ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ.
Модератор: svkon
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1615
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ.
Ожесточённая схватка между немецкой подводной лодкой и американским дирижаблем.
Поздним вечером 18 июля 1943 года дирижабль ВМС США К-74 патрулировал район у северного побережья Кубы. Ближе к полуночи американцы установили радарный контакт, а спустя 10 минут визуально обнаружили на поверхности океана германскую субмарину. Это была U-134 капитан-лейтенанта Ханса-Гюнтера Брозина.
Немцы не догадывались о присутствии воздушного врага, пока американцы первыми не открыли огонь. Однако они быстро сориентировались и спустя несколько минут изрешетили дирижабль своими зенитками. В 23.53 К-74 рухнул в море.
Убедившись, что дирижабль уничтожен, U-134 поспешно скрылась. Американскому экипажу пришлось провести ночь в море, в ходе которой одного из них съела акула. На следующий день воздухоплавателей спасли.
Поздним вечером 18 июля 1943 года дирижабль ВМС США К-74 патрулировал район у северного побережья Кубы. Ближе к полуночи американцы установили радарный контакт, а спустя 10 минут визуально обнаружили на поверхности океана германскую субмарину. Это была U-134 капитан-лейтенанта Ханса-Гюнтера Брозина.
Немцы не догадывались о присутствии воздушного врага, пока американцы первыми не открыли огонь. Однако они быстро сориентировались и спустя несколько минут изрешетили дирижабль своими зенитками. В 23.53 К-74 рухнул в море.
Убедившись, что дирижабль уничтожен, U-134 поспешно скрылась. Американскому экипажу пришлось провести ночь в море, в ходе которой одного из них съела акула. На следующий день воздухоплавателей спасли.
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1615
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ.
Вервольф против союзников в 1945 году
Согласно воспоминаниям самих участников войны, немецкое радио сообщило о начале действий организации 1 апреля 1945 года. Геббельс через радиостанцию «Радио Вервольф» огласил, что «стихийное подпольное движение» среди немецкого населения на оккупированных территориях Рейха начало действовать. Провозглашенный им лозунг «Ненависть — наша молитва, а месть — наш боевой клич» был призван подчеркнуть фанатичную миссию компании. Пропагандистская станция «Радио Вервольф» вещала из Науэна под Берлином, начиная с 1 апреля 1945 года. Передачи начинались со звука воя волка и песни со словами: «Мои зубы оборотня кусают врага…». В первоначальной передаче говорилось, что нацистская партия приказывала каждому немцу «стоять на своем и действовать или умереть против союзных армий, которые готовятся поработить немцев. Каждый большевик, каждый англичанин, каждый американец на нашей земле должен быть мишенью для нашего движения … Любой немец, какой бы ни была его профессия или класс, который ставит себя на службу врагу и сотрудничает с ним, почувствует действие нашей мстительной руки… Для нас остается один девиз: «Победи или умри».
Помимо партизанской деятельности, отряды «Вервольфа» участвовали и в обороне городов. Согласно воспоминаниям Маршала Советского Союза Василия Чуйкова, стандартной тактикой вервольфов были следующие действия: спрятавшись в руинах зданий или используя для этого сложный рельеф местности, они пропускали вперёд себя колонну советских войск, после чего выстрелами из фаустпатрона подбивали первую и последнюю машины. После этого вервольфы сразу же начинали расстреливать спешившихся солдат, которые лишились возможности совершить быстрый манёвр.
Отряды «Вервольфа» совершали частые поджоги, а в последние недели войны их усилия были направлены в первую очередь против дезертиров и уставших от войны немцев. Среди боевых акций, проведенных отрядами «Вервольфа» можно отметить следующие:
— весной 1945 года было взорвано несколько мостов в Вестфалии;
— 1 апреля 1945 года на пути из Милена в Беттендорф подорвался американский грузовик;
— 13 апреля 1945 года отряд «Верфольфа» напал на мастерские в районе Литцендорфа;
— 18 апреля 1945 года в одном из сёл был обстрелян американский джип;
— 10 мая 1945 года в Кляйнберге был застрелен американский сержант;
— 15 мая 1945 года в районе ботанического сада убиты 3 красноармейца;
— 17 мая 1945 года с развалин на Берлин-штрассе застрелен советский офицер;
— в середине мая в Комотау под откос был пущен поезд с чешскими партизанами;
— 20 мая 1945 года в засаду попали шесть американских офицеров;
— в июне 1945 года в Ольсе убито трое советских солдат;
— 3 июля 1945 года на дороге Бесков-Миксдорф убиты 3 красноармейца и бургомистр деревни Миксдорф;
— 13 июля 1945 года обстреляна военная комендатура Гросс-Бейштер;
— 17 июля 1945 года был застрелен польский солдат, патрулировавший улицы Бреслау;
— 23 июля 1945 года атакована железнодорожная охрана у Потсдамского моста;
— в июле 1945 года в Бунцлау взорван дом с девятью красноармейцев;
— 21 июля 1945 года в Бунцлау было убито шестеро поляков;
— 12 августа 1945 года был уничтожен товарный поезд в Тюрингском городке Мюльхаузен;
— в 1946 году в Берлинской администрации взорвано 15 человек.
В последние дни войны организацией распространялись письма и листовки с угрозами в адрес тех, кто отказывался поддерживать их и содействовать им: «Мы покараем каждого изменника и его семью. Наша месть будет смертоносной!». «Превратим день в ночь, а ночь — в день! Бей врага, где бы ты его ни встретил! Будь хитрым! Воруй у врага оружие, боеприпасы и продовольствие! Немецкие женщины, помогайте борьбе «Вервольфа», где это только возможно!»
Наиболее известной результативной акцией «Вервольфа» является убийство бургомистра Ахена Франца Оппенхофа 25 марта 1945 года. В октябре 1944 года Оппенхоф был назначен американцами первым послевоенным бургомистром Ахена. Для большей конфиденциальности и безопасности в прессе запретили публиковать фотографии Оппенхофа и называть его имя, дабы оставшиеся в Германии его родственники не попали под нацистские репрессии, поскольку незадолго до этого газета СС «Das Schwarze Korps» официально заявила, что любой госслужащий Третьего рейха, согласившийся сотрудничать с антигитлеровской коалицией, будет казнён в течение месяца. Попытка скрыть личность Франца Оппенхофа провалилась, и в Берлине узнали, кто возглавил Ахен при новой власти. Генрих Гиммлер, следуя инструкциям, решил покончить с Оппенхофом как государственным изменником. Обергруппенфюрер СС Ганс Адольф Прютцман получил приказ от рейхсфюрера СС уничтожить Оппенхофа и занялся подготовкой к операции под кодовым названием «Карнавал». В отряд диверсантов вошли два члена СС, два пограничника и два члена Гитлерюгенд, одним из которых была 23-летняя гауптгруппенфюрерин Ильза Хирш.
Согласно воспоминаниям самих участников войны, немецкое радио сообщило о начале действий организации 1 апреля 1945 года. Геббельс через радиостанцию «Радио Вервольф» огласил, что «стихийное подпольное движение» среди немецкого населения на оккупированных территориях Рейха начало действовать. Провозглашенный им лозунг «Ненависть — наша молитва, а месть — наш боевой клич» был призван подчеркнуть фанатичную миссию компании. Пропагандистская станция «Радио Вервольф» вещала из Науэна под Берлином, начиная с 1 апреля 1945 года. Передачи начинались со звука воя волка и песни со словами: «Мои зубы оборотня кусают врага…». В первоначальной передаче говорилось, что нацистская партия приказывала каждому немцу «стоять на своем и действовать или умереть против союзных армий, которые готовятся поработить немцев. Каждый большевик, каждый англичанин, каждый американец на нашей земле должен быть мишенью для нашего движения … Любой немец, какой бы ни была его профессия или класс, который ставит себя на службу врагу и сотрудничает с ним, почувствует действие нашей мстительной руки… Для нас остается один девиз: «Победи или умри».
Помимо партизанской деятельности, отряды «Вервольфа» участвовали и в обороне городов. Согласно воспоминаниям Маршала Советского Союза Василия Чуйкова, стандартной тактикой вервольфов были следующие действия: спрятавшись в руинах зданий или используя для этого сложный рельеф местности, они пропускали вперёд себя колонну советских войск, после чего выстрелами из фаустпатрона подбивали первую и последнюю машины. После этого вервольфы сразу же начинали расстреливать спешившихся солдат, которые лишились возможности совершить быстрый манёвр.
Отряды «Вервольфа» совершали частые поджоги, а в последние недели войны их усилия были направлены в первую очередь против дезертиров и уставших от войны немцев. Среди боевых акций, проведенных отрядами «Вервольфа» можно отметить следующие:
— весной 1945 года было взорвано несколько мостов в Вестфалии;
— 1 апреля 1945 года на пути из Милена в Беттендорф подорвался американский грузовик;
— 13 апреля 1945 года отряд «Верфольфа» напал на мастерские в районе Литцендорфа;
— 18 апреля 1945 года в одном из сёл был обстрелян американский джип;
— 10 мая 1945 года в Кляйнберге был застрелен американский сержант;
— 15 мая 1945 года в районе ботанического сада убиты 3 красноармейца;
— 17 мая 1945 года с развалин на Берлин-штрассе застрелен советский офицер;
— в середине мая в Комотау под откос был пущен поезд с чешскими партизанами;
— 20 мая 1945 года в засаду попали шесть американских офицеров;
— в июне 1945 года в Ольсе убито трое советских солдат;
— 3 июля 1945 года на дороге Бесков-Миксдорф убиты 3 красноармейца и бургомистр деревни Миксдорф;
— 13 июля 1945 года обстреляна военная комендатура Гросс-Бейштер;
— 17 июля 1945 года был застрелен польский солдат, патрулировавший улицы Бреслау;
— 23 июля 1945 года атакована железнодорожная охрана у Потсдамского моста;
— в июле 1945 года в Бунцлау взорван дом с девятью красноармейцев;
— 21 июля 1945 года в Бунцлау было убито шестеро поляков;
— 12 августа 1945 года был уничтожен товарный поезд в Тюрингском городке Мюльхаузен;
— в 1946 году в Берлинской администрации взорвано 15 человек.
В последние дни войны организацией распространялись письма и листовки с угрозами в адрес тех, кто отказывался поддерживать их и содействовать им: «Мы покараем каждого изменника и его семью. Наша месть будет смертоносной!». «Превратим день в ночь, а ночь — в день! Бей врага, где бы ты его ни встретил! Будь хитрым! Воруй у врага оружие, боеприпасы и продовольствие! Немецкие женщины, помогайте борьбе «Вервольфа», где это только возможно!»
Наиболее известной результативной акцией «Вервольфа» является убийство бургомистра Ахена Франца Оппенхофа 25 марта 1945 года. В октябре 1944 года Оппенхоф был назначен американцами первым послевоенным бургомистром Ахена. Для большей конфиденциальности и безопасности в прессе запретили публиковать фотографии Оппенхофа и называть его имя, дабы оставшиеся в Германии его родственники не попали под нацистские репрессии, поскольку незадолго до этого газета СС «Das Schwarze Korps» официально заявила, что любой госслужащий Третьего рейха, согласившийся сотрудничать с антигитлеровской коалицией, будет казнён в течение месяца. Попытка скрыть личность Франца Оппенхофа провалилась, и в Берлине узнали, кто возглавил Ахен при новой власти. Генрих Гиммлер, следуя инструкциям, решил покончить с Оппенхофом как государственным изменником. Обергруппенфюрер СС Ганс Адольф Прютцман получил приказ от рейхсфюрера СС уничтожить Оппенхофа и занялся подготовкой к операции под кодовым названием «Карнавал». В отряд диверсантов вошли два члена СС, два пограничника и два члена Гитлерюгенд, одним из которых была 23-летняя гауптгруппенфюрерин Ильза Хирш.
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1615
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ.
УБИТЬ ПРЕЗИДЕНТА...
В ноябре 1943 года президенту США Франклину Рузвельту предстояло далёкое путешествие. Ему необходимо было пересечь Атлантику, чтобы высадится в Касабланке (Французское Марокко), оттуда перелететь в Каир, а затем в иранскую столицу Тегеран, на первую конференцию лидеров "Большой тройки" - Сталина (СССР), Рузвельта (США) и Черчилля (Великобритания). Конференция была посвящена разработке стратегии борьбы против гитлеровской Германии и её союзников, а также должна была наметить контуры послевоенного устройства мира.
Для пересечения Атлантики в распоряжение президента был предоставлен новейший линкор "Айова" с эскортом эсминцев, один из которых стал настоящим проклятием этого, и без того опасного, путешествия.
К тому времени в Битве за Атлантику произошёл коренной перелом в пользу США и Великобритании. После разгрома "волчьих стай" адмирала Дёница в "чёрном мае" 1943 года, наступившее лето впервые с начала войны прошло относительно спокойно. В Северной Атлантике не было потоплено ни одного судна, а потери на других театрах оказались очень умеренными. Англичане и американцы продолжали наращивать свою мощь, вводя в строй всё новые транспортные суда и танкеры, эсминцы и корветы, классические и эскортные авианосцы, а также армады дальних бомбардировщиков наземного базирования.
Однако с наступлением осени 1943 года обстановка в Атлантике обострилась - число атак со стороны немецких подводных лодок вновь возросло. Причём немцы стали массово применять новейшие акустические торпеды, в результате чего им удалось одержать небольшую победу в сражении с конвоем ON-202.
И всё-таки времена, когда немецкие субмарины могли без опаски собираться большими "волчьими стаями" в Атлантике, прошли безвозвратно. Авиация и радиолокационные средства союзников в прямом смысле этого слова загнали немецкие субмарины под воду, где их добивали многочисленные силы эскорта конвоев и авианосные группы "охотник-убийца". В результате обстановка для немцев к началу ноября усложнилась. Вместо действий "волчьими стаями", лодки рассеялись по всей Атлантике мелкими группами и перешли к тактике засад на путях вероятных маршрутов конвоев. Днём лодки оставались под водой, всплывая лишь для зарядки аккумуляторов или для выхода на пересечение курса движения конвоя. А при его обнаружении атаковали издалека акустическими торпедами.
В такой обстановке, когда немецкие подводные лодки уже не могли серьёзно угрожать союзному судоходству, но всё ещё сохраняли угрозу для него, 12 ноября линкор "Айова" с президентом Рузвельтом и командующим ВМФ США адмиралом Кингом на борту вышел в Атлантику. При этом один из эсминцев охранения "Портер", выбирая якоря, снёс спасательные шлюпки и порвал леера соседнему однотипному эсминцу.
С учётом сохраняющейся угрозы со стороны немецких подводных лодок, всем кораблям было приказано соблюдать строгое радиомолчание. Однако внезапно, в субботу 13 ноября спокойное плавание походного ордера было нарушено взрывом. Акустическая торпеда немецкой подлодки?
Корабли охранения немедленно перешли на противолодочный зигзаг, посыпались сообщения об обнаружении среди штормовых волн перископов вражеских "у-ботов", которые тут же накрывали глубинными бомбами. "Сражение" продолжалось до тех пор, пока эсминец "Портер" не просигналил, что причиной взрыва стала одна из его глубинных бомб, сорванная волной со стеллажа. Она упала за борт и взорвалась. Поднятая взрывом волна смыла с кормы всё, что не было надлежащим образом закреплено.
Несчастья в тот день продолжали сыпаться на эсминец - спустя несколько часов штормовой волной было затоплено котельное отделение, вышел из строя один из котлов, повредило трубу и смыло за борт одного из матросов (спасти его не удалось). Эсминец сбавил ход, ввиду чего "Портер" выпал из ордера. Командующий флотом адмирал Кинг поднял сигнал "Адмирал выражает неудовольствие" и приказал командиру "Портера" докладывать о ситуации на эсминце каждый час до завершения ремонта.
Утро 14 ноября 1943 года выдалось солнечным и тёплым. Когда линкор "Айова" со своим эскортом миновал Бермудские острова, президент Рузвельт изъявил желание увидеть, как выглядело бы отражение налёта неприятельской авиации. По приказу адмирала Кинга командир линкора распорядился запустить в воздух метеозонды, шары которых должны были послужить целями для зенитчиков. Как вспоминали очевидцы, зрелище получилось впечатляющим: по воздушным шарам палило около сотни орудий разного калибра. Наблюдавший за ходом учений со своего инвалидного кресла президент явно гордился мощью американского флота, а на всех кораблях после успешной стрельбы царило столь же приподнятое настроение.
Чтобы сильнее развлечь президента, эсминцы эскорта должны были произвести учебное торпедирование крупной надводной цели, которую изображал сам линкор. Отличие учебных стрельб от боевых было одно: перед стрельбой из торпедных аппаратов должны быть извлечены стартовые заряды, отвечающие за выход торпеды из аппарата.
Командир эсминца "Портер" лейтенант-командор Уолтер во время учений старался вовсю, чтобы сгладить неблагоприятное впечатление, которое он и его эсминец произвели на командование флота и президента своими вчерашними злоключениями. Пока его артиллеристы вели огонь по воздушным шарам, торпедисты лихорадочно готовились к учебной торпедной атаке на линкор. Им было приказано вынуть из аппаратов стартовые заряды. Однако злой рок продолжал преследовать эсминец: один из моряков Лоутон Доусон не убрал заряд из торпедного аппарата №2 (то ли забыл в спешке, то ли не смог извлечь его и трусливо промолчал).
Командир минно-торпедной части отдал приказ произвести залп и начал отсчёт: "Первая - пли! Вторая - пли! Третья - пли!". Слова "Четвертая - пли!" застряли у него в горле - прозвучал характерный хлопок и все увидели вылетевшую из торпедного аппарата №2 смертоносную сигару. Наблюдавший за происходящим с мостика лейтенант Сьюард Льюис срывающимся от волнения голосом крикнул командиру, не он ли отдал приказ на боевую торпедную стрельбу? Лейтенант-командор Уолтер с ужасом наблюдал за пенным буруном торпеды, устремившимся к линкору президента...
На мостике "Портера" запаниковали. Посыпались хаотичные, противоречащие одна другой команды. Все понимали, что главное сейчас - предупредить линкор о надвигающейся опасности. "Портер" попытался сообщить линкору об угрозе, используя световую сигнализацию, так как приказ на радиомолчание по-прежнему был в силе. Но вначале на эсминце неверно определили направление движения торпеды, потом сигнальщик перепутал сигнал, передав "Даю полный назад". Времени не оставалось, и эсминец нарушил приказ, передав на флагман радиосообщение о торпедной атаке.
Информация дошла до Рузвельта, который попросил передвинуть его инвалидное кресло к борту линкора, чтобы лучше видеть происходящее. Линкор увеличил скорость и совершил поворот, чтобы избежать попадания торпеды. После чего навёл на эсминец "Портер" орудия из опасения, что члены его экипажа участвуют в заговоре, с целью убить президента.
Минутой позже торпеда прошла за кормой линкора в кильватерном следе, примерно в 300 ярдах (около 274 метров), и взорвалась в трех километрах от "Айова". Все находившиеся на мостике с облегчением перевели дух. Весь инцидент занял примерно 4 минуты, с выстрела торпедного аппарата в 14:36 до подрыва торпеды в 14:40.
На настойчивые запросы с линкора лейтенант-командор Уолтер сокрушённо признался, что ответственность за инцидент, едва не закончившийся трагедией, ложится на него. Адмирал Кинг рвал и метал - эсминец "Портер" вместе с командиром и всем экипажем был объявлен арестованным и отправлен в порт Гамильтон на Бермудских островах, где виновников происшествия ожидало расследование и военный суд. Это был первый в истории американского военно-морского флота случай наложения ареста на корабль и весь его экипаж, находящийся в открытом море.
Прибыв на Бермуды, "Портер" был тут же окружён морской пехотой. Военный суд на закрытых заседаниях приступил к выяснению того, что же происходило на борту эсминца 14 ноября. После нескольких допросов 22-летний торпедист Лоутон Доусон сознался, что по ошибке оставил в торпедном аппарате стартовый заряд, что привело к пуску торпеды. Следственная комиссия признала всё происшедшее итогом невероятного стечения обстоятельств. Подобные инциденты часто случались и с другими боевыми кораблями с неопытной и плохо слаженной командой.
Лейтенанта-командора Уолтера, его помощника и ещё нескольких офицеров эсминца перевели в порядке наказания на заштатные береговые должности, а Доусона уволили из военно-морских сил и приговорили к 14 годам тюрьмы. Однако вмешался президент Рузвельт: осуждённого помиловали, а командира эсминца оставили на прежней должности.
Хотя Следственная комиссия засекретила результаты своего расследования, это не помогло - известие о попытке торпедировать президента уже разошлось по флоту. После происшествия за эсминцем "Портер" закрепилось неофициальное прозвище "Тупой республиканец", так как президент Рузвельт принадлежал Демократической партии, извечным политическим оппонентам республиканцев. Отныне при встрече с "Портером" все американские корабли поднимали шутливый сигнал: "Не стреляйте в нас, мы республиканцы!"
Как в дальнейшем сложились судьбы людей и кораблей данного трагикомичного инцидента?
Рузвельт оставался президентом США вплоть до своей смерти, последовавшей 12 апреля 1945 года.
Линкор "Айова", перевозивший президента через Атлантику, прошёл длинный боевой путь, активно участвуя в войне на Тихом океане и лично потопив японский крейсер "Катори". После войны линкор дважды выводили в резерв флота и дважды возвращали. Сначала для участия в Корейской войне 1950-1953 гг., затем в рамках выполнения программы "Флот из 600 кораблей". Сейчас линкор пребывает в статусе корабля-музея в Лос-Анджелесе.
Лейтенант-коммандер Уолтер прослужил командиром эсминца "Портер" до 30 мая 1944 года. Впоследствии он командовал другими боевыми кораблями и вышел в отставку в чине контр-адмирала.
Эсминец "Портер" активно проявил себя в войне на Тихом океане, участвуя в набеговых операциях на японские Курильские острова, Филиппинской битве 1944 года и битве за Окинаву весной 1945 года. Наградой за службу стали 4 боевых звезды. Однако флотская молва приписывала эсминцу всё новые и новые "подвиги". Так, при отражении очередного японского налета зенитчики "Портера" настолько увлеклись, что изрешетили из своих зенитных автоматов надстройку соседнего однотипного эсминца, с которого в ответ хладнокровно передали традиционное "Не стреляйте в нас, мы республиканцы". Кроме того, помимо японских самолётов зенитчиками "Портера" были сбиты ещё и три американских.
10 июня 1945 года в карьере "Портера" была поставлена точка. В тот день эсминец нёс боевое дежурство у Окинавы, при помощи своего радара предупреждая американский флот о приближающихся японских самолётах-камикадзе и корректируя действия своих перехватчиков. Утром в 8:15 устаревший японский пикирующий бомбардировщик "Аичи" D3A, подкравшись незамеченным в облаках, спикировал на корабль. Зенитчики успели повредить самолёт, и камикадзе упал рядом с бортом корабля. Однако уже в воде, прямо под килем эсминца, сдетонировали подвешенные под крылом самолёта бомбы. На мгновение эсминец выбросило из воды, после чего на нём вышли из строя паропроводы, главные энергетические установки, возник пожар. Экипаж боролся за живучесть корабля, но все усилия оказались напрасны. Через три часа командир отдал приказ эвакуироваться на подошедшие десантные корабли. Ещё через 12 минут эсминец накренился на правый борт и затонул. Чудом никто из экипажа не погиб и даже не получил серьёзных травм. Таков был конец "Тупого республиканца", который совершил "покушение" на Рузвельта.
В ноябре 1943 года президенту США Франклину Рузвельту предстояло далёкое путешествие. Ему необходимо было пересечь Атлантику, чтобы высадится в Касабланке (Французское Марокко), оттуда перелететь в Каир, а затем в иранскую столицу Тегеран, на первую конференцию лидеров "Большой тройки" - Сталина (СССР), Рузвельта (США) и Черчилля (Великобритания). Конференция была посвящена разработке стратегии борьбы против гитлеровской Германии и её союзников, а также должна была наметить контуры послевоенного устройства мира.
Для пересечения Атлантики в распоряжение президента был предоставлен новейший линкор "Айова" с эскортом эсминцев, один из которых стал настоящим проклятием этого, и без того опасного, путешествия.
К тому времени в Битве за Атлантику произошёл коренной перелом в пользу США и Великобритании. После разгрома "волчьих стай" адмирала Дёница в "чёрном мае" 1943 года, наступившее лето впервые с начала войны прошло относительно спокойно. В Северной Атлантике не было потоплено ни одного судна, а потери на других театрах оказались очень умеренными. Англичане и американцы продолжали наращивать свою мощь, вводя в строй всё новые транспортные суда и танкеры, эсминцы и корветы, классические и эскортные авианосцы, а также армады дальних бомбардировщиков наземного базирования.
Однако с наступлением осени 1943 года обстановка в Атлантике обострилась - число атак со стороны немецких подводных лодок вновь возросло. Причём немцы стали массово применять новейшие акустические торпеды, в результате чего им удалось одержать небольшую победу в сражении с конвоем ON-202.
И всё-таки времена, когда немецкие субмарины могли без опаски собираться большими "волчьими стаями" в Атлантике, прошли безвозвратно. Авиация и радиолокационные средства союзников в прямом смысле этого слова загнали немецкие субмарины под воду, где их добивали многочисленные силы эскорта конвоев и авианосные группы "охотник-убийца". В результате обстановка для немцев к началу ноября усложнилась. Вместо действий "волчьими стаями", лодки рассеялись по всей Атлантике мелкими группами и перешли к тактике засад на путях вероятных маршрутов конвоев. Днём лодки оставались под водой, всплывая лишь для зарядки аккумуляторов или для выхода на пересечение курса движения конвоя. А при его обнаружении атаковали издалека акустическими торпедами.
В такой обстановке, когда немецкие подводные лодки уже не могли серьёзно угрожать союзному судоходству, но всё ещё сохраняли угрозу для него, 12 ноября линкор "Айова" с президентом Рузвельтом и командующим ВМФ США адмиралом Кингом на борту вышел в Атлантику. При этом один из эсминцев охранения "Портер", выбирая якоря, снёс спасательные шлюпки и порвал леера соседнему однотипному эсминцу.
С учётом сохраняющейся угрозы со стороны немецких подводных лодок, всем кораблям было приказано соблюдать строгое радиомолчание. Однако внезапно, в субботу 13 ноября спокойное плавание походного ордера было нарушено взрывом. Акустическая торпеда немецкой подлодки?
Корабли охранения немедленно перешли на противолодочный зигзаг, посыпались сообщения об обнаружении среди штормовых волн перископов вражеских "у-ботов", которые тут же накрывали глубинными бомбами. "Сражение" продолжалось до тех пор, пока эсминец "Портер" не просигналил, что причиной взрыва стала одна из его глубинных бомб, сорванная волной со стеллажа. Она упала за борт и взорвалась. Поднятая взрывом волна смыла с кормы всё, что не было надлежащим образом закреплено.
Несчастья в тот день продолжали сыпаться на эсминец - спустя несколько часов штормовой волной было затоплено котельное отделение, вышел из строя один из котлов, повредило трубу и смыло за борт одного из матросов (спасти его не удалось). Эсминец сбавил ход, ввиду чего "Портер" выпал из ордера. Командующий флотом адмирал Кинг поднял сигнал "Адмирал выражает неудовольствие" и приказал командиру "Портера" докладывать о ситуации на эсминце каждый час до завершения ремонта.
Утро 14 ноября 1943 года выдалось солнечным и тёплым. Когда линкор "Айова" со своим эскортом миновал Бермудские острова, президент Рузвельт изъявил желание увидеть, как выглядело бы отражение налёта неприятельской авиации. По приказу адмирала Кинга командир линкора распорядился запустить в воздух метеозонды, шары которых должны были послужить целями для зенитчиков. Как вспоминали очевидцы, зрелище получилось впечатляющим: по воздушным шарам палило около сотни орудий разного калибра. Наблюдавший за ходом учений со своего инвалидного кресла президент явно гордился мощью американского флота, а на всех кораблях после успешной стрельбы царило столь же приподнятое настроение.
Чтобы сильнее развлечь президента, эсминцы эскорта должны были произвести учебное торпедирование крупной надводной цели, которую изображал сам линкор. Отличие учебных стрельб от боевых было одно: перед стрельбой из торпедных аппаратов должны быть извлечены стартовые заряды, отвечающие за выход торпеды из аппарата.
Командир эсминца "Портер" лейтенант-командор Уолтер во время учений старался вовсю, чтобы сгладить неблагоприятное впечатление, которое он и его эсминец произвели на командование флота и президента своими вчерашними злоключениями. Пока его артиллеристы вели огонь по воздушным шарам, торпедисты лихорадочно готовились к учебной торпедной атаке на линкор. Им было приказано вынуть из аппаратов стартовые заряды. Однако злой рок продолжал преследовать эсминец: один из моряков Лоутон Доусон не убрал заряд из торпедного аппарата №2 (то ли забыл в спешке, то ли не смог извлечь его и трусливо промолчал).
Командир минно-торпедной части отдал приказ произвести залп и начал отсчёт: "Первая - пли! Вторая - пли! Третья - пли!". Слова "Четвертая - пли!" застряли у него в горле - прозвучал характерный хлопок и все увидели вылетевшую из торпедного аппарата №2 смертоносную сигару. Наблюдавший за происходящим с мостика лейтенант Сьюард Льюис срывающимся от волнения голосом крикнул командиру, не он ли отдал приказ на боевую торпедную стрельбу? Лейтенант-командор Уолтер с ужасом наблюдал за пенным буруном торпеды, устремившимся к линкору президента...
На мостике "Портера" запаниковали. Посыпались хаотичные, противоречащие одна другой команды. Все понимали, что главное сейчас - предупредить линкор о надвигающейся опасности. "Портер" попытался сообщить линкору об угрозе, используя световую сигнализацию, так как приказ на радиомолчание по-прежнему был в силе. Но вначале на эсминце неверно определили направление движения торпеды, потом сигнальщик перепутал сигнал, передав "Даю полный назад". Времени не оставалось, и эсминец нарушил приказ, передав на флагман радиосообщение о торпедной атаке.
Информация дошла до Рузвельта, который попросил передвинуть его инвалидное кресло к борту линкора, чтобы лучше видеть происходящее. Линкор увеличил скорость и совершил поворот, чтобы избежать попадания торпеды. После чего навёл на эсминец "Портер" орудия из опасения, что члены его экипажа участвуют в заговоре, с целью убить президента.
Минутой позже торпеда прошла за кормой линкора в кильватерном следе, примерно в 300 ярдах (около 274 метров), и взорвалась в трех километрах от "Айова". Все находившиеся на мостике с облегчением перевели дух. Весь инцидент занял примерно 4 минуты, с выстрела торпедного аппарата в 14:36 до подрыва торпеды в 14:40.
На настойчивые запросы с линкора лейтенант-командор Уолтер сокрушённо признался, что ответственность за инцидент, едва не закончившийся трагедией, ложится на него. Адмирал Кинг рвал и метал - эсминец "Портер" вместе с командиром и всем экипажем был объявлен арестованным и отправлен в порт Гамильтон на Бермудских островах, где виновников происшествия ожидало расследование и военный суд. Это был первый в истории американского военно-морского флота случай наложения ареста на корабль и весь его экипаж, находящийся в открытом море.
Прибыв на Бермуды, "Портер" был тут же окружён морской пехотой. Военный суд на закрытых заседаниях приступил к выяснению того, что же происходило на борту эсминца 14 ноября. После нескольких допросов 22-летний торпедист Лоутон Доусон сознался, что по ошибке оставил в торпедном аппарате стартовый заряд, что привело к пуску торпеды. Следственная комиссия признала всё происшедшее итогом невероятного стечения обстоятельств. Подобные инциденты часто случались и с другими боевыми кораблями с неопытной и плохо слаженной командой.
Лейтенанта-командора Уолтера, его помощника и ещё нескольких офицеров эсминца перевели в порядке наказания на заштатные береговые должности, а Доусона уволили из военно-морских сил и приговорили к 14 годам тюрьмы. Однако вмешался президент Рузвельт: осуждённого помиловали, а командира эсминца оставили на прежней должности.
Хотя Следственная комиссия засекретила результаты своего расследования, это не помогло - известие о попытке торпедировать президента уже разошлось по флоту. После происшествия за эсминцем "Портер" закрепилось неофициальное прозвище "Тупой республиканец", так как президент Рузвельт принадлежал Демократической партии, извечным политическим оппонентам республиканцев. Отныне при встрече с "Портером" все американские корабли поднимали шутливый сигнал: "Не стреляйте в нас, мы республиканцы!"
Как в дальнейшем сложились судьбы людей и кораблей данного трагикомичного инцидента?
Рузвельт оставался президентом США вплоть до своей смерти, последовавшей 12 апреля 1945 года.
Линкор "Айова", перевозивший президента через Атлантику, прошёл длинный боевой путь, активно участвуя в войне на Тихом океане и лично потопив японский крейсер "Катори". После войны линкор дважды выводили в резерв флота и дважды возвращали. Сначала для участия в Корейской войне 1950-1953 гг., затем в рамках выполнения программы "Флот из 600 кораблей". Сейчас линкор пребывает в статусе корабля-музея в Лос-Анджелесе.
Лейтенант-коммандер Уолтер прослужил командиром эсминца "Портер" до 30 мая 1944 года. Впоследствии он командовал другими боевыми кораблями и вышел в отставку в чине контр-адмирала.
Эсминец "Портер" активно проявил себя в войне на Тихом океане, участвуя в набеговых операциях на японские Курильские острова, Филиппинской битве 1944 года и битве за Окинаву весной 1945 года. Наградой за службу стали 4 боевых звезды. Однако флотская молва приписывала эсминцу всё новые и новые "подвиги". Так, при отражении очередного японского налета зенитчики "Портера" настолько увлеклись, что изрешетили из своих зенитных автоматов надстройку соседнего однотипного эсминца, с которого в ответ хладнокровно передали традиционное "Не стреляйте в нас, мы республиканцы". Кроме того, помимо японских самолётов зенитчиками "Портера" были сбиты ещё и три американских.
10 июня 1945 года в карьере "Портера" была поставлена точка. В тот день эсминец нёс боевое дежурство у Окинавы, при помощи своего радара предупреждая американский флот о приближающихся японских самолётах-камикадзе и корректируя действия своих перехватчиков. Утром в 8:15 устаревший японский пикирующий бомбардировщик "Аичи" D3A, подкравшись незамеченным в облаках, спикировал на корабль. Зенитчики успели повредить самолёт, и камикадзе упал рядом с бортом корабля. Однако уже в воде, прямо под килем эсминца, сдетонировали подвешенные под крылом самолёта бомбы. На мгновение эсминец выбросило из воды, после чего на нём вышли из строя паропроводы, главные энергетические установки, возник пожар. Экипаж боролся за живучесть корабля, но все усилия оказались напрасны. Через три часа командир отдал приказ эвакуироваться на подошедшие десантные корабли. Ещё через 12 минут эсминец накренился на правый борт и затонул. Чудом никто из экипажа не погиб и даже не получил серьёзных травм. Таков был конец "Тупого республиканца", который совершил "покушение" на Рузвельта.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 1 гость