Павловское Военное училище (1794 — 6 ноября 1917),Санкт – Петербург.
Модератор: svkon
Павловское военное училище
Павловское военное училище.
Форма одежды.
Форма одежды.
Павловское военное училище
Павловское Военное училище.
Форма одежды.
Форма одежды.
Павловское военное училище
Павловское военное училище.
Форма одежды.
Форма одежды.
Павловское военное училище
Павловское Военное училище.
Расположение. С декабря 1856 г. Павловский Кадетский Корпус располагался в здании казарм Дворянского полка, по адресу улица Большая Спасская (ныне — ул. Красного Курсанта), дом № 21. Здание было построено в 1833—1837 годах архитектором А. Е. Штаубертом, и дважды перестраивалось: в 1842—1843 годах архитектором Г. М. Ивановым, и в 1851 году архитектором П. Л. Виллерсом. Домовая церковь Павловского Военного училища была построена в 1847 году архитектором Е. И. Диммертом. Домовая церковь Свв. Константина и Елены; храмовый праздник 21 мая.
С 16 сентября 1864 года до 24 ноября 1887 года училище располагалось в Санкт-Петербурге напротив 1-й линии ВО в зданиях 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове рядом с Меншиковским дворцом.
В связи с началом во дворце ремонтных работ, 24 ноября 1887 года училище снова было переведено на Петербургскую сторону, в здание бывшего Дворянского полка, где и находилось до расформирования в ноябре 1917 года.
Расположение. С декабря 1856 г. Павловский Кадетский Корпус располагался в здании казарм Дворянского полка, по адресу улица Большая Спасская (ныне — ул. Красного Курсанта), дом № 21. Здание было построено в 1833—1837 годах архитектором А. Е. Штаубертом, и дважды перестраивалось: в 1842—1843 годах архитектором Г. М. Ивановым, и в 1851 году архитектором П. Л. Виллерсом. Домовая церковь Павловского Военного училища была построена в 1847 году архитектором Е. И. Диммертом. Домовая церковь Свв. Константина и Елены; храмовый праздник 21 мая.
С 16 сентября 1864 года до 24 ноября 1887 года училище располагалось в Санкт-Петербурге напротив 1-й линии ВО в зданиях 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове рядом с Меншиковским дворцом.
В связи с началом во дворце ремонтных работ, 24 ноября 1887 года училище снова было переведено на Петербургскую сторону, в здание бывшего Дворянского полка, где и находилось до расформирования в ноябре 1917 года.
Павловское военное училище
Павловское Военное училище.
Начальники училища.
-31.10.1863—13.07.1868 — генерал-майор Пётр Семёнович Ванновский.
-13.07.1868—1879 — полковник (с 1869 — генерал-майор) Пригоровский, Александр Васильевич
-18.10.1879—17.09.1886 — генерал-майор (с 02.1880 генерал-майор Свиты ЕИВ, с 1883 генерал-лейтенант) Акимов, Василий Петрович
-1886—1890 — генерал-майор Рыкачёв, Степан Васильевич
-1890—1897 — генерал-майор (с 1896 генерал-лейтенант) Дембовский, Леонид Матвеевич
-20.02.1897—1899 — генерал-майор Драке, Людвиг Людвигович
-28.08.1899—24.11.1901 — генерал-майор Шатилов, Николай Павлович
-14.12.1901—20.04.1905 — генерал-майор Дубасов, Николай Васильевич
-27.04.1905—24.01.1914 — генерал-майор (с 6.12.1910 — генерал-лейтенант) Хабалов, Сергей Семёнович
-26.01.1914—21.10.1917 — генерал-майор (с 06.12.1914 — генерал-лейтенант) Вальберг, Иван Иванович
-с 21.10.1917 — генерал-майор Генерального Штаба (с 1916) Мельников, Дмитрий Антонович.
Первый начальник Павловского Военного Училища.
Ванновский Пётр Семёнович (24 ноября [6 декабря] 1822, Киев — 16 [29] февраля 1904, Санкт-Петербург) — русский военный и государственный деятель, военный министр (1881—1898) и министр народного просвещения (1901—1902). Генерал от инфантерии, генерал-адъютант.
Происходил из белорусского шляхетского рода, из потомственных дворян Минской губернии. Образование получил в 1-м московском кадетском корпусе, из унтер-офицеров которого 23 июля 1840 поступил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Участник Венгерского похода 1849 года. Во время Крымской войны 1853—1854 отличился в сражениях под Туртукаем и крепостью Силистрией. Награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1855 назначается командиром батальона, в 1857 году — начальником Офицерской стрелковой школы, в 1861 году — директором Павловского кадетского корпуса,затем с 1863 года — Павловское военное училище. С 1868 года последовательно командовал 12-й и 33-й пехотными дивизиями, затем командир 12-го армейского корпуса.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 — начальник штаба Рущукского отряда. За храбрость и распорядительность награждён орденом Св. Георгия 3-й степени. В феврале 1878 года был назначен командиром Рущукского отряда. В 1880 году Ванновский был зачислен в офицеры генерального штаба без окончания Николаевской академии Генерального штаба.
Умер в Санкт-Петербурге 16 (29) февраля 1904 года. Его жена, Александра Александровна Ванновская, умерла 21 ноября 1910 года. Похоронена вместе с мужем на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Начальники училища.
-31.10.1863—13.07.1868 — генерал-майор Пётр Семёнович Ванновский.
-13.07.1868—1879 — полковник (с 1869 — генерал-майор) Пригоровский, Александр Васильевич
-18.10.1879—17.09.1886 — генерал-майор (с 02.1880 генерал-майор Свиты ЕИВ, с 1883 генерал-лейтенант) Акимов, Василий Петрович
-1886—1890 — генерал-майор Рыкачёв, Степан Васильевич
-1890—1897 — генерал-майор (с 1896 генерал-лейтенант) Дембовский, Леонид Матвеевич
-20.02.1897—1899 — генерал-майор Драке, Людвиг Людвигович
-28.08.1899—24.11.1901 — генерал-майор Шатилов, Николай Павлович
-14.12.1901—20.04.1905 — генерал-майор Дубасов, Николай Васильевич
-27.04.1905—24.01.1914 — генерал-майор (с 6.12.1910 — генерал-лейтенант) Хабалов, Сергей Семёнович
-26.01.1914—21.10.1917 — генерал-майор (с 06.12.1914 — генерал-лейтенант) Вальберг, Иван Иванович
-с 21.10.1917 — генерал-майор Генерального Штаба (с 1916) Мельников, Дмитрий Антонович.
Первый начальник Павловского Военного Училища.
Ванновский Пётр Семёнович (24 ноября [6 декабря] 1822, Киев — 16 [29] февраля 1904, Санкт-Петербург) — русский военный и государственный деятель, военный министр (1881—1898) и министр народного просвещения (1901—1902). Генерал от инфантерии, генерал-адъютант.
Происходил из белорусского шляхетского рода, из потомственных дворян Минской губернии. Образование получил в 1-м московском кадетском корпусе, из унтер-офицеров которого 23 июля 1840 поступил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. Участник Венгерского похода 1849 года. Во время Крымской войны 1853—1854 отличился в сражениях под Туртукаем и крепостью Силистрией. Награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1855 назначается командиром батальона, в 1857 году — начальником Офицерской стрелковой школы, в 1861 году — директором Павловского кадетского корпуса,затем с 1863 года — Павловское военное училище. С 1868 года последовательно командовал 12-й и 33-й пехотными дивизиями, затем командир 12-го армейского корпуса.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 — начальник штаба Рущукского отряда. За храбрость и распорядительность награждён орденом Св. Георгия 3-й степени. В феврале 1878 года был назначен командиром Рущукского отряда. В 1880 году Ванновский был зачислен в офицеры генерального штаба без окончания Николаевской академии Генерального штаба.
Умер в Санкт-Петербурге 16 (29) февраля 1904 года. Его жена, Александра Александровна Ванновская, умерла 21 ноября 1910 года. Похоронена вместе с мужем на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Павловское военное училище
Павловское Военное училище.
Повседневная жизнь училища. Как уже говорилось выше Первое Военное Павловское училище, старейшее в Петербурге, считалось «первейшим из первейших» и самым престижным, но юнкера других училищ с этим утверждением, разумеется, были несогласны.Интересно, что юнкера разных училищ соперничали между собой и давали друг другу прозвища по названию училищ: Михайловское Артиллерийско-«михайлоны» (или «михайловны»),Константиновское Артиллерийское- «констапупы»,Павловское Военное училище носило прозвище «павлоны»,павловцы и сами пользовались этим прозвищем.
По существу, и те и другие – бывшие кадеты, часто одноклассники и товарищи, и ‟вражда” носила лишь внешний характер, вызванный традиционным соревнованием между училищами.
Например была такая песенка про Константиновское Артиллерийское училище.
“Кто невежлив, глуп и туп –
Это юнкер-констапуп…”
Во время войны и «павлоны», и «михайловны», и «констапупы» сражались плечом к плечу за Родину.
В начале войны, по свидетельству бывшего константиновца Эраста Николаевича Гиацинтова, у молодых юнкеров было:
«восторженное настроение. Мы все рвались на фронт как можно скорей для того, чтобы положить свою жизнь за нашего Царя и за наше Отечество. Многим, к сожалению, это удалось. Около 50 процентов моих сверстников по училищу были убиты или тяжело ранены и умерли от ран».
Юнкеров, как будущих военных, готовили не к тихой и сладкой, а к бурной и разносторонней жизни военной среды и к войне.Бывший кадет и юнкер Павловского Училища, Анатолий Марков, вспоминал о своей юности так:
«Нигде в России чувство товарищеской спайки так не культивировалось и не ценилось, как в старых военных училищах, где оно достигало примеров воистину героических. Суворовский завет ‟Сам погибай, а товарища выручай” впитывался в юнкерскую плоть и кровь крепко и навсегда».
Преподаватели в Павловском ВУ – вольнонаемные, и училище щедро платит за их лекции. Это позволяет приглашать первоклассных специалистов: офицеров Генштаба, артиллеристов, окончивших Академию, высококвалифицированных инженеров и профессоров университета.
В увольнение, или так называемый отпуск, ходили по воскресеньям и по праздникам. За провинности,плохую учёбы увольнений лишали.Бывший юнкер-павловец Юрий Владимирович Макаров писал:«Дежурный по училищу офицер отпускал юнкеров в определенные часы, в 2, в 4 и в 6. К этому часу со всех четырех рот на площадку перед зеркалом собирались группы юнкеров, одетых, вымытых и вычищенных так, что лучше нельзя.Все, что было на юнкере медного, герб на шапке, бляха на поясе, вензеля на погонах, пуговицы, все было начищено толченым кирпичом и блестело ослепительно. На шинели – ни пушинки, и все скидки расправлены и уложены.Перчатки белее снега. Сапоги сияли. Башлык, если дело было зимою, сзади не торчал колом, а плотно прилегал к спине, спереди же лежал крест-накрест, правая лопасть сверху, и обе вылезали из-под пояса ровнехонько на два пальца, не больше и не меньше. В таком великолепии собирались юнкера перед зеркалом, оглядывая себя и друг друга и всегда еще находя что-нибудь разгладить, подтянуть или выправить».
25 августа 1913 года Павловское военное училище отметило своё 50-и летие.За 50-летний период существования училище выпустило 7.730 офицеров, из числа которых 52 чел. стали Георгиевскими кавалерами.Государь Император довольно часто приезжал в военные училища и всегда присутствовал лично при производстве петербургских юнкеров в офицеры, в остальные же военные училища страны посылались от его имени Высочайшие телеграммы.
Повседневная жизнь училища. Как уже говорилось выше Первое Военное Павловское училище, старейшее в Петербурге, считалось «первейшим из первейших» и самым престижным, но юнкера других училищ с этим утверждением, разумеется, были несогласны.Интересно, что юнкера разных училищ соперничали между собой и давали друг другу прозвища по названию училищ: Михайловское Артиллерийско-«михайлоны» (или «михайловны»),Константиновское Артиллерийское- «констапупы»,Павловское Военное училище носило прозвище «павлоны»,павловцы и сами пользовались этим прозвищем.
По существу, и те и другие – бывшие кадеты, часто одноклассники и товарищи, и ‟вражда” носила лишь внешний характер, вызванный традиционным соревнованием между училищами.
Например была такая песенка про Константиновское Артиллерийское училище.
“Кто невежлив, глуп и туп –
Это юнкер-констапуп…”
Во время войны и «павлоны», и «михайловны», и «констапупы» сражались плечом к плечу за Родину.
В начале войны, по свидетельству бывшего константиновца Эраста Николаевича Гиацинтова, у молодых юнкеров было:
«восторженное настроение. Мы все рвались на фронт как можно скорей для того, чтобы положить свою жизнь за нашего Царя и за наше Отечество. Многим, к сожалению, это удалось. Около 50 процентов моих сверстников по училищу были убиты или тяжело ранены и умерли от ран».
Юнкеров, как будущих военных, готовили не к тихой и сладкой, а к бурной и разносторонней жизни военной среды и к войне.Бывший кадет и юнкер Павловского Училища, Анатолий Марков, вспоминал о своей юности так:
«Нигде в России чувство товарищеской спайки так не культивировалось и не ценилось, как в старых военных училищах, где оно достигало примеров воистину героических. Суворовский завет ‟Сам погибай, а товарища выручай” впитывался в юнкерскую плоть и кровь крепко и навсегда».
Преподаватели в Павловском ВУ – вольнонаемные, и училище щедро платит за их лекции. Это позволяет приглашать первоклассных специалистов: офицеров Генштаба, артиллеристов, окончивших Академию, высококвалифицированных инженеров и профессоров университета.
В увольнение, или так называемый отпуск, ходили по воскресеньям и по праздникам. За провинности,плохую учёбы увольнений лишали.Бывший юнкер-павловец Юрий Владимирович Макаров писал:«Дежурный по училищу офицер отпускал юнкеров в определенные часы, в 2, в 4 и в 6. К этому часу со всех четырех рот на площадку перед зеркалом собирались группы юнкеров, одетых, вымытых и вычищенных так, что лучше нельзя.Все, что было на юнкере медного, герб на шапке, бляха на поясе, вензеля на погонах, пуговицы, все было начищено толченым кирпичом и блестело ослепительно. На шинели – ни пушинки, и все скидки расправлены и уложены.Перчатки белее снега. Сапоги сияли. Башлык, если дело было зимою, сзади не торчал колом, а плотно прилегал к спине, спереди же лежал крест-накрест, правая лопасть сверху, и обе вылезали из-под пояса ровнехонько на два пальца, не больше и не меньше. В таком великолепии собирались юнкера перед зеркалом, оглядывая себя и друг друга и всегда еще находя что-нибудь разгладить, подтянуть или выправить».
25 августа 1913 года Павловское военное училище отметило своё 50-и летие.За 50-летний период существования училище выпустило 7.730 офицеров, из числа которых 52 чел. стали Георгиевскими кавалерами.Государь Император довольно часто приезжал в военные училища и всегда присутствовал лично при производстве петербургских юнкеров в офицеры, в остальные же военные училища страны посылались от его имени Высочайшие телеграммы.
Павловское военное училище
Павловского Военного училища.
Повседневная жизнь училища. В 1882-м году здание Павловского училища располагалось на Васильевском острове. Электричества еще не было, и каждый вечер старый ламповщик со своей лесенкой бегал по ротам и зажигал большие медные керосиновые лампы. В холодное время топили большие печи.
Жизнь в корпусе семнадцатилетних юношей ожидала довольно суровая: юнкера вставали в 6 утра по сигналу дежурного. В спальнях температура была градусов 10: считалось, что спать нужно в прохладе. После побудки бежали в умывальник, где должны были мыться до пояса холодной водой.
Владимир Литтауэр описывал типичный юнкерский быт так:«В спальне с высокими потолками в два ряда стояли койки. Высокий металлический штырь, вделанный в изголовье каждой койки, предназначался для сабли и фуражки; на стоявший в ногах койки табурет ежевечерне аккуратно складывалась одежда. У стены под углом в 45 градусов поднималась до потолка лестница, на которой мы по утрам перед завтраком должны были выполнять обязательное упражнение: подниматься до потолка и спускаться с помощью рук.В доль другой стены тянулся длинный ряд составленных в козлы винтовок. В туалетных комнатах не было ванн или душа, только умывальник. Раз в неделю нас водили в русскую баню, которая располагалась в отдельно стоящем здании на заднем дворе».
После утреннего туалета каждую роту юнкеров выстраивал фельдфебель, все пели короткую молитву и строем шли в столовую пить чай. Из столовой отправлялись в классы.Лекции (с 8 утра до половины первого) казались юнкерам чрезвычайно интересными, а завтрак, на который также шли строем, – необычайно сытным и вкусным.Каждый день кто-то из старшего курса назначался дежурным по кухне и следил, чтобы правильно была использована вся положенная по раскладке провизия (этим предотвращалось и расхищение продуктов).Павловцы помнили заветы основателя училища – знатока плацпарадной науки, Императора Павла, и с воодушевлением занимались строевым шагом, так, чтобы ступня ноги, двигаясь все время параллельно земле, выносилась на аршин вперед. Гордились павловцы и молодецкой стойкой, и лихими ружейными приемами.Во время занятий на плацу и при увольнении, при температуре выше плюс 10, юнкера должны были находиться без шинелей, от плюс 5 до плюс 10 шинели накидывались, ниже плюс 5 – надевались в рукава. Надеть теплую бекешу и шерстяные перчатки можно было, только если температура опускалась ниже минус 10. Так юнкера закалялись и готовились к тяготам воинской службы.В 5 вечера возвращались в роту, переодевались и шли на обед. После 6 полагалось свободное время, но нужно было еще подготовиться к занятиям на следующий день.Молодой аппетит разыгрывался после строевых занятий на воздухе, и юнкера часто заглядывали в чайную,где совсем недорого покупали горячий чай и свежие булки, печенье и прочие сласти.Владимир Литтауэр писал еще о быте военного училища:«Для совершивших серьезный проступок существовала гауптвахта, которая состояла из нескольких маленьких клетушек, в каждой из которых стояла койка, стол и стул; под потолком лампочка без абажура. Койкой служила деревянная полка, прикрепленная к стене. На ней не было ни матраца, ни одеяла. В качестве подушки арестованный использовал мундир, а одеялом служила шинель. Стены камеры постепенно покрывались именами и высказываниями прежних обитателей. Одна из надписей гласила: ‟Здесь жил корнет Козлов”.Обычно юнкера находились под арестом только день или два. Они посещали классные занятия, но ели, спали и выполняли домашние задания на гауптвахте. Дежурный юнкер выводил арестованного из камеры и после занятий возвращал его обратно».
Повседневная жизнь училища. В 1882-м году здание Павловского училища располагалось на Васильевском острове. Электричества еще не было, и каждый вечер старый ламповщик со своей лесенкой бегал по ротам и зажигал большие медные керосиновые лампы. В холодное время топили большие печи.
Жизнь в корпусе семнадцатилетних юношей ожидала довольно суровая: юнкера вставали в 6 утра по сигналу дежурного. В спальнях температура была градусов 10: считалось, что спать нужно в прохладе. После побудки бежали в умывальник, где должны были мыться до пояса холодной водой.
Владимир Литтауэр описывал типичный юнкерский быт так:«В спальне с высокими потолками в два ряда стояли койки. Высокий металлический штырь, вделанный в изголовье каждой койки, предназначался для сабли и фуражки; на стоявший в ногах койки табурет ежевечерне аккуратно складывалась одежда. У стены под углом в 45 градусов поднималась до потолка лестница, на которой мы по утрам перед завтраком должны были выполнять обязательное упражнение: подниматься до потолка и спускаться с помощью рук.В доль другой стены тянулся длинный ряд составленных в козлы винтовок. В туалетных комнатах не было ванн или душа, только умывальник. Раз в неделю нас водили в русскую баню, которая располагалась в отдельно стоящем здании на заднем дворе».
После утреннего туалета каждую роту юнкеров выстраивал фельдфебель, все пели короткую молитву и строем шли в столовую пить чай. Из столовой отправлялись в классы.Лекции (с 8 утра до половины первого) казались юнкерам чрезвычайно интересными, а завтрак, на который также шли строем, – необычайно сытным и вкусным.Каждый день кто-то из старшего курса назначался дежурным по кухне и следил, чтобы правильно была использована вся положенная по раскладке провизия (этим предотвращалось и расхищение продуктов).Павловцы помнили заветы основателя училища – знатока плацпарадной науки, Императора Павла, и с воодушевлением занимались строевым шагом, так, чтобы ступня ноги, двигаясь все время параллельно земле, выносилась на аршин вперед. Гордились павловцы и молодецкой стойкой, и лихими ружейными приемами.Во время занятий на плацу и при увольнении, при температуре выше плюс 10, юнкера должны были находиться без шинелей, от плюс 5 до плюс 10 шинели накидывались, ниже плюс 5 – надевались в рукава. Надеть теплую бекешу и шерстяные перчатки можно было, только если температура опускалась ниже минус 10. Так юнкера закалялись и готовились к тяготам воинской службы.В 5 вечера возвращались в роту, переодевались и шли на обед. После 6 полагалось свободное время, но нужно было еще подготовиться к занятиям на следующий день.Молодой аппетит разыгрывался после строевых занятий на воздухе, и юнкера часто заглядывали в чайную,где совсем недорого покупали горячий чай и свежие булки, печенье и прочие сласти.Владимир Литтауэр писал еще о быте военного училища:«Для совершивших серьезный проступок существовала гауптвахта, которая состояла из нескольких маленьких клетушек, в каждой из которых стояла койка, стол и стул; под потолком лампочка без абажура. Койкой служила деревянная полка, прикрепленная к стене. На ней не было ни матраца, ни одеяла. В качестве подушки арестованный использовал мундир, а одеялом служила шинель. Стены камеры постепенно покрывались именами и высказываниями прежних обитателей. Одна из надписей гласила: ‟Здесь жил корнет Козлов”.Обычно юнкера находились под арестом только день или два. Они посещали классные занятия, но ели, спали и выполняли домашние задания на гауптвахте. Дежурный юнкер выводил арестованного из камеры и после занятий возвращал его обратно».
Павловское военное училище
Павловское военное училище.
Исторический очерк Павловского военного училища в фотографиях.
Павловское военное училище
Павловское военное училище.
Исторический очерк Павловского военного училища в фотографиях.
Исторический очерк Павловского военного училища в фотографиях.
Павловское военное училище
Павловское военное училище.
Исторический очерк Павловского военного училища в фотографиях.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя