Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Модератор: svkon
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Нагрудный знак.
Нагрудный знак.
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Нагрудный знак.
Однако знак повторил своё существование уже в Современной России в 90- х года. В 1995 году начальником Иркутского Высшего Военного Авиационного Инженерного
Училища генерал-майором Барсуковым Александром Григорьевичем данный знак был утвержден приказом от 4 мая 1995 г. № 188 в качестве училищного знака.
Знак "Иркутского военного училища" образца 1995 года практически повторял знак 1915 года,но были небольшие дополнения.
Основа знака – это сияние , которое видно между лучами креста. На
сияние наложен крест , покрытый белой "холодной" эмалью. По канту крест
обрамлен тонкой черной полосой (если хорошо присмотреться, то она темно-синяя). В центре креста круг темно-синего цвета, с надписью – "Иркутское
военное училище". На центр креста наложен вензель красно-медного цвета в
форме переплетённых букв "А" и "Н" и римской цифры "II" внизу. На левом,
верхнем и правом луче креста нанесены даты – 1872, 1931 и 1910,
соответственно. На нижний луч креста наложен двуглавый Имперский орёл.
На груди орла расположен щиток с изображением Георгия Победоносца,на некоторых знака изображение герба Иркутска.
Ключевые даты на знаке ИВВАИУ(Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище) :
- 1872 год - это дата основания Иркутского юнкерского училища;
- 1910 год – смена статуса училища (изменение сроков и программ обучения
и прочее) – Иркутское военное училище;
- 1931 – год основания 4-й ВШАТ - подготовка специалистов ИАС для ВВС, в последующие годы ИВВАИУ (ИВАТУ).
Знак не проходил геральдическую экспертизу и не утверждался в вышестоящих инстанциях. В современных же условиях в данном виде училищный знак не может быть утверждён по ряду принципиальных причин следующего характера:
1. По своей сути знак И.В.У. образца 1915 года ни в коей мере не отражает
(да и не мог отражать!) специфику ИВВАИУ - подготовка
специалистов ИАС для ВВС.
2. Знак проектировался и утверждался во времена Российской Империи,
символика на знаке И.В.У. ни в коей мере не соответствует той исторической
эпохе, в которую существовало ИВВАИУ:
- Вензель из первых букв имен императоров Александра II и Николая II – Ничего общего между российскими императорами и ИВВАИУ нет.
Благодаря именно хорошему исполнению деталей и шикарному литому орлу знак великолепно смотрится на военной форме.
Можно долго рассуждать или вести полемику на эту тему , но факт
остается фактом – знак Иркутского военного училища выпускниками училища
разных лет, безусловно, признан был символом ИВВАИУ (ИВАТУ).
Нагрудный знак.
Однако знак повторил своё существование уже в Современной России в 90- х года. В 1995 году начальником Иркутского Высшего Военного Авиационного Инженерного
Училища генерал-майором Барсуковым Александром Григорьевичем данный знак был утвержден приказом от 4 мая 1995 г. № 188 в качестве училищного знака.
Знак "Иркутского военного училища" образца 1995 года практически повторял знак 1915 года,но были небольшие дополнения.
Основа знака – это сияние , которое видно между лучами креста. На
сияние наложен крест , покрытый белой "холодной" эмалью. По канту крест
обрамлен тонкой черной полосой (если хорошо присмотреться, то она темно-синяя). В центре креста круг темно-синего цвета, с надписью – "Иркутское
военное училище". На центр креста наложен вензель красно-медного цвета в
форме переплетённых букв "А" и "Н" и римской цифры "II" внизу. На левом,
верхнем и правом луче креста нанесены даты – 1872, 1931 и 1910,
соответственно. На нижний луч креста наложен двуглавый Имперский орёл.
На груди орла расположен щиток с изображением Георгия Победоносца,на некоторых знака изображение герба Иркутска.
Ключевые даты на знаке ИВВАИУ(Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище) :
- 1872 год - это дата основания Иркутского юнкерского училища;
- 1910 год – смена статуса училища (изменение сроков и программ обучения
и прочее) – Иркутское военное училище;
- 1931 – год основания 4-й ВШАТ - подготовка специалистов ИАС для ВВС, в последующие годы ИВВАИУ (ИВАТУ).
Знак не проходил геральдическую экспертизу и не утверждался в вышестоящих инстанциях. В современных же условиях в данном виде училищный знак не может быть утверждён по ряду принципиальных причин следующего характера:
1. По своей сути знак И.В.У. образца 1915 года ни в коей мере не отражает
(да и не мог отражать!) специфику ИВВАИУ - подготовка
специалистов ИАС для ВВС.
2. Знак проектировался и утверждался во времена Российской Империи,
символика на знаке И.В.У. ни в коей мере не соответствует той исторической
эпохе, в которую существовало ИВВАИУ:
- Вензель из первых букв имен императоров Александра II и Николая II – Ничего общего между российскими императорами и ИВВАИУ нет.
Благодаря именно хорошему исполнению деталей и шикарному литому орлу знак великолепно смотрится на военной форме.
Можно долго рассуждать или вести полемику на эту тему , но факт
остается фактом – знак Иркутского военного училища выпускниками училища
разных лет, безусловно, признан был символом ИВВАИУ (ИВАТУ).
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Форма одежды юнкеров. Юнкера Иркутского Военного Училища носили белые погоны без выпушки и без шифровки.
Форма одежды юнкеров. Юнкера Иркутского Военного Училища носили белые погоны без выпушки и без шифровки.
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Форма одежды юнкеров. В 1909–1910 гг. произошло знаменательное событие. Юнкерам пехотных, специальных и пехотных юнкерских училищ был присвоен кивер гвардейского пехотного образца чёрного фетра, на котором спереди красовался герб военноучебных заведений - орёл с опущенными крыльями в сиянии.При парадной форме юнкера носили на кивере унтер-офицерский помпон. Исключение составляли лишь юнкера Иркутского военного училища,имеющие папаху.
Форма одежды юнкеров. В 1909–1910 гг. произошло знаменательное событие. Юнкерам пехотных, специальных и пехотных юнкерских училищ был присвоен кивер гвардейского пехотного образца чёрного фетра, на котором спереди красовался герб военноучебных заведений - орёл с опущенными крыльями в сиянии.При парадной форме юнкера носили на кивере унтер-офицерский помпон. Исключение составляли лишь юнкера Иркутского военного училища,имеющие папаху.
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Повседневная жизнь в училище. От желающих поступить в учебное заведение не было отбоя, так что отбор на вступительных экзаменах был очень жестким. Без экзаменов в училище принимали сразу в старший класс; лиц имеющих аттестат об окончании курса наук высших и средних учебных заведений, выпускников военных гимназий и уволенных юнкеров из военных училищ, при хорошем поведении и знании строевой службы. Кроме того кандидатам необходимо было выслужить не менее 3 месяцев в звании урядника. Имеющие высшее образование могли поступать сразу в старший класс.
Серьёзные требования к поступающим предъявлялись как к здоровью так и знаниям. К примеру, в августе 1907 года желающим поступить предстояли следующие испытания:
Августа 16. Четверг. Медицинский осмотр.
Августа 17. Пятница. Письменная работа по русскому языку.
Августа 18. Суббота. Письменная работа по математике.
Августа 20. Понедельник. Физика.
Августа 22. Среда. Арифметика.
Августа 23. Четверг. Алгебра.
Августа 25. Суббота. Геометрия.
Августа 27. Понедельник. История.
Августа 28. Вторник. Закон Божий.
Августа 29. Среда. Русский язык.
Августа 31. Пятница. География.
Волнение абитуриентов хорошо передает бывший воспитанник училища Павел Васильевич Шапошников – русский офицер, писатель, участник Первой мировой и Гражданской войн,выпускник Иркутского Военного Училища:
«Но что делать начальству, экзаменаторам, если нужно набрать 120 человек, а приехало для поступления 500? Конечно, устраивать «избиение младенцев»! И устраивали. Выскакивают из класса, все в поту, отэкзаменовавшиеся. «Ну что, как? Какой билет вытянули?» «Задачу о курьерах», — шепчет один. «А мне попалось простое уравнение, и я быстро его решил», — взволнованно говорит другой. И все настораживаются и думают: «Ах, если б мне тоже, я бы прошел!»
Повседневная жизнь в училище. От желающих поступить в учебное заведение не было отбоя, так что отбор на вступительных экзаменах был очень жестким. Без экзаменов в училище принимали сразу в старший класс; лиц имеющих аттестат об окончании курса наук высших и средних учебных заведений, выпускников военных гимназий и уволенных юнкеров из военных училищ, при хорошем поведении и знании строевой службы. Кроме того кандидатам необходимо было выслужить не менее 3 месяцев в звании урядника. Имеющие высшее образование могли поступать сразу в старший класс.
Серьёзные требования к поступающим предъявлялись как к здоровью так и знаниям. К примеру, в августе 1907 года желающим поступить предстояли следующие испытания:
Августа 16. Четверг. Медицинский осмотр.
Августа 17. Пятница. Письменная работа по русскому языку.
Августа 18. Суббота. Письменная работа по математике.
Августа 20. Понедельник. Физика.
Августа 22. Среда. Арифметика.
Августа 23. Четверг. Алгебра.
Августа 25. Суббота. Геометрия.
Августа 27. Понедельник. История.
Августа 28. Вторник. Закон Божий.
Августа 29. Среда. Русский язык.
Августа 31. Пятница. География.
Волнение абитуриентов хорошо передает бывший воспитанник училища Павел Васильевич Шапошников – русский офицер, писатель, участник Первой мировой и Гражданской войн,выпускник Иркутского Военного Училища:
«Но что делать начальству, экзаменаторам, если нужно набрать 120 человек, а приехало для поступления 500? Конечно, устраивать «избиение младенцев»! И устраивали. Выскакивают из класса, все в поту, отэкзаменовавшиеся. «Ну что, как? Какой билет вытянули?» «Задачу о курьерах», — шепчет один. «А мне попалось простое уравнение, и я быстро его решил», — взволнованно говорит другой. И все настораживаются и думают: «Ах, если б мне тоже, я бы прошел!»
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Повседневная жизнь в училище. Будущие офицеры изучали Закон Божий, русский язык, математику, получали начальные сведения по физике и химии, осваивали черчение, географию и историю. В старшем классе изучали специальные дисциплины, необходимые для командования батальоном: тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, военную географию, военную гигиену, иппологию.
Обязательными были военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии. В отчете о за 1912—1913 учебный год отмечалось:
«Юнкера посетили музей Иркутского отдела Императорского географического общества и мастерские Иркутского промышленного училища. В последних юнкерам было показано: обработка дерева и металлов, чугунолитейное производство и устройство электрической станции. В августе была предпринята четырехдневная экскурсия на озеро Байкал».
Малоуспевающих, при хорошем поведении могли оставить на второй год. За плохие успехи в учебе могли отчислить на срок от одного года до двух лет, после этого срока поступали вновь, но на общих основаниях.
Повседневная жизнь в училище. Будущие офицеры изучали Закон Божий, русский язык, математику, получали начальные сведения по физике и химии, осваивали черчение, географию и историю. В старшем классе изучали специальные дисциплины, необходимые для командования батальоном: тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, военную географию, военную гигиену, иппологию.
Обязательными были военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии. В отчете о за 1912—1913 учебный год отмечалось:
«Юнкера посетили музей Иркутского отдела Императорского географического общества и мастерские Иркутского промышленного училища. В последних юнкерам было показано: обработка дерева и металлов, чугунолитейное производство и устройство электрической станции. В августе была предпринята четырехдневная экскурсия на озеро Байкал».
Малоуспевающих, при хорошем поведении могли оставить на второй год. За плохие успехи в учебе могли отчислить на срок от одного года до двух лет, после этого срока поступали вновь, но на общих основаниях.
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Жизнь в училище была строго регламентирована. В этой связи представляют интерес некоторые параграфы из «Сборника постановлений для Иркутского юнкерского училища»:
§7. В училище и вне его юнкера должны вести себя скромно и вежливо, как приличествует воспитанному человеку. Они должны помнить, что честь училища есть общее достояние заведения, и обязанность охранять эту честь лежит на всех юнкерах.
§10. Всякая брань, в особенности употребление площадных слов и самоуправства с товарищами, а также с прислугой, подвергают виновных строгой ответственности.
§ 14. ...Обращается особое внимание юнкеров на выбор знакомств. Выбор знакомств должен производиться с полной осмотрительностью и осторожностью. Знакомство с людьми, не делающими чести юнкеру, подвергает юнкера исключению из училища, если предупреждения окажутся бесплодными.
А вот как расписывается распорядок дня:
«Юнкер был занят с 6 часов утра и до 12 часов ночи. Ровно в 6 часов трубил горн или бил барабан, посменно тот или другой, и раздавалась команда дежурных и дневальных: «Вставать, господа!» Юнкера поднимались, одни быстро, другие… очень с прохладцей. Через 20 минут другой сигнал и команда фельдфебеля: «Строиться на гимнастику!» Полчаса гимнастики, общая молитва и чай. С 8 часов утра до 12 вечера шли занятия с перерывом на завтрак, обед, ужин и отдых с 16.00 до 18.00».
§7. В училище и вне его юнкера должны вести себя скромно и вежливо, как приличествует воспитанному человеку. Они должны помнить, что честь училища есть общее достояние заведения, и обязанность охранять эту честь лежит на всех юнкерах.
§10. Всякая брань, в особенности употребление площадных слов и самоуправства с товарищами, а также с прислугой, подвергают виновных строгой ответственности.
§ 14. ...Обращается особое внимание юнкеров на выбор знакомств. Выбор знакомств должен производиться с полной осмотрительностью и осторожностью. Знакомство с людьми, не делающими чести юнкеру, подвергает юнкера исключению из училища, если предупреждения окажутся бесплодными.
А вот как расписывается распорядок дня:
«Юнкер был занят с 6 часов утра и до 12 часов ночи. Ровно в 6 часов трубил горн или бил барабан, посменно тот или другой, и раздавалась команда дежурных и дневальных: «Вставать, господа!» Юнкера поднимались, одни быстро, другие… очень с прохладцей. Через 20 минут другой сигнал и команда фельдфебеля: «Строиться на гимнастику!» Полчаса гимнастики, общая молитва и чай. С 8 часов утра до 12 вечера шли занятия с перерывом на завтрак, обед, ужин и отдых с 16.00 до 18.00».
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Повседневная жизнь в училище. Наставники строго следили и за соблюдением правил ношения военной формы. Форма обязывает военнослужащих быть всегда опрятно одетыми, подтянутыми, с честью и достоинством нести звание защитника Отечества. Одним из самых суровых наказаний считалось лишение погон.Быть отчётливым, красиво подтянутым являлось традицией училища и гордостью его юнкеров.
Из воспаминаний Павла Шапошникова:
«Это настолько входило в нашу привычку, что, вращаясь в обществе, мы были также почтительно одержаны и подтянуты перед дамами и людьми старше нас возрастом. Это нравилось обществу, поэтому мы были желанными гостями во всех домах. Иркутяне гордились своими юнкерами!»
Будущий офицер должен быть не только безупречным, образованным, но и высококультурным человеком. Поэтому на внеклассных занятиях проводились встречи с художниками, писателями, поэтами, композиторами, юнкера посещали художественные выставки, музеи, театры. Обязательными были занятия музыкой и танцами. В каждой роте стоял свой рояль, учебными заведениями приобретались струнные и духовые инструменты, в кадетском корпусе практиковалось обучение игре на балалайках; устраивались смотры.
Библиотеки регулярно пополнялись произведениями мировой и отечественной литературы, выписывались журналы «Военный сборник», «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Русская старина», «Педагогический сборник» и др.
Повседневная жизнь в училище. Наставники строго следили и за соблюдением правил ношения военной формы. Форма обязывает военнослужащих быть всегда опрятно одетыми, подтянутыми, с честью и достоинством нести звание защитника Отечества. Одним из самых суровых наказаний считалось лишение погон.Быть отчётливым, красиво подтянутым являлось традицией училища и гордостью его юнкеров.
Из воспаминаний Павла Шапошникова:
«Это настолько входило в нашу привычку, что, вращаясь в обществе, мы были также почтительно одержаны и подтянуты перед дамами и людьми старше нас возрастом. Это нравилось обществу, поэтому мы были желанными гостями во всех домах. Иркутяне гордились своими юнкерами!»
Будущий офицер должен быть не только безупречным, образованным, но и высококультурным человеком. Поэтому на внеклассных занятиях проводились встречи с художниками, писателями, поэтами, композиторами, юнкера посещали художественные выставки, музеи, театры. Обязательными были занятия музыкой и танцами. В каждой роте стоял свой рояль, учебными заведениями приобретались струнные и духовые инструменты, в кадетском корпусе практиковалось обучение игре на балалайках; устраивались смотры.
Библиотеки регулярно пополнялись произведениями мировой и отечественной литературы, выписывались журналы «Военный сборник», «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Русская старина», «Педагогический сборник» и др.
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Повседневная жизнь в училище. В Иркутском военном училище в 1912–1914 гг. издавался журнал «Досуги юнкеров». Авторами его были сами юнкера, а редактором – офицер училища. Выпуск журнала прекратился с началом Первой мировой войны.
В училище многое было направлено на воспитание чести офицера. Слова «Честь имею» носили особый смысл – честь ценилась выше жизни. Военный – значило благородный, нравственный человек, умеющий жертвовать собой ради выполнения воинского долга. Он не мог быть бесчестным. «Душа – Богу, Жизнь – Отечеству, Честь – никому» – это триединство воинского духа русского офицерства было священно и для выпускников Иркутского пехотного юнкерского училища. Большое значение для них имели и воинские традиции – передававшиеся от поколения к поколению и сохранявшиеся в военной среде общественные и ратные ценности, правила и нормы поведения военнослужащих, обычаи и воинские ритуалы.
Повседневная жизнь в училище. В Иркутском военном училище в 1912–1914 гг. издавался журнал «Досуги юнкеров». Авторами его были сами юнкера, а редактором – офицер училища. Выпуск журнала прекратился с началом Первой мировой войны.
В училище многое было направлено на воспитание чести офицера. Слова «Честь имею» носили особый смысл – честь ценилась выше жизни. Военный – значило благородный, нравственный человек, умеющий жертвовать собой ради выполнения воинского долга. Он не мог быть бесчестным. «Душа – Богу, Жизнь – Отечеству, Честь – никому» – это триединство воинского духа русского офицерства было священно и для выпускников Иркутского пехотного юнкерского училища. Большое значение для них имели и воинские традиции – передававшиеся от поколения к поколению и сохранявшиеся в военной среде общественные и ратные ценности, правила и нормы поведения военнослужащих, обычаи и воинские ритуалы.
Re: Иркутское военное училище (1872 – 1918) Иркутск.
Иркутское военное училище.
Повседневная жизнь в училище. Случаев отчисления, как вспоминает Павел Шапошников, было достаточно много.
«Отчислялись за то, что являлись в нетрезвом виде, за несколько самовольных отлучек, за пользование шпаргалкой при ответах на репетициях или экзаменах и за предосудительное поведение с точки зрения военной чести. За мое время не было ни одного случая отчисления за поступки, марающие честь юнкера. А за выпивку было. Причем пусть читатель не подумает, что дело идет о настоящем пьянстве. Просто юнкер выпил где-нибудь две-три рюмки водки или вина и явился в училище в совершенно приличном виде, но дежурный офицер почувствовал запах вина. Этого было иногда достаточно, чтобы отчислить юнкера в полк вольноопределяющихся.
Действительно «зашибавшие» юнкера не попадались, так как они знали, как убить запах вина (например, поевши сухого чаю), а непьющие этого знать не могли, т.к. выпивали случайно».
Повседневная жизнь в училище. Случаев отчисления, как вспоминает Павел Шапошников, было достаточно много.
«Отчислялись за то, что являлись в нетрезвом виде, за несколько самовольных отлучек, за пользование шпаргалкой при ответах на репетициях или экзаменах и за предосудительное поведение с точки зрения военной чести. За мое время не было ни одного случая отчисления за поступки, марающие честь юнкера. А за выпивку было. Причем пусть читатель не подумает, что дело идет о настоящем пьянстве. Просто юнкер выпил где-нибудь две-три рюмки водки или вина и явился в училище в совершенно приличном виде, но дежурный офицер почувствовал запах вина. Этого было иногда достаточно, чтобы отчислить юнкера в полк вольноопределяющихся.
Действительно «зашибавшие» юнкера не попадались, так как они знали, как убить запах вина (например, поевши сухого чаю), а непьющие этого знать не могли, т.к. выпивали случайно».
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя