К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Модератор: svkon

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:30

Светлана Ярославцева,
Член Союза писателей РФ, член Московского
краеведческого общества Союза краеведов России
фото из семейных архивов Людаевых и Тревгоды,
фондов ЦГАМО, автора и сети Интернет.

К нам вернулись их имена
(часть первая)

Вскоре после моей публикации «Память благодарных москвичей» в журнале «Военная археология» (№ 4-2015) о двух экипажах лётчиков, погибших в Подмосковье, и газетных интервью с автором в «Московской правде» появились родственники погибших. Ведь стали известны имена лётчиков 83-го дальнебомбардировочного авиаполка, похороненных на Бирюлёвском кладбище в 1941 г. Сначала племянница воздушного стрелка Нейланда Олега Петровича, Людаева Светлана Юрьевна, обнаружившая публикацию в Интернете, связалась по электронной почте с автором, а затем и разыскала в интернете однофамильца пилота с редкой фамилией Тревгода. Удалось узнать его телефон и выяснить, что упомянутый Тревгода – племянник пилота Марка Антоновича Тревгоды, сын его брата Михаила, Марк Михайлович – и живёт неподалёку от Москвы.
Уже в июне Марк Михайлович с сыном Михаилом и внуком Андреем приехали в Москву, встретились в Музее Зюзинской волости с краеведом Тихоновым Игорем Сергеевичем и редактором «Московской правды» Бухариной Бертой Христиановной, посмотрели слайд-фильм о двух экипажах «С боевого задания не вернулись», сделанный Ярославцевой С.И. в 2014 г. для доклада в Московском краеведческом обществе. Илл. 1.
А затем все вместе поехали в Бирюлёво – на место гибели экипажа 83-го ДБАП, и в Школьный сквер у бывшего кинотеатра «Бирюсинка», где возложили цветы к памятнику безымянным советским лётчикам. Илл. 2.
А в октябре в Москву приехали племянницы Олега Петровича Нейланда – Светлана Юрьевна Людаева (из Севастополя) с сестрой Алёной Юрьевной Малининой (из Санкт-Петербурга). Илл. 3.
А потом и они возложили цветы к памятнику в Школьном сквере. Илл. 4.
Долгими переписками и даже встречами в Москве автора с родственниками этих двух героев удалось выяснить много сведений о лётчиках и их семьях.
Первой заботой родственников было желание установить у памятника в бирюлёвском Школьном сквере табличку с обретёнными фамилиями лётчиков 83-го ДБАП. Несколько лет мы вместе с родственниками обращались во все инстанции с просьбой установить у памятника табличку. Ведь в 2012 г. у памятника уже поставили –мягко говоря, ошибочно – табличку с фамилиями экипажа Тихомирова 173-го СБАП, погибшего близ деревни Чертаново.
Я обратилась за помощью в представительство Республики Крым: ведь пилот Марк Антонович Тревгода – крымчак из Симферополя. А родственники воздушного стрелка Нейланда О.П. много лет живут в Севастополе. Светлана Юрьевна Людаева из Севастополя писала письма в мэрию Москвы, в администрацию президента… Но письма пересылали вниз по инстанциям – в префектуру ЮАО, в управу района Бирюлёво Западное, и вопрос установления фамилий погибшего экипажа на памятнике в Бирюлёве долгое время не решался. Людаева получала отписки, а мне вообще не отвечали.
И только к осени 2019 г. Департамент Мосгорнаследия совместно с храмом Святителя Николая Мирликийского, что в Бирюлёве, нашли, наконец, выход. На территории храма, где прежде было кладбище, на котором в 1941 г. похоронили лётчиков 83-го ДБАП, по согласованию с храмом 23 сентября 2019 г. был установлен Поклонный крест и мемориальная плита с фамилиями четырёх погибших лётчиков. Илл. 5.
Несколько лет розысков родственников, встречи и переписка с ними и с военкоматами позволили собрать сведения, чтобы рассказать читателям о лётчиках, отдавших жизни за свободу родины – вызвать из небытия их имена.
Но предварительно хочется вкратце добавить те сведения, которые позволяют шире представить общую картину ПВО в Московском военном округе – в Московской зоне обороны в те критические октябрьские дни 1941 г., когда немцы были уже в двухстах километрах от столицы.
Формирование и дислокация авиачастей ВВС МВО в 1941 г.
в дни Московской битвы
Ещё в феврале 1941 г. ВВС МВО по директиве Красной Армии начали формировать несколько дивизий: 77-я САД (смешанная авиадивизия из пяти истребительных и одного бомбардировочного полков), а также 24-я ИАД (истребительная авиадивизия) и 78-я ИАД .
Наименование частей Пункт дислокации
Управление 77-й САД г. Тула Тульская обл.
171-й Истребительный АП и 366-я авиационная база (АБ) г. Тула
173-й СБАП и 368-я АБ г. Сасово Рязанская обл.
172-й ИАП и 367-я АБ г. Кашира
174-й СБАП и 369-я АБ г. Ряжск Рязанская обл.
175-й СБАП и 370-я АБ г. Великие Луки Калининская обл.
321-й СБАП и 376-я АБ г. Скопин Рязанская обл.
Управление 78-й ИАД ПВО г. Клин Московская обл.
177-й АП дальних истребителей сопровождения ПВО и 371-я АБ с. Клементьево Московская обл.
178-й АП дальних истребителей сопровождения ПВО и 372-я АБ г. Кострома
233-й ИАП ПВО и 373-я АБ г. Подольск Московская обл. (Дубровицы)
309-й ИАП и 374-я АБ г. Волоколамск Московская обл. (аэр. Чертаново – есть 4 дома на 400 чел. в 2 яруса)
176-й АП дальних истребителей сопровождения ПВО и 375-я АБ г. Вязьма Смоленская обл.
310-й ИАП и 377-я АБ г. Калинин Калининская обл.
В апреле начали формироваться Военные авиационные школы первоначального обучения: 2-я в Москве на базе Сталинского, Ленинского и Пролетарского аэроклубов гор. Москвы; 3-я в Сталиногорске на базе Сталиногорского и Тульского аэроклубов; 4-я на базе Чебоксарского и Алатырского аэроклубов (Чебоксары Чувашской АССР); 5-я на базе Саранского аэроклуба (г. Саранск Мордовской АССР) .
2-я ВАШП получила в мае 1941 г. и в дальнейшем использовала для базирования три аэродрома ОСОАВИАХИМа в селениях Московской области. На них разместили авиационные эскадрильи (АЭ) школы: 1-я АЭ – аэр. Измайлово, 2-я АЭ – аэр. Чертаново (Ленинский р-н Московской обл.), 3-я АЭ – аэр. Верхнее Мячково. Их инвентаризация завершилась только к 30 мая 1941 г. В распоряжение школы поступили 49 исправных самолётов. Но все здания требовали ремонта, и начальник школы Якобсон запросил палатки для размещения курсантов по 900 человек на каждом аэродроме .
В ВВС МВО продолжали формирование 23-я САД и 77-я САД (смешанные авиадивизии), но, так как они не имели штурмовых полков, было решено 174-й СБП и 175-й СБП перевооружить на Ил-2 и переименовать в 174-й ШАП (штурмовой авиаполк) и 175-й ШАП. С таким предложением 19 июня 1941 г. командующий ВВС МВО полковник Сбытов обратился к начальнику ГУ ВВС КА генерал-лейтенанту авиации Жигареву.
И 21 июня, получив соответствующее указание, Сбытов направил командирам 23-й САД И 77-й САД директиву о перевооружении этих полков. При этом 174-му ШАП изменена постоянная дислокация: вместо Ряжска аэродром Лебедянь той же Рязанской области.
Тогда же, согласно Постановлению Военного Совета МВО, был подготовлен доклад по расположению оперативных аэродромов ПВО: за счёт 10 млн. руб. расширить аэродромы:
«А) В первую очередь: Гарь, Жуково, Чертаново, Ватулино, Инютино, Клементьево, Дракино, Подольск.
Б) Во вторую очередь: Алфёрово, Кашира, Степыгино, Власьево.
В) Строительство аэродрома в районе Дмитров».
Надо отметить, что упомянутый в этом документе аэродром Чертаново находился в Волоколамском районе Московской области – близ села, одноимённого с селом Ленинского района, где находился упомянутый выше аэродром ОСОАВИХИМа, предоставленный для 2-й ВАШП.
22 июня 1941 г. командующий войсками МВО приказал расформировать уже сформированные 24-ю АД и 78-ю АД, а из их полков сформировать 6-й истребительный авиационный корпус (ИАК) ПВО, в состав которого включить уже сформированные в ВВС МВО 11-й, 16-й, 24-й, 27-й, 34-й, 120-й, 176-й, 177-й, 178-й, 233-й и 309-й истребительные авиаполки (ИАП) с их тылами и подчинить 6-й ИАК в оперативном управлении 1-му корпусу ПВО.
С началом войны – 22 июня 1941 г. – этот процесс формирования ВВС МВО активизировался .
В июле 1941 г. полки 6-го ИАК базировались на аэродромах:

11-й ИАП 1. Кубинка; 2. Ватулино, Клементьево.
16-й ИАП 1. Люберцы; 2. Быково; 3. Раменское, Коломна.
24-й ИАП 1. Инютино; 2. Спас-Лыкшино, Медынь.
27-й ИАП 1. Клин; 2. Крюково; 3. Ц.А. (Центральный Аэродром); 4. Алабушево.
34-й ИАП 1. Внуково; 2. Суково; 3. Теплый Стан.
120-й ИАП 1. Алферьево; 2. Чертаново (Волоколамского р-на); 3. Павловское; 4. Дмитровское.
176-й ИАП 1. Гарь; 2. Дмитров; 3. Кимры; 4. Юркино.
177-й ИАП 1. Подольск; 2. Власьево; 3. Степыхино.
178-й ИАП 1. Серпухов; 2. Липицы; 3. Дракино; 4. Коломна.
233-й ИАП 1. Тушино; 2. Химки; 3. Захарково.
309-й ИАП 1. Монино; 2. Чкаловская; 3. Набережная; 4. Ногинск .
К сентябрю ситуация с дислокацией в 6-м ИАК изменилась. Большинству частей корпуса предоставили разные аэродромы на осеннюю, на зимнюю дислокацию и на запасные аэродромы.
Приказ частям 6-го авиакорпуса 18 сентября 1941 г.: «О дислокации 6 авиакорпуса на осенне-зимний период» .
№№ полков Осенняя дислокация Зимняя дислокация Запасные аэродромы
11-й ИАП КУБИНКА КУБИНКА М. ВЯЗЕМЫ
562-й ИАП КУБИНКА ВАТУЛИНО КЛЕМЕНТЬЕВО
120-й ИАП ДЯДЬКОВО АЛФЕРЬЕВО ШУБИНО
34-й ИАП ВНУКОВО ВНУКОВО, СУКОВО СТЕПЫХИНО, УСПЕНСКОЕ
564-й ИАП АСТАФЬЕВО ИНЮТИНО, СП. ЛЫКШИНО АДУЕВО
423-й ИАП МЯСНОВО-БРЫКОВО БРЫКОВО-МЯСНОВО ВОЛЫНЦЕВО
177-й ИАП ЛЮБЕРЦЫ ДУБРОВИЦЫ Б.БРЯНЦЕВО, МЯЧКОВО
177-а ИАП ВЛАСЬЕВО ВЛАСЬЕВО ЛОПАСНЯ, ВЛАСЬЕВО
178-й ИАП ДРАКИНО, ЛИПИЦЫ ЛИПИЦЫ ДРАКИНО
27-й ИАП КЛИН КЛИН ПОДМОШЬЕ, СПАС-ЗАУЛОК, АЛАБУШЕВО
176-й ИАП ЮРКИНО-БОРКИ ЮРКИНО БОРКИ-КИМРЫ
16-й ИАП ЛЮБЕРЦЫ ЛЮБЕРЦЫ ПОЧИНКИ
565-й ИАП РАМЕНСКОЕ РАМЕНСКОЕ СТЕПЫХИНО
123-й ИАП МОНИНО МОНИНО НАБЕРЕЖНОЕ, КРЮКОВО
309-й ИАП ЧКАЛОВСКАЯ ГРИДИНО КИРЖАЧ-МАЛИНО
233-й ИАП ТУШИНО, Ц.А. ЗАХАРКОВО, ТУШИНО КРЮКОВО, Ц.А.
АЭ 27 ИП КАЛИНИН КАЛИНИН КУЗЬМИНСКОЕ
АЭ 34 ИП РЖЕВ РЖЕВ ЕРШИ
Группа 120 ИП КАЛУГА - -
Звено 309-го ИП ПЕР.ЗАЛЕССКИЙ ПЕР.ЗАЛЕССКИЙ ВЛАСЬЕВСКОЕ
445-й ИАП КАШИРА КАШИРА
Несомненно, любознательному читателю будет интересно ознакомиться хотя бы с некоторыми из названных аэродромов и узнать, какие полки на них дислоцировались в дни Московской битвы. Это тем более важно, что в каждом полку – несчётное количество потерь. А единственный памятник всем этим безымянным советским лётчикам – тот, что установлен в 1980-е гг. в сквере у кинотеатра «Бирюсинка».
На аэродроме Тушино дислоцировался 233-й ИАП, а на Центральном – 27-й ИАП. Илл.7.
На аэродроме Люберцы дислоцировался 16-й ИАП. Илл. 8.
На аэродромах Набережная и Чкаловский дислоцировался 309-й ИАП. Этот полк также дислоцировался на аэродромах Монино и Гридино. Илл. 9-12.
На аэродромах Внуково и Суково дислоцировался 34-й ИАП.
На аэродроме Кубинка дислоцировался 11-й ИАП.
На аэродроме Подольск (Дубровицы) дислоцировались 321-й ЛБАП, 233-й ИАП; 243-й ШАП; а также 177-й ИАП; последний также использовал аэродромы Брянцево, Остафьево и Власьево.
На аэродроме Майданово (р-н Клин) дислоцировался 27-й ИАП.
На аэродроме Юркино дислоцировался 176-й ИАП. На аэродроме Павловское дислоцировался 120-й ИАП. Этот полк также дислоцировался на аэродромах Алферьево и Чертаново (р-н Волоколамска).
На аэродромах Дракино и Липицы дислоцировался 178-й ИАП.
На аэродроме Инютино (р-н Малоярославец) дислоцировался 24-й ИАП.
На аэродроме Малино (р-н Кашира) дислоцировался 445-й ИАП.
Некоторые из названных аэродромов в Московской области к началу войны только строились. Согласно стройфинплану на 1941 г. Управления аэродромного строительства НКВД Московской области с 24 марта шло сооружение двухполосных аэродромов с бетонным покрытием №№ 135, 148, 194, а 15 июля – однополос-ных аэродромов с кирпичным покрытием №№ 303, 323, 353 и 512. 3 сентября 1941 г. от зам. наркома внутренних дел Сафразьяна поступило распоряжение начальнику УНКВД Московской области ст. майору Государственной безопасности тов. Журавлёву по срокам окончания строительства аэродромов : «Полностью закончить и сдать в эксплоатацию к 15/IX-41 г. аэродромы со взлётно-посадочными полосами за №№148 (Щелково), 135 (Астафьево), 194 (Клин), 224 (Кубинка). Полностью за-кончить все работы по строительству и подготовить к сдаче в эксплоатацию к
1|X-41 г. аэродромы за №№ 303 (Волоколамск), 323 (Кашира), 353 (Дмитров), 512 (Серпухов)».
В «Альбоме строительства аэродромов за 1941 г.» представлены все чертежи с описанием названных объектов . Илл. 22.
Аэродром Астафьево расположен в Подольском р-не в 3 км от ст. Щербинка Дзержинской жел. дор. и в 4 км от Серпуховского шоссе. Покрытие ВПП (взлётно-посадочных полос) и РД (рулежной дорожки) – бетонное. Работы начаты 10 апреля 1941 г. До 20 октября 1941 г. построены две ВПП протяжением 975 п.м. и РД, и 21 октября 1941 г. аэродром вступил в эксплоатацию. С 15 апреля 1942 г. по 20 октября 1942 г. построены две бетонные ВПП длиной 1000 п.м. шириной 100 п.м. Техническая приёмка аэродрома состоялась 13 октября 1942 г.
Аэродром Чкаловский расположен в Щёлковском р-не в 1 км от ст. Чкаловская Ярославской жел. дор. и в 0,5 км от Щёлковского шоссе. Покрытие ВПП, РД и ЯС – бетонное. Работы начаты 3 мая 1941 г. Илл. 24.
Аэродром Клин расположен в Клинском р-не в 5 км от г. Клина и в 5 км от ст. Клин Октябрьской жел. дор. С западной стороны на расстоянии 3 км проходит Ленинградское ш., с юго-вост. стороны на расстоянии 3 км – Рогачёвское. Покрытие ВПП и РД – бетонное.
Аэродром Волоколамск расположен в Волоколамском р-не в 30 км от Волоколамска Калининской обл. и в 14 км от д. Суворово, близ д. Власово. Покрытие ВПП и РД – из кирпича, уложенного на ребро. ЯС – щебёночные с заливкой цементным раствором. Работы начаты 10 августа 1941 г.
Аэродром Кашира (Малино) находится в Малинском районе в 5 км от ст. Сотниково М.-Донбасс. жел. дор. и в 3 км от села Малино. Покрытие ВПП из кирпича, уложенного на ребро в ёлку отдельными картами. Работы начаты 10 августа 1941 г.
Аэродром Дмитров расположен в д. Дядьково Дмитровского р-на в 18 км по асфальт. шоссе от г. Дмитрова и в 2 км от канала Москва по грунтовой дороге. Покрытие ВПП – из кирпича, уложенного на ребро по песчаному основанию с проливкой швов цементным раствором. Работы начаты 10 августа 1941 г., закончены 3 октября 1941 г.
Аэродром Серпухов (Волосово) расположен в 1,5 км от дер. Волосово Лопасненского р-на. Ближайшая жел. дор. станция – Шарапова охота Дзержинской жел.дор. Покрытие ВПП – из кирпича, уложенного на ребро по песчаному основанию с последующей проливкой швов цементным раствором. Работы начаты 10 августа 1941 г., закончены 15октября 1941 г. Илл. 29.
К началу работ на вышеперечисленных семи аэродромах, восемь оперативных аэродромов (см. таблицу) уже действовали.
…В cвязи c приближением фронта военных действий на основании распоряжения ГУАС НКВД СССР стройобъекты Управления аэродромного строительства с 16 по 18 октября 1941 г. были перебазированы на новое место работ – на строительство дороги Горький – Чебоксары – Казань, а также на устройство оборонительного рубежа в Московской области .
31 июля 1941 г., когда западные аэродромы уже занимались нахлынувшими войсками противника, начальник штаба МВО комбриг Белов обратился в Генштаб РККА с просьбой передислоцировать «2-ю Московскую военную авиашколу первоначального обучения из Москвы в г. Алатырь Чувашской АССР. Дислокация этой школы в Москве (в зоне ПВО) ввиду особого режима полётов, крайне отрицательно отражается на работе школы и одновременно мешает системе ПВО. В г. Алатыре для школы имеется аэродром и необходимые помещения» .
В августе 1941 г. на территории МВО начинают формироваться 40-я и 51-я авиадивизии, каждая из трёх полков (2 – вооружённые самолётами ДБ-3 и один – ТБ-3). Они дислоцировались на аэродромах Иванова, Кашина, Кимры, Костромы, Рыбинска, Ярославля .
7 октября брошены в бой полки 77-й САД (смешанной авиадивизии). В ожесточенных боях с противником все полки понесли огромные потери в личном составе и матчасти. И 13 октября 77-я АДД в составе 283-го и 237-го ШАП и 46-го и 321-го бомбардировочных авиаполков была передана из Московского Военного округа в подчинение командующего вновь сформированной 5-й армии. 171-й ИАП 77-й АДД включили в состав 6-го ИАК ПВО. А 502-й ШАП, 172-й ИАП и 173-й СБАП подчинили непосредственно Командующему ВВС МВО . Причем последний полк, потеряв 12 октября экипаж Тихомирова, погибший в Чертанове, для пополнения матчасти и личного состава был передислоцирован на аэродром постоянной дислокации Сасово Рязанской обл.
Напряжённые боевые действия октября 1941 г. с приближающимся к Москве противником потребовали пополнения Московского военного округа.
И 8-10 октября 1941 г. в состав МВО передислоцированы авиадивизии, формировавшиеся на востоке страны . Части 26-й и 133-й АДД (авиадивизий дальнего действия) были размещены на РЫБИНСКОМ, ЯРОСЛАВСКОМ и ИВАНОВСКОМ аэроузлах. При этом в документах не было отмечено, откуда они прибыли. В графе «Откуда прибыл» прочерк.
133-я АДД в составе двух полков: 42-й ДБП с 78-м БАО базировался на аэродроме Ярославль, 455-й ДБП с 714-м БАО – на аэродроме Гаврилов Посад.
Два полка 26-й АДД были сформированы в Закавказском военном округе (ЗакВО) – аэродром дислокации Вазиани. Полки 30-самолётного состава. На каждом аэродроме должны быть сосредоточены запасы боеприпасов и ГСМ на три боевых вылета. Илл. 30.
До 10 октября они передислоцировались на Рыбинские аэродромы: 83-й ДБАП (дальнебомбардировочный авиаполк) и 105-й БАО (батальон аэродромного обслуживания) в Староселье; 452-й ДБАП и 68-й БАО в Якушево. Илл. 31.
83-й дальнебомбардировочный авиаполк
Сведений о 83-м дальнебомбардировочном авиаполке в архиве сохранилось немного – всего три страницы в деле за 1940 г. . И никаких списков потерь полка. Списки потерь 26-й АДД нашлись только в интернете – на сайте ОБД МЕМОРИАЛ.
83-й ДБАП начал формироваться 15 марта 1940 г. Основными кадрами для формирования полка явились: 1) 2-я авиаэскадрилья в составе одиннадцати лётных экипажей, прибывшая с Северо-Западного фронта (т.е. с советско-финской войны). Все были награждены орденами и медалями СССР. (В составе этой эскадрильи, судя по всему, был и стрелок-радист старшина сверхсрочной службы Клопоток Николай Григорьевич, награждённый ВВС Северо-Западного фронта медалью «За отвагу»). 2) 3-я авиаэскадрилья, прибывшая из Чкаловского авиаучилища.
3 апреля 1940 г. командиром полка назначен майор ДРЯНИН. 17 апреля 1940 года полк вошёл в состав 64-й авиабригады.
До 7.5.40 г. личный состав 83-го ДБАП готовился к приёму материальной части: изучал самолёт и мотор по чертежам и описаниям. По поступлению в полк самолёта ДБ-3Ф личный состав приступил к практическому изучению новой матчасти. В течение июня были подготовлены 58 лётчиков, а 2-я АЭ полка – как ночная авиаэскадрилья. Илл. 32.
Формирование полка было закончено 1 июня 1940 г., а в августе полк вошёл в состав 26-й смешанной авиационной дивизии (позже 26-й отдельной авиационной дивизии дальнего действия Главного Командования). В декабре 1940 г. после усиленной ночной подготовки 83-й ДБАП стал ночным.
Двухмоторный бомбардировщик ДБ-3 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Разрабатывался под руководством С.В. Ильюшина с 1934 г. первоначально как скоростной бомбардировщик, но после выхода на испытания самолёта СБ был переклассифицирован в дальний бомбардировщик.
В ходе доработок были получены несколько модификаций самолета ДБ-3. Последняя модификация самолета – ДБ-3Ф – в мае 1940 г. поступила на вооружение 83-го авиаполка ЗакВО. Экипаж ДБ-3Ф – 3-4 чел. Созданный в середине 30-х гг. самолёт ДБ-3 к моменту нападения Германии на СССР был уже устаревшим. Если его бомбовая нагрузка была удовлетворительной, то лётные качества и оборонительное вооружение не соответствовали требованиям времени.
Развиваясь, модификация ДБ-3Ф позже (с 1941 г.) стала основой для одного из наиболее массовых советских бомбардировщиков времен Великой Отечественной войны – ИЛ-4.
В ходе начавшейся войны 26-я ОАД ДД 8-10 октября 1941 г., имея на вооружении 258 самолётов ДБ-3Ф, передислоцировалась из Вазиани Закавказского военного округа на рыбинский аэродром Староселье и включилась в оборони-тельные бои за столицу на Волоколамском, Можайском и Малоярославецком направлениях главных ударов войск противника, рвавшегося к Москве. К 9 октября враг прорвался на стыке Можайского и Малоярославецкого укрепрайонов, создав угрозу охвата этих районов с флангов и тыла. 9 октября Ставка приняла решение о создании фронта Можайской линии обороны. А Московскому военному округу поступила директива от имени Наркома обороны: предписывалось его силами немедленно приступить к строительству в глубоком тылу округа трёх оборонительных рубежей общей протяженностью более чем в тысячу километров!
Бои, на редкость ожесточённые, шли, можно сказать, уже по всей Можайской линии обороны.
15 октября Центральный Комитет партии и Государственный Комитет Обороны приняли решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев некоторых учреждений и предприятий, части партийных и правительственных учреждений, дипломатического корпуса. На восток вывозились оставшиеся ещё в городе крупные оборонные заводы, научные и культурные учреждения.
В результате тяжёлых боев на фронте 83-й ДБАП понёс огромные потери. К февралю 1942 г. из 32 самолётов 83-го ДБАП «в строю» осталось всего три. В аналогичной ситуации оказался и 452-й ДБАП. Эти полки были расформированы, а оставшаяся матчасть и лётный состав включены в 815-й БАП.
Он сформирован как вновь образованный 25 марта 1942 г. на аэродроме Хвойная Ленинградского фронта командиром полка майором Набоковым, затем включён в состав 1-УАГ ставки Верховного Главнокомандования генерала-лейтенанта Мичугина . В 1945 г. в полку осталось всего 17 человек из тех 500 лётчиков, что в 1941 г. отбыли из Вазиани на фронт.
26-я ОАД ДД 1 мая 1942 г. переформирована в 1-ю ТАД, а 28 июля 1942 г. – в 1-ю АД ДД, которая входила в состав 7-го авиакорпуса ДД. Сведений о лётчиках 83-го ДБАП нашлось очень мало. Да и те практически недоступны в оригинале (справки о потерях частично сохранились в ОБД Мемориал).
Вот что вспоминал ветеран 26-й АДД Торопов Артемий Демидович (1915- 2005) 15.05.46. ГСС №8083 (с апреля 1940 по август 1941 гг. начальник парашютно-десантной службы в 83-м ДБАП; с августа 1941 по март 1942 г. штурман в 452-м ДБАП; с марта по сентябрь 1942 года – штурман звена в 815-м ДБАП. Майор запаса. Почётный Гражданин г. Глазова:
«Положение у лётчиков АДД было особое: ни к какому фронту они прикреп-лены не были, командовала ими Ставка, поэтому воевал практически на всех фронтах Великой Отечественной. В одну ночь приказывали лететь в Мурманск, на следующую – под Кёнигсберг, а на третью – где-нибудь на юге бомбить скопления живой силы и техники противника» .
Найденные в фонде ВВС МВО документы о захоронении экипажа 83-го ДБАП в Бирюлёве открывают ещё один неизвестный экипаж погибших военных лётчиков забытого полка . Илл. 35-1-2.
Обозначения, кто и когда захоронен в этой могиле, не сохранились, только пирамидка со звездой напоминала, что здесь воинская могилка. Люди, правда, помнили и передавали из уст в уста, что в годы войны похоронили здесь погибших лётчиков, и иногда клали цветы на могилку. А школьники по воинским праздникам стояли в пионерском карауле. Илл. 37.
Дети стояли в почётных караулах у могилы лётчиков до 1980-х г., хотя она уже утратила установленную в годы войны табличку с именами и обозначением авиаполка, установленными комиссией по захоронении.
Когда в 1980-х гг. в Бирюлёве началось массовое жилищное строительство, чтобы сохранить память о лётчиках, павших в боях за родину, захоронение было торжественно перенесено к скверу у кинотеатра «Бирюсинка». Илл. 38-1.
Надпись на обелиске «Советским лётчикам, погибшим в 1941 г. при защите южных подступов к столице нашей родины Москвы» напоминала обо всех безымянных лётчиках, отдавших жизнь в дни Московской битвы.
Дети сопровождали переносимый прах (скорее всего, землю с могилы) от кладбища к кинотеатру «Бирюсинка» в Бирюлёве до памятника «КРЫЛО», надпись на котором объединяла погибший экипаж со всеми неизвестными лётчиками. И памятник с тех пор стал местом постоянного возложения цветов в дни воинских торжеств.
А теперь, когда найдены фамилии героев, погибших в небе над Красным Строителем, и близ Никольского храма в Бирюлёве установлен Поклонный крест с памятной доской, в переписке с военкоматами и встречах с найденными родственниками удалось собрать все возможные (спустя 80 лет!) сведения, я могу представить читателям краткие биографии с портретами лётчиков экипажа: младший летнаб штурман лейтенант Герасименко Николай Алексеевич, стрелокрадист старшина Клопоток Николай Григорьевич, воздушный стрелок младший сержант Нейланд Олег Павлович, пилот сержант Марк Антонович Тревгода. Их имена любой прочтёт на памятной доске. Илл. 39. Ниже подробнее о лётчиках.
Младший летнаб штурман лейтенант Герасименко Николай Алексеевич
Биография Герасименко Н.А. основана на сведениях УПК (учётно-послужной карты, имеющейся в архиве Министерства обороны РФ на каждого офицера) с фотографией. Илл. 40.
Родился 30 ноября 1912 г. в г. Белая Церковь, ул. Осводовская, 12, украинец, рабочий, женат. В 1932 г. закончил три курса рабфака. С 1935 г. член ВКП(б), в ноябре 1935 г. вступил на службу в РККА. Начинал красноармейцем во 2-й Туркестанской дивизии. С мая 1936 г. – курсант в 62-м отдельном сапёрном батальоне, с ноября 1936 г. избран в батальоне ответственным секретарём КСМ бюро, а с августа 1937 г. исполнял обязанности политрука роты. Закончив в 1938 г. курсы младших лейтенантов, назначен в марте 1938 г. мл. ком. взвода в 92-м отдельном сапёрном батальоне. С декабря 1938 г. – слушатель во 2-м Чкаловском военном авиаучилище (Приказ по училищу №0270 1938 г.). Принял военную присягу 23 февраля 1939 г.
Окончил 2-е Чкаловское лётное техническое училище по курсу лётчик-наблюдатель 11 января 1940 г. с присвоением звания мл. лейтенант. 11 февр. 1940 г. закончил 13-е Кировабадские авиационные курсы усовершенствования младших лётных наблюдателей с присвоением звания лейтенант. С 14.8.1940. Герасименко Н.А. служил в должности младший летнаб в 83-м ДБАП ЗАК ВО. 10 октября 1941 г. 83-й ДБАП 26-й АДД передислоцирован из аэродрома Вазиани ЗАК ВО на рыбинский аэродром Староселье МВО.
22 октября 1941 г. штурман Герасименко Николай Алексеевич не вернулся с боевого задания (вероятно, на Малоярославецком направлении). Бомбардировщик ДБ-3Ф, упавший на посёлок Красный Строитель, шёл без сопровождения истребителя и нападение вражеского истребителя отразить не мог. В бою сражался до последнего и поразил противника, который, судя по воспоминанию очевидца, упал где-то у Аннина.
Внесён в список потерь 26-й АД. Исключён из списков приказом УК ВВС КА 15/2- 1942.
Жена Анна Семёновна Герасименко, осталась в Вазиани Грузинской ССР, п/я 51, в доме нач. состава, где жила семья.
В конце УПК в Карточке безвозвратных потерь я увидела запись, что выписка о гибели лейтенанта Герасименко Николая Алексеевича 22.10.41 г. послана Сталинградскому ОВК 24.06.1947 г.
Думая, что из Сталинграда могла его искать жена Анна Семёновна, я в декабре 2015 г. написала письмо начальнику Волгоградского ОВК с просьбой сообщить, кому в 1947 г. предназначалась выписка о гибели Николая Алексеевича. Может, это его жена искала сведения, которой нужны были документы для получения аттестата или пенсии.
16 декабря 2015 г. из Волгоградского ОВК ответили, что в архиве «областного военного комиссариата обнаружена учётная карточка на пенсионное дело по случаю потери кормильца лейтенанта Герасименко Николая Алексеевича, 1912 г.р., на иждивенца Герасименко Владимира Николаевича, 1941 г.р. Получателем являлась Лазоренко Александра Семёновна, проживавшая в Еланском районе Сталинградской области». (Александра - имя жены Герасименко здесь указано, как в ответе из Волгоградского ОВК).
Пенсия назначена 1 ноября 1941 г. и прекращена 7 августа 1959 г. в связи с 18-летием Владимира Герасименко. Владимир Николаевич Герасименко поселился в Краснодарском крае, там и умер. Там жила и его дочь Герасименко Марина Владимировна – по адресу: Абинский район, п. Ахтырский, ул. Ленина, 36, кв. 8. Этот адрес военкому сообщил Лазоренко Александр Сергеевич, сводный брат Владимира Николаевича, сын Лазоренко Александры Семёновны от второго брака. Она умерла в 2008 г. Александр Сергеевич пояснил военкому по телефону, что его мать после войны зарегистрировала брак с его отцом, узнав о гибели её первого мужа Герасименко Н.А.
На моё письмо в 2016 г. Марине Владимировне с сообщением о находке в архиве она не откликнулась. А интернетные корреспонденты социальной сети на запрос Людаевой Светланы Юрьевны (уже в 2019 г.) сообщили, что квартира по указанному адресу давно продана и Марина Владимировна там не живёт.
Жива ли внучка штурмана лейтенанта Герасименко? Может, кто-нибудь передаст ей и её детям весть о геройской гибели деда в бою за столицу страны?
Стрелок-радист старшина Клопоток Николай Григорьевич
В начале поиска сведений в архиве о членах экипажа 83-го ДБАП в моём распоряжении были три документа:
1. Список потерь 26-й АДД за октябрь 1941 г., где воздушный стрелок-радист старшина Клопоток записан как Михаил Григорьевич, 1919 г.р., родом из БССР Хойникский р-н ст. Рудаково, призван Хойникским РВК и сообщений о нём по указанному адресу ждёт жена Клопоток Елизавета. Илл. 43.
2. Распоряжение финотдела Молотовского ОВК от 15.09.43 о выдаче выписки из приказа об исключении из списков Красной Армии старшины сверхсрочника Клопотка Николая Григорьевича, служившего в 489 БАО (батальоне аэродромного обслуживания) 83-го дальнебомбардировочного авиаполка ППС №624, судя по всему после запроса жены Елкиной Елизаветы Филипповны, находившейся по адресу г. Молотов, Большевистская 110, кв.6. Финотдел указал источник сведений о гибели Клопотка: извещение 489 б-на от 6.5.42 г. Илл. 44.
3. Документ, уточняющий потери, – из отдела по учёту погибшего и пропавшего рядового и сержантского состава сухопутных войск ВС СССР, сообщающий информацию по розыску – по нашим данным значится: ПРОПАВ-ШИМ БЕЗ ВЕСТИ в мае 1942 г. старшина сверхсрочной службы Клопоток Николай Григорьевич, жена Елкина Елизавета Филипповна проживает: гор. Молотов, Большевистская ул., дом 110 кв.6. (Как видно, это ответ на вышеупомянутый запрос Елизаветы Филипповны в гор. Молотов.). Илл. 45.
4. Запрос от 16 января 1949 г. в отдел розысков Елькиной Елизаветы Филипповны, жены Николая Григорьевича Клопотка, рождения 1910 г. Она писала: «Убыл на фронт 9 октября 1941 г. Служил старшиной в 83 Дальнебомбарди-ровочном авиаполку Закавказского Военного округа. На штатной должности воздушным стрелком радистом.» Указала адрес: г. Иркутск, 3-е городское отделе-ние связи до востребования. (Этот запрос Елизавета Филипповна, судя по датам, послала, не дождавшись ответа в Молотове и переехав в Иркутск, где ещё не нашла квартиры).
При столь различных сведениях об одном персонаже трудно было определить-ся, что здесь соответствует истине, в какой документ вкралась ошибка, а ошибок в документах военного времени, как я убедилась за годы работы с архивными источниками, было немало и уйти от них было неимоверно трудно.
Но… жена Елизавета ждала домой Николая Григорьевича…
И найденные сведения о захоронении погибшего экипажа 83-го ДБАП однозначно свидетельствовали, что стрелок-радист экипажа был именно старшина Николай Григорьевич Клопоток. Ведь среди документов, отосланных в штаб ВВС МВО начальником штаба 84-го района авиационного базирования майором Шатанковым, прибывшим с комиссией на место гибели экипажа, были обнару-женные на месте аварии удостоверение личности, красноармейская книжка и партбилет №4102988 стрелка-радиста Клопотка Николая Григорьевича. Документы и 215 руб. были найдены, как видно, в кармане куртки одного тела .
Михайлюк Игорь, член поискового отряда «Рубеж» ВПО «Память» города Подольска, специалист по дальней авиации, как оказалось, давно по запросу Елизаветы Филипповны тоже искал старшину Клопотка Николая Григорьевича из 83-го дальнебомбардировочного авиаполка, первым заметил вышеназванные документы и уже 24 августа 2014 г. сообщил о находке на сайте «soldat.ru», надеясь, что это сообщение как-то найдёт родственников Елизаветы Филипповны. А через несколько дней он сообщил о находке и мне (я как раз листала одно из толстых дел ф.135, где тоже увидела эти страницы).
Уже после публикации очерка в журнале «Военная археология» №4 2015 г. в поисках родственников Клопотка Николая Григорьевича я написала в Иркутский областной комиссариат, чтобы проверить, не платили ли там пенсию по потере кормильца – Клопотка Николая Григорьевича.
И в январе 2016 г. военком сообщил, что «пенсионное дело Клопотка Николая Григорьевича, на основании которого его семья получала пенсию по потере кормильца, в марте 1961 г. было выслано в Военный комиссариат Гомельской области (БССР). Вероятно, семья погибшего воина, Клопотка Н.Г. в 1961 г. выехала на постоянное местожительство в Гомельскую область». Куда и посоветовали мне обратиться.
Николай Григорьевич Клопоток, 1910 г.р., родом из Гомельской области Хойникский р-н, г. Хойники, ст. Рудаково (БССР). Его жена Клопоток Елизавета Филипповна, на которой женился он, как водится, до армии.
Ну, думаю, вернулись в родные края – и сразу написала в Гомельский ОВК.
Из Гомельского военкомата 26 февраля 2016 г. мне ответили, что «в архиве финансово-социального отдела военного комиссариата Гомельской области находится Алфавитная карточка на Клопоток Николая Григорьевича. Пенсия была назначена Клопоток Марии Викентьевне, и ввиду смерти выплата пенсии была прекращена с 1 марта 1966 г. В Алфавитной карточке также указана Елькина Елизавета Филипповна». Илл. 46.
В копии Алфавитной карточки в п. 2 подчеркнуто: Пенсия назначена родителям, детям и названы Клопоток Мария Викентьевна и Елькина Елизавета Филипповна. Как видно, Мария Викентьевна – мать Николая Григорьевича, до конца жизни получавшая пенсию по потере сына-кормильца, сначала в Иркутске, а затем в Гомельской области (вероятно, в родных Хойниках). А получала ли пенсию на ребёнка Елизавета Филипповна? Иначе зачем было бы её записывать в пенсионную карточку. Так как Пенсионное (личное) дело в Гомельском ОВК в 1972 г. было уничтожено, других сведений в военкомате не сохранилось.
Людаева Светлана Юрьевна тоже искала родственников лётчиков – по социальным сетям. Однажды ей откликнулась из Иркутска юрист Ирина Тарасова, правнучка Клопотка Николая Григорьевича, но потом надолго замолчала. После открытия Поклонного креста на территории Никольского храма Людаева Светлана Юрьевна снова ей написала. И Тарасова прислала из Иркутска две фотографии Клопотка Н.Г. разных лет (каких лет, она не сообщила, пришлось размышлять). Эти фотографии дали возможность вызвать из небытия те жизненные события, которые пережил Николай Григорьевич Клопоток, 1910 г.р.
Декретом ВЦИК и СНК 21 марта 1924 г. призывной возраст был установлен 21 год. Следовательно, Николай Клопоток был призван на воинскую срочную службу в 1931 г., судя по дальнейшим событиям – в Воздушный Флот, где срок службы тогда был 3,5 года. Николай Григорьевич Клопоток дослужился до звания старшины, а затем остался на сверхсрочную службу. А служил, как видно, на Дальнем Востоке. Илл. 47.
На двух фотографиях, предоставленных Ириной Тарасовой, правнучкой Николая Григорьевича Клопотка, у него на груди – довоенный знак «Парашютист», который учреждался (в разных композициях) в 1931 г. и в 1936 г. Знак поначалу вручался всем совершившим первый прыжок на парашюте. Это позволяет раннюю на взгляд фотографию датировать 1936 г., когда старшина Клопоток Николай Григорьевич, уже оставшись на сверхсрочную службу, совершил первый прыжок и получил знак «Парашютист».
В августе 1938 г., продолжая службу на Дальнем Востоке, старшина-сверхсрочник Н.Г. Клопоток участвовал в боях с японцами за озеро Хасан, где из дальневосточной авиации была создана 2-я Воздушная армия. Илл. 48.
Участники боев за Хасан были награждены орденами и медалями. А в канун первой годовщины сражений между советскими и японскими войсками Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 5 июня 1939 г. (опубликован в «Ведомостях Верховного Совета» № 20, 1939 г.) был учреждён и Нагрудный значок «Участник Хасанских боёв» 1938 г.
На второй фотографии Николая Григорьевича с левой стороны груди – знак «Парашютист», Нагрудный значок «Участник Хасанских боёв» 1938 г. (вручался в декабре 1939 г.) и медаль «За отвагу».
После Хасана авиаторов 1-й Отдельной Краснознамённой армии, созданной на Дальнем востоке, для участия в начавшейся в 1939 г. советско-финской войне послали на Северо-Западный фронт, командование которого находилось в Ленинграде.
Старшина Клопоток Николай Григорьевич в феврале-марте 1940 г. воевал в должности стрелок-радист в составе 57-го СБАП 12-й авиабригады 1-й ОКА. Он назван в Приказе №315 войскам Первой Отдельной Краснознаменной Армии (по личному составу) 2 февраля 1940 г. г. Ворошилов, №0045 . Илл. 50.
На основании приказа Наркома Обороны СССР №315/Ш от 28 января 1940 г. исключить из списков частей 1-й ОКА с 4 февраля 1940 г. личный состав: …
П. 63. Стрелок-радист Старшина КЛОПОТОК Николай Григорьевич – 57-го СБ авиаполка 12-й авиабригады. Илл. 51.
А медалью «За отвагу» от ВВС Северо-Западного фронта 07.04.1940 награждён мл. командир Клопотов Николай Григорьевич . (Возможно, повысили в звании и ошиблись с написанием фамилии. Думаю, здесь ещё одна ошибка досталась на долю Николая). Илл. 52.
После советско-финской войны эскадрилью лётчиков, прибывших с Северо-Западного фронта и награждённых орденами и медалями , включили в состав 83-го ДБАП (дальнебомбардировочный авиаполк), с 15 марта 1940 г. формировавшегося на аэродроме Вазиани Закавказского военного округа. В составе этой эскадрильи прибыл и Клопоток Николай Григорьевич. При этом стрелками-радистами в полку становились красноармейцы, прошедшие двухмесячные кировабадские курсы стрелков-радистов. Как видно, эти курсы закончил и Николай Григорьевич Клопоток, получивший опыт стрелка-радиста на советско-финской войне.
В запросе, поданном в отдел розысков в 1949 г., Елизавета Филипповна Елькина указала точную дату передислокации 83-го ДБАП из Вазиани: «Убыл на фронт 9 октября 1941 г.» Можно понять, что она была в тот момент с мужем в Вазиани, п/я 51, в доме начсостава, где оставались семьи лётчиков полка, улетающих на оборону Московского военного округа.
8 октября полки 26-й и 133-й АД получили распоряжение передислоцироваться из Закавказья и сосредоточиться на Рыбинском аэроузле. В частности, 83-му ДБАП выделен аэродром Староселье, обслуживание которого возлагалось на 105-й БАО . Она также указала, что муж служил старшиной «на штатной должности: воздушный стрелок-радист», а не в Батальоне аэродромного обслуживания, как указано в документах ОБД Мемориал (на основании извещения 489-го БАО от 6.5.1942 ).
В этом же запросе Елизавета Филипповна сообщила, что она живёт в г. Иркутске, но указала не адрес проживания, а 3-е городское отделение связи, до востребования (возможно, постоянного адреса проживания у неё тогда не было). Так, наверное, в Иркутске она и осталась жить. В Иркутске теперь живёт и правнучка Николая Григорьевича Ирина Тарасова. Узнав от Людаевой электронный адрес Тарасовой, я послала ей предварительный вариант биографии её прадеда с перечнем вопросов о маме, папе, дедушке, прадедушке, прабабушке, Белоруссии и Иркутске… Но она мне не ответила, а через Людаеву сообщила, что ничего не знает, прабабушки Елизаветы Филипповны уже нет и спросить не у кого. И прислала ссылку на выпущенную в их ведомстве Книгу Памяти. В ней есть и страница, посвящённая Николаю Григорьевичу Клопотку .

Продолжение следует

Илл. 1.
На снимке (слева направо): Тревгода Марк Михайлович, редактор газеты «Московская правда» Бухарина Берта Христиановна, Тихонов Игорь Сергеевич, краевед Тревгода Андрей Михайлович и Тревгода Михаил Маркович в музее Зюзинской волости смотрят слайд-фильм «С боевого задания не вернулись».
Илл. 2.
20.06.2015. У памятника в бирюлёвском Школьном сквере (слева направо): Тревгода Михаил Маркович, Тревгода Марк Михайлович, Ярославцева Светлана Ивановна, Бухарина Б.Х., Тихонов И.С., бирюлёвский краевед Какоткин Василий Олегович.
Илл. 3.
10.10.2015. Тихонов Игорь Сергеевич показал сёстрам Светлане и Алене, где находилась могила лётчики в 1941 г.
Вложения
3. На месте прежней могилы летчиков у Никольского храма родственники из Севастополя.jpg
2. 20.06.2015 у памятника советским летчикам в Школьном сквере..JPG
1. В МЗВ смотрят СФ С боевого задания не вернулись..JPG

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:31

Илл. 4.
У памятника в Школьном сквере (слева направо): Тихонов И.С., Бухарина Б.Х., племянницы Нейланда О.П. Людаева Светлана Юрьевна (из Севастополя) и Малинина Алёна Юрьевна (из Санкт-Петербурга) и московская подруга.
Илл. 5.
27.09.2020-Настоятель и родственники у Поклонного креста (слева направо): Настоятель протоиерей В. Тогубицкий, Тревгода Михаил Маркович, Ярославцева Светлана Ивановна, Тревгода Марк Михайлович, Людаева Светлана Юрьевна, Наталья Храмова, Усенко Мария Сергеевна, племянница Людаевой С.Ю.
Илл.7.
Аэродром Люберцы
Вложения
7. 1939-40-отм42-ЦАМОф13609оп20352д207л2-Люберцы.jpg
5. 27.09.2020-настоятель и родственники у Поклонного креста.JPG
4. У памятника в Школьном сквере родственники из Севастополя.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:33

Илл. 8.
Аэродромы Набережная, Чкаловский.
Илл. 9.
Аэродром Монино.
Илл. 10.
Аэродром Гридино.
Вложения
10. 1939-40-отм42-ЦАМОф13609оп20352д207л15-Гридино.jpg
9. 1939-40-отм42-ЦАМОф13609оп20352д207л12-Монино.jpg
8. 1939-40-отм42-ЦАМОф13609оп20352д207л4-Набережная, Чкаловский.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:34

Илл.11.
Аэродром Чертаново (р-н Волоколамска)
Илл. 12.
Аэродромы Внуково, Суково.
Илл. 22.
План аэродрома Астафьево.
Вложения
22.-чертеж объекта №135 Астафьево-ЦГАМО-Ф.4614оп1д2а-л.4.JPG
12. 1939-40-отм42-ЦАМОф13609оп20352д207л7-Внуково, Суково.jpg
11. 1939-40-отм42-ЦАМОф13609оп20352д207л21-ЧертановоВолок-7946.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:36

Илл. 24.
План аэродрома Клин.
Илл. 29.
Таблица «Оперативные аэродромы 1941 г.»
Илл. 30.
Аэродром Вазиани.
Вложения
30. аэрВазиани.jpg
29. Таблица Оперативные аэродромы 1941 г.- л.11-IMG_2766 (1).JPG
24. чертёж объекта №194-Клин-ЦГАМО-Ф.4614оп1д2а-л.6.JPG

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:38

Илл. 31.
Аэродром Староселье (карта).
Илл. 32.
Самолёт ДБ-3Ф.
Илл.33.
Список потерь за 22 окт. 1941 г. экипажи 83-го дбап - ОБД Мемориал.
Вложения
33.-экипажи 83 дбап 2 - ОБД Мемориал.jpg
32-ДБ-3Ф бомбилБерлин.jpg
31. аэродром Староселье.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:39

Илл. 35.
Акт о падении двухмоторного бомбардировщика, разбившегося на мелкие части на посёлке 25 км жел. дор. им. Дзержинского.
Илл. 37.
Почётный пионерский караул у безымянной могилы лётчиков времён Великой Отечественной войны в Бирюлёве.
Вложения
37. Почётный пионерский караул.JPG
35-2. ф135оп12770д231л326обАкт 001.jpg
35-1. ф135оп12770д231л326акт 001 (1).jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:41

Илл. 38-1.
1980-е гг. Открытие обелиска «КРЫЛО» на ул. Медынской в Западном Бирюлёве.
Илл. 40.
Фото Герасименко Н.А. из УПК.
Илл. 43.
1943 г. Распоряжение финотдлела Молотовского ОВК.
Вложения
43. Распоряжение  финотдлела Молотовского ОВК- 15-9-43.jpg
40. Герасименко Николай Алексеевич-фото из УПК.jpg
38-1. 1980 открытие обелиска Крыло.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:43

Илл. 44.
Документ, уточняющий потери, от 31 декабря 1948 г.
Илл. 45.
1949 г. Запрос жены Елькиной Елизаветы на розыск мужа.
Илл. 46.
Учётная алфавитная карточка Клопотка Н.Г. в Гомельском ОВК.
Вложения
46. Учетная алфавитная карточка Клопотка Н.Г. в Гомел.ОВК.jpeg
45. запрос женыЕлькиной Елизаветы на розыск мужа (3).jpg
44. документ уточняющий потери-Клопоток Н.Г. (1).jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: К нам вернулись их имена. (Ч.1)

Сообщение Raid » 08 дек 2024, 08:44

Илл. 47.
1936 г. Парашютист Клопоток Николай Григорьевич.
Илл. 48.
Советские лётчики на Хасане.
Илл. 50.
1940 г. Старшина сверхсрочник Клопоток Николай Григорьевич.
Вложения
50. 1940 г. Старшина -сверхсрочник Клопоток Николай Григорьевич-.jpg
48. советские летчики на Хасане.jpg
48. советские летчики на Хасане.jpg (31.16 КБ) 921 просмотр
47. 1936г.Клопоток Николай Григорьевич-.jpg
47. 1936г.Клопоток Николай Григорьевич-.jpg (13.96 КБ) 921 просмотр

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя