Страница 1 из 1

Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Добавлено: 08 апр 2024, 21:44
Raid
Минская область, как объект исследования мест падений самолётов 1941-1945 г. Статистический обзор.
                                                 
  Дмитрий Киенко,
научный руководитель исследовательской группы
военной истории Белоруссии «Рубон» (Минск).
фото автора.

На протяжении более 15 лет научно-исследовательской группой «Рубон» под руководством историка Дмитрия Киенко проводятся системные исследования в области авиапоиска мест безвозвратных потерь самолётов на территории Белоруссии. Результаты работ и исследований сводятся в единую (региональную) базу данных. Ранее была опубликована статья «Гродненский регион как объект исследования мест падений самолётов 1941-1945 г. , систематизирующая результаты поисковых работ по Гродненской области. Нынешняя публикация посвящена Минскому региону.
Форма подачи материала в виде таблиц более содержательна и системна (для наглядного восприятия), при этом следует учитывать, что у каждого случая имеются свои «истории», которые невозможно описать в рамках одной публикации.
Минская область в силу своего географического положения находилась в самой гуще событий, связанных с действиями авиации. Регион характеризуется весьма «плотным» наполнением его территории местами потерь самолётов, что вызвано несколькими факторами.
Во-первых, регион оказался в зоне активных действий авиации (в зоне противодействия немецкой авиации атакам советских бомбардировщиков) при наступлении немецких войск в 1941 году.
Во-вторых, в 1944 году основной уровень потерь приходится на советскую бомбардировочную авиацию, самолёты которой были сбиты во время атак на Минск, Борисов и Молодечно, а также штурмовиков Ил-2, участвовавших в операции «Багратион», атаковавших «котлы» окружённых войск противника.
Значительная часть первоначальной информации по Молодеченскому и Логойскому районам была получена благодаря поискам краеведа Вячеслава Бриштена, который с середины 80-х годов осуществлял не только поиск «на земле», но и в архивах, а также вёл переписку с ветеранами. Сегодня его сын Дмитрий продолжает дело отца и является заместителем руководителя научно-исследовательской группы «Рубон». Регулярные полевые выезды позволили наладить контакты и сотрудничество с краеведами «на местах». Особенно следует отметить помощь краеведов Крупского, Логойского и Молодеченского районов.
В таблице видно, что Логойский район выделяется значительным количеством обнаруженных мест падений самолётов. Все эти места были обнаружены в результате интенсивных выездов и полевых исследований, проведенных на его территории научно-исследовательской группой «Рубон» в период 2015-2019 гг.
По состоянию на 1 июля 2019 года на территории Минской области в базе данных имеется 102 места падений самолётов.
Следует отметить, что здесь не учтены самолёты, заявленные как «сбитые истребителями ПВО в июле 1944 г.», так как в советских документах не указаны их районы падения, а лётчики ограничились в донесении лишь словами «сбит западнее Минска». В немецких же документах имеются сведения лишь о маршруте полёта; не учтены также самолёты, потерянные на аэродромах Мачулищи и Лошица при авианалёте немецкой авиации 3 июля 1944 года, так как они не были «в вылете». Самолёты, упавшие на меридиане шоссе Орша-Минск, ещё находятся на стадии обработки.
Таким образом, исходя из имеющихся наработок, в Минском регионе потенциально может быть не менее 150 мест падений авиатехники.
По потерям 1941 года условно регион можно разделить на две части: северную и южную. Это обусловлено направлениями ударов танковых групп вермахта, на которые вынужденно «работала» фронтовая и дальняя авиация. Соответственно потери были понесены вдоль основных дорог, по которым двигалась техника противника в июне 1941 года (среди них было обнаружено и точное место гибели экипажа Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло, найдены элементы конструкции самолёта и оборудование кабины штурмана).
Если говорить о потерях 1944 года, то их также можно разделить на две составляющие: потери АДД при ударах по Минску, Молодечно и Борисову, при поддержке прорыва партизан у озера Палик и потери фронтовой авиации, в особенности штурмовиков Ил-2. Отметим, что значительная часть Ил-2 (7 из 9) была потеряна не при атаках по отходящим войскам противника, а при ударах по «котлам», в том числе и сбитый у поселка Сосны Герой Советского Союза Борис Окрестин.
Обращает на себя внимание существенное значение в графе «неизвестные» по советским самолётам - все они относятся к 1941 году. По предварительным данным, в большинстве своём они представляют самолёты СБ, однако пока дополнительных сведений, позволяющих «вычислить» экипажи или принадлежность к полкам, не имеется. Наличие такого количества самолётов СБ вполне сопоставляется с интенсивностью и общим направлением их вылетов в данный регион, а также заявками «на победу» с немецкой стороны. Однако ни одни источники пока не позволяют точно локализовать места их падений, так как в «советском» случае есть только указание на цели и время вылета, а в «немецком» – время атаки. Эти данные не позволяют локализовать места, поэтому приходится работать «от земли».
При отсутствии фактической (документальной) информации установить места падений самолётов и узнать о событиях, которые этому предшествовали или имели место после того, помогает работа с местным населением. Как правило, местные жители весьма часто полностью подтверждали факт падения или посадки советских многомоторных самолётов с экипажем в составе от 2 до 3 человек в 1941 году.
Примером может служить ситуация в Городокском сельсовете Молодеченского района. На окраине деревни имеется безымянная могила советских лётчиков, место падения самолёта которых было локализовано группой «Рубон» еще в 2017 году. К сожалению, тип и принадлежность самолёта к полку на данный момент не установлены ввиду отсутствия значимых находок, однако, по всей вероятности, учитывая множество косвенных факторов, это был СБ.
В другом случае, в Логойском районе на 4-5-й день войны советский двухмоторный самолёт, преследуемый немецким истребителем, загоревшись в воздухе, упал на лес. Погибли два лейтенанта и сержант. Деревня Боровые, в 200 м от которой погиб экипаж, была сожжена немецкими полицейскими частями во время войны вместе с жителями и не восстанавливалась после войны. Свидетелей нет, тем не менее, опросом было установлено, что экипаж первично был захоронен рядом, однако в течение трёх лет поисков и дополнительного опроса жителей соседних деревень оказалось, что в 50-е годы их как безымянных перезахоронили на кладбище в д. Беларучи. Нашёлся даже свидетель, который вспомнил, что будучи школьником помогал учителю по труду в Беларучской школе заливать цемент для памятника безымянным лётчикам. По найденным элементам двигателей и дюраля было установлено, что это был СБ, однако имена лётчиков до сих пор неизвестны.
Ценная информация для пополнения базы данных получается в процессе обработки сведений партизанских архивов в Национальном архиве Республики Беларусь. 
Так например, после выявления в одном из документов слов: «Обнаружено место падения самолёта, из экипажа в составе 5 человек один погиб, двое разыскиваются, двое - майор и ст. лейтенант направлены на ближайшую площадку Комарова для эвакуации»,  было проведено исследование, в результате которого оказалось, что эта информация была передана шифротелеграммой из бригады Бельского 30 июня 1944 года.  Сопоставив эти данные с созданной базой данных по вылетам и потерям АДД в рамках операции «Багратион» установили место гибели членов экипажа самолёта из состава 15-го ГАП ДД в Старобинском районе.
В представляемой базе данных учитывались также оставленные экипажем самолёты, которые не разбились и не сгорели при посадке, но, тем не менее, были безвозвратно потеряны.
Так, один из СБ поздних серий выпуска 1940 года совершил посадку у д. Антополь. Через месяц после посадки 13 детей, возвращаясь со сбора грибов, залезли в стоявший на поле самолёт. Один из них, не зная с чем имеет дело, расстопорил блестящую «вертушку» взрывателя ФАБ, раскрутил её, приведя взрыватель в боевое состояние. Раздался взрыв, все дети погибли от детонации бомб, находившихся в бомболюке.  К сожалению, и такие сюжеты отражают реальность картины истории авиации в Белоруссии.
В ходе многолетней работы в данном регионе удалось установить принадлежность 70% самолётов и выявить фамилии более 60 членов экипажей. По немецким самолётам ведётся активное сотрудничество с исследователями из Германии.
Так, по сбитым самолётам Ил-4 АДД установлены почти все немецкие лётчики, которые их атаковали, а на один из экипажей найдено подтверждение со стороны зенитных орудий, прикрывавших Минск.
Систематизированная в базе данных информация позволяет увидеть «общую картину» в регионе, а в совокупности с Гродненской и Брестской областями – и наиболее полную картину на западном ТВД, избежать «дублей», когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать второй раз ранее обнаруженные места падений, закрывает «белые пятна» в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе Белоруссии (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы «1941 года.», где экипажи значительной части не вернувшихся самолётов, считаются «пропавшими без вести»).

По годам
немецкие советские Итого
1941 5 45 50
1942 1 1
1943 3 1 4
1944 15 30 45
не установлено 2 2
Всего 26 76 102

по типам
Fi-156 1 СБ 18
He-111 3 А-20 2
Ju-88 7 И-15бис 3
Ju-87 4 Ил-2 9
Fw-58 2 Ил-4 18
Me-110 1 Ли-2 6
Fw-190 3 С-47 6
Fw-189 1 Пе-2 1
Ме-109 1 Як-9 1
неизвестный 3 неизвестный 12
Всего 26 76

По районам
Березинский 1
Борисовский 8
Вилейский 4
Воложинский 3
Дзержинский 1
Копыльский 2
Клецкий 5
Крупский 11
Логойский 14
Любанский 2
Червеньский 2
Стародорожский 4
Минский+Минск 18
Молодеченский 18
Слуцкий 4
Смолевичскй 1
Солигорский 2
Червеньский 2
Всего 102

Минская область - контур с районами.
Вытяжное кольцо парашюта лётчика, Логойский район.
Безымянное захоронение, Молодеченский район.

Re: Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Добавлено: 08 апр 2024, 21:45
Raid
3.Клемма аккумулятора самолёта СБ, Логойский район.
4.Конёк на сарае, сделанный из обшивки самолёта СБ, Крупский район.
5.Местные жители приспособили под заслонку печи элемент обшивки А-20, Крупский район.

Re: Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Добавлено: 08 апр 2024, 21:47
Raid
6.Переключатель с самолёта А-20, Крупский район.
7.После удара о землю на задней стенке отпечатались контуры сот радиатора двигателя М-103, самолёта СБ. Логойский район.
8.Шильды с номерами моторов самолёта СБ. Вверху уже почищена, снизу ещё нет. Логойский район.

Re: Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Добавлено: 08 апр 2024, 21:48
Raid
9.Элемент обшивки с красной звездой и ее черной окантовкой, характерный признак 1941 г. СБ. Логойскй район.
10.Элемент остекления кабины, видно оргстекло зажатое от вибрации между двух резиновых вставок. Логойский район.