Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Модератор: svkon
Военные училища Русской Императорской Армии.
ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ПЕХОТНЫЕ:
1.Павловское военное училище --------------------------- Санкт-Петербург 1863г.
2.Александровское военное училище --------------------- Москва 1863г.
3.Алексеевское военное училище -------------------------- Москва 1864г.
4.Киевское военное училище ----------------------------- Киев 1865г.
5.Владимирское военное училище -------------------- Санкт-Петербург 1869г.
6.Виленское военное училище --------------------------- Вильно 1864г.
7.Одесское военное училище ----------------------------- Одесса 1865г.
8.Тифлисское военное училище -------------------------- Тифлис 1866г.
9.Казанское военное училище -------------------------- Казань 1866г.
10.Чугуевское военное училище ------------------------ Чугуев 1865г.
11.Иркутское военное училище ------------------------- Иркутск 1872г.
12.Ташкентское военное училище --------------------- Ташкент 1914г.
14.Николаевское (2-е Киевское) военное училище --- Киев 1914г.
КАВАЛЕРИЙСКИЕ:
15.Николаевское кавалерийское училище ------------ Санкт-Петербург 1823г.
16.Елисаветградское кавалерийское училище ----- Елисаветград 1865г.
17.Тверское кавалерийское училище ----------------- Тверь 1865г.
18.Оренбургское казачье училище -------------------- Оренбург 1867г.
19.Новочеркасское казачье училище ------------------- Новочеркасск 1869г.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ:
20.Михайловское артиллерийское училище ------- Санкт-Петербург 1820г.
21.Константиновское артиллерийское училище -- Санкт-Петербург 1807г.
22.Сергиевское артиллерийское училище ---------- Одесса 1912г.
23.Николаевское артиллерийское училище ---------- Киев 1914г.
ИНЖЕНЕРНЫЕ:
24.Николаевское инженерное училище ----------- Санкт-Петербург 1802г.
25.Алексеевское инженерное училище ----------- Киев 1915г.
26.Морское инженерное училище имп.Александра I-- Санкт-Петербург 1898г.
27.Техническое училище Артиллерийского ведомства - Санкт-Петербург 1910г.
28.Пиротехническое училище артиллерийского ведомства-Санкт-Петербург 1910г.
29.Военно-Топографическое училище - Санкт-Петербург - Санкт- Петербург 1822г.
ПЕХОТНЫЕ:
1.Павловское военное училище --------------------------- Санкт-Петербург 1863г.
2.Александровское военное училище --------------------- Москва 1863г.
3.Алексеевское военное училище -------------------------- Москва 1864г.
4.Киевское военное училище ----------------------------- Киев 1865г.
5.Владимирское военное училище -------------------- Санкт-Петербург 1869г.
6.Виленское военное училище --------------------------- Вильно 1864г.
7.Одесское военное училище ----------------------------- Одесса 1865г.
8.Тифлисское военное училище -------------------------- Тифлис 1866г.
9.Казанское военное училище -------------------------- Казань 1866г.
10.Чугуевское военное училище ------------------------ Чугуев 1865г.
11.Иркутское военное училище ------------------------- Иркутск 1872г.
12.Ташкентское военное училище --------------------- Ташкент 1914г.
14.Николаевское (2-е Киевское) военное училище --- Киев 1914г.
КАВАЛЕРИЙСКИЕ:
15.Николаевское кавалерийское училище ------------ Санкт-Петербург 1823г.
16.Елисаветградское кавалерийское училище ----- Елисаветград 1865г.
17.Тверское кавалерийское училище ----------------- Тверь 1865г.
18.Оренбургское казачье училище -------------------- Оренбург 1867г.
19.Новочеркасское казачье училище ------------------- Новочеркасск 1869г.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ:
20.Михайловское артиллерийское училище ------- Санкт-Петербург 1820г.
21.Константиновское артиллерийское училище -- Санкт-Петербург 1807г.
22.Сергиевское артиллерийское училище ---------- Одесса 1912г.
23.Николаевское артиллерийское училище ---------- Киев 1914г.
ИНЖЕНЕРНЫЕ:
24.Николаевское инженерное училище ----------- Санкт-Петербург 1802г.
25.Алексеевское инженерное училище ----------- Киев 1915г.
26.Морское инженерное училище имп.Александра I-- Санкт-Петербург 1898г.
27.Техническое училище Артиллерийского ведомства - Санкт-Петербург 1910г.
28.Пиротехническое училище артиллерийского ведомства-Санкт-Петербург 1910г.
29.Военно-Топографическое училище - Санкт-Петербург - Санкт- Петербург 1822г.
-
- Администратор
- Сообщения: 63
- Зарегистрирован: 31 май 2012, 11:46
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
ИСТОРИЯ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
Развитие военного образования в России является неотъемлемой частью многовековой истории нашей страны. Русская военная школа, обогащенная передовыми идеями европейской педагогической мысли, во многих отношениях была образцом в организации военного обучения и воспитания. Выпускники этой школы на протяжении веков служили надежной опорой государства. Они доблестно защищали Отечество на полях сражений, трудились в различных отраслях государственного управления, внесли огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. За прошедшие века в области военного образования накоплен богатейший опыт, имеющий непреходящее значение для решения сегодняшних проблем подготовки профессиональных военных кадров. Система военно-учебных заведений, созданная в России в первой половине XIX в., была призвана обеспечивать армию и флот хорошо образованными офицерами. Кроме того, военные училища несли и важную социальную функцию, давая «путевку в жизнь» детям разорившихся дворян и сиротам погибших на войне офицеров. Для самих юнкеров получение военного образования было первым шагом к успешной карьере, причем не только военной. Знания, полученные в военных училищах, могли пригодиться и на гражданской службе.Двери военных училищ были широко раскрыты перед не дворянами. Молодые люди, желавшие поступить в училище, являлись лично к начальнику и подавали прошение на высочайшее имя, приложив метрическое свидетельство о рождении и крещении и документы о происхождении; поступавшие без экзамена должны были представить аттестаты и дипломы.
Поступавшим в военные училища должно было быть не менее 16 лет; по состоянию здоровья они должны были быть годны к военной службе, требовалось пройти медицинское освидетельствование на предмет годности к службе.
Военные училища приобрели чисто военную организацию, внутренний распорядок в них был основан на строжайшей воинской дисциплине, а не соблюдавшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. «… В нашем училище, — рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров B.C. Кривенко, — на юнкеров смотрели не так, как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой».
Все это резко отличало вновь созданные военные училища от специальных классов дореформенных кадетских корпусов, в которых отсутствовала четкая военная организация.
Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир.
Батальонный командир наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью (обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчетности).
Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством.
Младшие офицеры (10, в т. ч. 1 адъютант) назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее 5 лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее 2 лет в строю.
Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели.
Учебный курс продолжается три года и делится на 3 класса – 1 общий и 2 специальных.
Общий класс служит для пополнения среднего образования; в нем преподаются закон божий, русский язык, математика, физика и химия, география, история, гигиена, черчение и один из иностранных языков; некоторые из этих предметов заканчиваются в специальных классах. Из специально-военных предметов преподаются, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география и воинские уставы, а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология. В неделю положено 27 уроков (по 50 минут); кроме того, установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских. Программы всех военных училищ в обязательном порядке включали обучение верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике. Каждое военное училище имело свой прекрасно оборудованный гимнастический городок, в котором были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки. Ежегодно 15 лучших гимнастов из выпускных юнкеров отправлялись на Высочайший смотр в Царское Село.
Экзамены производились в августе месяце и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причем главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.
После поступления в училище, до принятия присяги, выпускники кадетских корпусов именовались прикомандированными кадетами, а молодые люди, поступившие со стороны, — воспитанниками.
Принятие присяги в военных училищах было чрезвычайно торжественным событием. Присягали юнкера в начале октября. После церковной службы, на внутреннем учебном плацу училища, а в некоторых военных училищах — в манеже, выстраивались все юнкера училища: на правом фланге — старший курс, на левом — первокурсники.
Перед строем — аналой со Святым Евангелием и Крестом. Неподалеку располагался училищный оркестр. После приветствия начальника училища — равнение на знамя. В этот момент училищный оркестр исполнял торжественный марш «Под двуглавым орлом». Появлялось белое знамя с золотым орлом на вершине древка. Знаменщик останавливался у аналоя, и раздавалась команда: «На молитву! Шапки долой!» Юнкера вслед за училищным священником повторяли слова торжественной военной присяги: «Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием защищать Веру Царя и Отечество до последней капли крови…» Присяга, существовавшая с петровских времен, была очень длинна, точна и строга. Затем адъютантом училища читались вслух военные законы, карающие за нарушение присяги и награждающие за храбрость.
Все юнкера были очень серьезны и проникались сознанием великой ответственности в своей будущей службе Государю и Родине. Они целовали поочередно Крест, Евангелие и Знамя и возвращались на свои места.
Далее следовал церемониальный марш, после которого молодых людей ждал праздничный обед, вечером — бал, а на следующий день — первый отпуск в город.
Юнкера жили очень скромно, по‑спартански. Суточный паек юнкеров (около 25 копеек в начале 90‑х годов) был только на 10 копеек выше солдатского. Казенное обмундирование и белье им тоже выдавали солдатское. Большинство юнкеров в юнкерских училищах происходили из семей среднего достатка и получали из дому небольшие суммы денег. Но выходили юнкера и из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем (а его едва хватало на табак). Они переносили свое положение стоически. Да и вообще жизнь в училище являлась хорошей школой для будущих офицеров. Представители русского офицерского корпуса в основной своей массе жили небогато.
Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам. Окончившие училище по 1-му разряду (не менее 8 баллов в среднем и по военным предметам, не менее 6 по остальным и не менее 9 по поведению и знанию строевой службы) выпускались подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства. Окончившие курс по 2-му разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) выпускались прапорщиками, а по 3-му разряду (все прочие) - направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.
Все юнкерские училища состоят в ведении главных начальников военных округов и подчиняются начальникам окружных штабов; высший надзор за учебной частью во всех училищах принадлежит главному начальнику военно-учебных заведений, а за специально-кавалерийским делом – генерал-инспектору кавалерии.
Военные училища Русской Императорской Армии просуществовали в России до октябрьского переворота 1917 г., после чего были ликвидированы как «очаги контрреволюции». Хотя на этом часть из них не закончила свою историю: некоторые военные училища были возрождены в Белых армиях и просуществовали еще некоторое время в эмиграции.
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Система военно-учебных заведений после реформ 60-х гг. XIX в. В 60-е гг. XIX в. проведены крупные реформы в области военного образования, суть которых состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий (с 1882 г. — кадетские корпуса) и военных училищ, на которые разделились прежние кадетские корпуса. Кроме того, признано необходимым в офицеры производить только получивших специальное военное образование в учебных заведениях, для чего и решили пропускать через них всю массу вольноопределяющихся, юнкеров и унтер-офицеров — всех, кто ранее получал офицерское звание непосредственно в частях после определенного срока выслуги. Поскольку этот контингент обладал в большинстве худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса, получившие название военных прогимназий, которые готовили к поступлению в юнкерские училища подобно тому, как военные гимназии(кадетские корпуса) готовили к поступлению в военные училища.
Военные гимназии (кадетские корпуса).
В начале 60-х гг. XIX в. в ходе общей реформы народного образования в стране было создано, как известно, два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов) и реальная (с естественно-математическим уклоном).
Военные прогимназии.
Военные прогимназии были образованы из училищ военно-начальных школ (которые возникли в 1858 г. из бывших батальонов военных кантонистов), призванных давать образование детям беднейших дворян и заслуженных нижних чинов. Они готовили своих воспитанников (детей офицеров и чиновников) к поступлению в юнкерские училища либо (менее успешных) — в специальные школы военного ведомства, выпускавшие унтер-офицеров для нестроевых должностей.
Таким образом, общевойсковые военно-учебные заведения подразделялись на четыре основных типа.Речь пойдёт о Юнкерских и Военных училищах.
Система военно-учебных заведений после реформ 60-х гг. XIX в. В 60-е гг. XIX в. проведены крупные реформы в области военного образования, суть которых состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий (с 1882 г. — кадетские корпуса) и военных училищ, на которые разделились прежние кадетские корпуса. Кроме того, признано необходимым в офицеры производить только получивших специальное военное образование в учебных заведениях, для чего и решили пропускать через них всю массу вольноопределяющихся, юнкеров и унтер-офицеров — всех, кто ранее получал офицерское звание непосредственно в частях после определенного срока выслуги. Поскольку этот контингент обладал в большинстве худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса, получившие название военных прогимназий, которые готовили к поступлению в юнкерские училища подобно тому, как военные гимназии(кадетские корпуса) готовили к поступлению в военные училища.
Военные гимназии (кадетские корпуса).
В начале 60-х гг. XIX в. в ходе общей реформы народного образования в стране было создано, как известно, два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов) и реальная (с естественно-математическим уклоном).
Военные прогимназии.
Военные прогимназии были образованы из училищ военно-начальных школ (которые возникли в 1858 г. из бывших батальонов военных кантонистов), призванных давать образование детям беднейших дворян и заслуженных нижних чинов. Они готовили своих воспитанников (детей офицеров и чиновников) к поступлению в юнкерские училища либо (менее успешных) — в специальные школы военного ведомства, выпускавшие унтер-офицеров для нестроевых должностей.
Таким образом, общевойсковые военно-учебные заведения подразделялись на четыре основных типа.Речь пойдёт о Юнкерских и Военных училищах.
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Юнкерские училища.
Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Первоначально такие училища создавали при корпусных штабах, они не имели единой организации. К началу 1863 г. существовали училища при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных). Училища при 1-м и 3-м армейских корпусах были закрыты в связи с польским восстанием, а в июле 1863 г. в связи с переездом штаба корпуса из Воронежа в Курск закрыто и училище при 4-м корпусе.
Как новый тип военно-учебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. По проекту, утвержденному 14 июля, их штат определен в 200 человек (рота). Юнкерские училища создавались при окружных штабах. Они именовались пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорсское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).
В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского — до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск. Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. — 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г.
Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек, из которых 3380 мест приходилось на пехоту (Московское, Чугуевское, Киевское, Одесское и Казанское училища — по 400 человек, Варшавское — 350, Виленское и Тифлисское — по 300, Петербургское и Рижское — по 200 и отдел в Иркутском училище на 30 юнкеров); 450 мест — на кавалерию (Тверское — на 150 и Елисаветградское — на 300) и 670 мест — на казачьи войска (Новочеркасское и Ставропольское — по 120, Оренбургское — на 250, отдел в Иркутском училище — на 60 и отделы в Варшавском, Виленском и Елисаветградском училищах — всего на 120 урядников).
В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или окончания курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были получить не ниже 7 баллов).
Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно. Их выпуск в 1866-1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек.
Юнкерские училища.
Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Первоначально такие училища создавали при корпусных штабах, они не имели единой организации. К началу 1863 г. существовали училища при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных). Училища при 1-м и 3-м армейских корпусах были закрыты в связи с польским восстанием, а в июле 1863 г. в связи с переездом штаба корпуса из Воронежа в Курск закрыто и училище при 4-м корпусе.
Как новый тип военно-учебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. По проекту, утвержденному 14 июля, их штат определен в 200 человек (рота). Юнкерские училища создавались при окружных штабах. Они именовались пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорсское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).
В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского — до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск. Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. — 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г.
Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек, из которых 3380 мест приходилось на пехоту (Московское, Чугуевское, Киевское, Одесское и Казанское училища — по 400 человек, Варшавское — 350, Виленское и Тифлисское — по 300, Петербургское и Рижское — по 200 и отдел в Иркутском училище на 30 юнкеров); 450 мест — на кавалерию (Тверское — на 150 и Елисаветградское — на 300) и 670 мест — на казачьи войска (Новочеркасское и Ставропольское — по 120, Оренбургское — на 250, отдел в Иркутском училище — на 60 и отделы в Варшавском, Виленском и Елисаветградском училищах — всего на 120 урядников).
В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или окончания курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были получить не ниже 7 баллов).
Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно. Их выпуск в 1866-1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек.
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Юнкерские училища. Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С этой целью в 1886 г. решено сократить общий штат юнкерских училищ с 4500 до 2800, но реально сократили до 3620 человек (были закрыты Рижское и Варшавское училища). Одновременно в 1886-1888 гг. при юнкерских училищах открыты отделения с военно-училищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений). С 1888 г. военно-училищный курс введен в Московском юнкерском училище и на отделениях Киевского и Елисаветградского училищ. В 1887-1894 гг. эти курсы юнкерских училищ дали 1680 офицеров, а в 1895-1900 гг. — еще 1800человек. В результате с 90-х гг. выпускники военных училищ и военно-училищных курсов юнкерских училищ стали преобладать в общем числе выпускников.
В общей сложности юнкерские училища (в том числе и с военно-училищным курсом) выпустили с 1865 по 1880 г. 17 538 офицеров, а с 1881 по 1900 г. — 25 766.
Комплектование юнкерских училищ осуществлялось за счет лиц, получивших неполное среднее образование (прогимназии, городские училища и др.) или окончивших 6-й класс гимназий и равных им учебных заведений (т.е. имеющих права вольноопределяющихся 1-го разряда по образованию). Последние поступали вне конкурса, получив по единственному экзамену — русскому языку оценку не ниже 7 баллов. Между тем они, по отзывам начальства Главного управления военно-учебных заведений, представляли собой худший контингент, нежели выпускники прогимназий и городских училищ. Дело в том, что в значительной части это были люди, не сумевшие окончить гимназии по неспособности и дотянутые до 6-го класса, тогда как среди выпускников городских училищ и других подобных заведений, напротив, было много лиц из низших сословий, сумевших получить образование благодаря своей целеустремленности и способностям, которые и в юнкерском училище показывали себя с наилучшей стороны (что неоднократно отмечалось великим князем Константином Константиновичем, начальником Гувуз). Но по условиям приема последние были поставлены в худшее положение. В 1902 г., например, из поступавших в юнкерские училища около трети (1548) имели 6-классное образование, а 3200 — не имели; из последних выдержали экзамены 1526 человек (47%), но приняты на оставшиеся места только 742. Поэтому по настоянию Гувуз в 1903 г. для лиц с 6-классным образованием введен экзамен по всем разделам математики.Большинство обучавшихся в юнкерских училищах оканчивало курс по 2-му разряду. Например, в 1888 г. Казанское училище по 1-му разряду окончили 8, а по 2-му разряду — 22 человека, Тверское — соответственно 12 и 40, Киевское — 12 и 119, Иркутское — 4 и 32, Петербургское — 24 и 70, Одесское — 23 и 88, Виленское — 11 и 68, Тифлисское — 18 и 76, Елисаветградское — 20 и 75.
С переводом юнкерских училищ на военно-училищный курс они стали постепенно преобразовываться в военные училища. В начале XX в. после такого преобразования Московского, Киевского и Елисаветградского кавалерийского оставалось 10 юнкерских училищ: 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Казанское, Одесское, Чугуевское, Иркутское и Тифлисское), 1 кавалерийское (Тверское) и 2 казачьих (Новочеркасское и Оренбургское). Но и эти училища с 1903 г. перешли на 3-летний срок обучения со значительным увеличением объема программ как общеобразовательных, так и военных предметов (на первые теперь отводилось 36 часов в неделю, на вторые — 45). Изменились и правила выпуска: теперь выпускники делились на три разряда. Для окончания по 1-му разряду надо было иметь средний балл не менее 10, по военным предметам — не менее 7 и по строевой службе — не менее 9; по 2-му разряду — общий балл не менее 7 и равные 1-му разряду показатели по военным предметам и строевой службе; по 3-му разряду выпускались все остальные, но получившие на экзаменах положительную оценку (не менее 6 баллов). Выпускникам 1-го и 2-го разрядов присваивали звание подпоручика, а 3-го (как и из военных училищ) — унтер-офицера с правом производства в офицеры на вакансии, но не ранее года службы.
Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ и тем более кадетских корпусов: из-за разницы в источниках комплектования потомственных дворян в этих училищах было менее 20%. Даже вместе с детьми личных дворян, офицеров и чиновников их было чуть больше половины в 80-х гг. и менее 40% в начале XX в., тогда как крестьяне, мещане и казаки составляли от четверти в 80-х гг. до почти половины в начале XX в. В 1911 г. все юнкерские училища были преобразованы в военные и как тип военно-учебных заведений перестали существовать.
Юнкерские училища. Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С этой целью в 1886 г. решено сократить общий штат юнкерских училищ с 4500 до 2800, но реально сократили до 3620 человек (были закрыты Рижское и Варшавское училища). Одновременно в 1886-1888 гг. при юнкерских училищах открыты отделения с военно-училищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений). С 1888 г. военно-училищный курс введен в Московском юнкерском училище и на отделениях Киевского и Елисаветградского училищ. В 1887-1894 гг. эти курсы юнкерских училищ дали 1680 офицеров, а в 1895-1900 гг. — еще 1800человек. В результате с 90-х гг. выпускники военных училищ и военно-училищных курсов юнкерских училищ стали преобладать в общем числе выпускников.
В общей сложности юнкерские училища (в том числе и с военно-училищным курсом) выпустили с 1865 по 1880 г. 17 538 офицеров, а с 1881 по 1900 г. — 25 766.
Комплектование юнкерских училищ осуществлялось за счет лиц, получивших неполное среднее образование (прогимназии, городские училища и др.) или окончивших 6-й класс гимназий и равных им учебных заведений (т.е. имеющих права вольноопределяющихся 1-го разряда по образованию). Последние поступали вне конкурса, получив по единственному экзамену — русскому языку оценку не ниже 7 баллов. Между тем они, по отзывам начальства Главного управления военно-учебных заведений, представляли собой худший контингент, нежели выпускники прогимназий и городских училищ. Дело в том, что в значительной части это были люди, не сумевшие окончить гимназии по неспособности и дотянутые до 6-го класса, тогда как среди выпускников городских училищ и других подобных заведений, напротив, было много лиц из низших сословий, сумевших получить образование благодаря своей целеустремленности и способностям, которые и в юнкерском училище показывали себя с наилучшей стороны (что неоднократно отмечалось великим князем Константином Константиновичем, начальником Гувуз). Но по условиям приема последние были поставлены в худшее положение. В 1902 г., например, из поступавших в юнкерские училища около трети (1548) имели 6-классное образование, а 3200 — не имели; из последних выдержали экзамены 1526 человек (47%), но приняты на оставшиеся места только 742. Поэтому по настоянию Гувуз в 1903 г. для лиц с 6-классным образованием введен экзамен по всем разделам математики.Большинство обучавшихся в юнкерских училищах оканчивало курс по 2-му разряду. Например, в 1888 г. Казанское училище по 1-му разряду окончили 8, а по 2-му разряду — 22 человека, Тверское — соответственно 12 и 40, Киевское — 12 и 119, Иркутское — 4 и 32, Петербургское — 24 и 70, Одесское — 23 и 88, Виленское — 11 и 68, Тифлисское — 18 и 76, Елисаветградское — 20 и 75.
С переводом юнкерских училищ на военно-училищный курс они стали постепенно преобразовываться в военные училища. В начале XX в. после такого преобразования Московского, Киевского и Елисаветградского кавалерийского оставалось 10 юнкерских училищ: 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Казанское, Одесское, Чугуевское, Иркутское и Тифлисское), 1 кавалерийское (Тверское) и 2 казачьих (Новочеркасское и Оренбургское). Но и эти училища с 1903 г. перешли на 3-летний срок обучения со значительным увеличением объема программ как общеобразовательных, так и военных предметов (на первые теперь отводилось 36 часов в неделю, на вторые — 45). Изменились и правила выпуска: теперь выпускники делились на три разряда. Для окончания по 1-му разряду надо было иметь средний балл не менее 10, по военным предметам — не менее 7 и по строевой службе — не менее 9; по 2-му разряду — общий балл не менее 7 и равные 1-му разряду показатели по военным предметам и строевой службе; по 3-му разряду выпускались все остальные, но получившие на экзаменах положительную оценку (не менее 6 баллов). Выпускникам 1-го и 2-го разрядов присваивали звание подпоручика, а 3-го (как и из военных училищ) — унтер-офицера с правом производства в офицеры на вакансии, но не ранее года службы.
Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ и тем более кадетских корпусов: из-за разницы в источниках комплектования потомственных дворян в этих училищах было менее 20%. Даже вместе с детьми личных дворян, офицеров и чиновников их было чуть больше половины в 80-х гг. и менее 40% в начале XX в., тогда как крестьяне, мещане и казаки составляли от четверти в 80-х гг. до почти половины в начале XX в. В 1911 г. все юнкерские училища были преобразованы в военные и как тип военно-учебных заведений перестали существовать.
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища. В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия:1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Училища в строевом отношении составляли батальоны по 300 юнкеров; время учебы засчитывалось за действительную военную службу. В училища принимались воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности (до введения всеобщей воинской повинности — из сословий, не обязанных рекрутской повинностью) не моложе 16 лет. В 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовано Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 г. выпуск в кавалерию из других училищ был прекращен. В 1866 г. в Оренбурге создано четвертое пехотное училище (на 100 юнкеров), но в 1870 г. оно закрылось. Пажеский корпус сохранил свою организацию: его старшие классы соответствовали военному училищу, а младшие — военной гимназии (было 2 специальных и 5 общеобразовательных классов); штат его в 1868 г. определен в 150 человек. Теперь в корпус принимались дети 12-17 лет (в соответствующий возрасту класс) вместо 10-15-летних. Такая же структура сохранилась и в Финляндском корпусе.
Срок обучения в военных училищах составлял 2 года. С 1864 г. выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.
Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам. Окончившие училище по 1-му разряду (не менее 8 баллов в среднем и по военным предметам, не менее 6 по остальным и не менее 9 по поведению и знанию строевой службы) выпускались подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства. Окончившие курс по 2-му разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) выпускались прапорщиками, а по 3-му разряду (все прочие) — направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.
Прикомандированные к гвардейским частям переводились затем в части прапорщиками и корнетами: в старой гвардии — со старшинством со дня выпуска, а в молодой гвардии — со старшинством двух лет. Выпущенные по 1-му разряду из Пажеского корпуса (требования — как в военных училищах, но по поведению не менее 10 баллов) шли сразу в гвардию прапорщиками и корнетами. По 2-му разряду (то же, что в училищах, но по остальным предметам не менее 6 баллов и поведению 9) — в армию подпоручиками, а по 3-му разряду (в среднем и по военным предметам не менее 6 баллов, по остальным — 5 и поведению 7) — в армию прапорщиками и корнетами.
Небольшая часть юнкеров выбывала до окончания срока учебы (в 1863-1869 гг. ежегодно 8%, причем среди тех, кто не учился в военных гимназиях, — 16%). Среднегодовая убыль в военных училищах, старших классах Пажеского и Финляндского корпусов.
В 1871-1879 гг. из этих заведений выпущено в общей сложности 4329 офицеров и чиновников разных классов (76%), переведено в другие военные (специальные) училища 382 (7%), уволено до окончания курса 820 (14%), выпущено нижними чинами (в т.ч. и до окончания курса) — 127 (2%), умерло — 58 (1%).
Уже обращалось внимание: среди выбывших до окончания курса удельный вес тех, кто поступил не из военных гимназий, был вдвое выше. Это объяснялось тем, что военные гимназисты отличались более твердой установкой на получение офицерской профессии. Но поскольку для комплектования военных училищ выпускников военных гимназий не хватало, то на вакансии приглашали лиц из гражданских учебных заведений. В 1863 г. таких принято 61 человек, в 1865 г. — 137, в 1868 г. — 191, в 1870 г. — 226. В 1869-1879 гг. среди поступавших (ежегодно в среднем 637 человек) выпускников военных гимназий было 420, «со стороны» по аттестату — 105 и по экзамену — 112. Из общего числа поступивших в 1871-1879 гг. (5904 человека) выпускников военных гимназий было 3793 (64%), переведенных из других училищ — 30 (менее 1%), поступивших «со стороны» по аттестату — 982 (17%) и по экзамену — 1099 (19%).
В 1881 г. из военных гимназий поступило 566 человек (75,2%), а «со стороны» — 186.
Военные училища. В 1863 г. специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия:1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Училища в строевом отношении составляли батальоны по 300 юнкеров; время учебы засчитывалось за действительную военную службу. В училища принимались воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности (до введения всеобщей воинской повинности — из сословий, не обязанных рекрутской повинностью) не моложе 16 лет. В 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовано Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 г. выпуск в кавалерию из других училищ был прекращен. В 1866 г. в Оренбурге создано четвертое пехотное училище (на 100 юнкеров), но в 1870 г. оно закрылось. Пажеский корпус сохранил свою организацию: его старшие классы соответствовали военному училищу, а младшие — военной гимназии (было 2 специальных и 5 общеобразовательных классов); штат его в 1868 г. определен в 150 человек. Теперь в корпус принимались дети 12-17 лет (в соответствующий возрасту класс) вместо 10-15-летних. Такая же структура сохранилась и в Финляндском корпусе.
Срок обучения в военных училищах составлял 2 года. С 1864 г. выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.
Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам. Окончившие училище по 1-му разряду (не менее 8 баллов в среднем и по военным предметам, не менее 6 по остальным и не менее 9 по поведению и знанию строевой службы) выпускались подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства. Окончившие курс по 2-му разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) выпускались прапорщиками, а по 3-му разряду (все прочие) — направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.
Прикомандированные к гвардейским частям переводились затем в части прапорщиками и корнетами: в старой гвардии — со старшинством со дня выпуска, а в молодой гвардии — со старшинством двух лет. Выпущенные по 1-му разряду из Пажеского корпуса (требования — как в военных училищах, но по поведению не менее 10 баллов) шли сразу в гвардию прапорщиками и корнетами. По 2-му разряду (то же, что в училищах, но по остальным предметам не менее 6 баллов и поведению 9) — в армию подпоручиками, а по 3-му разряду (в среднем и по военным предметам не менее 6 баллов, по остальным — 5 и поведению 7) — в армию прапорщиками и корнетами.
Небольшая часть юнкеров выбывала до окончания срока учебы (в 1863-1869 гг. ежегодно 8%, причем среди тех, кто не учился в военных гимназиях, — 16%). Среднегодовая убыль в военных училищах, старших классах Пажеского и Финляндского корпусов.
В 1871-1879 гг. из этих заведений выпущено в общей сложности 4329 офицеров и чиновников разных классов (76%), переведено в другие военные (специальные) училища 382 (7%), уволено до окончания курса 820 (14%), выпущено нижними чинами (в т.ч. и до окончания курса) — 127 (2%), умерло — 58 (1%).
Уже обращалось внимание: среди выбывших до окончания курса удельный вес тех, кто поступил не из военных гимназий, был вдвое выше. Это объяснялось тем, что военные гимназисты отличались более твердой установкой на получение офицерской профессии. Но поскольку для комплектования военных училищ выпускников военных гимназий не хватало, то на вакансии приглашали лиц из гражданских учебных заведений. В 1863 г. таких принято 61 человек, в 1865 г. — 137, в 1868 г. — 191, в 1870 г. — 226. В 1869-1879 гг. среди поступавших (ежегодно в среднем 637 человек) выпускников военных гимназий было 420, «со стороны» по аттестату — 105 и по экзамену — 112. Из общего числа поступивших в 1871-1879 гг. (5904 человека) выпускников военных гимназий было 3793 (64%), переведенных из других училищ — 30 (менее 1%), поступивших «со стороны» по аттестату — 982 (17%) и по экзамену — 1099 (19%).
В 1881 г. из военных гимназий поступило 566 человек (75,2%), а «со стороны» — 186.
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища. К началу XX в. процент поступавших из кадетских корпусов уменьшился до 56,4%, но к тому времени увеличилось и число военных училищ, и это уменьшение касалось прежде всего новых училищ; в старейших же процент бывших кадет был выше. Так, в Павловское военное училище в 1901 г. поступило из корпусов 221 человек, а «со стороны» — 28, в Александровское — 110 и 37 соответственно. Таким образом, постепенно прием в военные училища выпускников гражданских учебных заведений увеличивался. Размеры содержания юнкера в 1870-х гг.
К началу 1871 г. общий штат военных училищ и старших классов Пажеского и Финляндского корпусов составлял 1188 человек, к 1880 г. — 1360 (Пажеский корпус — 60, Финляндский (всего) — 120, Павловское училище — 350, Константиновское — 330, Александровское — 300, Николаевское кавалерийское — 200).
Выпуск из общевойсковых военных училищ с 1862 по 1879 г. составлял от 402 до 1086 человек.
Из выпущенных в 1862-1870 гг. 4943 офицеров 3196 направлены в пехоту, 1139 — в кавалерию, 293 — в артиллерию, 134 — в инженерные войска и 181 — в казачьи. Всего военные училища подготовили с 1863 по 1880 г. 16 184 офицера и с 1881 по 1900 г. — 15 947 офицеров.
В начале XX в. шло преобразование в военные некоторых юнкерских училищ, что было подготовлено введением в некоторых из них во второй половине 80-х гг. XIX в. военно-училищного курса. В 1902 г. в результате преобразований из юнкерских возникли Московское (Алексеевское) и Киевское пехотные и Елисаветградское кавалерийское военные училища. Константиновское военное училище еще в 1894 г. стало артиллерийским. В 1911 г. остальные юнкерские преобразованы в военные училища, и Россия таким образом стала обладательницей 17 общевойсковых военных училищ. Это были Пажеский корпус (Финляндский к тому времени закрыт), Павловское, Александровское, Алексеевское, Киевское, Владимирское, Казанское, Виленское, Одесское, Чугуевское, Тифлисское и Иркутское пехотные, Николаевское, Елисаветградское и Тверское кавалерийские и Новочеркасское и Оренбургское казачьи училища. Штат пехотных училищ составлял 300 юнкеров, кавалерийских — 250. В начале XX в. их выпуск колебался от 807 до 2831 офицера и за 1900-1914 гг. составил 21 071.
Кроме того, в 1914 г. были открыты Николаевское (2-е Киевское) и Ташкентское пехотные училища; в годы войны ускоренные выпуски общевойсковых военных училищ дали: в 1914 г. — 9 914 офицеров, в 1915 г. — 18 999, в 1916 г. — 34 906, в 1917 г. — около 37 тыс. (до 10 мая — 24 532 человек).
Социальный состав военных училищ определялся во многом тем, что основной контингент поступавших в них давали кадетские корпуса (военные гимназии), состав которых был преимущественно дворянским (ибо офицеры, чьи дети в основном учились там, все были либо потомственными, либо личными дворянами). Но так как значительная часть юнкеров все-таки поступала со стороны, состав военных училищ существенно отличался от состава кадетских корпусов. В 1881 г. в общевойсковых военных училищах сыновья потомственных дворян составляли 54,12%, личных дворян, офицеров и чиновников — 34,76%, казаков — 2,35%, прочих — 4,52%. Естественно, в училищах, которые были преобразованы из юнкерских (комплектовавшихся в основном недворянским контингентом), социальный состав еще сильнее отличался от состава кадетских корпусов. В этой связи интересно сравнить процентный состав трех старых училищ (Павловского, Александровского и Николаевского кавалерийского), а также Пажеского корпуса и двух новых (Московского и Киевского) в 1903 г.
По другим данным, в 1902 г. во всех военных училищах, кроме Московского и Киевского, детей дворян было 57,81%, офицеров и чиновников — 38,83%, духовенства — 0,2%, казаков — 2,97% и иностранцев — 0,59%, тогда как в двух последних дворян — 25,91%, детей офицеров и чиновников — 21,3%, духовенства — 3,11%. С 1905 г. училища разделялись на две группы: те, на которые распространялись правила приема в кадетские корпуса (старые училища), и все остальные.
Учитывая, что училища второй группы составляли более 80% всех училищ, общий состав юнкеров был ближе к составу училищ этой группы. Процент потомственных дворян (а в группе «дворян, офицеров и чиновников» таковые составляли меньше половины) не превышал, видимо, 25%.
Военные училища. К началу XX в. процент поступавших из кадетских корпусов уменьшился до 56,4%, но к тому времени увеличилось и число военных училищ, и это уменьшение касалось прежде всего новых училищ; в старейших же процент бывших кадет был выше. Так, в Павловское военное училище в 1901 г. поступило из корпусов 221 человек, а «со стороны» — 28, в Александровское — 110 и 37 соответственно. Таким образом, постепенно прием в военные училища выпускников гражданских учебных заведений увеличивался. Размеры содержания юнкера в 1870-х гг.
К началу 1871 г. общий штат военных училищ и старших классов Пажеского и Финляндского корпусов составлял 1188 человек, к 1880 г. — 1360 (Пажеский корпус — 60, Финляндский (всего) — 120, Павловское училище — 350, Константиновское — 330, Александровское — 300, Николаевское кавалерийское — 200).
Выпуск из общевойсковых военных училищ с 1862 по 1879 г. составлял от 402 до 1086 человек.
Из выпущенных в 1862-1870 гг. 4943 офицеров 3196 направлены в пехоту, 1139 — в кавалерию, 293 — в артиллерию, 134 — в инженерные войска и 181 — в казачьи. Всего военные училища подготовили с 1863 по 1880 г. 16 184 офицера и с 1881 по 1900 г. — 15 947 офицеров.
В начале XX в. шло преобразование в военные некоторых юнкерских училищ, что было подготовлено введением в некоторых из них во второй половине 80-х гг. XIX в. военно-училищного курса. В 1902 г. в результате преобразований из юнкерских возникли Московское (Алексеевское) и Киевское пехотные и Елисаветградское кавалерийское военные училища. Константиновское военное училище еще в 1894 г. стало артиллерийским. В 1911 г. остальные юнкерские преобразованы в военные училища, и Россия таким образом стала обладательницей 17 общевойсковых военных училищ. Это были Пажеский корпус (Финляндский к тому времени закрыт), Павловское, Александровское, Алексеевское, Киевское, Владимирское, Казанское, Виленское, Одесское, Чугуевское, Тифлисское и Иркутское пехотные, Николаевское, Елисаветградское и Тверское кавалерийские и Новочеркасское и Оренбургское казачьи училища. Штат пехотных училищ составлял 300 юнкеров, кавалерийских — 250. В начале XX в. их выпуск колебался от 807 до 2831 офицера и за 1900-1914 гг. составил 21 071.
Кроме того, в 1914 г. были открыты Николаевское (2-е Киевское) и Ташкентское пехотные училища; в годы войны ускоренные выпуски общевойсковых военных училищ дали: в 1914 г. — 9 914 офицеров, в 1915 г. — 18 999, в 1916 г. — 34 906, в 1917 г. — около 37 тыс. (до 10 мая — 24 532 человек).
Социальный состав военных училищ определялся во многом тем, что основной контингент поступавших в них давали кадетские корпуса (военные гимназии), состав которых был преимущественно дворянским (ибо офицеры, чьи дети в основном учились там, все были либо потомственными, либо личными дворянами). Но так как значительная часть юнкеров все-таки поступала со стороны, состав военных училищ существенно отличался от состава кадетских корпусов. В 1881 г. в общевойсковых военных училищах сыновья потомственных дворян составляли 54,12%, личных дворян, офицеров и чиновников — 34,76%, казаков — 2,35%, прочих — 4,52%. Естественно, в училищах, которые были преобразованы из юнкерских (комплектовавшихся в основном недворянским контингентом), социальный состав еще сильнее отличался от состава кадетских корпусов. В этой связи интересно сравнить процентный состав трех старых училищ (Павловского, Александровского и Николаевского кавалерийского), а также Пажеского корпуса и двух новых (Московского и Киевского) в 1903 г.
По другим данным, в 1902 г. во всех военных училищах, кроме Московского и Киевского, детей дворян было 57,81%, офицеров и чиновников — 38,83%, духовенства — 0,2%, казаков — 2,97% и иностранцев — 0,59%, тогда как в двух последних дворян — 25,91%, детей офицеров и чиновников — 21,3%, духовенства — 3,11%. С 1905 г. училища разделялись на две группы: те, на которые распространялись правила приема в кадетские корпуса (старые училища), и все остальные.
Учитывая, что училища второй группы составляли более 80% всех училищ, общий состав юнкеров был ближе к составу училищ этой группы. Процент потомственных дворян (а в группе «дворян, офицеров и чиновников» таковые составляли меньше половины) не превышал, видимо, 25%.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
А Россия о них еще вспомнит,
Память выстроит, будто вчера,
Те шеренги мальчишек, что гордо
Называли себя «юнкера»…
Юнкер - это звание(в некоторых случаях чин) появилось в России при Петре I. Заимствовано оно было из Европы. Петр вообще был "западником" и порою вводил даже не очень нужные в России новшества. В Пруссии юнкерами называли крупных землевладельцев. В Нидерландах юнкерами называли молодых дворян. Юнкер, как звание(не чин), в Русской армии появилось, когда Павел I своим указом от 17 апреля 1798 года запретил представлять унтер-офицеров не из дворян, в портупей-прапорщики, подпрапорщики и в обер-офицеры. В 1798 году для повышения служебного положения унтер-офицеров и подпрапорщиков дворянского происхождения, были установлены особые звания юнкер: портупей-юнкер - это звание было введено первоначально Павлом I, для отличившихся в службе подпрапорщиков из дворян, для служивших в тяжелой кавалерии ввели звание эстандарт-юнкер, в легкой кавалерии фанен-юнкер.
27 мая 1802 года Александр I издал указ об именовании всех унтер-офицеров из дворян юнкерами. В кирасирских полках штандарт-юнкерами(эстандарт-юнкер), в драгунских фанен-юнкерами, в гусарских, егерских и в артиллерии портупей-юнкерами. Эти звания по своему служебному положению были выше звания унтер-офицер, но ниже обер-офицерского чина. По выслуге 3-летнего срока, портупей-юнкер(фанен-юнкер), по представлению командира, в порядке старшинства и на вакансии, производились в 1-й офицерский чин(прапорщик).
Память выстроит, будто вчера,
Те шеренги мальчишек, что гордо
Называли себя «юнкера»…
Юнкер - это звание(в некоторых случаях чин) появилось в России при Петре I. Заимствовано оно было из Европы. Петр вообще был "западником" и порою вводил даже не очень нужные в России новшества. В Пруссии юнкерами называли крупных землевладельцев. В Нидерландах юнкерами называли молодых дворян. Юнкер, как звание(не чин), в Русской армии появилось, когда Павел I своим указом от 17 апреля 1798 года запретил представлять унтер-офицеров не из дворян, в портупей-прапорщики, подпрапорщики и в обер-офицеры. В 1798 году для повышения служебного положения унтер-офицеров и подпрапорщиков дворянского происхождения, были установлены особые звания юнкер: портупей-юнкер - это звание было введено первоначально Павлом I, для отличившихся в службе подпрапорщиков из дворян, для служивших в тяжелой кавалерии ввели звание эстандарт-юнкер, в легкой кавалерии фанен-юнкер.
27 мая 1802 года Александр I издал указ об именовании всех унтер-офицеров из дворян юнкерами. В кирасирских полках штандарт-юнкерами(эстандарт-юнкер), в драгунских фанен-юнкерами, в гусарских, егерских и в артиллерии портупей-юнкерами. Эти звания по своему служебному положению были выше звания унтер-офицер, но ниже обер-офицерского чина. По выслуге 3-летнего срока, портупей-юнкер(фанен-юнкер), по представлению командира, в порядке старшинства и на вакансии, производились в 1-й офицерский чин(прапорщик).
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Всеподданнейший отчет Военного министерства за 1864г. СПб. 1866. стр. 24.
«В юнкерских училищах заключается будущность нашей армии. Если учреждение их удастся на практике, то армия будет обеспечена строевыми офицерами со степенью развития, достаточною собственно для служебных целей. Прочие военно-учебные заведения имеют другие цели, но поднятие нравственного и умственного уровня в массе офицеров мы должны ожидать именно от юнкерских училищ», — отмечал военный министр России с 1861 года Д. А. Милютин. Несмотря на некоторые недостатки в профессиональной подготовке своих выпускников, юнкерские училища сыграли положительную роль в формировании русского офицерского корпуса, дав военное образование всем офицерам сухопутных войск. «Если в 1869 г. военное образование имели 25,6 проц. офицеров, то в 1910 г. — 97,4 проц., в том числе 42,6 проц. окончили юнкерские училища».
«В юнкерских училищах заключается будущность нашей армии. Если учреждение их удастся на практике, то армия будет обеспечена строевыми офицерами со степенью развития, достаточною собственно для служебных целей. Прочие военно-учебные заведения имеют другие цели, но поднятие нравственного и умственного уровня в массе офицеров мы должны ожидать именно от юнкерских училищ», — отмечал военный министр России с 1861 года Д. А. Милютин. Несмотря на некоторые недостатки в профессиональной подготовке своих выпускников, юнкерские училища сыграли положительную роль в формировании русского офицерского корпуса, дав военное образование всем офицерам сухопутных войск. «Если в 1869 г. военное образование имели 25,6 проц. офицеров, то в 1910 г. — 97,4 проц., в том числе 42,6 проц. окончили юнкерские училища».
Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.
Военные училища Русской Армии до 1917 года.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ.
Учебная программа в военных училищах была очень насыщенной. Юнкера-пехотинцы изучали тактику, артиллерию, фортификацию, военную топографию, военную администрацию, военную историю, законоведение, воинские уставы, военную географию и военную гигиену. С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но там юнкера изучали еще иппологию (науку о лошадях). Юнкера-артиллеристы изучали в основном точные науки: математику, включавшую аналитическую геометрию, дифференциальное и начало интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение. В учебную программу инженерных училищ входили, помимо названных предметов, атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, военная топография, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы. В неделю полагалось 27 уроков (по 50 минут); кроме того, были установлены практические занятия, а также обучение оружейному делу в мастерских.
Нужно также учесть, что помимо прочего, в обязательном порядке юнкера всех военных училищ изучали Закон Божий, русский и иностранные языки. В курсе Закона Божьего юнкера изучали историю христианства, и в частности, Православной церкви. В курсе русского языка большое внимание уделялось грамотности молодых людей, их умению правильно, красиво и четко излагать свои мысли. Среди литературных произведений, изучаемых юнкерами, были творения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Гоголя, Гончарова, Байрона, Гете, Шекспира. Каждый юнкер должен был уметь хорошо изъясняться на одном из иностранных языков, а на другом — элементарно читать и переводить. Успеваемость оценивалась по 12-балльной системе: 12 баллов — отлично, 11 — очень хорошо, 10 — весьма хорошо, 9 и 8 — хорошо, 7 и 6 — удовлетворительно, 5 и 4 — посредственно, 3 и 2 — дурно, 1 — весьма дурно.
Программы всех военных училищ в обязательном порядке включали обучение верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике. Каждое военное училище имело свой прекрасно оборудованный гимнастический городок, в котором были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки. Ежегодно 15 лучших гимнастов из выпускных юнкеров отправлялись на Высочайший смотр в Царское Село.
День в военных училищах начинался рано: в 6 утра — подъем, умывание и утренний осмотр. Контроль был очень тщательным: хорошо ли начищены сапоги, пуговицы и бляха ремня. После приступали к молитве, а затем следовал утренний чай. Классные занятия продолжались до 12 ч. дня, затем — завтрак, после него — строевая подготовка до обеда в 5 ч. вечера. После обеда юнкерам предоставлялся полуторачасовой отдых. Дальше — самоподготовка до 8 ч. вечера, а затем — 2 ч. свободного времени до отбоя, которые юнкера могли проводить по своему усмотрению: гулять, заниматься в гимнастическом зале, писать письма. Для желающих читать в училищах до 10 ч. вечера работали библиотеки.
Очень часто, по вечерам, перед чаем или вечерней поверкой юнкеров собирали на занятия пением. Петь должны были решительно все, и в результате — юнкерские роты пели превосходно. Пение было частью физического воспитания. Вообще, надо признать, что музыкальная подготовка в военных училищах находилась на должной высоте. Каждое из них имело свой юнкерский оркестр и хор.
Юноши в юнкерских мундирах, естественно, устраивали и всевозможные проказы, ходили в самоволки и т. д. В обыденном сознании того времени юнкер — это повеса, всегда готовый принять участие в веселой пирушке или приволокнуться за хорошенькой барышней. Однако по большому счету разгуляться как следует юнкерам было трудно. За самоволку могли сразу выгнать из училища, за опоздание на перекличку — посадить под арест на неделю-другую. За очевидно пьяное состояние грозило опять же отчисление, за «винный дух» — арест и третий разряд по поведению, который означал завершение офицерской карьеры, не успевшей толком начаться. Так что дисциплина была железной. Но юнкерские традиции вносили в нее своеобразные коррективы.
Так, обман, причиняющий кому‑либо вред, считался недопустимым. Но обманывать учителя на репетиции или на экзамене разрешалось. Самоволка или драка с вольными (иногда с использованием штыков), когда надо было выручить товарищей или поддержать юнкерскую честь, вообще действия, где проявлены были удаль и лихость, в юнкерской среде получали полное одобрение. И наряду с этим наказание за них, вызывая сожаление, почиталось все же правильным. Тем не менее крепко держалась традиция товарищества — никого не выдавать.
Совершенно особенное место в юнкерской жизни занимали училищные праздники, сопровождаемые парадами, обедами и шикарными балами. П.А. Нечаев в своей книге воспоминаний об Алексеевском военном училище описывает училищный праздник, который отмечался 22 октября: «В этот день был молебен в церкви училища и парад. Манеж украшался зеленью елок так, что превращался в зимний сад. Устраивалась большая сцена, ставились отрывки из спектаклей и опер. Были очень хорошие артисты из юнкеров… Столовая, сборный зал и все помещения рот были украшены зелеными растениями, и всюду били фонтаны из духов и одеколона (парфюмерные фабрики Москвы давали их бесплатно в целях рекламы). На вечерний бал приглашались институтки старших классов двух Московских институтов, которые получали приглашения и программы в виде юнкерского погона. Их привозили классные дамы. В стенах же училища им предоставлялась полная свобода — танцевали далеко за полночь. Играл оркестр училища. Манеж представлял собой зимний сад, аллеи имели скамеечки, диванчики, классы превращались в буфеты…».
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ.
Учебная программа в военных училищах была очень насыщенной. Юнкера-пехотинцы изучали тактику, артиллерию, фортификацию, военную топографию, военную администрацию, военную историю, законоведение, воинские уставы, военную географию и военную гигиену. С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но там юнкера изучали еще иппологию (науку о лошадях). Юнкера-артиллеристы изучали в основном точные науки: математику, включавшую аналитическую геометрию, дифференциальное и начало интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение. В учебную программу инженерных училищ входили, помимо названных предметов, атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, военная топография, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы. В неделю полагалось 27 уроков (по 50 минут); кроме того, были установлены практические занятия, а также обучение оружейному делу в мастерских.
Нужно также учесть, что помимо прочего, в обязательном порядке юнкера всех военных училищ изучали Закон Божий, русский и иностранные языки. В курсе Закона Божьего юнкера изучали историю христианства, и в частности, Православной церкви. В курсе русского языка большое внимание уделялось грамотности молодых людей, их умению правильно, красиво и четко излагать свои мысли. Среди литературных произведений, изучаемых юнкерами, были творения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Гоголя, Гончарова, Байрона, Гете, Шекспира. Каждый юнкер должен был уметь хорошо изъясняться на одном из иностранных языков, а на другом — элементарно читать и переводить. Успеваемость оценивалась по 12-балльной системе: 12 баллов — отлично, 11 — очень хорошо, 10 — весьма хорошо, 9 и 8 — хорошо, 7 и 6 — удовлетворительно, 5 и 4 — посредственно, 3 и 2 — дурно, 1 — весьма дурно.
Программы всех военных училищ в обязательном порядке включали обучение верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике. Каждое военное училище имело свой прекрасно оборудованный гимнастический городок, в котором были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки. Ежегодно 15 лучших гимнастов из выпускных юнкеров отправлялись на Высочайший смотр в Царское Село.
День в военных училищах начинался рано: в 6 утра — подъем, умывание и утренний осмотр. Контроль был очень тщательным: хорошо ли начищены сапоги, пуговицы и бляха ремня. После приступали к молитве, а затем следовал утренний чай. Классные занятия продолжались до 12 ч. дня, затем — завтрак, после него — строевая подготовка до обеда в 5 ч. вечера. После обеда юнкерам предоставлялся полуторачасовой отдых. Дальше — самоподготовка до 8 ч. вечера, а затем — 2 ч. свободного времени до отбоя, которые юнкера могли проводить по своему усмотрению: гулять, заниматься в гимнастическом зале, писать письма. Для желающих читать в училищах до 10 ч. вечера работали библиотеки.
Очень часто, по вечерам, перед чаем или вечерней поверкой юнкеров собирали на занятия пением. Петь должны были решительно все, и в результате — юнкерские роты пели превосходно. Пение было частью физического воспитания. Вообще, надо признать, что музыкальная подготовка в военных училищах находилась на должной высоте. Каждое из них имело свой юнкерский оркестр и хор.
Юноши в юнкерских мундирах, естественно, устраивали и всевозможные проказы, ходили в самоволки и т. д. В обыденном сознании того времени юнкер — это повеса, всегда готовый принять участие в веселой пирушке или приволокнуться за хорошенькой барышней. Однако по большому счету разгуляться как следует юнкерам было трудно. За самоволку могли сразу выгнать из училища, за опоздание на перекличку — посадить под арест на неделю-другую. За очевидно пьяное состояние грозило опять же отчисление, за «винный дух» — арест и третий разряд по поведению, который означал завершение офицерской карьеры, не успевшей толком начаться. Так что дисциплина была железной. Но юнкерские традиции вносили в нее своеобразные коррективы.
Так, обман, причиняющий кому‑либо вред, считался недопустимым. Но обманывать учителя на репетиции или на экзамене разрешалось. Самоволка или драка с вольными (иногда с использованием штыков), когда надо было выручить товарищей или поддержать юнкерскую честь, вообще действия, где проявлены были удаль и лихость, в юнкерской среде получали полное одобрение. И наряду с этим наказание за них, вызывая сожаление, почиталось все же правильным. Тем не менее крепко держалась традиция товарищества — никого не выдавать.
Совершенно особенное место в юнкерской жизни занимали училищные праздники, сопровождаемые парадами, обедами и шикарными балами. П.А. Нечаев в своей книге воспоминаний об Алексеевском военном училище описывает училищный праздник, который отмечался 22 октября: «В этот день был молебен в церкви училища и парад. Манеж украшался зеленью елок так, что превращался в зимний сад. Устраивалась большая сцена, ставились отрывки из спектаклей и опер. Были очень хорошие артисты из юнкеров… Столовая, сборный зал и все помещения рот были украшены зелеными растениями, и всюду били фонтаны из духов и одеколона (парфюмерные фабрики Москвы давали их бесплатно в целях рекламы). На вечерний бал приглашались институтки старших классов двух Московских институтов, которые получали приглашения и программы в виде юнкерского погона. Их привозили классные дамы. В стенах же училища им предоставлялась полная свобода — танцевали далеко за полночь. Играл оркестр училища. Манеж представлял собой зимний сад, аллеи имели скамеечки, диванчики, классы превращались в буфеты…».
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя