Вспомнить всех поимённо
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Вспомнить всех поимённо
Лукина Татьяна Михайловна
руководитель школьного поискового отряда «Гвардейцы»,
участники поискового отряда «Гвардейцы»
МБОУ Сосновская СОШ №2,
рп. Сосновка Тамбовской области
фото из фондов ЦАМО, сайта Дорога памяти,
архива отряда
«Вспомнить всех поимённо…»
Забытые страницы истории малой родины
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, его истории, людям, живущим по соседству. В тяжёлое время войны жители Сосновского района Тамбовской области воевали на фронте, работали в тылу, приближая Победу. Сейчас нам хочется оживить в памяти забытые страницы военного времени.
По данным архивов в разное время близ Сосновки находились: 17-й учебно-тренировочный авиаполк, эскадрильи 325-го тяжелобомбардировочного полка дальнего действия (ТБАП). В составе 17-го УТАП были экипажи 233-го, 265-го и 900-го истребительных полков, 279-го бомбардировочного полка.
Во время войны рядом с посёлком Сосновка было несколько авиаплощадок: на окраине посёлка, у села Атманов Угол, у деревни Гавриловка. На данный момент по документам мы знаем, что одна взлётно-посадочная полоса была непосредственно близ Сосновки. До сих пор это место так и называется «аэродром». Вторая полоса была в 8,5 км в том же направлении, ближе к с. Гавриловка, рядом с селом Ольхи. Третья полоса находилась близ с. Атманов Угол. Где-то здесь, по рассказам жителей, находился «ложный» аэродром. Жители близлежащих деревень в зимнее время принимали участие в расчистке взлётно-посадочных полос.
Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не считали советских лётчиков серьёзными противниками. Но скоро гитлеровцы изменили своё отношение к нашим лётчикам. Советские лётчики, наспех подготовленные, недостаточно обученные, почти не имевшие никакого лётного опыта (не говоря уже о боевом) оказали захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе. Имена тысяч и тысяч безвестных советских лётчиков никто никогда не узнает, но именно они стали живым щитом в небе Родины. До сих пор остаётся много лётчиков, штурманов, стрелков, радистов, техников, которые не попали в объективы фотокамер, которым не суждено было совершить яркий подвиг, но которые честно защищали Родину. Они достойны, чтобы о них помнили.
История 1-я
З25-й авиаполк был сформирован в конце августа 1941 года в г. Нежин из запасного лётного состава с включением экипажей Гражданского воздушного флота. Первоначально он назывался 325-м десантно-бомбардировочным полком. Полк входил в состав 52-й авиадивизии, затем – 62-й авиадивизии дальнего действия. Позже 325-й полк преобразован приказом Наркома обороны СССР N 0271 от 19.08.44 г. в 29-й гвардейский авиаполк в составе 54-й авиадивизии дальнего действия.
С октября 1941 года по октябрь 1943 года авиаэскадрильи 325-го полка базировались на аэродромах Тамбовской области. Исключение составляет время с мая по декабрь 1942 года, когда боевые задания выполнялись с аэродромов в Краснодаре и Кутаиси. На Сосновской авиаплощадке 325-й полк размещался дважды: с 21 декабря 1942 года по 21 февраля 1943 года и с 4 апреля 1943 по 30 мая 1943 года. 325-й полк на тот момент был вооружен тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3.
Из книги М.А Жорохова «Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945»: «С сентября 1941 года 325 авиаполк начал бомбить танковые части Гудериана в районе Новгород-Северского. В июле-августе 1942 года полки авиации дальнего действия (АДД) оказывали содействие наземным частям в обороне Воронежа. Так, полки 53-й и 62-й авиадивизии дальнего действия, перебазировавшись на аэродромы Мичуринского аэроузла, уничтожали переправы противника, бомбили места дислокации частей противника. В конце августа 1942 года обстановка под Сталинградом резко осложнилась. В преддверии контрнаступления под Сталинградом полки 53-й и 62-й авиадивизий дальнего действия стали «обрабатывать» цели в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по войскам Паулюса. Бомбардировкам подвергались также железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, аэродромы Тацинская и Обливская, станции Острогожск, Богучар, Чертково. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на прекращение работы «воздушного моста» и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. 23 августа боевые задачи по бомбардировке скоплений войск противника в районе Вертячий, Котлубань, Песковатка, Малая Россошка были поставлены авиаполкам 53-й и 62-й АДД».
К этому сложному периоду войны относится катастрофа близ Сосновки.
21 августа 1942 года при взлёте с сосновского военного аэродрома произошла катастрофа бомбардировщика ТБ-3. Самолёт успел поднялся только метров на 50 и взорвался. Как потом показала экспертиза, не выдержал болт бомбодержателя и началась детонация взрывоопасного груза. Погибли семь членов экипажа: пилот Моисей Григорьевич Кофман, штурман отряда Виктор Георгиевич Лямин, старший авиатехник Архипенко Александр Акимович, воздушный стрелок-радист Сергей Васильевич Романов, воздушный стрелок Николай Фролович Прокопенко, воздушный стрелок Вячеслав Федорович Обухов и механик авиационный бортовой Александр Акимович Гаджеу. Остался жив только командир экипажа капитан Николай Иванович Харитонов. Взрывом его вместе с сиденьем, бронеспинкой и парашютом отбросило на 50 метров. Харитонов получил тяжёлую контузию. После лечения он продолжил службу. Был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. В звании подполковника авиации ушёл в отставку. Николай Иванович всегда помнил о своих боевых товарищах, которые похоронены здесь в братской могиле. Пока позволяло здоровье, несколько раз он приезжал в Сосновку. В Сосновском музее хранится письмо, которое прислал Харитонов в 1984 году из города Коврова Владимирской области, где просил в День Победы особо почтить память своих погибших однополчан.
Пилот Кофман Моисей Григорьевич, кадровый военный, уроженец Киевской области. В 1938-м он закончил Качинскую авиашколу. Служил в 16-м ТБАП, позже - в 325 ТБАП.
Из наградного листа: «На самолете ТБ-3 летает днём и ночью. В составе экипажа лейтенанта Тарутина совершил 43 успешно выполненных боевых вылета с боевым налетом 216 часов.
3.07.42 г. во время бомбардирования скопления войск, переправ на реке Тим прямым попаданием разрушил мост.
8.07.42 г. во время бомбардирования переправ на реке Дон возникло три очага пожара и уничтожено две точки зенитных пулеметов.
24.07.42 г. во время бомбардирования скопления войск в роще восточнее Подклетная произошел сильный взрыв и сильный очаг пожара.
29.07.42 г., выполняя боевое задание по бомбардированию скопления войск в районе Подклетная, попал в зону сильного зенитного огня. В результате были выведены из строя 3 мотора, самолёт начал терять высоту. В это время загорелся четвёртый мотор. Командир корабля лейтенант Тарутин принял решение идти на цель со снижением и выполнить задание. Лейтенант Кофман приложил все силы и умение к тому, чтобы вместе с командиром выполнить задание на повреждённом самолёте. Благодаря этой настойчивости задание выполнено на отлично, все бомбы сброшены в цель, после чего самолёт произвел посадку на своей территории в 20 км от линии фронта.
Кофман М.Г. достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны I степени».
Заключение: достоин награждения орденом Красного Знамени. Орден лётчик получить не успел.
Лямин Виктор Георгиевич был штурманом отряда, также кадровый военный, уроженец Московской области. Он закончил Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей (штурманов), где позже работал инструктором. С 16.10.1941 года – штурман отряда 325-го ТБАП. Уже в октябре 1941 года был представлен командиром 325-го полка майором Г.С. Счетчиковым к ордену Красное Знамя.
Из наградного листа:
«Как штурман много работает на земле по подготовке к боевому вылету, что обеспечивает лучший успех. Преодолевая трудные метеоусловия, самолёт точно приводит на цель и возвращается на свой аэродром. Пользуется заслуженным авторитетом как лучший штурман эскадрильи».
В неразберихе военных лет мать Виктора Георгиевича Степанида Гавриловна не знала, где он похоронен. Только в апреле 1945 года на её запрос было отправлено извещение:
«…Ваш сын, а наш боевой товарищ, старший лейтенант Лямин Виктор Георгиевич, находясь в действующей Красной Армии в составе воинской части в должности штурмана отряда в бою за НАШУ РОДИНУ, верный военной присяге в борьбе с немецкими захватчиками проявил геройство, мужество и отвагу. 21 августа 1942 года погиб при выполнении боевого задания. Похоронен на кладбище села Сосновка Тамбовской области в братской могиле с отданием воинских почестей».
Прокопенко Николай Фролович был воздушным стрелком в этом экипаже, уроженец Смоленской области. На фронте – с августа 1941 года. Сначала воевал в 250-м тяжелобомбардировочном полку, летая на бомбометание, работал по транспортировке грузов и ночной выброске парашютных десантов. Командирами характеризуется как энергичный, выносливый воин, добросовестно относящийся к материальной части самолёта и пулемёта. В боевой работе проявляет смелость, в воздухе внимателен, отлично владеет стрелковым делом. В марте 1942 года Николай Фролович за проявленное мужество в борьбе с фашистами награждён медалью «За отвагу».
Старший сержант Романов Сергей Васильевич был в экипаже стрелком-радистом. В действующей армии с июня 1941 года. Призывался Чебоксарским РВК. Служил в одном полку с Прокопенко. Сначала воевал в 250-м тяжелобомбардировочном полку (ГОН майора Поликарпова), позже – в 325-ом, летая на бомбометание по войскам и аэродромам противника, работал по транспортировке грузов и ночной выброске парашютных десантов. В составе экипажа Тошева выполнял боевые задания по сбрасыванию в районах расположения противника листовок. За скупыми строками наградного листа мы видим смелого, хорошо знающего рацию и пулемёт воина, сумевшего во время выполнения боевого задания устранить неисправность в цепи высокого напряжения и метко поразить пулемётной очередью прожектор противника. Позже при вынужденной посадке самолёт был атакован противником. Стрелок-радист не растерялся, открыл огонь из пулемёта и спас самолёт. Выполняя боевое задание по выброске груза в тылу противника, на обратном пути при перелёте через линию фронта уничтожил два прожектора противника. При выполнении боевых заданий обеспечивал бесперебойную связь. Весной 1942 года был награждён медалью «За отвагу». В августе 1942 года представлен к награждению орденом Красная Звезда. Орден получить не успел.
Немного сведений о военном технике, бортмеханике Гаджеу Александре Акимовиче, уроженце Приморского края. Он закончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. Принял присягу в 1939 году. Назначен в 223-й десантно-бомбардировочный полк младшим авиатехником. С октября 1941 года служил в составе 325-го бомбардировочного полка дальней авиации.
Мало информации об Архипенко Александре Прокофьевиче, воентехнике I ранга (6.01.42 г.), старшем технике-лейтенанте (24.03.42 г.). В 1928 году закончил ФЗУ. В 1934 году служил авиамотористом. В 1939 году закончил Мелитопольское военное авиационное училище. С октября 1941 года являлся старшим бортмехаником по радионавигации в 325-м ТБАП. На время войны семья проживала в Омской области.
Практически нет информации об Обухове Вячеславе Федоровиче, воздушном стрелке экипажа. Призывался из г. Горький. Один из самых молодых членов экипажа. На момент гибели ему, как и Прокопенко, было около 21 года.
Участниками поискового отряда «Гвардейцы» проведена работа по уточнению имён и фамилий лётчиков. После работы в ОБД «Мемориал», было выяснено, что имена и фамилии отдельных лётчиков выбиты на стеле памятника братской могилы неточно. Проанализировав информацию списков безвозвратных потерь части, текстов похоронок, текстов наградных документов, было сделано следующее заключение:
Гаджеу А.А. записан как Гаджец А.А.
Архипенко А.П. записан как Архипенко П.П.
Обухов В. Ф. записан как Обухов А. Ф.
Прокопенко Н.Ф. записан как Прокопенко И.Ф.
Кофман М.Г. записан как Кофман М.П.
При работе в ЦАМО были найдены фотографии некоторых лётчиков. Работа продолжается. К 75-летию Победы на братской могиле были установлены плиты с именами воинов, захороненных на территории местного кладбища, исправлены ошибки в написании. Вместо 21 имени теперь выбиты 52 фамилии – результат работы отряда «Гвардейцы» с документами госпиталей №1404 и №1872, располагавшимися в годы войны в Сосновке.
История 2-я
Из истории полка: 4-й гвардейский Сталинградский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия (250 ТБАП, 220 БАП)
До июля 1941 года 250-й тбап базировался в Забайкалье. На вооружении имел самолёты ТБ-3.
25.06.41 г. вылетел на запад всем составом (49 машин) и к 9 июля прибыл в район Ворошиловграда. Входил в состав 50-й ДБАД.
В начале августа 1941 года привлекался для доставки грузов окружённым войскам 6-й и 12-й армий. После этого одна эскадрилья ТБ-3 приступила к ночному бомбометанию по ближним тылам противника, продвигавшегося к Киеву.
В январе 1942 года 250-й авиаполк составил основу транспортной авиагруппы особого назначения майора Поликарпова, которая до мая 1942 года совершала ночные вылеты для снабжения крымских партизан. Транспортная авиагруппа создана в конце декабря 1941 года (в январе 1942 г.) в Краснодаре.
Основу группы составили 14 ТБ-3 250-го ТБАП, переброшенные из Забайкалья, и 5 ТБ-3 из 14-го ТБАП. Их пополнили самолётами, прибывшими из разных мест, в том числе из Монголии. Всего было собрано 28 ТБ-3 разных модификаций.
Группе поручили доставку горючего, авиамасла и антифриза базировавшимся на аэродромах Керченского полуострова 8-му, 12-му и 347-му истребительным авиаполкам. В Керчь, Багерово, на аэродром Семь Колодезей перевозились также подвесные баки, новые двигатели, прожекторные установки. Доставлялось пополнение, вывозились раненые.
Самолётами группы в тыл противника забрасывали десантников; им сбрасывались мины, боеприпасы, продовольствие; проводилась бомбардировка занятых противником станций Джанкой и Симферополь.
Крымская катастрофа весны 1942 года вынудила командование сократить транспортные и десантные операции на полуострове. К июлю 1942 года авиагруппа перебазировалась на аэродром Никифоровка, под Мичуринск (Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62-й авиадивизии ДД и приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику, наступавшему на Воронеж. Полеты в Крым до осени 1942 года продолжали осуществлять экипажи 325-го авиаполка дальнего действия, но из-за большого удаления аэродромов базирования от Крымского полуострова это делалось с меньшей интенсивностью.
Приказом Наркома обороны СССР № 250 от 18.08.42 г. 250-й авиаполк преобразован в 4-й гвардейский авиаполк дальнего действия.
В сентябре 1942 года устаревшие бомбардировщики ТБ-3 были заменены военно-транспортными самолетами Ли-2, которые использовались в качестве бомбардировщиков.
В составе 4-й гвардейского авиаполка дальнего действия защищали небо Родины Лысов Александр Павлович, Лашук Константин Иванович, Львов Иван Николаевич, Охотников Александр Васильевич и Волохов Василий Георгиевич.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1942 года 4 авиаполка с аэродрома Покрово-Васильево Пичаевского района Тамбовской области летали на Сталинград. Экипаж Лысов–Лашук в 22.15 благополучно отбомбился севернее Сталинграда. Через некоторое время экипаж вылетел второй раз. После двух часов ночи связь с экипажем была утеряна. При выполнении боевого задания с самолётом Ли-2 произошла катастрофа на территории Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области. Местные жители рассказывали, что у самолёта отказал один из моторов. Экипаж намеревался дотянуть до аэродрома, но следом отказал и второй двигатель. Лётчик решил пойти на вынужденную посадку, выбрав для этого место вырубленного леса. При заходе на посадку в темноте он не заметил одиноко стоящую сосну и зацепил её правым крылом. При ударе самолёт развернуло, и он упал на землю. Из пяти членов экипажа остался в живых только один - штурман экипажа, остальные заживо сгорели в кабине пилота.
Погибли:
Лысов Александр Павлович,
Львов Иван Николаевич,
Охотников Александр Васильевич,
Волохов Василий Георгиевич.
Все лётчики были похоронены в поселке лесоучастка, в 1954 году по документам военкомата лётчики перезахоронены в братскую могилу в Сосновке.
Оставшийся в живых, Лашук Константин Иванович, вспоминал, что во время посадки все они были живы, но люки заклинило, и выбраться наружу стало невозможно. Его самого выбросило из кабины, и он оказался в 15-20 метрах от самолёта со сломанной ногой. Некоторое время он полз по лесу, пока ему не встретился лесник. Позже лётчику сделали операцию в Сосновской больнице. После лечения он вернулся в свой полк и продолжил воевать. В ночь с 24 на 25 февраля 1944 года штурман отряда 4-го гвардейского авиаполка, гвардии капитан Лашук Константин Иванович, не вернулся с боевого задания (бомбардировка скопления войск и техники в укрепрайоне Удриа, западнее Нарвы). Весь экипаж числится пропавшим без вести. Место гибели пока неизвестно. Лашук К.И. награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
Лысов Александр Павлович – командир экипажа 250-го бомбардировочного полка, старший лейтенант, кадровый военный, уроженец Киевской области. В наградном листе характеризуется как отличный лётчик-ночник. Лётчик быстро освоил технику пилотирования ночью в процессе выполнения боевых заданий. За период военных действий совершил 56 ночных боевых вылетов и 35 транспортных вылетов по доставке грузов войскам фронта. В период ожесточённых боёв на Харьковском и Воронежском направлениях ст. лейтенант Лысов проявил мужество и отвагу. В район Воронежа экипаж делал по два боевых вылета в течение ночи. Экипажем Лысова разрушены и повреждены Харьковский аэродром, Брянский, Курский, Орловский вокзалы, переправа в районе Воронежа. Под Воронежем самолёт Лысова был подбит, один мотор вышел из строя. Командир экипажа не растерялся, на трёх моторах пошёл к цели и выполнил боевое задание. Ещё один случай характеризует Лысова как смелого и решительного лётчика. В районе Харькова самолёт попал в лучи прожектора в зоне сильного зенитного огня. Лысов сумел уйти и выполнил задание, за что весь экипаж получил благодарность от командования дивизией. За образцовое выполнение боевых заданий в июле 1942 года был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Орден получить не успел.
Львов Иван Николаевич – техник авиационный бортовой 250-го тяжёлого бомбардировочного полка, кадровый военный, уроженец Куйбышевской области. Он закончил школу младших авиационных специалистов в Воронеже, воевал в 1939 году на Халхин-Голе, награждён медалью «За отвагу» за разгром японцев. В 1940 году экстерном сдал экзамены за курс военного училища. За умелое выполнение боевых заданий в период войны Львов Иван Николаевич награждён орденом Красной Звезды.
Из наградного листа:
«Участвует в войне с августа 1941 года. На Крымском фронте работает с 25.12.41 г. За этот период имеет 137 ночных вылетов, 28 вылетов по обеспечению Крымского фронта боеприпасами и людьми. Самолёт всегда находится в боевой готовности. Не было ни одного невыхода на боевое задание по вине техсостава. Дисциплинированный и требовательный командир».
Во время службы Львова в составе другого экипажа произошёл случай, который потом назвали подвигом экипажа ТБ-3.
23.06.42 г. во время бомбардировки скопления мехчастей в г. Волчанск в лучи прожекторов попал ТБ-3 из 250-го авиаполка дальнего действия (62 аддд) с экипажем: командир корабля ст. лейтенант И.Ф. Матвеев, пилот лейтенант М.П. Пескишев, штурман С.М. Черепнев, борттехник А.Н. Дятлов, бортмеханик И.Н. Львов, стрелок-радист А.Ф. Ухлин, воздушный стрелок В.П. Кудрявцев. Освещённая машина подверглась интенсивному обстрелу зенитной артиллерией. От прямого попадания снаряда в кабине радиста возник пожар. Загорелась светящаяся бомба. Пожар охватил кабину и распространился по плоскости к бензобаку. Сбросив половину бомб на цель, экипаж вышел из зоны огня и приступил к тушению пожара. Львов, рискуя жизнью, преградил путь огню к бензобаку. Огонь распространялся внутри салона и вырывался наружу. После доклада штурмана о том, что сброшены не все бомбы, лётчик вновь развернул самолёт на цель. Зенитная артиллерия открыла прицельный огонь по горящей машине. Прямым попаданием был разбит мотор. Но оставшиеся бомбы были сброшены по скоплению техники противника. Тем самым задача была выполнена и экипаж смог полностью посвятить себя борьбе с огнём. Пожар удалось потушить, а поврежденный самолёт на трёх моторах довести до аэродрома и благополучно посадить. Экипаж получил сильные ожоги. За этот подвиг Львов И.Н. в июле 1942 года представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени. Орден получить не успел.
Охотников Александр Васильевич – уроженец Ивановской области, воздушный стрелок-радист, гвардии старший сержант, награждён медалью «За отвагу». Из наградного листа:
«На фронте - с августа 1941 года. Имеет 39 ночных боевых вылетов и 19 вылетов по обеспечению Крымского фронта боеприпасами. Рация работает всегда отлично, что обеспечивает непрерывную связь с землей».
Совсем мало информации о Волохове Василии Георгиевиче – старшине, воздушном стрелке, уроженце Сталинградской области. В 2021 году на место гибели своего родственника приезжал внучатый племянник, который переслал нам фотографию брата своей бабушки.
Членами поискового отряда «Гвардейцы» проведена работа по уточнению имён и фамилий лётчиков. Планируем на месте гибели экипажа установить дополнительно памятный знак с фотографиями погибших.
История 3-я
Этот рассказ – о Забояркине Валерии Павловиче, лётчике-инструкторе 1-го учебно-тренировочного полка. Полк базировался под Тамбовом.
Валерий Павлович Забояркин родился в 1919 году в Курской области в с. Ивня. Позже семья переезжает в Мариуполь Сталинской (Донецкой) области, где Валерий заканчивает 7 классов. В 1938 году его призывают в Красную Армию. В это время интенсивно развивается авиация. Забояркин получает направление на учёбу в Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов, которую заканчивает в июле 1941 года. Из 193 курсантов этого выпуска 45 пилотов получают первый разряд. Среди них и Забояркин Валерий Павлович. Такие дисциплины как «Моторы», «Самолёты», «Теория полета», «Воздушная навигация», «Топография», «Воздушная стрельба», «Метеорология» он знал на «отлично». В аттестате всего 3 «четвёрки». По окончании лётной школы пилот получает назначение в 289-й бомбардировочный авиаполк Харьковского военного округа. 22 марта 1942 года Валерий прибыл в 1-й отдельный учебно-тренировочный полк. В этом полку лётчики проходили переучивание. Например, «основной задачей на август 1942 года было закончить программу переучивания на Ил-2 и дать фронту 65 лётчиков». Одновременно полк готовил свои кадры – лётчиков-инструкторов. Забояркин В.П. успешно прошёл переучивание на Ил-2 (оценка – «отлично»). Он был в составе 3-ей эскадрильи, которая часто занимала 1-е место в полку. В этой эскадрилье была наработана система лётной и наземной подготовки, «дисциплина и организованность поставлены на первый план». Забояркин В.П. был отличником боевой подготовки, любил лётное дело, имел хорошую технику пилотирования, отлично знал материальную часть самолёта и мотора. С 18 ноября 1942 года Валерий назначен пилотом-инструктором этого полка. Во время службы показал себя как ответственный и дисциплинированный лётчик. Нарушений дисциплины в воздухе и на земле не имел. Летал уверенно и грамотно. Об этом свидетельствует случай с вынужденной посадкой 27.01. 1943 года. При перелёте на УТ-2 из Каменск-Белинской в Тамбов в районе с. Бондари отказал мотор. Лётчик произвёл вынужденную посадку. Посадка выполнена правильно. При осмотре обнаружилось, что во время восстановительного ремонта самолёта при покраске забили дренажную трубку.
1 апреля 1943 года лётчику присвоено звание «младший лейтенант». Лётчики-инструкторы не только выполняли свои прямые обязанности, но и летали на спецзадания. 26 апреля 1943 года Забояркин на УТ-2 получил задание: переброска лётного и технического состава с аэродрома «Тамбов» на аэродром «Сасово» и обратно. С пилотом в Сасово летел механик Гордонов Э.С. Маршрут должен был проходить на высоте не менее 100 м. Самолёт набрал нужную высоту, лёг на заданный курс. Отлетев от аэродрома, перешёл на бреющий полёт (15-20 м). В районе с. Атманов Угол пролетел над работающими девушками. Весна, молодость сыграли свою роль. Пилот снизился на недопустимую высоту, самолёт ударился колесом и правой плоскостью. Летчика выбросило на землю. Техник-механик был легко ранен. Младший лейтенант Забояркин Валерий Павлович получил перелом позвоночника и через 2 часа скончался. Позже прибыли врачи из полка. При осмотре присутствовал фельдшер Сосновской районной больницы Прокудин. Матери пилота, Забояркиной Ксении Федоровне, в Мариуполь ушла «похоронка». В документах ОБД «Мемориал» значится – «похоронен в с. Атманов Угол», что ошибочно. По рассказам местных жителей, лётчика увезли для захоронения на «специальном» (воинском?) кладбище. На данный момент место захоронения неизвестно. Нами продолжается поиск сведений о месте захоронения погибшего.
История 4-я
На стеле братской могилы на кладбище поселка Сосновка есть имя Михеева Ивана Дмитриевича, уроженца Рязанской области. Пилот призывался из Москвы. На момент гибели (21.07.1943 г.) служил в 17-ом УТАП, который базировался близ поселка Сосновка. В Сосновском военкомате сохранилась учётная карточка погибшего, но от 1965 года. В карточке значится «место захоронения: ст. Б. Сосновка (станция Бенкендорф-Сосновка?), Тамбовской области». В донесении о безвозвратных потерях от 13.08.43 г. написано «место захоронения: Тамбовская обл., Мичуринский р-н, Больше-Сосновский с/с, с. Большая Сосновка». В настоящее время проводится работа по уточнению места захоронения лётчика.
76 лет прошло с тех пор, когда наш народ одержал Победу над фашистской Германией. Всё дальше и дальше уходят в прошлое события той войны. 9 мая мы с горечью замечаем, что почти не осталось участников и свидетелей тех событий. Только в этот момент мы понимаем, как тихо ушли те, кто когда-то смело форсировал реки, бомбил позиции противника, штурмовал Берлин. Вместе с ветеранами уходит Память. И как бы сейчас ни перекраивали историю, что бы сейчас ни говорили наши недруги, кому бы ни приписывали победу – мы должны помнить о подвиге наших дедов и прадедов. Нам трудно оценить степень их самоотверженности и преданности своей Родине, но они преподали нам урок самопожертвования и героизма. Урок любви к Родине, за которую отдавали самое дорогое – свою жизнь. Их пример учит ответственности за свой дом, способности пожертвовать собой ради благополучия своих родных и близких. Именно они подарили нам, будущим поколениям, эти мирные годы.
0. Фрагмент карты с указанием дислокации авиаполков.
1. Архипенко Александр Прокофьевич.
2. Гаджеу Александр Акимович.
руководитель школьного поискового отряда «Гвардейцы»,
участники поискового отряда «Гвардейцы»
МБОУ Сосновская СОШ №2,
рп. Сосновка Тамбовской области
фото из фондов ЦАМО, сайта Дорога памяти,
архива отряда
«Вспомнить всех поимённо…»
Забытые страницы истории малой родины
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, его истории, людям, живущим по соседству. В тяжёлое время войны жители Сосновского района Тамбовской области воевали на фронте, работали в тылу, приближая Победу. Сейчас нам хочется оживить в памяти забытые страницы военного времени.
По данным архивов в разное время близ Сосновки находились: 17-й учебно-тренировочный авиаполк, эскадрильи 325-го тяжелобомбардировочного полка дальнего действия (ТБАП). В составе 17-го УТАП были экипажи 233-го, 265-го и 900-го истребительных полков, 279-го бомбардировочного полка.
Во время войны рядом с посёлком Сосновка было несколько авиаплощадок: на окраине посёлка, у села Атманов Угол, у деревни Гавриловка. На данный момент по документам мы знаем, что одна взлётно-посадочная полоса была непосредственно близ Сосновки. До сих пор это место так и называется «аэродром». Вторая полоса была в 8,5 км в том же направлении, ближе к с. Гавриловка, рядом с селом Ольхи. Третья полоса находилась близ с. Атманов Угол. Где-то здесь, по рассказам жителей, находился «ложный» аэродром. Жители близлежащих деревень в зимнее время принимали участие в расчистке взлётно-посадочных полос.
Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не считали советских лётчиков серьёзными противниками. Но скоро гитлеровцы изменили своё отношение к нашим лётчикам. Советские лётчики, наспех подготовленные, недостаточно обученные, почти не имевшие никакого лётного опыта (не говоря уже о боевом) оказали захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе. Имена тысяч и тысяч безвестных советских лётчиков никто никогда не узнает, но именно они стали живым щитом в небе Родины. До сих пор остаётся много лётчиков, штурманов, стрелков, радистов, техников, которые не попали в объективы фотокамер, которым не суждено было совершить яркий подвиг, но которые честно защищали Родину. Они достойны, чтобы о них помнили.
История 1-я
З25-й авиаполк был сформирован в конце августа 1941 года в г. Нежин из запасного лётного состава с включением экипажей Гражданского воздушного флота. Первоначально он назывался 325-м десантно-бомбардировочным полком. Полк входил в состав 52-й авиадивизии, затем – 62-й авиадивизии дальнего действия. Позже 325-й полк преобразован приказом Наркома обороны СССР N 0271 от 19.08.44 г. в 29-й гвардейский авиаполк в составе 54-й авиадивизии дальнего действия.
С октября 1941 года по октябрь 1943 года авиаэскадрильи 325-го полка базировались на аэродромах Тамбовской области. Исключение составляет время с мая по декабрь 1942 года, когда боевые задания выполнялись с аэродромов в Краснодаре и Кутаиси. На Сосновской авиаплощадке 325-й полк размещался дважды: с 21 декабря 1942 года по 21 февраля 1943 года и с 4 апреля 1943 по 30 мая 1943 года. 325-й полк на тот момент был вооружен тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3.
Из книги М.А Жорохова «Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945»: «С сентября 1941 года 325 авиаполк начал бомбить танковые части Гудериана в районе Новгород-Северского. В июле-августе 1942 года полки авиации дальнего действия (АДД) оказывали содействие наземным частям в обороне Воронежа. Так, полки 53-й и 62-й авиадивизии дальнего действия, перебазировавшись на аэродромы Мичуринского аэроузла, уничтожали переправы противника, бомбили места дислокации частей противника. В конце августа 1942 года обстановка под Сталинградом резко осложнилась. В преддверии контрнаступления под Сталинградом полки 53-й и 62-й авиадивизий дальнего действия стали «обрабатывать» цели в полосе Юго-Западного фронта, которому предстояло наносить главный удар по войскам Паулюса. Бомбардировкам подвергались также железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, аэродромы Тацинская и Обливская, станции Острогожск, Богучар, Чертково. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия АДД были направлены на прекращение работы «воздушного моста» и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-Западного фронтов. 23 августа боевые задачи по бомбардировке скоплений войск противника в районе Вертячий, Котлубань, Песковатка, Малая Россошка были поставлены авиаполкам 53-й и 62-й АДД».
К этому сложному периоду войны относится катастрофа близ Сосновки.
21 августа 1942 года при взлёте с сосновского военного аэродрома произошла катастрофа бомбардировщика ТБ-3. Самолёт успел поднялся только метров на 50 и взорвался. Как потом показала экспертиза, не выдержал болт бомбодержателя и началась детонация взрывоопасного груза. Погибли семь членов экипажа: пилот Моисей Григорьевич Кофман, штурман отряда Виктор Георгиевич Лямин, старший авиатехник Архипенко Александр Акимович, воздушный стрелок-радист Сергей Васильевич Романов, воздушный стрелок Николай Фролович Прокопенко, воздушный стрелок Вячеслав Федорович Обухов и механик авиационный бортовой Александр Акимович Гаджеу. Остался жив только командир экипажа капитан Николай Иванович Харитонов. Взрывом его вместе с сиденьем, бронеспинкой и парашютом отбросило на 50 метров. Харитонов получил тяжёлую контузию. После лечения он продолжил службу. Был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. В звании подполковника авиации ушёл в отставку. Николай Иванович всегда помнил о своих боевых товарищах, которые похоронены здесь в братской могиле. Пока позволяло здоровье, несколько раз он приезжал в Сосновку. В Сосновском музее хранится письмо, которое прислал Харитонов в 1984 году из города Коврова Владимирской области, где просил в День Победы особо почтить память своих погибших однополчан.
Пилот Кофман Моисей Григорьевич, кадровый военный, уроженец Киевской области. В 1938-м он закончил Качинскую авиашколу. Служил в 16-м ТБАП, позже - в 325 ТБАП.
Из наградного листа: «На самолете ТБ-3 летает днём и ночью. В составе экипажа лейтенанта Тарутина совершил 43 успешно выполненных боевых вылета с боевым налетом 216 часов.
3.07.42 г. во время бомбардирования скопления войск, переправ на реке Тим прямым попаданием разрушил мост.
8.07.42 г. во время бомбардирования переправ на реке Дон возникло три очага пожара и уничтожено две точки зенитных пулеметов.
24.07.42 г. во время бомбардирования скопления войск в роще восточнее Подклетная произошел сильный взрыв и сильный очаг пожара.
29.07.42 г., выполняя боевое задание по бомбардированию скопления войск в районе Подклетная, попал в зону сильного зенитного огня. В результате были выведены из строя 3 мотора, самолёт начал терять высоту. В это время загорелся четвёртый мотор. Командир корабля лейтенант Тарутин принял решение идти на цель со снижением и выполнить задание. Лейтенант Кофман приложил все силы и умение к тому, чтобы вместе с командиром выполнить задание на повреждённом самолёте. Благодаря этой настойчивости задание выполнено на отлично, все бомбы сброшены в цель, после чего самолёт произвел посадку на своей территории в 20 км от линии фронта.
Кофман М.Г. достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны I степени».
Заключение: достоин награждения орденом Красного Знамени. Орден лётчик получить не успел.
Лямин Виктор Георгиевич был штурманом отряда, также кадровый военный, уроженец Московской области. Он закончил Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей (штурманов), где позже работал инструктором. С 16.10.1941 года – штурман отряда 325-го ТБАП. Уже в октябре 1941 года был представлен командиром 325-го полка майором Г.С. Счетчиковым к ордену Красное Знамя.
Из наградного листа:
«Как штурман много работает на земле по подготовке к боевому вылету, что обеспечивает лучший успех. Преодолевая трудные метеоусловия, самолёт точно приводит на цель и возвращается на свой аэродром. Пользуется заслуженным авторитетом как лучший штурман эскадрильи».
В неразберихе военных лет мать Виктора Георгиевича Степанида Гавриловна не знала, где он похоронен. Только в апреле 1945 года на её запрос было отправлено извещение:
«…Ваш сын, а наш боевой товарищ, старший лейтенант Лямин Виктор Георгиевич, находясь в действующей Красной Армии в составе воинской части в должности штурмана отряда в бою за НАШУ РОДИНУ, верный военной присяге в борьбе с немецкими захватчиками проявил геройство, мужество и отвагу. 21 августа 1942 года погиб при выполнении боевого задания. Похоронен на кладбище села Сосновка Тамбовской области в братской могиле с отданием воинских почестей».
Прокопенко Николай Фролович был воздушным стрелком в этом экипаже, уроженец Смоленской области. На фронте – с августа 1941 года. Сначала воевал в 250-м тяжелобомбардировочном полку, летая на бомбометание, работал по транспортировке грузов и ночной выброске парашютных десантов. Командирами характеризуется как энергичный, выносливый воин, добросовестно относящийся к материальной части самолёта и пулемёта. В боевой работе проявляет смелость, в воздухе внимателен, отлично владеет стрелковым делом. В марте 1942 года Николай Фролович за проявленное мужество в борьбе с фашистами награждён медалью «За отвагу».
Старший сержант Романов Сергей Васильевич был в экипаже стрелком-радистом. В действующей армии с июня 1941 года. Призывался Чебоксарским РВК. Служил в одном полку с Прокопенко. Сначала воевал в 250-м тяжелобомбардировочном полку (ГОН майора Поликарпова), позже – в 325-ом, летая на бомбометание по войскам и аэродромам противника, работал по транспортировке грузов и ночной выброске парашютных десантов. В составе экипажа Тошева выполнял боевые задания по сбрасыванию в районах расположения противника листовок. За скупыми строками наградного листа мы видим смелого, хорошо знающего рацию и пулемёт воина, сумевшего во время выполнения боевого задания устранить неисправность в цепи высокого напряжения и метко поразить пулемётной очередью прожектор противника. Позже при вынужденной посадке самолёт был атакован противником. Стрелок-радист не растерялся, открыл огонь из пулемёта и спас самолёт. Выполняя боевое задание по выброске груза в тылу противника, на обратном пути при перелёте через линию фронта уничтожил два прожектора противника. При выполнении боевых заданий обеспечивал бесперебойную связь. Весной 1942 года был награждён медалью «За отвагу». В августе 1942 года представлен к награждению орденом Красная Звезда. Орден получить не успел.
Немного сведений о военном технике, бортмеханике Гаджеу Александре Акимовиче, уроженце Приморского края. Он закончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. Принял присягу в 1939 году. Назначен в 223-й десантно-бомбардировочный полк младшим авиатехником. С октября 1941 года служил в составе 325-го бомбардировочного полка дальней авиации.
Мало информации об Архипенко Александре Прокофьевиче, воентехнике I ранга (6.01.42 г.), старшем технике-лейтенанте (24.03.42 г.). В 1928 году закончил ФЗУ. В 1934 году служил авиамотористом. В 1939 году закончил Мелитопольское военное авиационное училище. С октября 1941 года являлся старшим бортмехаником по радионавигации в 325-м ТБАП. На время войны семья проживала в Омской области.
Практически нет информации об Обухове Вячеславе Федоровиче, воздушном стрелке экипажа. Призывался из г. Горький. Один из самых молодых членов экипажа. На момент гибели ему, как и Прокопенко, было около 21 года.
Участниками поискового отряда «Гвардейцы» проведена работа по уточнению имён и фамилий лётчиков. После работы в ОБД «Мемориал», было выяснено, что имена и фамилии отдельных лётчиков выбиты на стеле памятника братской могилы неточно. Проанализировав информацию списков безвозвратных потерь части, текстов похоронок, текстов наградных документов, было сделано следующее заключение:
Гаджеу А.А. записан как Гаджец А.А.
Архипенко А.П. записан как Архипенко П.П.
Обухов В. Ф. записан как Обухов А. Ф.
Прокопенко Н.Ф. записан как Прокопенко И.Ф.
Кофман М.Г. записан как Кофман М.П.
При работе в ЦАМО были найдены фотографии некоторых лётчиков. Работа продолжается. К 75-летию Победы на братской могиле были установлены плиты с именами воинов, захороненных на территории местного кладбища, исправлены ошибки в написании. Вместо 21 имени теперь выбиты 52 фамилии – результат работы отряда «Гвардейцы» с документами госпиталей №1404 и №1872, располагавшимися в годы войны в Сосновке.
История 2-я
Из истории полка: 4-й гвардейский Сталинградский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия (250 ТБАП, 220 БАП)
До июля 1941 года 250-й тбап базировался в Забайкалье. На вооружении имел самолёты ТБ-3.
25.06.41 г. вылетел на запад всем составом (49 машин) и к 9 июля прибыл в район Ворошиловграда. Входил в состав 50-й ДБАД.
В начале августа 1941 года привлекался для доставки грузов окружённым войскам 6-й и 12-й армий. После этого одна эскадрилья ТБ-3 приступила к ночному бомбометанию по ближним тылам противника, продвигавшегося к Киеву.
В январе 1942 года 250-й авиаполк составил основу транспортной авиагруппы особого назначения майора Поликарпова, которая до мая 1942 года совершала ночные вылеты для снабжения крымских партизан. Транспортная авиагруппа создана в конце декабря 1941 года (в январе 1942 г.) в Краснодаре.
Основу группы составили 14 ТБ-3 250-го ТБАП, переброшенные из Забайкалья, и 5 ТБ-3 из 14-го ТБАП. Их пополнили самолётами, прибывшими из разных мест, в том числе из Монголии. Всего было собрано 28 ТБ-3 разных модификаций.
Группе поручили доставку горючего, авиамасла и антифриза базировавшимся на аэродромах Керченского полуострова 8-му, 12-му и 347-му истребительным авиаполкам. В Керчь, Багерово, на аэродром Семь Колодезей перевозились также подвесные баки, новые двигатели, прожекторные установки. Доставлялось пополнение, вывозились раненые.
Самолётами группы в тыл противника забрасывали десантников; им сбрасывались мины, боеприпасы, продовольствие; проводилась бомбардировка занятых противником станций Джанкой и Симферополь.
Крымская катастрофа весны 1942 года вынудила командование сократить транспортные и десантные операции на полуострове. К июлю 1942 года авиагруппа перебазировалась на аэродром Никифоровка, под Мичуринск (Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62-й авиадивизии ДД и приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику, наступавшему на Воронеж. Полеты в Крым до осени 1942 года продолжали осуществлять экипажи 325-го авиаполка дальнего действия, но из-за большого удаления аэродромов базирования от Крымского полуострова это делалось с меньшей интенсивностью.
Приказом Наркома обороны СССР № 250 от 18.08.42 г. 250-й авиаполк преобразован в 4-й гвардейский авиаполк дальнего действия.
В сентябре 1942 года устаревшие бомбардировщики ТБ-3 были заменены военно-транспортными самолетами Ли-2, которые использовались в качестве бомбардировщиков.
В составе 4-й гвардейского авиаполка дальнего действия защищали небо Родины Лысов Александр Павлович, Лашук Константин Иванович, Львов Иван Николаевич, Охотников Александр Васильевич и Волохов Василий Георгиевич.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1942 года 4 авиаполка с аэродрома Покрово-Васильево Пичаевского района Тамбовской области летали на Сталинград. Экипаж Лысов–Лашук в 22.15 благополучно отбомбился севернее Сталинграда. Через некоторое время экипаж вылетел второй раз. После двух часов ночи связь с экипажем была утеряна. При выполнении боевого задания с самолётом Ли-2 произошла катастрофа на территории Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области. Местные жители рассказывали, что у самолёта отказал один из моторов. Экипаж намеревался дотянуть до аэродрома, но следом отказал и второй двигатель. Лётчик решил пойти на вынужденную посадку, выбрав для этого место вырубленного леса. При заходе на посадку в темноте он не заметил одиноко стоящую сосну и зацепил её правым крылом. При ударе самолёт развернуло, и он упал на землю. Из пяти членов экипажа остался в живых только один - штурман экипажа, остальные заживо сгорели в кабине пилота.
Погибли:
Лысов Александр Павлович,
Львов Иван Николаевич,
Охотников Александр Васильевич,
Волохов Василий Георгиевич.
Все лётчики были похоронены в поселке лесоучастка, в 1954 году по документам военкомата лётчики перезахоронены в братскую могилу в Сосновке.
Оставшийся в живых, Лашук Константин Иванович, вспоминал, что во время посадки все они были живы, но люки заклинило, и выбраться наружу стало невозможно. Его самого выбросило из кабины, и он оказался в 15-20 метрах от самолёта со сломанной ногой. Некоторое время он полз по лесу, пока ему не встретился лесник. Позже лётчику сделали операцию в Сосновской больнице. После лечения он вернулся в свой полк и продолжил воевать. В ночь с 24 на 25 февраля 1944 года штурман отряда 4-го гвардейского авиаполка, гвардии капитан Лашук Константин Иванович, не вернулся с боевого задания (бомбардировка скопления войск и техники в укрепрайоне Удриа, западнее Нарвы). Весь экипаж числится пропавшим без вести. Место гибели пока неизвестно. Лашук К.И. награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
Лысов Александр Павлович – командир экипажа 250-го бомбардировочного полка, старший лейтенант, кадровый военный, уроженец Киевской области. В наградном листе характеризуется как отличный лётчик-ночник. Лётчик быстро освоил технику пилотирования ночью в процессе выполнения боевых заданий. За период военных действий совершил 56 ночных боевых вылетов и 35 транспортных вылетов по доставке грузов войскам фронта. В период ожесточённых боёв на Харьковском и Воронежском направлениях ст. лейтенант Лысов проявил мужество и отвагу. В район Воронежа экипаж делал по два боевых вылета в течение ночи. Экипажем Лысова разрушены и повреждены Харьковский аэродром, Брянский, Курский, Орловский вокзалы, переправа в районе Воронежа. Под Воронежем самолёт Лысова был подбит, один мотор вышел из строя. Командир экипажа не растерялся, на трёх моторах пошёл к цели и выполнил боевое задание. Ещё один случай характеризует Лысова как смелого и решительного лётчика. В районе Харькова самолёт попал в лучи прожектора в зоне сильного зенитного огня. Лысов сумел уйти и выполнил задание, за что весь экипаж получил благодарность от командования дивизией. За образцовое выполнение боевых заданий в июле 1942 года был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Орден получить не успел.
Львов Иван Николаевич – техник авиационный бортовой 250-го тяжёлого бомбардировочного полка, кадровый военный, уроженец Куйбышевской области. Он закончил школу младших авиационных специалистов в Воронеже, воевал в 1939 году на Халхин-Голе, награждён медалью «За отвагу» за разгром японцев. В 1940 году экстерном сдал экзамены за курс военного училища. За умелое выполнение боевых заданий в период войны Львов Иван Николаевич награждён орденом Красной Звезды.
Из наградного листа:
«Участвует в войне с августа 1941 года. На Крымском фронте работает с 25.12.41 г. За этот период имеет 137 ночных вылетов, 28 вылетов по обеспечению Крымского фронта боеприпасами и людьми. Самолёт всегда находится в боевой готовности. Не было ни одного невыхода на боевое задание по вине техсостава. Дисциплинированный и требовательный командир».
Во время службы Львова в составе другого экипажа произошёл случай, который потом назвали подвигом экипажа ТБ-3.
23.06.42 г. во время бомбардировки скопления мехчастей в г. Волчанск в лучи прожекторов попал ТБ-3 из 250-го авиаполка дальнего действия (62 аддд) с экипажем: командир корабля ст. лейтенант И.Ф. Матвеев, пилот лейтенант М.П. Пескишев, штурман С.М. Черепнев, борттехник А.Н. Дятлов, бортмеханик И.Н. Львов, стрелок-радист А.Ф. Ухлин, воздушный стрелок В.П. Кудрявцев. Освещённая машина подверглась интенсивному обстрелу зенитной артиллерией. От прямого попадания снаряда в кабине радиста возник пожар. Загорелась светящаяся бомба. Пожар охватил кабину и распространился по плоскости к бензобаку. Сбросив половину бомб на цель, экипаж вышел из зоны огня и приступил к тушению пожара. Львов, рискуя жизнью, преградил путь огню к бензобаку. Огонь распространялся внутри салона и вырывался наружу. После доклада штурмана о том, что сброшены не все бомбы, лётчик вновь развернул самолёт на цель. Зенитная артиллерия открыла прицельный огонь по горящей машине. Прямым попаданием был разбит мотор. Но оставшиеся бомбы были сброшены по скоплению техники противника. Тем самым задача была выполнена и экипаж смог полностью посвятить себя борьбе с огнём. Пожар удалось потушить, а поврежденный самолёт на трёх моторах довести до аэродрома и благополучно посадить. Экипаж получил сильные ожоги. За этот подвиг Львов И.Н. в июле 1942 года представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени. Орден получить не успел.
Охотников Александр Васильевич – уроженец Ивановской области, воздушный стрелок-радист, гвардии старший сержант, награждён медалью «За отвагу». Из наградного листа:
«На фронте - с августа 1941 года. Имеет 39 ночных боевых вылетов и 19 вылетов по обеспечению Крымского фронта боеприпасами. Рация работает всегда отлично, что обеспечивает непрерывную связь с землей».
Совсем мало информации о Волохове Василии Георгиевиче – старшине, воздушном стрелке, уроженце Сталинградской области. В 2021 году на место гибели своего родственника приезжал внучатый племянник, который переслал нам фотографию брата своей бабушки.
Членами поискового отряда «Гвардейцы» проведена работа по уточнению имён и фамилий лётчиков. Планируем на месте гибели экипажа установить дополнительно памятный знак с фотографиями погибших.
История 3-я
Этот рассказ – о Забояркине Валерии Павловиче, лётчике-инструкторе 1-го учебно-тренировочного полка. Полк базировался под Тамбовом.
Валерий Павлович Забояркин родился в 1919 году в Курской области в с. Ивня. Позже семья переезжает в Мариуполь Сталинской (Донецкой) области, где Валерий заканчивает 7 классов. В 1938 году его призывают в Красную Армию. В это время интенсивно развивается авиация. Забояркин получает направление на учёбу в Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов, которую заканчивает в июле 1941 года. Из 193 курсантов этого выпуска 45 пилотов получают первый разряд. Среди них и Забояркин Валерий Павлович. Такие дисциплины как «Моторы», «Самолёты», «Теория полета», «Воздушная навигация», «Топография», «Воздушная стрельба», «Метеорология» он знал на «отлично». В аттестате всего 3 «четвёрки». По окончании лётной школы пилот получает назначение в 289-й бомбардировочный авиаполк Харьковского военного округа. 22 марта 1942 года Валерий прибыл в 1-й отдельный учебно-тренировочный полк. В этом полку лётчики проходили переучивание. Например, «основной задачей на август 1942 года было закончить программу переучивания на Ил-2 и дать фронту 65 лётчиков». Одновременно полк готовил свои кадры – лётчиков-инструкторов. Забояркин В.П. успешно прошёл переучивание на Ил-2 (оценка – «отлично»). Он был в составе 3-ей эскадрильи, которая часто занимала 1-е место в полку. В этой эскадрилье была наработана система лётной и наземной подготовки, «дисциплина и организованность поставлены на первый план». Забояркин В.П. был отличником боевой подготовки, любил лётное дело, имел хорошую технику пилотирования, отлично знал материальную часть самолёта и мотора. С 18 ноября 1942 года Валерий назначен пилотом-инструктором этого полка. Во время службы показал себя как ответственный и дисциплинированный лётчик. Нарушений дисциплины в воздухе и на земле не имел. Летал уверенно и грамотно. Об этом свидетельствует случай с вынужденной посадкой 27.01. 1943 года. При перелёте на УТ-2 из Каменск-Белинской в Тамбов в районе с. Бондари отказал мотор. Лётчик произвёл вынужденную посадку. Посадка выполнена правильно. При осмотре обнаружилось, что во время восстановительного ремонта самолёта при покраске забили дренажную трубку.
1 апреля 1943 года лётчику присвоено звание «младший лейтенант». Лётчики-инструкторы не только выполняли свои прямые обязанности, но и летали на спецзадания. 26 апреля 1943 года Забояркин на УТ-2 получил задание: переброска лётного и технического состава с аэродрома «Тамбов» на аэродром «Сасово» и обратно. С пилотом в Сасово летел механик Гордонов Э.С. Маршрут должен был проходить на высоте не менее 100 м. Самолёт набрал нужную высоту, лёг на заданный курс. Отлетев от аэродрома, перешёл на бреющий полёт (15-20 м). В районе с. Атманов Угол пролетел над работающими девушками. Весна, молодость сыграли свою роль. Пилот снизился на недопустимую высоту, самолёт ударился колесом и правой плоскостью. Летчика выбросило на землю. Техник-механик был легко ранен. Младший лейтенант Забояркин Валерий Павлович получил перелом позвоночника и через 2 часа скончался. Позже прибыли врачи из полка. При осмотре присутствовал фельдшер Сосновской районной больницы Прокудин. Матери пилота, Забояркиной Ксении Федоровне, в Мариуполь ушла «похоронка». В документах ОБД «Мемориал» значится – «похоронен в с. Атманов Угол», что ошибочно. По рассказам местных жителей, лётчика увезли для захоронения на «специальном» (воинском?) кладбище. На данный момент место захоронения неизвестно. Нами продолжается поиск сведений о месте захоронения погибшего.
История 4-я
На стеле братской могилы на кладбище поселка Сосновка есть имя Михеева Ивана Дмитриевича, уроженца Рязанской области. Пилот призывался из Москвы. На момент гибели (21.07.1943 г.) служил в 17-ом УТАП, который базировался близ поселка Сосновка. В Сосновском военкомате сохранилась учётная карточка погибшего, но от 1965 года. В карточке значится «место захоронения: ст. Б. Сосновка (станция Бенкендорф-Сосновка?), Тамбовской области». В донесении о безвозвратных потерях от 13.08.43 г. написано «место захоронения: Тамбовская обл., Мичуринский р-н, Больше-Сосновский с/с, с. Большая Сосновка». В настоящее время проводится работа по уточнению места захоронения лётчика.
76 лет прошло с тех пор, когда наш народ одержал Победу над фашистской Германией. Всё дальше и дальше уходят в прошлое события той войны. 9 мая мы с горечью замечаем, что почти не осталось участников и свидетелей тех событий. Только в этот момент мы понимаем, как тихо ушли те, кто когда-то смело форсировал реки, бомбил позиции противника, штурмовал Берлин. Вместе с ветеранами уходит Память. И как бы сейчас ни перекраивали историю, что бы сейчас ни говорили наши недруги, кому бы ни приписывали победу – мы должны помнить о подвиге наших дедов и прадедов. Нам трудно оценить степень их самоотверженности и преданности своей Родине, но они преподали нам урок самопожертвования и героизма. Урок любви к Родине, за которую отдавали самое дорогое – свою жизнь. Их пример учит ответственности за свой дом, способности пожертвовать собой ради благополучия своих родных и близких. Именно они подарили нам, будущим поколениям, эти мирные годы.
0. Фрагмент карты с указанием дислокации авиаполков.
1. Архипенко Александр Прокофьевич.
2. Гаджеу Александр Акимович.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Вспомнить всех поимённо
3. Кофман Моисей Григорьевич.
4. Лямин Виктор Георгиевич.
5. Романов Сергей Васильевич.
4. Лямин Виктор Георгиевич.
5. Романов Сергей Васильевич.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Вспомнить всех поимённо
6. Харитонов Николай Иванович.
7. Волохов Василий Георгиевич.
8. Лашук Константин Иванович.
7. Волохов Василий Георгиевич.
8. Лашук Константин Иванович.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Вспомнить всех поимённо
9. Лысов Александр Павлович.
10. Львов Иван Николаевич.
11. Охотников Александр Васильевич.
10. Львов Иван Николаевич.
11. Охотников Александр Васильевич.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Вспомнить всех поимённо
12. На месте гибели экипажа Лысова на лесоучастке 60-70 годы.
13. Место гибели экипажа Лысова - фото 2019.
14. Место гибели экипажа Лысова - фото 2021 г.
13. Место гибели экипажа Лысова - фото 2019.
14. Место гибели экипажа Лысова - фото 2021 г.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Вспомнить всех поимённо
15. Самолет Забояркина В.П.
17. Михеев И.Д. - учётная карточка.
18. Братская могила - старый памятник.
17. Михеев И.Д. - учётная карточка.
18. Братская могила - старый памятник.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Вспомнить всех поимённо
19. Стела старого памятника с неправильным написанием фамилий.
20. Памятник после реконструкции к 9 мая 2020 г.
21. Поисковый отряд "Гвардейцы".
20. Памятник после реконструкции к 9 мая 2020 г.
21. Поисковый отряд "Гвардейцы".
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя