В июле сорок шестого…
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
В июле сорок шестого…
В июле сорок шестого…
Артём Бандура,
фото из архива Сахалинского отделения ПДР и сети Интернет
В Макаровском районе Сахалинской области, западнее посёлка Новое, есть гора Монетная. На её склонах лежат обломки военно-транспортного самолета Ли-2. О катастрофе, случившейся более семидесяти лет назад, активистам «Поискового движения России» стало известно несколько лет назад, после чего мы начали собирать об этом факте всю доступную сейчас информацию.
Удалось выяснить, что первым обнаружил самолёт почти 50 лет назад учитель физкультуры и военного дела Вячеслав Сергеевич Корниенко вместе с учащимися школы посёлка Новое, во время охоты на рябчиков.
Сейчас Вячеслав Сергеевич проживает в Краснодарском крае. Поисковики связались с ним, и вот что он рассказал.
«Осенью 1968 года мы были на охоте, когда на соседней сопке заметили что-то блестящее, похожее на фрагменты самолёта и на следующий день целенаправленно двинулись к нему. На месте крушения мы увидели фюзеляж, одно крыло, двигатель, а чуть поодаль в зарослях разглядели ещё один двигатель и крыло самолёта. Между ними было голая земля (выгорело так, что ни былинки не росло). Ребята начали раскопки. Нашли останки лётчиков, обгоревшие орден Красной звезды и медаль «За победу над Германией». Останки мы оставили в приметном месте под обломками самолета. И, так как было уже поздно, а нам нужно было в этот же день вернуться в поселок, мы покинули место крушения.
На следующий день я встретился с директором школы Валерием Харитоновичем Хомячуком и рассказал о походе, показав найденные награды: орден и медаль. Он с этими находками обратился в военкомат города Макарова, который связался с областным военкоматом и наградным отделом в Москве.
В тот же год пойти снова к месту крушения не удалось, так как в горах выпал снег. А на следующий год осенью в поселок прибыли представители авиационной воинской части поселка Гастелло в составе руководителя - майора, лейтенанта - медика и трёх сержантов и попросили организовать сопровождение группы к месту крушения.
В поиск с военными отправилась почти та же группа учеников старших классов, что и в первый раз. Военные машиной подбросили нас до плотины на реке Нитуй, а дальше мы пошли пешком. На месте крушения уже лежал снег толщиной 20-30 см. С останками экипажа, найденными в первый и этот походы, мы отправились в обратный путь. У плотины нас встречала военная машина с гробом для останков лётчиков. Сложив в него останки, мы поехали на кладбище. Там уже было подготовлено место для захоронения и собралось очень много жителей поселка. Останки лётчиков торжественно были преданы земле, а на могиле установлена стела.
Первоначально на могиле экипажа была поставлена обычная стела с трафаретом: «Тебе, неизвестный солдат». А через несколько месяцев мы узнали фамилии членов экипажа разбившегося самолёта. По номеру ордена было установлено, что он принадлежал Дмитрию Евдокимовичу Харину. Также тогда выяснили, кто был с ним в экипаже в момент гибели.
В Вахрушеве были сделаны два памятника из нержавеющей стали (большой и маленький) с табличкой, на которой выгравированы фамилии членов экипажа.
Весной на установку постоянного монумента пришли жители, но, к сожалению, родных и близких воинов при этом не было.
В этом же году, ближе к осени, я с десятым классом в полном составе пошёл в поход к месту падения самолёта с малым обелиском – уменьшенной копией того, что был установлен на кладбище. С собой мы взяли цемент, а на стоянке в распадке набрали песка, гравия и воды. Идти было тяжело, но никто не роптал. На месте гибели все взялись за установку обелиска на поляне, выжженной от падения самолёта…».
В общедоступной базе данных «Подвиг народа» поисковики смогли найти информацию на всех лётчиков, их наградные листы. Тогда же и выяснилось, что в табличке на могиле экипажа есть неточности. В частности, неправильно указаны даты рождения и инициалы некоторых лётчиков.
Весной 2017 года, благодаря Центральному архиву Министерства обороны и лично начальнику 1-го отдела Андрею Владимировичу Тихонову, были установлены обстоятельства катастрофы.
Так, удалось выяснить следующее: «4 июля 1946 года в 16-05 самолет Ли-2 340-го транспортного авиационного полка вылетел из г. Хабаровска на аэродром Отиай (Сокол) с грузом авиационных запчастей. В районе п. Найро (Гастелло) была сильная облачность и командир корабля Дмитрий Харин, пробивая её, выскочив из облачности на малой высоте, только случайно не столкнулся с водой, а затем перевёл самолёт в набор высоты с левым разворотом. Через 8-10 минут полёта в облаках с видимостью 50-100 метров увидел слева сопку и лес. Разворачиваясь от сопки, через несколько секунд, с набором высоты ударяется в следующую сопку. Экипаж в составе 6 человек (так в документе) сгорел вместе с самолётом, пассажиры - 4 человека, получили ожоги и травмы».
Состав погибшего экипажа
Командир корабля – гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, родился 5 ноября 1923 года в деревне Лапино Долгомос-товского района Красноярского края. В рядах Красной Армии с мая 1941 года. Окончил Омскую военную авиашколу пилотов в 1943 году. Принимал участие в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Награждён медалью «За оборону Ленинграда», орденами Отечественной войны I-ой и II-ой степеней, орденом Красной звезды. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности лётчика.
Помощник командира корабля – лейтенант Бочаров Евгений Викторович, родился в 1922 году в Саратове. В рядах Красной Армии с апреля 1941 года. Окончил Омскую военную авиашколу пилотов в 1942 году. Принимал участие в войне с Японией. Награждён орденом Красной звезды. С апреля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности лётчика.
Штурман корабля – младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович родился 13 декабря 1923 года в городе Чернигов, УССР. В рядах Красной Армии с июля 1941 года. Окончил Олсуфьевскую авиашколу, Челябинскую авиашколу штурманов и радистов в 1943 году. Являлся слушателем курсов лётной школы в Москве. Принимал участие в Великой Отечественной войне на Украинском фронте и в войне с Японией. Награждён орденом Отечественной войны II-ой степени. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности штурмана.
Бортовой техник – лейтенант Шпыхов Николай Егорович, родился в 1915 году в Орловской области. В рядах Красной Армии с 1937 года. Окончил курсы механиков в лётном центре г. Баку. Принимал участие в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны I-ой и II-ой степени. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности бортового техника.
Активисты движения, с помощью жителей деревни Лапино, нашли родных командира корабля Д. Харина, проживающих в Приморском крае, а 7 декабря 2017 года в школе деревни Шелаево Иркутской области, где он учился, прошло мероприятие «Вечный полёт», посвященное летчику-герою.
Эта история нам кажется несколько странной и запутанной. Как могли выжить находящиеся на борту пассажиры, если экипаж погиб, а самолёт полностью сгорел? Если были выжившие пассажиры, то почему не похоронили экипаж? Почему его впервые нашли только в 1968 году?
Пока у нас только прибавилось вопросов. К сожалению, за несколько лет нам так и не удалось попасть к месту катастрофы. Мешают - то половодье, то ранний снег, а в 2017 году ещё и лютые медведи стали помехой в проведении поисковых работ. В ближайшее время мы приложим все усилия, чтобы организовать и провести экспедицию и на месте всё увидеть своими глазами, попытаться разобраться во всём, а также найти необнаруженные ранее останки лётчиков.
Необходимо также обновить обелиск и установить памятную табличку, которая уже готова, нанести место катастрофы на спутниковую карту Wikimapia, а для этого нужно снять точные координаты GPS.
1. В.С. Корниенко в походе...
2. Школьники с. Новое на месте катастрофы самолёта.
3. Первый памятник погибшим членам экипажа.
Артём Бандура,
фото из архива Сахалинского отделения ПДР и сети Интернет
В Макаровском районе Сахалинской области, западнее посёлка Новое, есть гора Монетная. На её склонах лежат обломки военно-транспортного самолета Ли-2. О катастрофе, случившейся более семидесяти лет назад, активистам «Поискового движения России» стало известно несколько лет назад, после чего мы начали собирать об этом факте всю доступную сейчас информацию.
Удалось выяснить, что первым обнаружил самолёт почти 50 лет назад учитель физкультуры и военного дела Вячеслав Сергеевич Корниенко вместе с учащимися школы посёлка Новое, во время охоты на рябчиков.
Сейчас Вячеслав Сергеевич проживает в Краснодарском крае. Поисковики связались с ним, и вот что он рассказал.
«Осенью 1968 года мы были на охоте, когда на соседней сопке заметили что-то блестящее, похожее на фрагменты самолёта и на следующий день целенаправленно двинулись к нему. На месте крушения мы увидели фюзеляж, одно крыло, двигатель, а чуть поодаль в зарослях разглядели ещё один двигатель и крыло самолёта. Между ними было голая земля (выгорело так, что ни былинки не росло). Ребята начали раскопки. Нашли останки лётчиков, обгоревшие орден Красной звезды и медаль «За победу над Германией». Останки мы оставили в приметном месте под обломками самолета. И, так как было уже поздно, а нам нужно было в этот же день вернуться в поселок, мы покинули место крушения.
На следующий день я встретился с директором школы Валерием Харитоновичем Хомячуком и рассказал о походе, показав найденные награды: орден и медаль. Он с этими находками обратился в военкомат города Макарова, который связался с областным военкоматом и наградным отделом в Москве.
В тот же год пойти снова к месту крушения не удалось, так как в горах выпал снег. А на следующий год осенью в поселок прибыли представители авиационной воинской части поселка Гастелло в составе руководителя - майора, лейтенанта - медика и трёх сержантов и попросили организовать сопровождение группы к месту крушения.
В поиск с военными отправилась почти та же группа учеников старших классов, что и в первый раз. Военные машиной подбросили нас до плотины на реке Нитуй, а дальше мы пошли пешком. На месте крушения уже лежал снег толщиной 20-30 см. С останками экипажа, найденными в первый и этот походы, мы отправились в обратный путь. У плотины нас встречала военная машина с гробом для останков лётчиков. Сложив в него останки, мы поехали на кладбище. Там уже было подготовлено место для захоронения и собралось очень много жителей поселка. Останки лётчиков торжественно были преданы земле, а на могиле установлена стела.
Первоначально на могиле экипажа была поставлена обычная стела с трафаретом: «Тебе, неизвестный солдат». А через несколько месяцев мы узнали фамилии членов экипажа разбившегося самолёта. По номеру ордена было установлено, что он принадлежал Дмитрию Евдокимовичу Харину. Также тогда выяснили, кто был с ним в экипаже в момент гибели.
В Вахрушеве были сделаны два памятника из нержавеющей стали (большой и маленький) с табличкой, на которой выгравированы фамилии членов экипажа.
Весной на установку постоянного монумента пришли жители, но, к сожалению, родных и близких воинов при этом не было.
В этом же году, ближе к осени, я с десятым классом в полном составе пошёл в поход к месту падения самолёта с малым обелиском – уменьшенной копией того, что был установлен на кладбище. С собой мы взяли цемент, а на стоянке в распадке набрали песка, гравия и воды. Идти было тяжело, но никто не роптал. На месте гибели все взялись за установку обелиска на поляне, выжженной от падения самолёта…».
В общедоступной базе данных «Подвиг народа» поисковики смогли найти информацию на всех лётчиков, их наградные листы. Тогда же и выяснилось, что в табличке на могиле экипажа есть неточности. В частности, неправильно указаны даты рождения и инициалы некоторых лётчиков.
Весной 2017 года, благодаря Центральному архиву Министерства обороны и лично начальнику 1-го отдела Андрею Владимировичу Тихонову, были установлены обстоятельства катастрофы.
Так, удалось выяснить следующее: «4 июля 1946 года в 16-05 самолет Ли-2 340-го транспортного авиационного полка вылетел из г. Хабаровска на аэродром Отиай (Сокол) с грузом авиационных запчастей. В районе п. Найро (Гастелло) была сильная облачность и командир корабля Дмитрий Харин, пробивая её, выскочив из облачности на малой высоте, только случайно не столкнулся с водой, а затем перевёл самолёт в набор высоты с левым разворотом. Через 8-10 минут полёта в облаках с видимостью 50-100 метров увидел слева сопку и лес. Разворачиваясь от сопки, через несколько секунд, с набором высоты ударяется в следующую сопку. Экипаж в составе 6 человек (так в документе) сгорел вместе с самолётом, пассажиры - 4 человека, получили ожоги и травмы».
Состав погибшего экипажа
Командир корабля – гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, родился 5 ноября 1923 года в деревне Лапино Долгомос-товского района Красноярского края. В рядах Красной Армии с мая 1941 года. Окончил Омскую военную авиашколу пилотов в 1943 году. Принимал участие в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Награждён медалью «За оборону Ленинграда», орденами Отечественной войны I-ой и II-ой степеней, орденом Красной звезды. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности лётчика.
Помощник командира корабля – лейтенант Бочаров Евгений Викторович, родился в 1922 году в Саратове. В рядах Красной Армии с апреля 1941 года. Окончил Омскую военную авиашколу пилотов в 1942 году. Принимал участие в войне с Японией. Награждён орденом Красной звезды. С апреля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности лётчика.
Штурман корабля – младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович родился 13 декабря 1923 года в городе Чернигов, УССР. В рядах Красной Армии с июля 1941 года. Окончил Олсуфьевскую авиашколу, Челябинскую авиашколу штурманов и радистов в 1943 году. Являлся слушателем курсов лётной школы в Москве. Принимал участие в Великой Отечественной войне на Украинском фронте и в войне с Японией. Награждён орденом Отечественной войны II-ой степени. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности штурмана.
Бортовой техник – лейтенант Шпыхов Николай Егорович, родился в 1915 году в Орловской области. В рядах Красной Армии с 1937 года. Окончил курсы механиков в лётном центре г. Баку. Принимал участие в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны I-ой и II-ой степени. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности бортового техника.
Активисты движения, с помощью жителей деревни Лапино, нашли родных командира корабля Д. Харина, проживающих в Приморском крае, а 7 декабря 2017 года в школе деревни Шелаево Иркутской области, где он учился, прошло мероприятие «Вечный полёт», посвященное летчику-герою.
Эта история нам кажется несколько странной и запутанной. Как могли выжить находящиеся на борту пассажиры, если экипаж погиб, а самолёт полностью сгорел? Если были выжившие пассажиры, то почему не похоронили экипаж? Почему его впервые нашли только в 1968 году?
Пока у нас только прибавилось вопросов. К сожалению, за несколько лет нам так и не удалось попасть к месту катастрофы. Мешают - то половодье, то ранний снег, а в 2017 году ещё и лютые медведи стали помехой в проведении поисковых работ. В ближайшее время мы приложим все усилия, чтобы организовать и провести экспедицию и на месте всё увидеть своими глазами, попытаться разобраться во всём, а также найти необнаруженные ранее останки лётчиков.
Необходимо также обновить обелиск и установить памятную табличку, которая уже готова, нанести место катастрофы на спутниковую карту Wikimapia, а для этого нужно снять точные координаты GPS.
1. В.С. Корниенко в походе...
2. Школьники с. Новое на месте катастрофы самолёта.
3. Первый памятник погибшим членам экипажа.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: В июле сорок шестого…
4. Памятник, который стоит по сей день.
5. Шильда с номером самолёта.
6. Дмитрий Харин (слева).
5. Шильда с номером самолёта.
6. Дмитрий Харин (слева).
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя