возвращаться в село фронтовики давно. Но мать есть мать. Ждёт сыночка, пишет запросы, просит, чтобы ей сообщили о судьбе Алёши.
Уже и молодая вдова - жена Алексея смирилась, прождав почти 10 лет, вышла замуж. Но не осуждает её Ульяна Фёдоровна, нет! Свадьбу-то сыграли, аккурат, перед началом войны, считай из-за свадебного стола – да на фронт и пошел Алёша, провожали его за околицу мать и новоиспеченная жена.
«Жаль, деток завести не успели, а то бы внуков нянчила», – вздыхает мать.
Недоверие местных властей, военкоматов к таким пропавшим без вести в те годы - явление обыденное: мало ли что… Может быть изменником Родины стал Алексей Белый? И уже сельчане смотрят искоса, настороженно, и куда ни обратись - за справкой ли, за материальной помощью и пенсией, - всюду отношение иное, чем к тем матерям и вдовам, у кого сыны да мужья значатся погибшими, не пропавшими.
«А кто подтвердит, что воевал Алексей?» - спрашивает грозное начальство в военкомате.
И вот собирает Ульяна Фёдоровна свидетелей по селу! Идёт на поклон к сельчанину Фёдору Шестерненко. Фёдор написал, что знал: «Вместе комиссию в Саратове проходили, да я не прошёл, а Алексей прошёл и ушёл в десантные войска…».
А ещё - спасибо односельчанину Виктору Тертычнику. Сжалился над убитой горем матерью и написал бумагу о том, что подтверждает, что её сын Алексей Белый действительно был мобилизован в Красную армию на защиту социалистической Родины от немецко-фашистских захватчиков… Мать - есть мать. Спасала честное имя сына и своей семьи. И неведомо было ей знать, что лежит её сыночек в излучине реки Дон уже пятнадцать годков как…
Рос Алексей практически без отца. В 30-е годы отец погиб от рук бандитов: вёз из райцентра в село пенсии, почту, в лесу его бандиты и подкараулили.
Но жизнь - есть жизнь. Посватался к Ульяне Фёдоровне вдовый односельчанин Лаврентий Сорока. Так и сошлись, а в 1938 году родилась сестрёнка у Алеши, которую назвали Марией. Всё это я узнаю потом, только в марте 2012 года.
А пока на дворе октябрь 2011-го. Читаю свои архивные записи.
Информацию о солдате передала в Глуховскую районную администрацию, лично главе. Связалась по телефону с сельсоветом В. Слобода. Там пообещали поднять хозяйственные книги, к сожалению, они сохранились только с 50-го года. Созвонилась с районным архивом Глухова, ЗАГСом Глуховского района. Курировать поиск будет лично глава района. Созваниваемся по результатам.
1 ноября. На сегодняшний день, со слов главы с/с В.Слобода, в хозяйственных книгах, имеющихся в наличии (с 1951 г.), записей о жителях Белых с отчеством Алексеевич и Алексеевна не выявлено. Не нашлась информация в книгах об Ульяне Фёдоровне Белой. В настоящее время проводится работа по поиску информации в ЗАГСе и ПФ Глуховского района. Созваниваемся через неделю с заместителем главы Глуховского района
2 ноября. Сегодня вечером ещё раз связалась с главой В.Слободы. Убедительно попросила добросовестнее отнестись к поиску. Также сегодня вышла ещё раз на главу района. Поиск ведётся. Просят дать ещё время. Ждём.
4 ноября. В телефонном режиме получила вот такой ответ из ЗАГСа Глуховского р-на: «Нет времени этим заниматься, кроме того, Закон о персоналиях: родственники Белого А.В. могут подать на меня в суд!». Без комментариев, как говорят. Вынуждена обратиться в Министерство юстиции Сумской области для оказания помощи в поиске по ЗАГСУ. Обещали помочь! Спасибо добрым и нормальным людям!
22 декабря. По Глуховскому району записи о смерти мамы солдата, Белой Ульяны Фёдоровны, не нашли. В настоящее время ищем запись по Сумской области. Если и таковая запись не будет найдена, значит, мама выехала за пределы Сумщины, где и закончила свой жизненный путь.
Просто невероятно, в 1957 г. мать искала сына, писала запросы именно из Вольной Слободы, приложила свидетельские показания односельчан Шестерненко и Тертычника...Господи, помоги нашему Алёше вернуться к своим…
Снова обратилась к главе В.Слободы Александру Васильевичу с просьбой пересмотреть хозяйственные книги.
Сегодня он позвонил мне и клятвенно заверил, что лично сам смотрел до 60-х годов все книги, но нигде нет упоминаний про Белую Ульяну Фёдоровну. Самое интересное, что из старожилов тоже никто о ней не вспомнил. Тертычника помнят, её – нет. В областном ЗАГСе Сумской области пересмотрели все записи о смерти матери солдата - не нашли..
Сейчас вспоминаю, сколько было эмоций выпущено в адрес главы Александра Васильевича, сколько же ему досталось от меня: упреки в недобросовестном поиске, в нежелании помочь, в безразличии к судьбе своего земляка. Сколько раз мы кидали трубки в запале и говорили друг другу обидности. Помню, в очередной раз кричали в трубки до хрипоты, он - что я уже достала его звонками, а я - что буду жаловаться в районную администрацию.
Ну, что же, похоже, не найдем мы родню Алёши Белого. К сожалению, таких историй с печальным финалом - много… Годы сделали свое дело. Оккупация, эвакуация и огромный временной пласт - забирают у погибшего солдата последний шанс вернуться в семью с фронта. И с этим нередко приходится мириться. Уговариваю себя, что нет здесь моей личной вины, и прошу прощения у солдата: Прости, миленький! Я сделала все, что могла. Но…. Стал мне сниться Алёша почти каждую ночь… Лицо его, которое я никогда не видела, улыбка его. А самое главное, - словно за руку меня брал и не отпускал.
И так - ночь за ночью. Вечером я прошу прощения у него, ночью он меня за руку берёт. Если кому-то подумается, что, доработалась, к психиатру пора, я не обижусь. Это и в самом деле было похоже на наваждение. Стала я ловить себя на мысли, что не просто так всё это. Алёша меня просил не останавливаться, искать его родню, рукой своей, словно, вёл меня дальше.
И начала я снова метаться между телефонами по Сумской области. А что, если, попытаться найти метрические записи Белых? Вдруг, повезёт, да и найдётся нужная информация о родных братьях, сестрах Алексея?
Решила обратиться в Госархив Сумской области, где по моей просьбе подняли все метрические книги В. Слободы. И тут я не могу не сказать слова сердечной благодарности директору госархива – Людмиле Анатольевне, чуткий и милейший человек, она моментально прониклась ситуацией. Нашла она запись о рождении Алексея Владимировича в 1916 году в семье Белых. Но самое главное - нашла она церковную запись о венчании родителей его в 1915 году! И вот я уже знаю девичью фамилию мамы Ульяны Фёдоровны - Стрельцова!
Как оказалось, Стрельцовых в округе полно, но пока никто не признал родства с Ульяной Фёдоровной. Решено дать сообщение повторно в районной и областной газете. Просим отозваться Стрельцовых, имеющих отношение к Ульяне Фёдоровне. И снова - тишина.
1 марта. Когда надежда уже совсем умерла, ранним утром прозвучал звонок из Сумской области. Я ничего не могу понять от того, что звонивший глава Александр Васильевич, возбужденный, на пике эмоций, буквально кричит в трубку, мешая украинский язык с русским. Только разобрала: «Наталья Юрьевна! Знайшли! Знайшли! Шукали в Слободе, а вони в Одеси живуть! Записуйте телефон!» И слышно, что всё это почти со всхлипыванием, слезами в голосе. Ну, а что - глава тоже человек и нервы, и сердце у него не железные. Что я визжала в ответ - уже не помню, только, расплакавшись сама, благодарила его и говорила, как бы я его сейчас расцеловала, да не дотянусь, далеко. А он – смеялся сквозь слёзы в ответ и твердил: «А шо вы думали? Наталичка Юрьевна, мы своих не кидаемо земляков!».
Одесский номер, звоню. Жива сводная по матери сестра - Мария Лаврентьевна. Говорили долго. Слёз было – немерено. Мария Лаврентьевна мне и поведала всё, что я выше писала: как провожали Алексея, как молодая вдова терпеливо ждала его десять лет, а потом вышла замуж. Как мама Ульяна Фёдоровна до конца жизни ждала Алёшу: «Не погиб он! А то, что пропал без вести,- так, может где, живой!
Умерла Ульяна Фёдоровна в 1980 году. И до своей кончины запрещала говорить об Алексее, как о мёртвом.
А закончилась эта история тем, что часы Алексея, найденные при его останках, вместе с медальоном, по которому его опознали поисковики, передали в Одессу. За личными вещами в Челябинск приезжала племянница Алёши - Наталья Николаевна, дочь Марии Лаврентьевны. И самое главное: солдата Белого ждали, и он вернулся!

P.S. Кто-то скажет – мистика. Но именно это лицо с фотографии Алексея, присланной из Одессы, я и видела во сне. А на руке, на фото те самые часы, которые были при нём в последнюю минуту там, в излучине Дона.
Похоронили гвардии сержанта 1-го стрелкового батальона 109-го гвардейского стрелкового полка 37-й гвардейской стрелковой дивизии Алексея Белого 9 мая 2011 года в воинском захоронении в станице Трёхостровской Иловлинского района Волгоградской области. Со всеми полагающимися солдату почестями.
И ещё не всё. Хочу сказать моим уважаемым коллегам из челябинского «Ориентира», а особенно Евгению Кочетову: «Дорогие мои челябинцы, спасибо вам за бойцов, за Алёшу Белого! Спасибо за ваш титанический труд, за мозоли и пот ваш, за ваши сердца, что рвутся каждый год под палящее, нещадное солнце в излучину Дона… Знаю и верю, что они – солдатики – вас зовут и ждут…».


1.Алексей Белый слева.
2. Наручные часы А. Белого.
3.Сообщение Глуховского ОРВК.

Re: Поиск, прошедший через сердце

Добавлено: 28 фев 2021, 14:15
Raid
4. Подтверждение Виктора Тертычника.