Юго-западнее Суровикино

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Юго-западнее Суровикино

Сообщение Raid » 07 фев 2025, 19:13

Юго-западнее Суровикино

Константин Страхов

...Во время экспедиции под Калачём-на-Дону мы познакомились и подружились с поисковиками из города Суровикино. Их отряд имел такое же название, что и наш – «Обелиск». И поэтому, с радостью приняли предложение его командира Валерия Чувилёва провести осеннюю «Вахту Памяти» на территории Суровикинского района.
По историческим данным, летом 1942 года под Суровикино шли тяжёлые оборонительные бои Красной Армии с превосходящими силами противника. 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск, в составе трёх фронтов, с целью прорвать вражескую оборону и отсечь немецкую группировку в Сталинграде от остальных сил Вермахта. Севернее Суровикино, вдоль рек Дон и Чир, вела наступление 5-я танковая армия, которая выполнила, поставленная перед ней задачу, замкнув кольцо окружения вокруг немецкой 6-й полевой армии и частей 4-й танковой армии, но и сама понесла тяжёлые потери.
На средства, выделенные отделом по молодёжной политике, 15 сентября в составе 10 человек мы отправились в Волгоград. В этой экспедиции моим заместителем стал офицер запаса, инструктор по пулевой стрельбе Центра «Патриот» Дмитрий Надымов. В Екатеринбурге к нам присоединились двое поисковиков из посёлка Кондинское - Андрей Гулякин и Владимир Маришин. Из Волгограда на электричке мы добрались до Суровикино, откуда вместе с местными поисковиками на «уазике-таблетке» выехали в поле.
Сначала поисковый лагерь был разбит у хутора Лысов, где в годы войны находился фашистский лагерь для советских военнопленных. К сожалению, первые четыре дня положительных результатов не принесли. Останки людей найти не удалось. Зато «везло» на оружие и боеприпасы. Из старых окопов и блиндажей извлекли ручной пулемёт Дегтярёва, самозарядную винтовку Токарева, трёхлинейку и свыше 140 снарядов, мин и гранат.
Второй лагерь расположился на дне заросшей деревьями степной балки у хутора Дербеновский, находящегося в пяти километрах юго-западней Суровикино.
Так вышло, что первые, не захороненные пять бойцов, были обнаружены в лесном овраге, у просёлочной дороги совершенно случайно, когда по пути к новому лагерю мы произвели вынужденную остановку.
Вынимая из-под листьев солдатские косточки, Виталий Черников нашёл редкий экземпляр смертного медальона, с ушком на крышечке. К сожалению, записка в нём полностью истлела. А, на алюминиевой ложке другого воина были нацарапаны лишь инициалы «К.С.».
На следующий день суровикинский поисковик Владимир Артёмов, на склоне балки, с помощью щупа нашёл захоронение семи советских солдат и сержантов. У двоих из них при себе были нательные крестики. Причём один крестик был завёрнут в обрывок газеты, с заметкой сообщающей о нападении 7 декабря 1941 года японской авиации на американскую военно-морскую базу Пёрл – Харбор. Звёздочки от шапок, сержантские треугольники на петлицах, остатки шинелей и валенок, подтвердили предположение, что найденные воины погибли в ноябре – декабре 1942 года.
Кондинцы, начав раскапывать оплывший блиндаж, подняли останки ещё семи красноармейцев, обмотанных истлевшими лентами к пулемёту «Максим». По всей видимости, с помощью пулемётных лент местные жители стаскивали с поля трупы убитых солдат.
В одном из окопов, на краю балки подняли останки солдата с пробитой пулей головой. Последующие два дня находили только боеприпасы. Наш глубинный металлодетектор «Джемени», на рудосодержащем грунте оказался бесполезным. И, наверное, своими ужасными завываниями распугал в округе всех сурков и зайцев. На закаменевшем за лето суглинке мои воспитанники быстро сломали почти все щупы, а, выдалбливая лопатами контрольные шурфы, натёрли на ладонях кровавые мозоли.
Предпоследний день экспедиции стал самым результативным. На распаханном поле, буквально усеянном металлом войны, среди множества советских и немецких боеприпасов попадались патроны и снаряды к оружию английского и американского производства. Как объяснил комиссар суровикинского отряда Николай Белов, здесь советские воины сражались с гитлеровцами на танках, поставляемых нашими союзниками по Ленд-лизу: «Валентайнах» и «Шерманах». Опять Владимир Артёмов нашёл щупом захоронение советских солдат. Из неглубокого блиндажа подняли останки 12 человек. На некоторых сохранились фрагменты танковых комбинезонов. По всей видимости, двое бойцов были одеты в морские бушлаты, о чём говорили обнаруженные пуговицы с якорьками. А у одного солдата, на верхней части бедренной кости имелся огромный нарост – след старого ранения. Как после такой травмы, не просто ходил, а ещё и воевал этот человек, остаётся только удивляться…
В последний день экспедиции мы организовали прощальный ужин, на который суровикинские поисковики привезли свои семьи. Заодно отпраздновали день рождения Дмитрия Надымова. Новые друзья торжественно вручили Диме бензиновую зажигалку военных лет с памятной надписью.
На следующее утро, мы, быстро погрузившись в «уазик», с сожалением покинули обжитую балку. В Волгограде, поселившись в гостинице «Царицынская», вместе с кондинцами в очередной раз посетили ряд достопримечательностей города-героя.
Обратный путь начался с неприятностей, заставивших меня серьёзно понервничать. Сначала, двое моих «великовозрастных» воспитанников, бесследно пропавших вчерашним вечером, объявились на железнодорожном вокзале буквально за час до отъезда. Как выяснилось позже, они были задержаны милиционерами за приставание к волгоградским девчонкам и провели ночь в «обезьяннике». Затем, спустя десять минут после посадки в вагон, оказалось, что один из опоздавших «донжуанов», прихватил с собой «на память» начищенные им до блеска во внеочередных нарядах по лагерю, объявленных ему мной за «примерное поведение», два пустых корпуса гранат Ф-1. В «лимонки» он вставил запалы с обломанными капсюлями-детонаторами и поэтому они выглядели очень внушительно. Эти «игрушки», в рюкзаке уже совершеннолетнего, но наивного подростка обнаружили работники транспортной милиции, предложившие парню выйти на ближайшей станции, для составления протокола. Вместе с горе-поисковиком пришлось сойти с поезда и Дмитрию Надымову. В результате, после ряда мытарств домой они добрались только через сутки.
Захоронение поднятых воинов, найденных юго-западнее Суровикино, состоялось 14 октября на мемориале «Поклонная гора», расположенного у въезда в город, за освобождение которого они отдали свои жизни.

На склоне балки найдено забытое захоронение.
Наши находки.
Вложения
Наши находки.jpg
На склоне балки найдено забытое захоронение..jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей