О тех, для кого не закончилась война

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

О тех, для кого не закончилась война

Сообщение Raid » 08 апр 2024, 21:36

Константин Морозов (Москва)
капитан запаса Центра спецназначения ФСБ РФ.
фото Сергея Садовникова


О тех, для кого не закончилась война

Великая Отечественная война отгремела более семидесяти лет назад. С тех пор на свет появилось несколько новых поколений. Для многих из тех, кто родился за последние полвека, и живёт уже в новой российской действительности, та война – лишь давнее событие отечественной истории. Кто-то может украсить себя георгиевской ленточкой и пройти с портретом деда по главной улице города 9 мая, для другого – это лишь дополнительный выходной день для отдыха от бесконечного зарабатывания денег. Сам образ, темп и ценности современной жизненной среды диктуют нам: да, помните и гордитесь, проявляйте патриотизм, но всё это не накормит вас и ваших детей, не даст вам никаких бонусов и успеха в жизни, не вернётся в виде кэшбэка на пластиковую карту. Да, в наши дни материальные ценности упорно вытесняют духовные. Эта деструктивная сила берёт в плен всё больше человеческих душ. Духовность, гражданственность, образ мышления и настоящий патриотизм, как их составляющая, не появляются у человека с рождения, а приходят в рамках соответствующего воспитания. Многие не различают понятий обучение и воспитание. В первом случае от вас мало что зависит, вы усваиваете информацию в безоговорочном порядке. Принимаете учебный материал в том виде, в котором он существует. Воспитание же, если оно настоящее и проводится лучшими носителями национальной духовности, погружает вас в эмоционально-информационную сферу, внутри которой вы сами определяете своё место и свои взгляды на те явления, знания и предметы, которые формируют самосознание нашего народа. Часть этого процесса – патриотическое воспитание.
Для кого-то патриотизм – это флаг, гимн, водка в гранёном стакане. Люди с развитым мыслительным аппаратом скажут, что патриотизм – это чувство. И будут отчасти правы. Но патриотизм – это не только патриотическое чувство!
Патриотизм – это оружие! Сила его равна или даже превосходит мощь ядерного оружия. Если хотите, измеряйте патриотизм в килотоннах. С помощью этого оружия наш народ выиграл самую страшную войну 20 века и не дал разразиться войне ещё более страшной. Парадокс в том, что оружие это народное. Любая власть, правительство, государственный аппарат могут лишь отчасти регулировать наличие этого оружия у населения. В разных странах, в разные эпохи, были попытки это оружие у населения изъять. Большинства из этих государств уже давно нет на картах. Мудрая власть, наоборот, способствует росту и стабильности патриотического воспитания поколений.
Итак, оружие у нас было и войну мы выиграли. Так скажут мне те, кто читает эти строки. Всё вроде бы так, но и не так одновременно. Как сказал А.В. Суворов: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат!». Это не просто слова… Наш народ заплатил за победу настолько страшную и великую цену, что последствия этой утраты будут сказываться ещё на жизни даже многих будущих поколений. Люди, кто жил в послевоенные годы, в какой-то степени и их дети, напрямую, на себе, чувствовали цену победы. Сегодня лишь наблюдательные, склонные к анализу умы в состоянии увидеть, что последствия той войны всё ещё отражаются на жизни страны и общества. Что многие глобальные проблемы государства – не порождение современности, а следствие страшных событий Великой Отечественной войны.
Сегодня, когда на Западе звучит жёсткая антироссийская риторика, когда в некоторых странах Европы сносят советские военные мемориалы и ровняют с землёй братские захоронения наших воинов, те из нас, кто сумел сформировать для себя чёткие ориентиры в рамках патриотического воспитания, понимают, что война не была закончена взятием Рейхстага! Да, тогда завершилось основное кровопролитие! Была закончена Великая Отечественная война! Но не была закончена «война» в сердцах и умах миллионов людей и их потомков, живущих сейчас в разных странах! По факту, мы как народ сегодня продолжаем то дело, которое начали наши деды в 1941 году – защищаем нашу страну и наш этнос не только от военной угрозы, но и от угрозы политической, моральной, психической, ментальной…  А что же наши деды? Они выполнили самую тяжёлую часть работы, которая досталась нескольким поколениям. А ещё они оставили нам своё оружие – вы уже знаете, какое.
Патриотизм как оружие действует многогранно, не всегда заметно, но всегда эффективно! Одним из его поражающих элементов является осуществление ритуальных действий. Это важно. Ритуал, от пения военных песен под гитару у костра до разбивания бутылки шампанского о нос нашей новой подводной лодки, несёт важнейший энергетический посыл. Эта энергия в равной степени воодушевляет людей на служение Отечеству и доводит НАТОвских адмиралов до сердечного приступа. Но не менее важным ритуалом является достойное погребение наших воинов, погибших в Великую Отечественную войну! Энергетический посыл от этих действий, направленный нашему обществу, по своему масштабу не уступает демонстрации державой военной мощи или успешной военной кампании.
        Поиск, посильная идентификация и ритуальное погребение незахороненных солдат – тема тяжёлая как сама по себе, так и для восприятия современным обществом. И здесь как раз максимально проявляется как качество проведённой человеком самостоятельной работы в рамках его патриотического созревания и дальнейшего воспитания (если оно вообще имело место), так и уровень самих воспитателей, его проводивших. Как говорит психология, ритуал – это зашифрованная эмоция. Вспоминаются строки знаменитого стихотворения Р. Рождественского: «Это нужно не мёртвым – это нужно живым!».
Каждое обнаруженное неучтённое воинское захоронение, каждое установленное имя погибшего бойца, любые материальные подробности совершённых действий и подвигов, официальное погребение останков с воинскими почестями – всё это прочные камни в фундамент нашего национального самосознания и «гвозди» в эшафот тех, кто ненавидит нас просто за то, что мы есть! 
Обсуждается и морально-нравственная сторона в осуществлении описываемой поисковой деятельности…  Основная проблема в том, что значительная часть нашего общества искренне не видит и не понимает разницу между просто смертью и смертью в бою. Да, человек, «непричастный», не всегда способен понять существенное различие между «трагической закономерностью» и «трагической необходимостью». В последнем случае, как ни жёстко это прозвучит, военные делают свою работу, в том числе и посредством своей смерти. И каждый надеется, что его имя, его останки, его дела не будут забыты теми, ради кого он отдаёт свою жизнь. Мы не можем ничего спросить у мёртвых, но есть возможность спросить у тех, кто побывал в боевых ситуациях без шансов на выживание. В свои последние минуты люди думают не о Родине или боевом приказе – это само собой разумеется. Думают о близких и любимых и боятся только одного – забвения.
Нет вины людей в том, что в массе своей, они устроены так, что свои собственные проблемы, нужды и неурядицы они ставят выше любых общественных и даже государственных необходимостей. Это обусловлено человеческой природой. Уход от коллективизма к индивидуализму, со сменой идеологии в стране, ещё больше подчеркнул эту общечеловеческую суть. Среднестатистический российский обыватель, даже искренне считающий себя патриотом, тем не менее, не понимает – для чего нужно искать, а найдя, хоронить погибших. Звучат мнения: и так всё в порядке, мы помним и чтим, не стоит тревожить прах, отдайте земле то, что в ней, не поднимайте мёртвых и т.п. При этом собственных, мирно почивших родичей со всем ритуальным действом, транспортируют на кладбища, где размер памятников ограничивают лишь толщиной своих кошельков и степенью бережливости. Некоторые начинают что-то понимать, лишь найдя на своей земле или купленных сельскохозяйственных угодьях фрагменты человеческих костей и воинского снаряжения. И лишь немногие, те, кто не относится к «усреднённой статистике», те, кому разум дан не только для удовлетворения собственных потребностей, понимают необходимость проведения военно-археологического поиска. Эта немногочисленная масса людей и есть настоящая элита нашей страны, лучшие представители её народа! Попавшие в сферу качественного патриотического воспитания, эти люди, мужчины и женщины, сумели сформировать у себя ту систему ценностей, которую не пробить экономическими кризисами, рекламой интернет-казино и «правильными» предвыборными обещаниями. Некоторые из этих людей служат или служили своей Родине. Упомянутый выше среднестатистический гражданин редко понимает разницу между работой и службой. И уж, конечно, не поверит, что служить люди чаще идут не ради денег! Но «служба Отечеству» бывает не только в погонах и не только на рубежах и должностях, обозначенных государством.
Общество всегда боится того, чего не понимает. А многие его представители часто не понимают, как группы людей, вместо того, чтобы заботиться об улучшении собственной участи под этим солнцем, тратят свои время и средства на занятие военной археологией. Навешиваются ярлыки, запускается антипропаганда поисковой деятельности, звучит откровенная клевета. «Они не могут быть элитой! Элита - мы, потому что учим своих детей за границей или, хотя бы в местных школах с иностранными учителями! Элита - мы, потому что потребляем и обеспечиваем оборот капитала! А они – гробокопатели, экстремисты и потенциальные преступники! Посмотрите – они ещё и своих детей к этому приучают! Мы их боимся, они могут стать для нас угрозой!».
Зреет вопрос: «Господа, так вы патриоты чего? Вашей страны? Или вашего образа жизни?».
Почему, чем человек проще, с точки зрения общества, тем он ближе к реальному осознанию важности и необходимости военно-археологического поиска?
Итак: Патриотизм, Служба, Элита, Незавершённая война, Незахороненные, Пропавшие без вести воины…  Ратные традиции всех народов, а также уставные и нормативные требования всех армий мира предусматривают обязательное захоронение погибших в военное время военнослужащих с отданием воинских почестей в тех случаях, когда для этого имеется время и позволяют обстоятельства. Сейчас время и обстоятельства позволяют! Тех, кто осознаёт это, мы призываем на службу! Давайте выполнять свой долг!
Сегодня военно-археологическая поисковая деятельность официально признана государством как общественное социально-культурное явление, как значимая ветвь народного патриотического движения. Никакого «чёрного копательства», о котором так любят разглагольствовать наши СМИ! Существуют учреждённые государством надзорные органы, которые курируют этот вид добровольческой деятельности. Ключевые слова: народный, общественный… Все помнят, что памятник спасителям России Минину и Пожарскому, или памятник Пушкину были выполнены и поставлены на народные деньги. Что поделаешь… У российских властей, во все времена не хватало средств на поддержку народных порывов такого рода. Финансирование военной археологии со стороны государства сегодня минимальное и чисто символическое в масштабах страны и самого объёма работы. Возможно, это трудно понять, но в этом есть и счастье, и несчастье для тех людей, кто занят в военно-археологической поисковой деятельности. Несчастье очевидно – постоянная нехватка средств, ограничивающая практические возможности поисковиков; необходимость трат «из собственных карманов»; ощущение незаинтересованности со стороны властей. Что же до плюсов… Памятники Минину и Пожарскому, Пушкину, как стояли, так и стоят! Ни у одной власти, ни в какие времена, не хватило духа их тронуть или что-либо с ними совершить! Другие аналогии или комментарии излишни…
Непосредственным выполнением военно-археологических поисковых работ сегодня заняты различные общественные организации со сходными уставными задачами, значительную часть которых составляют военно-патриотические клубы (ВПК). Участники этих организаций, большей  частью, представлены той самой народной элитой, о которой говорилось  выше, а также представлены воспитываемой и подрастающей молодёжью, вливающейся в элиту по ходу своего взросления. «Случайные» люди в поиске почти не присутствуют, хотя встречаются те, кто стремиться светить хотя бы отражённым светом поиска и удерживаться в его орбите на любых ролях. Тяжёлая работа «в поле», мера ответственности, образ мышления и поведения «случайных» людей быстро отсеивает. Это не евгеника и не сегрегация – это естественный жизненный процесс. Обывателей часто пугает слово «военный» в названиях поисковых клубов. Но организация, профессионально занимающаяся военно-археологическим поиском не может быть не военизированной, по сути своей. Только железная воля, твёрдая дисциплина, тяжёлый труд и самопожертвование способны принести результат в таком непростом деле. К сожалению, в чисто гражданских коллективах сочетания таких качеств не наблюдается. Выше уже говорилось, что служба Родине бывает не только в погонах. Участие и работа в военно-патриотических поисковых организациях – это и призвание, и служба. За это не платят денег. За это денег не берут. 
Впрочем, сегодня среди поисковых организаций появляется тенденция к состязанию за государственное финансирование, гранты, спонсорскую помощь. Конечно, эти средства необходимы для эффективного осуществления поисковой деятельности. И хочется верить, что всё, до последней копейки, будет потрачено только на это. Более странно видеть эксплуатацию отдельными лицами искренних народно-патриотических порывов с целью зарабатывания каких-либо социально-политических дивидендов. Сегодня в России имеется и появляется большое количество ВПК и других патриотических поисковых организаций. Но в полях и лесах, на местах боёв, из года в год почему-то видно только одних и тех же реальных поисковиков-археологов! На вопрос – «где остальные?», поисковики пожимают плечами, и, поплевав на руки, снова берутся за лопаты. Поневоле вспоминается латинское изречение «esse quam videri» («быть, а не казаться»), достойное стать девизом этих людей. 
А кто эти поисковики в ближнем рассмотрении? Это юноши и девушки, мужчины и женщины молодого, среднего и даже пожилого возрастов. Как уже было сказано, эти простые на вид люди принадлежат к элите нашего народа. Их патриотическое сознание высоко. Но одинаковых людей не бывает. Наряду с пониманием глобальных задач военно-археологической работы, каждый находит в ней что-то своё.
Молодых привлекает живое общение, возможность, хоть ненадолго, оторваться от учебных тягот, освоение практических навыков существования в полевых условиях, полезное и информативное общение с товарищами из старших поколений, интересные находки, возможность собственными руками прикоснуться к оставшимся материальным свидетельствам военной эпохи. Их сознание, система ценностей, мировоззрение, патриотические взгляды ещё только проходят процесс становления. Не под давлением, но в условиях безупречной и беспристрастной правды, которую открывает им военно-археологическая поисковая деятельность. Эти мальчишки и девчонки – самое ценное, что есть у нас сегодня! Это наша надежда и чаяния о лучшей судьбе для нашей Родины и её будущих поколений.
Среднее поколение поисковиков – люди особого сорта. Это те, кто, проживая в России, в 1990-х и начале 2000-х годах сумел устоять на ногах и не упасть на колени. Те, кто, благодаря своему разуму, образованию и самобытности, не позволил забить себе голову ложью, дешёвыми лозунгами, «скользкими» «ценностями» общества потребления. Те, для кого Российская Империя, СССР и Российская Федерация – это, в конечном итоге, просто Родина! Они легко и с удовольствием передают свои знания и опыт молодым. И у них ещё много сил и способностей. Эти люди относятся к разным сословиям, социальным группам и видам профессиональной деятельности.  Но объединяет их любовь к своей земле и своему народу, сохранение памяти отцов и дедов, знание своего дела и готовность его делать.
Пожилых людей, представителей старшего поколения в военной археологии тоже хватает. Как правило, это уникальные личности. Они не возносят себя на пьедесталы, скромны, ответственны и полны решимости. Они молчат и ничему не удивляются. Ненавязчивы в общении, но всегда готовы поделиться знаниями и опытом. Большинство из них, в осознанном возрасте, жили в ту эпоху, когда граждане зарубежных государств чётко знали – кто взял Берлин и завершил Вторую мировую войну. Участие этих людей в своих рядах – предмет гордости для каждой поисковой общественной организации.
Несмотря на разницу в возрасте, в поиске все равны. Нет никакой дедовщины или неуважения. Отсутствие опыта или навыков не является причиной для отказа в участии в экспедиции или невнимания к человеку. Каждый знает, что ему делать. Каждый выдаёт максимум из того, что умеет. Нужны все: опытные архивисты-картографы, военные консультанты, операторы поисковых приборов, землекопы, фотографы и видеооператоры, медики, повара, лесорубы и плотники. Огромное значение для работы ВПК представляют люди, занимающиеся организацией «тылового обеспечения» экспедиции, обустройством лагеря, организацией питания и бытового обслуживания. «Без тыла нет победы!» - гласит старая русская военная мудрость.
Отдельно хотелось бы поклониться женщинам и девушкам, участвующим в деятельности поисковых клубов. Женские сердца по-особому воспринимают военно-поисковое дело. Процесс эксгумации, подъёма и учёта останков воинов был бы невозможен без их внимательных и осторожных рук. Как дочери, жёны и матери, они воспринимают происходящее в экспедициях намного более чутко, чем суровые и брутальные мужчины-поисковики. А ещё они нас кормят, лечат, дарят свои улыбки в самые тяжёлые моменты непростой поисковой работы.
Из года в год продолжается труд военных археологов в лесах и полях. Нельзя останавливаться. Ещё многое предстоит сделать. Эта война оставила нам много работы. Поднимая из земли своих дедов и прадедов, поисковики, принимают из их рук оружие – вы уже знаете, какое… 

Ноябрь 2018 г.

1.jpg
2.JPG
3.jpg


Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 4 гостя