НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Модератор: svkon

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 10 апр 2022, 01:17

Летопись одной фотографии.
24 апреля 1944 года, Северная Атлантика

Под ударом "семёрка" обер-лейтенанта цур зее Ульфа Лавеца. В момент нападения лодка возвращалась на базу в Сен-Назер после длительного похода в Атлантику, в ходе которого совместно с U-267 передавала сводки погоды и занималась установкой автоматических метеобуёв WFS (Wetter-Funkgerät-See, «Метео радиостанция морская»).

В ночь на 24 апреля, возвращающуюся на базу U-672 в квадрате ВЕ.2211 неожиданно атаковал британский «Либерейтор» (командир - лейтенант Тейлор) 120-й эскадрильи RAF, который осветил лодку в темноте прожектором Ли и сбросил бомбы. К счастью, все они легли мимо и не нанесли лодке повреждений.

А уже днём, в 13.39 к юго-западу от Ирландии в квадрате ВЕ.2281 лодку заметил канадский «Сандерленд» 423-й эскадрильи RAF. На лодке заметили самолёт, когда он был в 5 милях. Лавец решил рискнуть и дать бой подлетающему бомбардировщику в надводном положении. Лодка резко изменила курс и открыла зенитный огонь, стараясь всё время держаться к противнику кормой. А тот маневрировал таким образом, чтобы атаковать U-672 со стороны солнца.

«Сандерленд» получил многочисленные попадания и несколько минут был вынужден держаться от лодки подальше. Однако вскоре у немцев заклинило зенитную установку, и канадцы получили возможность без помех атаковать свою жертву. В 13.42 канадские лётчики сбросили шесть глубинных бомб. Кормовой стрелок наблюдал и снял сильный взрыв (на фото).

Сила взрыва была такова, что от ударной волны на «Сандерленде» всё полетело вверх дном. Особенно пострадал камбуз, где образовалась «каша» из слетевшей с креплений духовки, яиц и битой посуды. Во многих местах была порвана проводка, а задний стрелок на короткое время потерял сознание. С горящим двигателем он с трудом дотянул до берега, при этом выгоревший двигатель в итоге просто оторвался от крыла, а весь экипаж был перепачкан копотью словно негры. Но канадцы всё равно были довольны – они считали, что потопили лодку.

Однако вопреки предположениям канадского экипажа, U-672 уцелела. От взрывов на ней сорвало с креплений оба дизеля, но по счастью аккумуляторные батареи уже были полностью заряжены. Лодке удалось погрузиться и сохранить ход. Последующие дни U-672 медленно ползла домой на электромоторах, а из-за недостатка продовольствия (лодка провела в море уже два месяца) приём пищи был ограничен до двух раз в сутки. 12 мая повреждённая U-672 с трудом «приковыляла» в Сен-Назер.
Вложения
75.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 20 май 2022, 03:46

Летопись одной фотографии.
7 декабря 1943 года, Ла-Паллис (атлантическое побережье оккупированной немцами Франции).
Из своего седьмого патруля возвращается "семёрка" U-262, которой командует дерзкий и неутомимый капитан-лейтенант Рудольф-Хайнц Франке.

Осенью 1943 года война в Атлантике превратилась в нескончаемую похоронную процессию - подводные лодки пытались атаковать огромные конвои, но все их атаки заканчивались огромными потерями при минимальных успехах. U-262 Франке на этом фоне совершила невозможное, напомнив немцам давно забытые времена Кречмера, Прина и Шепке. Преследуя в ноябре 1943 года огромный соединённый конвой MKS-30 и SL-140, Франке дерзко сумел прорвать его охранение (лодку при этом засекли, но потопить не сумели). Прокравшись внутрь огромного "стада", U-262 всплыла прямо посередине конвоя и дерзко атаковала его из надводного положения. Франке заявил о трёх потопленных судах на 15.000 брт, но послевоенные исследования этого не подтверждают.

Когда гросс-адмирал Дёниц узнал о дерзком прорыве, он сразу обратился к Гитлеру с просьбой наградить Франке Рыцарским крестом. В приказе по флоту, "Большой лев" отметил: "Одной из причин награждения стало то, что Франке во время операции против конвоя оказался единственным, кто сумел преодолеть сильнейшую воздушную и надводную защиту судов. В подобной ситуации у него почти не было шансов на победу. И я больше всего ценю упорство и настойчивость этого командира, пусть даже они и не увенчались успехом".
Вложения
32.jpg
34.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 15 июн 2022, 05:29

Гюнтер Хесслер (14 июня 1909 г.- 4 апреля 1968 г.) — немецкий офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1 декабря 1944 года).

В апреле 1940 года переведен в подводный флот. 8 октября 1940 года назначен командиром подлодки U-107 (Тип IX-B), на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 200 суток).
Изначально предполагалось, что эта лодка будет учебной, но Хесслеру удалось добиться разрешения на выход в поход, во время которого он потопил 4 судна общим водоизмещением 18 514 брт.

Широкую известность Хесслер получил после своего второго похода (29 марта — 2 июля 1941 года), когда, действуя в районе Канарских островов, он потопил 14 судов общим водоизмещением 86 699 брт. Самым большим был британский торговый корабль «Келчес» (10 305 брт). 1 июня 1941 года он потопил охотника за подлодками «Альфреда Джонса» (5 103 т).

24 июня 1941 года награждён Рыцарским крестом Железного креста, причем приказ подписывал Эрих Редер, действуя через голову Дёница, не торопившегося награждать зятя.

В третьем походе Хесслер записал на свой счет ещё 3 судна (13 641 брт).
1 декабря 1941 года он оставил командование и был переведен в штаб командующего подводным флотом, где занял пост 1-го офицера Адмирал-штаба.

Всего за время военных действий Хесслер потопил 21 судно общим водоизмещением 118 822 брт.
В октябре 1945 года он выступал в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе.
Вложения
21.jpg
21.jpg (20.12 КБ) 7544 просмотра
22.jpg
22.jpg (26.38 КБ) 7544 просмотра
23.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 08 июл 2022, 17:18

Летопись одной фотографии.
В пасти льва...

С началом высадки 6 июня 1944 года экспедиционных сил союзников в Нормандии, немецким подводным лодкам пришлось действовать в небольшом по площади и довольно мелководном проливе Ла-Манш, где курсировали сотни боевых и транспортных судов союзников. Дёниц хорошо понимал, как мало шансов уцелеть его "серым волкам" в операциях в данном районе. Но иного выхода не было - любое потопленное судно противника, даже ценой гибели самой лодки с её экипажем, облегчали положение немецких войск в Нормандии.

Одной из таких лодок стала U-984 обер-лейтенанта цур зее Хайнца Зидера. Он действовал смело и решительно.

Так, 25 июня к юго-западу от маяка Портленд-Билл, U-984 атаковала 5-ю эскортную группу знаменитого охотника за немецкими подводными лодками Дональда Макинтайра. Тот как раз потопил U-269, поэтому появление на месте атаки U-984 Зидера оставалось незамеченным англичанами, пока выпущенная им торпеда не поразила корму британского фрегата «Гудзон». Корабль получил тяжёлые повреждения, но благодаря самоотверженной борьбе экипажа за живучесть остался на плаву и был отбуксирован в Плимут.

29 июня к юго-востоку от острова Уайт U-984 атаковала конвой EСМ-17, который состоял из крупнотоннажных транспортов типа «Либерти» и двумя колоннами следовал в Нормандию с войсками, необходимой техникой и другими важными грузами. Хайнцу Зидеру удалось торпедировать сразу четыре транспорта (три из которых затонули или были списаны и один повреждён) и благополучно уйти от преследования, вернувшись на базу.

Тем временем в штабе Дёница с тревогой ожидали вестей из Ла-Манша о ходе сражения подводных лодок с силами вторжения. Отсутствие радиограмм, наводило штаб на грустные мысли о больших потерях. Тем более что так называемая британская радиостанция «Кале» (вещавшая пропаганду для немецких подводников) уже сообщила о потоплении в Ла-Манше не менее 10 немецких подводных лодок. В связи с этим Дёниц распорядился временно придержать отправку в Канал новых подлодок до окончательного прояснения ситуации и возвращения на базы уцелевших «серых волков».

Когда 5 июля U-984 возвратилась в Брест, то представленная Зидером информация о реальном положении дел в Ла-Манше и состоянии там противолодочной обороны оказалась очень ценна.
По итогам похода Зидер отчитался (и командование признало за ним эти результаты), в уничтожении эсминца, фрегата и трёх пароходов общим тоннажем в 24.000 брт. Такого успеха «серые волки» не добивались уже давно. 8 июля 1944 года обер-лейтенант цур зее Хайнц Зидер стал кавалером Рыцарского креста, а один из старших унтер-офицеров U-984 обер-машинист Густав Вашкау за успешное использование во время похода «шнорхеля» был награждён Немецким крестом в золоте.

На фотографии командир U-415 обер-лейтенант цур зее Герберт Вернер (крайний слева) празднует получение командиром U-984 обер-лейтенантом цур зее Хайнцом Зидером Рыцарского креста. Вернер так вспоминает об этом моменте: «День за днём я проводил в нетерпеливом ожидании своего нового назначения, готовя оставшуюся невредимой часть команды к неизбежному возвращению в Германию. Пока командование решало мою судьбу, я навестил Хайна Зидера, вернувшегося из похода, встретил на пирсе Марбаха, выслушал рассказ Кордеса о его драматическом возвращении на базу. Вчетвером мы отметили их успехи, стремясь вспомнить доброе старое время, потребляя большое количество шампанского и изысканных морских блюд. Если кто-то из нас, участников пиршества, и опасался в душе ужасного исхода войны, он не признавался в этом даже себе. Как и прежде, мы сохраняли надежду и уверенность в конечной победе. Я был убеждён, что война претерпит драматический перелом, как только будет произведено достаточное количество наших чудо-лодок, и верил, что скоро получу одну из них».
Вложения
49.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 09 авг 2022, 21:52

Три "семёрки"...

U-201 показана на конец 1942 года, когда её легендарный командир и подводный ас капитан-лейтенант Адальберт "Ади" Шнее уже получил Рыцарский крест с Дубовыми листьями и был переведён в Париж на новое место службы - в Оперативный отдел штаба подводных сил.
Новый командир U-201 обер-лейтенант цур зее Гюнтер Розенберг совершил два боевых похода, пока 17 февраля 1943 года лодка-ветеран не погибла со всем экипажем в Северной Атлантике под глубинными бомбами британского эсминца.

U-592 капитан-лейтенанта Карла Борма показана в арктическом камуфляже, так как действовала в Северном Ледовитом океане. Весной 1943 года её перевели в Атлантику и назначили нового командира обер-лейтенанта цур зее Хайнца Яшке. Лодка погибла со всем экипажем 31 января 1944 года, став жертвой атак глубинными бомбами сразу трёх британских шлюпов.

U-237 была потоплена в мае 1943 года при налёте на Киль, поднята, восстановлена и отдана под начало лейтенанта цур зее Лотара Кёнига. Лодка показана с новой рубкой типа Turm II с дополнительной зенитной платформой, иронично прозванной подводниками "Винтергартен" (Зимний сад). Осенью 1943 года лодка была оборудована системой "шнорхель" и на ней были проведены любопытные исследования. Обратимся к книге Йоханна Бреннеке "Немецкие субмарины в бою".

"...пошло гулять мнение, что длительное использование "шнорхеля" опасно для здоровья. И вот в срочном порядке доктору Кауэру, специалисту по клинической климатологии, поручили проверить состояние воздуха внутри лодки во время её следования как в надводном, так и в подводном положении. Кауэру было велено держать результаты исследования в строгой тайне.

Однажды команды первых лодок, оборудованных "шнорхелями", увидели человека в гражданском, сопровождаемого адмиралом Тедсеном (речь идёт о контр-адмирале "Папаше" Тедсене, главе инженерного корпуса подводного флота). За ними шла целая бригада людей, тащивших загадочную аппаратуру. Все они ступили на борт U-237.

Многочисленные важные персоны, окружавшие доктора Кауэра, ничуть не смущали его. Он разговаривал с ними столь же непринужденно, как разговаривал бы со своими родственниками или с обычными матросами. С другой стороны, он развил такую удивительную активность и показывал такую физическую готовность, какую в этих местах не привыкли видеть у гражданских лиц.

Как заправский подводник, он быстро вскарабкался на мостик и так же быстро исчез в люке. Адмирал и другие господа последовали за ним с меньшим проворством. Кауэр пожал руки командиру и механику и с ходу ошеломил их градом вопросов, прежде всего насчет аппаратуры центрального поста, потом насчет вентиляции на корабле и состоянии воздуха, а затем спросил, что, по их разумению, можно сделать в этом вопросе. А тем временем его странную технику спускали в лодку.

– А теперь можно я обращусь к команде?
– Пожалуйста! – с легким поклоном и лукавой улыбкой ответил командир. – Если я правильно расслышал вашу фамилию – доктор Зауэр?
Адмирал нахмурился, а команда засмеялась, и сам Кауэр затрясся от смеха.
– Если не можете запомнить мою фамилию, я согласен и на это, лучше не придумаешь.

U-237 отвалила от пирса, вышла в открытое море и погрузилась на перископную глубину. Море было спокойным, и эксперименты можно было проводить в спокойной обстановке. И они начались.

Подняли "шнорхель", заработал дизель и втянул в себя воздух из отсека. Кауэр почувствовал сильную боль в ушах, надавило на глаза. Он покачнулся. Дизель задрожал, заглох, опять заработал. Кауэр стоял в кормовой части тяжело гудевшего левого дизеля. Он видел, как серый дымок идет из дизеля в лодку.

«Боже мой, – подумал он, – это же чистый формальдегид».

Но он не торопился давать сигнал, о котором договорились. Ему хотелось узнать, куда потечет дым и газ и что произойдет дальше. Рядом с ним потерял сознание человек, стоявший на вахте. Кауэр решил, что пора дать сигнал. Внезапно он почувствовал, как на щеках появилось онемение, потом, не успел он сделать два-три вдоха, оно перешло на руки. Он сжал кулаки, руки непроизвольно согнулись. Он понял, что вот-вот потеряет сознание. Он сжал губы и неверным шагом пошел подальше от дизеля.

Очертания двух гремящих монстров закружились, колени стали подгибаться. Он вот-вот должен был опуститься на палубу, когда чья-то рука грубо оттащила его от дизелей. В прилегающем пространстве воздух был чуть полегче. Находившегося в полубессознательном состоянии профессора пошатывало. Он пошарил руками, за что бы ухватиться, попал на что-то мокрое и горячее, отдернул руку, потом рука опустилась на что-то мягкое, потом на какой-то шершавый металл. После этого профессор потерял сознание.

Когда он стал приходить в себя и туманные очертания вокруг него стали приобретать форму, то в одной из фигур рядом с собой он узнал адмирала, озабоченно смотревшего на него. Наконец адмирал прервал молчание.

– Так-то, мой дорогой Кауэр, вы платите нам за то, что мы вас вытащили из дизельного отсека, – произнес он с улыбкой.

Оказывается, когда Кауэр правой рукой шарил, за что бы ухватиться, то обжегся о дизель и отдернул руку, она попала на лицо адмиралу, а шершавой металлической поверхностью были его погоны. Вокруг раздался смех облегчения. Адмирал тоже оказался человеком.

Подошел и командир – поинтересоваться, как себя чувствует профессор, – и протянул ему щедро наполненный стакан.

– Знаете, профессор Зауэр… – Он запнулся, краем глаза взглянул на адмирала. – Когда вы пришли на лодку, мы подумали: вот, еще один кабинетный моряк пришел – из тех, которые сидят в сухих, удобных, красивых кабинетах и ломают голову над тем, как надо командовать подводной лодкой. Но, слава богу, все мы иногда делаем ошибки.

– Это верно. И это относится ко всем нам, – ответил Кауэр.

Затем он многословно извинился перед адмиралом за то, что так вышло, и удалился к своим приборам. Трижды провел Кауэр свои опыты. Когда лодка вернулась в Киль, было уже темно.

Результаты его опытов имели огромную ценность для дальнейшего оснащения подводных лодок "шнорхелями". Работая днем и ночью, доктор Кауэр составил 1413 химических формул, 1321 комплекс физических расчетов. Жене он сказал о подводниках:
– Это великие люди. Для них я сделаю все.

В апреле 1945 года U-237 была вновь потоплена при налете вражеской авиации на Киль.
Вложения
54.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 14 сен 2022, 23:25

Летопись одной фотографии.
Сен-Назер, 13 августа 1942 года.

В начале августа 1942 года, патрулирующая воды Северной Атлантики группа подводных лодок "Вольф", обнаружила и попыталась атаковать конвой ON-115. Лидером "волчьей стаи" был один из лучших подводников адмирала Дёница, командир "семёрки" U-552, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан-лейтенант Эрих Топп. Это позволяло "Льву" надеяться на успех атаки.

Однако все попытки атаковать конвой натыкались на чрезвычайно сильное охранение. Корабли эскорта не давали немецким подводникам возможности ни должным образом подготовиться к атаке, ни тем более повторить её. Приходилось действовать по новой тактике - молниеносный наскок и пуск всех 5 торпед с предельно допустимой дистанции.

Именно благодаря такой тактике Топпу удалось торпедировать два судна из состава конвоя, после чего его лодку атаковали британский эсминец «Уитч» и канадский корвет «Сэквил». Последний едва не протаранил U-552, после чего обстрелял субмарину. Один из снарядов пробил рубку и нарисованных по её сторонам знаменитых "красных дьяволов". Союзники прекратили настойчивое преследование только после того, как на поверхности океана появилось огромное пятно топлива. С U-552 было покончено, о чём командир канадского корвета немедленно уведомил командование.

Радиограмма была перехвачена немцами и легла на стол Дёница, который получил тяжёлый удар, потеряв своего лучшего аса. Доклады других командиров также не могли утешить «Льва». Так, командир U-43 Швантке доложил о выведении из строя воздушных компрессоров, повреждении двух носовых торпедных аппаратов и возвращении на базу. Аналогичный доклад пришёл от командира U-86 Шуга. U-553 Турмана преследовали в течение пяти часов, однако ему удалось уйти от противника, получив лишь лёгкие повреждения. U-588 Фогеля и U-552 Топпа были потоплены. Остальные командиры, не проявив достаточной настойчивости и решительности, не сумели отвлечь силы охранения, и результаты удара по конвою оказались незначительными.

Но Топп и его прославленный экипаж были живы! U-552 получила повреждения, но смогла всплыть и взяла курс на базу. Топп вспоминал: «Наша радиостанция вышла из строя, и мы долго не могли связаться со штабом. До Сен-Назера нам оставалось ещё 12 дней». За это время известие о гибели U-552 достигло родственников членов экипажа и их семьи пребывали в трауре. Боевой поход «красных дьяволов» завершился 13 августа. И когда лодка Топпа вошла в Сен-Назер, никто глазам своим не поверил...
Вложения
26.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.

Сообщение ГУРОН » 24 авг 2023, 21:51

ОБЗОРНЫЙ ПЕРИСКОП

Обзорные перископы NLSR C/7 и C/9 (т.е. Nacht-Luftziel-Sehrohr, ночной зенитный перископ), можно называть по-разному. «Обзорный» – потому что он применяется для наблюдения (например, быстрый круговой обзор перед всплытием, да и не только). «Наблюдательный» – тоже понятно. А вот на терминах «зенитный» и «ночной» следует остановиться особо.

Головка обзорного перископа была каплевидной и имела большее (в сравнении с боевым) наружное стекло объектива, которое к тому же было полусферическим, что позволяло получить очень большой угол вертикального обзора (примерно от –15° до +82-85°). В головке находился механизм поворота призм по углу места; это позволяло «задирать взгляд» почти в зенит и наблюдать за воздушной обстановкой – отсюда название «зенитный». Относительно большое стекло объектива давало ему бóльшую (опять же, в сравнении с боевым перископом) светосилу, поэтому в него можно было вести довольно уверенное наблюдение в яркие и светлые ночи – отсюда название «ночной». Всё перечисленное позволяло наблюдать береговые ориентиры и небесные светила днём (Солнце) и ночью (Луна, планеты, звёзды), то есть использовать обзорный перископ для решения задач навигации – определение поправки компасов, обсервация по береговым ориентирам и по небесным светилам, совместное плавание и т.д. Конечно, инструментальная точность зенитного перископа не шла ни в какое сравнение с инструментальной точностью секстана, но всё же позволяла решать прикидочные и приблизительные задачи, поэтому иногда (очень редко) обзорные перископы тех лет называли навигационными или штурманскими.

На лодках типа II и типа VII обзорный перископ располагался в центральном посту, и его шахта проходила вне боевой рубки (но внутри ограждения рубки) и выходила на мостик, заканчиваясь тумбой. На «девятках» обзорным перископом работали так же, как и боевым – из боевой рубки, и высота подъёма обоих перископов была одинаковой, тогда как на «двойках» и «семёрках» обзорный перископ выдвигался значительно ниже, чем боевой.

Примерно до 1942 года обзорные перископы не имели сопряжения с торпедным вычислителем T.Vh.Re.S3 (да и после имели не все), но это вовсе не означает, что с их использованием нельзя было выходить в торпедную атаку из-под воды. Просто приходилось сообщать величину относительного пеленга на цель (отсчёта курсового угла) голосом, и оператор вводил его в прибор по команде. Кроме того, в обзорных перископах не было призматической системы определения дистанции, какие ставили ближе к концу войны на боевые перископы. В многочисленных фильмах (за очень редким исключением) показывают торпедную стрельбу именно с прицелом через обзорный перископ, но это всего лишь результат расхожего образа (режиссёру видится такой классический командир лодки – в фуражке задом наперёд, одна рука держит рукоятку перископа, а другая сгибом локтя лежит на другой рукоятке, хищный взгляд и отрывистые команды, имеющие мало общего с действительностью); это от незнания, потому что на самом деле обычно стреляли, пользуясь боевым перископом. К тому же при стрельбе с применением обзорного перископа лодка типа II и типа VII находилась слишком близко к поверхности, что вносило дополнительные трудности в процесс удержания заданной перископной глубины при существенном волнении моря.

Так же, как и боевой перископ, обзорный имел переключаемый коэффициент приближения (1,5× и 6×), набор светофильтров (оранжевый и серый), систему обогрева/осушения, шкалы истинного и относительного пеленга, ручную фокусировку окуляра и круговую логарифмическую шкалу определения дистанции, кронштейн для крепления фото- и кинокамеры. Окулярные сетки перископов также были практически одинаковыми. Однако, в отличие от боевого, обзорный имел ещё и шкалу угла места, а ещё для обзорного перископа была разработана съёмная опция – бинокуляр. С помощью специальной насадки монокулярный перископ превращался в бинокулярный, и в него можно было смотреть двумя глазами, что намного удобнее. Насадка имела удобный и мягкий резиновый обтюратор. Ну и главное отличие от боевого перископа, которое бросается в глаза: обзорный имел куда более компактную окулярную коробку. Оптическая длина обзорного перископа «семёрки» равнялась 7,545 м.

В походном положении перископ хранился, как и боевой, в своей вертикальной шахте; трубы-секции перископа входили одна в другую, и процесс подъёма/опускания был практически идентичным – гидравлический либо ручной (аварийный). А вот гидравлической системы поворота по азимуту обзорный перископ не имел, т.е. поворачивался только вручную. Если в боевым перископом работали сидя, то с обзорным – стоя. Хорошо натренированный офицер успевал быстро оглядеть горизонт на 360° ещё до окончания подъёма окулярной коробки перископа – за 3-4 секунды до того как она встанет на место.

Таким образом, во время атаки из-под воды при определённых условиях можно было использовать два перископа – один непосредственно для расчёта параметров выстрела и прицеливания, другой для постоянного кругового обзора. Однако два поднятых перископа давали уже куда более крупный бурун на поверхности воды (особенно при относительно высоких ходах), и это сильно демаскировало лодку; в каких-то условиях этим можно было пренебречь, в каких-то нельзя. Проблема вибрации головки перископа на высоких ходах у обзорных перископов проявлялась куда меньше, чем у боевых (ввиду более массивной конструкции), однако на них в ряде случаев тоже устанавливали тросовые стяжки-дефлекторы, хотя и намного реже.

Так же, как и боевой перископ, обзорный можно было использовать и в надводном положении, выдвигая его чуть-чуть или полностью. В общем, даже с учётом всех минусов каждого отдельного прибора можно сказать, что немецкие подводники имели очень неплохой выбор инструментария для решения задач наблюдения и прицеливания (особенно если учесть ещё и UZO), а также для навигации.
Вложения
24.jpg
Круговая логарифмическая шкала монокулярного обзорного перископа.
Круговая логарифмическая шкала монокулярного обзорного перископа.
23.jpg
Командир U-862 Хайнрих Тимм что-то привязывает к головке обзорного перископа. Также видны тросы стяжки-дефлектора.
22.jpg
Головка обзорного перископа; хорошо видно внешнее стекло объектива.
21.jpg
Энгельберт Эндрасс работает с обзорным перескопом

Ответить

Вернуться в «События, исторические личности и союзники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя