Грозовое лето 1943-го...
Евгений Агафонов, г. Владимир, фото автора
Июль 1943 года
Тяжелая двухмоторная машина, легко разрезая воздух, неслась в летнем небе на север, отбрасывая солнечные зайчики от остекления фонаря стрелка-оператора на пролетающие мимо шапки облаков. Старший лейтенант Медведев вел свой А-20 «Бостон» как по нитке, руководствуясь только указаниям штурмана, который в свою очередь, склонившись над приборами и картой в хвостовой части фюзеляжа, следил за точностью маршрута, получая от оператора пеленги наземных радиостанций. Учебный полёт, один из многих, но не такой сложный и напряженный как боевой... Медведев уже знал разницу между ними. Палящее лето 1942 года в донских степях забыть было невозможно.
Впереди начали вставать шапки грозовых облаков. Утренний прогноз погоды обещал прохождение грозового фронта через маршрут полета. Летчик уже сталкивался в небе с грозой – огромная черная стена облачности от горизонта до горизонта, пронизанная на всю высоту всполохами разрядов встретила его эскадрилью на пути к Воронежу ровно год назад, тогда перед ними стояла боевая задача «любой ценой», и они нырнули в эту бездну, но задачу тогда не выполнили. Буря раскидала эскадрилью за считанные минуты, к цели никто не смог пробиться. Тогда вся эскадрилья благополучно вернулись на свой аэродром. Сейчас, встающие на пути самолета тучи выглядели по сравнению с той бурей почти безобидно...
На предполётном инструктаже в Ряжске командир эскадрильи предупредил лётчиков о возможной грозе, заходить в грозовые облака запретил, по возможности нужно было их обходить, но и задание постараться выполнить. Тем более, заместителю командира эскадрильи старшему лейтенанту Медведеву со штурманом эскадрильи Абоимовым предстояло провести тренировочный полёт для нового штурмана звена, в котором он должен, ориентируясь на пеленги наземных радиостанций, провести самолёт по строго заданному маршруту, сначала до Иваново, потом до Орехово-Зуево, затем вернуться в Ряжск. 173-й, до недавнего времени бомбардировочный, а теперь особого назначения истребительный полк дальнего действия около месяца укомплектовывался экипажами, техникой и готовился к предстоящим сложным и новым для авиации Красной Армии задачам. Им предстояло впервые использовать в бою радиолокационные станции, смонтированные на борту самолётов, научиться применять «Бостоны» в качестве истребителей, и сейчас они готовились к этому в режиме строгой секретности. Вот и сегодня бойцы охраны НКВД отошли от самолёта только когда лётчик закончил прогрев моторов и дал знак, что начинает рулёжку на взлет.
Одна из растущих на глазах дождевых туч упорно наползала на курс полета. Насколько хватало глаз, и слева и справа нарастали такие же ватные горы, от некоторых из них к земле уже тянулись темные нити ливня. Менять курс полёта или идти прямо? Прошло всего около получаса с момента вылета из Ряжска и уже в самом начале полёта придется ломать маршрут, чем усложнять работу штурмана. Да и туча с виду не представляла собой серьезной опасности, несколько минут болтанки, не больше. Самолёт, не меняя курса, вошел в белую пелену...
Май 2013 года
Крик журавля над головой заставил вздрогнуть и замереть на месте. Кроны деревьев не давали увидеть редкую для этих мест птицу, но крик повторился, подтвердив, что это не слуховой обман. Неспроста...
Второй день поиска места катастрофы должен принести результаты, тем более что в посёлке удалось найти свидетеля событий далёкого июля 1943 года, который подсказал направление поиска. Еще два шага после неожиданного крика журавля и динамик металлодетектора завопил густым басом, показывая на наличие в грунте скопления цветного металла. И вдруг осенило – вытянутая впадина справа за редкими кустами, поросшая березняком, выглядевшая так естественно в старом лесу, не что иное, как воронка. Расширяющиеся к одной из сторон края показывали направление удара. Еще несколько шагов, и из-за куста виден большой кусок мятого ржавого металла, лежащего у высокой сосны. Нашёл... Это именно то место!
Июнь1942 года
Девятка «Бостонов» встав в круг над полевым аэродромом, готовилась к перелету на новое место базирования. Следом взлетали ещё две эскадрильи полка. Чуть более трёх недель назад 57-й ближнебомбардировочный авиационный полк получил приказ о перебазировании из Кировабада в полосу Юго-Западного фронта, и вот уже полк всем составом перелетает на аэродром «Копенки» в 30 км от Россоши.
В предрассветной дымке командир 1-й авиационной эскадрильи капитан Осипов повёл свою девятку «Бостонов» к новому месту базирования. Сзади слева в чётком строю, шла вторая эскадрилья, и Осипов вдруг на несколько секунд увидел такую же девятку, только самолетов СБ, идущую в чётком строю на цель в августовском небе 1941 года, таком же безоблачно чистом, и поэтому смертельно опасном. Вся девятка горела, но продолжала идти к цели... Из того, первого для них боевого вылета на бомбардировку врага у города Ельня, вернулось 16 сильно потрепанных «Мессерами» и зенитками машин, а вылетело на задание 27. В тот же день, 8 августа 1941 года соседний полк на таких же СБ вылетел полным составом на Ярцево, и ни один самолёт не вернулся...
Сейчас Осипов серьезно волновался за судьбу их полка, не повторится ли то же самое с ними сейчас, в небе над донскими степями. Конечно у них на вооружении уже не устаревшие СБ, а новые, совсем недавно прибывшие из США через Иран по Ленд-Лизу самолеты А-20 «Бостон», лётные характеристики которых были намного выше. Теперь, после реорганизации, ВВС Красной Армии не подчинялись напрямую командованию фронтов и армий, сейчас 57-й бомбардировочный полк вошел в 8-ю Воздушную армию Юго-Западного фронта, что вселяло надежду на гарантированное истребительное прикрытие при вылетах на боевые задания.
Волновало и то, что многие экипажи не имели реального боевого опыта, не дрогнут ли они под огнём противника с земли и его истребителей? Заместитель Осипова старший лейтенант Медведев только 1 июня был назначен на эту должность, конечно, он прибыл в полк из Кировабадской ВАШ с достаточно большим опытом полётов на различных типах самолётов, в том числе и на А-20, но можно ли ему доверить судьбы экипажей его эскадрильи в критический момент? Осипов еще не ответил себе на этот вопрос. Медведев был волевой, исполнительный человек, чётко выполняющий все указания командиров, хорошо знающий материальную часть и неплохо ориентирующийся в полёте, но в нём не было так необходимой инициативы и энергии, позволяющих принимать нестандартные решения в критической ситуации, что очень часто губило многих лётчиков, тем более в условиях современного ведения войны. Он постарается сохранить свою эскадрилью, опыт лета-осени 1941 года не пройдет даром...
Эскадрилья, освещённая первыми лучами солнца, грациозно выстраивалась в круг для захода на посадку.
Май 2013 года
Из-под лопаты фрагмент за фрагментом показываются обломки дюраля, некоторые из них в краске, тёмно-зелёного цвета. Наши самолёты такой краской не покрывали, да и сам металл несколько отличался от того, что приходилось видеть раньше. Вот и ещё одно подтверждение – фрагмент надписи черной краской по трафарету, латинскими буквами. Саму воронку пока не трогаем, пытаемся выявить периметр разлета обломков. На краю болота одолевают первые в этом году комары - пока еще начало мая и, пожалуй, самый тёплый день в этом месяце. Новый сигнал детектора отвлекает от комаров и погоды. Новая находка еще больше подтверждает иностранное происхождение упавшего самолета – гильза от патрона калибра 12,7 мм, сбоку отверстие с вывернутыми наружу краями, взрыв пороха изнутри говорит о высокой температуре воздействия, на донце маркировка с латинскими буквами. А вот и еще одна, калибром 7,62 мм, от оборонительного пулемета штурмана. Сомнений нет, это А-20 «Бостон», как его называли в СССР, или «Havoс» - по классификации ВВС США, но какая модификация? Для подтверждения записи архивного документа не хватало ещё одной гильзы.
Подъехал Артём, который отвозил домой проводника. Звук автомобильного мотора чуть слышно донёсся со стороны просеки ЛЭП. Вдвоём провести разведку будет куда проще – попробуем зашурфить противоположные стороны воронки, после этого станет ясно, проводить здесь экспедицию в составе нескольких отрядов, или достаточно просто ещё один день прособирать обломки вокруг воронки – вдруг попадётся что-то очень интересное?
Артём, оглядев открывшуюся перед ним картину, практически сразу начал копать ближайший к дороге край воронки. Через час у нас была третья гильза - от 20 мм авиационной пушки «Испано» М-1, теперь можно сказать уверенно, что здесь погиб самолёт А-20G1 – модификация тяжелого истребителя с мощным набором вооружения на борту. Обломков много, значит экспедиции быть!
Октябрь 1942 года
Личный состав 651-го истребительного авиационного полка ПВО территории страны с утра был построен возле лётного поля одного из подмосковных аэродромов – предстояло награждение отличившихся в летних боях с фашистскими захватчиками. Сам полк сейчас представлял собой бурлящий улей – постоянно прибывала новая техника, каждый день прибывали к новому месту службы лётчики, штурманы и воздушные стрелки из разных полков, в основном с боевым опытом. Шло полным ходом перевооружение полка на самолеты А-20 американского производства, и сейчас старые лётчики под личным руководством начальника штаба истребительной авиации ПВО генерала Пестова, осваивали новые для них машины в новом для них качестве, как ночные истребители. Очень часто отдельные экипажи отбывали на завод № 81 в Монино, где полным ходом шли работы по оснащению американских самолетов радиолокаторами и производились пробные полёты с новым оборудованием. Старший лейтенант Медведев всего несколько дней назад прибыл к новому месту службы на должность заместителя командира эскадрильи, и уже успел узнать, что в списках награжденных есть и его фамилия.
Полк замер – зачитывался Указ Президиума Верховного Совета СССР. После того, как выкрикнули его фамилию, Константин Андреевич вернулся в строй с орденом «Красная Звезда» на груди. В его памяти в этот момент вновь всплыли вереницы вражеской техники у переправ через Оскол и на дорогах к Дону, дымные шапки от разрывов зенитных снарядов, невероятное напряжение каждого из тех 23-х боевых вылетов на Юго-Западном фронте. Сегодня же вечером он напишет своей супруге - Раисе Аркадьевне, которая осталась ждать его в Кировабаде, о том, что она может гордиться своим мужем.
Ещё будучи в полку, лейтенант Медведев получил две благодарности от командования за эффективную поддержку наземных войск и за уничтожение переправ противника, и вот теперь орден. Теперь он чувствовал, что полученный боевой опыт сильно поднял его боевой дух и уверенность в своих силах. Теперь предстояло освоить ставший привычным для него американский бомбардировщик в качестве ночного истребителя, и он справится с этой задачей!
Июнь 2013 года
Более основательная разведка места падения заняла один день. Приехав ранним субботним утром в лес, взрослый состав отрядов «Небо Родины», «Амулет», «Звезда» тщательно проверял дно воронки и прилегающую к ней местность. И надо сказать - не зря…
Первую значимую находку сделала Лена, впервые приехавшая со своим мужем на подобное мероприятие, как говорится - новичкам везет. Не веря глазам, мы смотрели на рваную и гнутую металлическую пластинку в ее руке со следами черной краски – заводскую бирку авиационного мотора Райт-Циклон американского производства. Сквозь налипшую грязь виднелась надпись «AIR CORPS OR BUREAU NO.» и выбитые символы в светлом поле ниже этой надписи - AF42 - 153741. Быстро нахожу копию аварийного акта, найденного в ЦАМО в начале этого года. Так и есть, номер одного из моторов в акте полностью совпадает с маркировкой! Но как она сохранилась после такой катастрофы!? Все найденные обломки мотора умещаются на ладони, большая часть из них сильно оплавлена, а сорванная с корпуса табличка хоть и пострадала, но сохранила всю информацию необходимую для подтверждения информацию.
Через час новая находка. Теперь уже Артём держал в руках фрагмент таблички, порванный как лист бумаги огромной разрушительной силой удара. И опять, каким-то чудом, линия разрыва прошла чуть ниже номера мотора - AF42 - 153623. Сверяюсь с документом, но тут уже что-то не так. Вместо последней цифры «3» в документе стоит «8». Скорее всего опечатка, ведь первый номер совпал полностью, а второй отличается только последней цифрой.
В тот день мы уезжали с места падения уже подтверждённого самолета. Теперь можно уверенно сказать, что найдено место гибели конкретного экипажа.
Июль 1943 года
Серёжка бежал по пыльному просёлку в сторону леса во главе ватаги мальчишек. Самым последним бежал маленький Васька, родившийся перед самой войной. Он изо всех сил пытался догнать своего брата, на попечение которого мать оставляла младшего сына, пока уходила работать на торфоразработки. Серёга тоже бежал впереди, но постоянно оглядывался на брата, который уже сильно отстал от них.
Впереди, над верхушками сосен, вставало черное облако дыма. Именно туда так спешила деревенская ребятня. Они видели, как пролетающий над их деревней самолет, вошел в облака. Видели, и как он вывалился оттуда, стремительно, по большой дуге, приближаясь к земле. Было хорошо видно, как от самолёта отрывались какие-то части, и он, оставляя за собой в предгрозовом небе дымный след, на огромной скорости врезался в лес.
Васька споткнулся и плашмя упал в дорожную пыль. Его рёв догнал ребятню, когда они уже побегали к лесу. Сережка встал и крикнул в спину убегающим друзьям: «Подождите, подождите меня!». Он помнил, как мать отлупила его крапивой по голым ногам за то, что бросил брата, убежав купаться с друзьями на Нерль две недели назад. Тогда он оставил его у своего дома в деревне, а теперь, на краю леса, перед началом грозы, он не мог его оставить - тогда крапивой просто не обойдется! Сережка бросился к брату, и увидел, что другие ребята бегут ему на помощь. Так и несли они Ваську по очереди на плечах по лесной дороге, торопясь к месту катастрофы.
Июль 2013 года
Накануне вечером в 200 метрах от воронки, среди кустов черники, был разбит поисковый лагерь, и теперь ничто не мешало прямо с утра приступить к работе.
За несколько часов воронка полностью проверена и просеян весь грунт из нее. Проверили дно глубинным металлодетектором - тишина. Самолёт на огромной скорости врезался в песчаный пригорок, предположительно с сильным креном на правое крыло, оставив после себя воронку диаметром 8 метров. Огромной силы взрыв разметал самолёт на мелкие фрагменты, рассеяв их более чем на 100 метров по направлению удара, точнее установить мешало болото, залитое водой. Сильный пожар довершил начатое взрывом. Растет гора мелких обломков, в большинстве своем от обшивки. Становится ясно - больше ничего значимого найти не удастся. Что случилось с людьми, находившимися в самолёте при падении, представить очень трудно. Среди находок каблук от ботинка, наушник и несколько пряжек от парашютной системы - немые свидетели последних минут жизни экипажа…
Артём Волков вылез из воронки и, пройдя несколько метров в сторону, сел и начал снимать дерн. Что повело его на это место, не знает даже он сам. Но именно тут совок вывернул из земли вторую половину заводской бирки мотора, найденную Артёмом месяц назад… Удивления не было, осталось ощущение, что так и должно было случиться.
Июль 1943 года
Лес впереди сильно горел. Из пламени то и дело доносились резкие хлопки, похожие на выстрелы. После одного из них над головой Алика срезало толстую ветку березы, и она с шумом упала, чуть не задев ребят, с опаской подходивших к месту катастрофы. Мгновенно поняв, что в огне рвутся боеприпасы, мальчишки рассыпались по низине, прячась за деревьями. И тут огонь, видимо, добрался до одного из патронных ящиков - сквозь гул пламени и треск обгорающих стволов деревьев послышались серия глухих выстрелов, и по веткам деревьев с шумом полетели осколки.
Любопытство взяло верх над чувством самосохранения, и Алик, вытянув шею, выглянул из-за массивного ствола осины. В огне и дыму впереди почти ничего не было видно. Чуть ближе можно было различить светлеющие местами разломов, лежащие тут и там фрагменты деревьев, сметённых взрывом и дымящиеся металлические обломки. Совсем рядом - всего в нескольких метрах, на ветках молодой полусогнутой березы, висело что-то бесформенное, буро-красное, почему-то пугающее своим видом больше, чем огонь и близкие хлопки рвущихся патрон. Алик остановившимся взглядом смотрел на это что-то, смотрел с огромным желанием не смотреть, но не мог отвести взгляд. Волны горячего воздуха приносили с собой запах гари, авиационного топлива и… Алик понял, ЧТО висело на дереве недалеко от него. С ужасом он вжался в сырую траву под осиной, за которую прятался. Никто из них не заметил, что начался дождь.
Июль 2013 года
Воскресным утром мы собрались уезжать из леса. Работы закончены. Перед сборами все решили еще раз собраться у поклонного креста, поставленного накануне вечером у воронки. Теперь любой человек, проходящий мимо этого места, может узнать, кто и когда погиб в 2 км от деревни Палашкино Камешковского района Владимирской области 70 лет назад.
«Здесь 29 июля 1943 года в результате авиакатастрофы самолета А-20 «Бостон» 173-го авиационного полка особого назначения дальнего действия погиб экипаж
- лётчик, ст. лейтенант Медведев Константин Андреевич, 1911 г.р.,
- штурман, лейтенант Прозоров Алексей Степанович. 1918 г.р.,
- штурман, лейтенант Абоимов Руфим Александрович, 1917 г.р.,
- воздушный стрелок, старшина Якименко Петр(?) Парфирович(?), 1914 г.р.
Вечная память защитникам Родины!»
Уезжая домой, мы посетили могилу лётчиков на кладбище села Палашкино, убрали выросшую траву вокруг надгробия, постояли, молча глядя на имена, высеченные в камне.
Памятник нужно менять. Теперь понятно, что вместо фамилии «Олейников» должна быть фамилия «Абоимов», которой там нет, а также менять инициалы Якименко, указанные на памятнике неверно. Эта работа ещё впереди, но теперь ничто не мешает увековечить экипаж как подобает, вернуть ему имена, воскресить память о защитниках нашего неба.
P.S.
Через несколько дней после окончания работ на месте гибели экипажа, среди документов ЦАМО удалось найти данные на воздушного стрелка-оператора Якименко. Оказалось, что на самом деле звали его не Петр Парфирович, а Григорий Михайлович, родом из Украины, Полтавская область, Миргородский район, село Гаркуминцы.
29 июля 2014 года на месте падения самолёта поисковыми отрядами Владимирской области установлена мемориальная доска с именами погибших членов экипажа.
Все попытки найти родственников погибших пока ни к чему не привели…
Все описанные события основаны на документах Центрального архива Министерства обороны, литературных источников и показаниях свидетелей трагедии.
Выражаю благодарность в сборе информации и помощи при проведении поисковых работ: Жителям п. Мирный Камешковского района Ефремовой Нине и Сергееву Виктору Ивановичу, свидетелю трагедии Болдину Альберту Ивановичу, учителю МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа Фокеевой Ирине Владимировне, директору Камешковского краеведческого музея Кудряшовой Светлане Борисовне, главе сельского поселения Мирновское Игониной Надежде Федоровне, поисковикам из отрядов «Небо Родины», «Звезда», «Земляк», «Амулет», «Исток» и энтузиастам из г. Камешково.
Особая благодарность корреспондентам Дмитрию и Полине Артюх, а также Андрею Минееву за грамотное и интересное освещение нашей работы.
Старший лейтенант Константин Медведев.
Лейтенант Алексей Прозоров.
Памятник на могиле погибшего экипажа в селе Палашкино Камешковского района Владимирской области.
Грозовое лето 1943-го
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Грозовое лето 1943-го
Заводские бирки с моторов разбившегося самолёта.
Мемориальная доска на месте гибели экипажа, 29 июля 2014 года.
Мемориальная доска на месте гибели экипажа, 29 июля 2014 года.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость