Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Модератор: svkon
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Обучение в училище. Главной задачей военно-преподавательского состава училища было научить молодых людей гордости за свое училище, принадлежности в будущем к офицерскому корпусу, преданности царю и отечеству, дать современные военные знания, с которыми выпускник мог командовать впоследствии полком. На этом и строилась система воспитания и обучения. «За Веру, Царя и Отечество» каждый юнкер и выпускник были готовы сложить свою голову. Девизом Одесского пехотного юнкерского училища стало: «Один – за всех, и все – за одного!» Вполне возможно, что слова девиза были взяты из произведения А. Дюма «Три мушкетера».
Учебный курс училища состоял из предметов: общеобразовательных: Закон Божий, русский язык, математика, физика и сведения из химии, география, история, гигиена, черчение; специальных: тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение и военная география; служебно-подготовительных: воинские уставы, наставления, положения и проч.
Сверх того изучались два иностранных языка. Один язык юнкер обязан был знать твердо и на нем изъясняться, другой - знать в пределах понимания (уметь читать и переводить). В общем классе проходили только общеобразовательные предметы, проводили строевые занятия и военно-служебную подготовку.
Помимо специальных и общеобразовательных предметов (частично включавших гимназический курс) юнкера обучались езде на велосипеде, верховой езде, музыке, танцам.
В вечернее время проводились репетиции хора училища, драматического кружка.
Обучение в училище было бесплатным
Как уже отмечалось, до 1910 года в училище был трехлетний срок обучения. Полный курс обучения делился на три класса: общий (младший), 1-й и 2-й специальные с одногодичным курсом в каждом классе, включая и три летних периода, в течение которых производятся строевые и практические занятия в поле, завершаемые особыми подвижными сборами.
Занятия в классах начинались 1-го сентября и продолжались во всех классах до половины мая, но уже, примерно, с 1-го апреля проводились переводные и выпускные экзамены.
Училище имело хорошо оборудованный гимнастический городок, где были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки.
В летнее время занятия юнкеров проходили в лагере в районе 6-й станции Большого Фонтана. В это время классные занятия заменялись полевыми занятиями.
.С 1909 г. при училище, под редакцией подполковника Горлецкого, стал издаваться журнал "Юнкерские Досуги".
Обучение в училище. Главной задачей военно-преподавательского состава училища было научить молодых людей гордости за свое училище, принадлежности в будущем к офицерскому корпусу, преданности царю и отечеству, дать современные военные знания, с которыми выпускник мог командовать впоследствии полком. На этом и строилась система воспитания и обучения. «За Веру, Царя и Отечество» каждый юнкер и выпускник были готовы сложить свою голову. Девизом Одесского пехотного юнкерского училища стало: «Один – за всех, и все – за одного!» Вполне возможно, что слова девиза были взяты из произведения А. Дюма «Три мушкетера».
Учебный курс училища состоял из предметов: общеобразовательных: Закон Божий, русский язык, математика, физика и сведения из химии, география, история, гигиена, черчение; специальных: тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение и военная география; служебно-подготовительных: воинские уставы, наставления, положения и проч.
Сверх того изучались два иностранных языка. Один язык юнкер обязан был знать твердо и на нем изъясняться, другой - знать в пределах понимания (уметь читать и переводить). В общем классе проходили только общеобразовательные предметы, проводили строевые занятия и военно-служебную подготовку.
Помимо специальных и общеобразовательных предметов (частично включавших гимназический курс) юнкера обучались езде на велосипеде, верховой езде, музыке, танцам.
В вечернее время проводились репетиции хора училища, драматического кружка.
Обучение в училище было бесплатным
Как уже отмечалось, до 1910 года в училище был трехлетний срок обучения. Полный курс обучения делился на три класса: общий (младший), 1-й и 2-й специальные с одногодичным курсом в каждом классе, включая и три летних периода, в течение которых производятся строевые и практические занятия в поле, завершаемые особыми подвижными сборами.
Занятия в классах начинались 1-го сентября и продолжались во всех классах до половины мая, но уже, примерно, с 1-го апреля проводились переводные и выпускные экзамены.
Училище имело хорошо оборудованный гимнастический городок, где были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки.
В летнее время занятия юнкеров проходили в лагере в районе 6-й станции Большого Фонтана. В это время классные занятия заменялись полевыми занятиями.
.С 1909 г. при училище, под редакцией подполковника Горлецкого, стал издаваться журнал "Юнкерские Досуги".
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Распорядок дня. Для постижения всех премудростей науки был определен распорядок дня. Распорядок дня был законом и должен был соблюдаться неукоснительно. По сути, день начинался и заканчивался молитвой. По распорядку дня подъем личного состава проводился в 6 часов утра. И только в воскресные и праздничные дни подъем проводился на 1 час позже. В 6 час. 40 минут у юнкеров проводился утренний осмотр. Через 10 минут собирались в установленном месте для молитвы. После молитвы юнкера выводились на плац для прогулки или пробежки. В 7 час. 15 минут юнкера следовали в столовую «к чаю». В 7 час. 50 минут начинались занятия в классах. Между 3-й и 4-й лекциями завтрак. Каждая лекция длилась 50 минут с перерывом в 10 минут. Для завтрака выделялся 1 час, и далее шла четвертая лекция. По окончании занятий проводились занятия по расписаниям ротных командиров. Это была строевая подготовка, гимнастика, фехтование и т.п. В 15 час. 30 минут юнкера шли на обед, и затем был послеобеденный отдых до 17 час. 30 минут с разрешением ложиться на постели, расстегнув мундир и сняв сапоги.
После отдыха начиналась самоподготовка в классах, т.е. готовились к занятиям на следующий день или проводились в определенные дни так называемые «репетиции». В 20 час. 30 минут вечерний чай. После чая проводилась вечерняя поверка, зачитывались приказы и распоряжения, давались указания на следующий день, и все это заканчивалось вечерней молитвой. В 22 часа следовал отбой. Юнкера могли продолжать заниматься до 23 часов.
Процесс обучения строился на недельном цикле. В определенные дни, во время, отведенное для самоподготовки, начинались «репетиции». Преподаватель той или иной дисциплины проводил проверку знаний юнкеров, уделяя каждому юнкеру несколько минут для того, чтобы оценить его знания по пройденному разделу предмета обучения. Спрашивали по списку, и никто не мог избежать этих «репетиций». Нередко репетиции заканчивались в 10, 11 часов вечера. Не сдавшие «репетиции» с первого раза делали еще попытки, чтобы преодолеть этот барьер.
Юнкера, получившие на «репетиции» неудовлетворительные оценки, лишались, например, увольнения в город. Особенно от «репетиций» страдали юнкера первого года обучения, не умевшие правильно распределить время для самостоятельного изучения материала.
На нерадивых юнкеров, неуспевающих в учебе, накладывались разного рода взыскания. Такими взысканиями были: замечание, выговор, наряд вне очереди на службу, лишение отпуска, арест с пребыванием в училищном карцере или на гауптвахте, перевод в низший разряд по поведению, перевод на нижестоящие должности (касалось портупей-юнкеров и фельдфебелей), лишения звания портупей-юнкера и фельдфебеля.
За значительные проступки юнкера отправлялись в войска на срок до 2-х лет или преданию суду.
Арест с пребыванием в училищном карцере не отменял классные занятия. Но иногда арест сопровождался и постоянным пребыванием в карцере. Арестованный юнкер получал ту же пищу, что и все остальные.[/b]
Распорядок дня. Для постижения всех премудростей науки был определен распорядок дня. Распорядок дня был законом и должен был соблюдаться неукоснительно. По сути, день начинался и заканчивался молитвой. По распорядку дня подъем личного состава проводился в 6 часов утра. И только в воскресные и праздничные дни подъем проводился на 1 час позже. В 6 час. 40 минут у юнкеров проводился утренний осмотр. Через 10 минут собирались в установленном месте для молитвы. После молитвы юнкера выводились на плац для прогулки или пробежки. В 7 час. 15 минут юнкера следовали в столовую «к чаю». В 7 час. 50 минут начинались занятия в классах. Между 3-й и 4-й лекциями завтрак. Каждая лекция длилась 50 минут с перерывом в 10 минут. Для завтрака выделялся 1 час, и далее шла четвертая лекция. По окончании занятий проводились занятия по расписаниям ротных командиров. Это была строевая подготовка, гимнастика, фехтование и т.п. В 15 час. 30 минут юнкера шли на обед, и затем был послеобеденный отдых до 17 час. 30 минут с разрешением ложиться на постели, расстегнув мундир и сняв сапоги.
После отдыха начиналась самоподготовка в классах, т.е. готовились к занятиям на следующий день или проводились в определенные дни так называемые «репетиции». В 20 час. 30 минут вечерний чай. После чая проводилась вечерняя поверка, зачитывались приказы и распоряжения, давались указания на следующий день, и все это заканчивалось вечерней молитвой. В 22 часа следовал отбой. Юнкера могли продолжать заниматься до 23 часов.
Процесс обучения строился на недельном цикле. В определенные дни, во время, отведенное для самоподготовки, начинались «репетиции». Преподаватель той или иной дисциплины проводил проверку знаний юнкеров, уделяя каждому юнкеру несколько минут для того, чтобы оценить его знания по пройденному разделу предмета обучения. Спрашивали по списку, и никто не мог избежать этих «репетиций». Нередко репетиции заканчивались в 10, 11 часов вечера. Не сдавшие «репетиции» с первого раза делали еще попытки, чтобы преодолеть этот барьер.
Юнкера, получившие на «репетиции» неудовлетворительные оценки, лишались, например, увольнения в город. Особенно от «репетиций» страдали юнкера первого года обучения, не умевшие правильно распределить время для самостоятельного изучения материала.
На нерадивых юнкеров, неуспевающих в учебе, накладывались разного рода взыскания. Такими взысканиями были: замечание, выговор, наряд вне очереди на службу, лишение отпуска, арест с пребыванием в училищном карцере или на гауптвахте, перевод в низший разряд по поведению, перевод на нижестоящие должности (касалось портупей-юнкеров и фельдфебелей), лишения звания портупей-юнкера и фельдфебеля.
За значительные проступки юнкера отправлялись в войска на срок до 2-х лет или преданию суду.
Арест с пребыванием в училищном карцере не отменял классные занятия. Но иногда арест сопровождался и постоянным пребыванием в карцере. Арестованный юнкер получал ту же пищу, что и все остальные.[/b]
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Обучение в училище.
Успеваемость юнкеров оценивалась по 12-балльной системе: 12 баллов - отлично, 11 - очень хорошо, 10 - весьма хорошо, 9 и 8 - хорошо, 7 и 6 - удовлетворительно, 5 и 4 - посредственно, 3 и 2 - дурно, 1 - весьма дурно.Анализируя систему оценок, трудно сказать, как могли отличить знания на 9 от 8 или - на 11 от 10. Система определения успеваемости юнкеров была довольно сложной. Оценки делились на урочные, репетиционные, по третьей части учебного года, годовые, экзаменационные, окончательные, средние и общего старшинства.Урочные баллы, выставлялись на уроке в общем и 1-м специальном классах. Эти баллы показывали степень усвоения юнкером материала по предмету и заносились в классный журнал в течение всего курса. Это точное повторение школьного обучения.
Репетиционные баллы отражали степень усвоения юнкерами отделов курса по каждому предмету и заносились преподавателями в классные журналы и особые списки.
По третьей части учебного года отражали знание юнкеров части курса и выводились по урочным баллам. По некоторым дисциплинам для вывода этого балла проводился специальный экзамен.
Годовой балл выводился из всех выше перечисленных баллов. Все баллы определялись, как среднее арифметическое из перечисленных баллов.
Экзаменационный балл выставлялся по экзамену.
Окончательный балл выводился из баллов по каждому предмету, где не было экзамена, и из экзаменационного балла. Этим баллом определялся переход юнкеров в старшие классы. Для перевода в старший класс юнкер должен был иметь средний балл по каждому предмету обучения не менее 6.
Если окончательный балл был менее 6, то юнкер мог быть оставлен на второй год, при условии хорошего поведения и успехов в строевом образовании. В противном случае юнкер отправлялся в войска. В старшем классе на второй год не оставляли, а отправляли в войска.
Из этих окончательных выпускных баллов каждому юнкеру выводились три средних балла: по специальным предметам, по всем предметам преподавания (за исключением военно-служебных), по военно-служебной подготовке.
Кроме того, определялся балл старшинства, представляющий среднее арифметическое из всех окончательных выпускных баллов.
Балл старшинства определял порядок выбора места службы. Юнкера согласно списку балла старшинства выбирали место службы по имеющимся вакансиям мест службы.
Перевод юнкера за дисциплинарные проступки в низший разряд по поведению неблагоприятно сказывался на службе юнкера. Юнкера 3 разряда по поведению лишались права на увольнение в городской отпуск, не могли быть избираемы в артель и не наряжались на службу дежурными. Юнкера, состоявшие в 3 разряде по поведению более полугода и не подававшие надежды на исправление, отчислялись из училища на срок до 2-х лет, или представлялись к исключению из училища. Если у юнкера выпускного класса был 3-й разряд по поведению, как говорится «случайно залетел», то он причислялся к третьему разряду по выпуску.
В зависимости от набранных баллов, юнкера выпускались по окончании училища по первому или второму разряду, за исключением указанных выше.
Юнкера, выпускавшиеся по первому разряду, получали чин подпоручика с одним годом старшинства, т.е. считалось, что в этом звании юнкер прослужил уже год.
Юнкера, выпускавшиеся по второму разряду, получали чин подпоручика и старшинство со дня выпуска.
Юнкера, выпускавшиеся по третьему разряду, получали чин унтер-офицера и могли получить чин подпоручика не ранее, чем через год и то по усмотрению начальства.
Обучение в училище.
Успеваемость юнкеров оценивалась по 12-балльной системе: 12 баллов - отлично, 11 - очень хорошо, 10 - весьма хорошо, 9 и 8 - хорошо, 7 и 6 - удовлетворительно, 5 и 4 - посредственно, 3 и 2 - дурно, 1 - весьма дурно.Анализируя систему оценок, трудно сказать, как могли отличить знания на 9 от 8 или - на 11 от 10. Система определения успеваемости юнкеров была довольно сложной. Оценки делились на урочные, репетиционные, по третьей части учебного года, годовые, экзаменационные, окончательные, средние и общего старшинства.Урочные баллы, выставлялись на уроке в общем и 1-м специальном классах. Эти баллы показывали степень усвоения юнкером материала по предмету и заносились в классный журнал в течение всего курса. Это точное повторение школьного обучения.
Репетиционные баллы отражали степень усвоения юнкерами отделов курса по каждому предмету и заносились преподавателями в классные журналы и особые списки.
По третьей части учебного года отражали знание юнкеров части курса и выводились по урочным баллам. По некоторым дисциплинам для вывода этого балла проводился специальный экзамен.
Годовой балл выводился из всех выше перечисленных баллов. Все баллы определялись, как среднее арифметическое из перечисленных баллов.
Экзаменационный балл выставлялся по экзамену.
Окончательный балл выводился из баллов по каждому предмету, где не было экзамена, и из экзаменационного балла. Этим баллом определялся переход юнкеров в старшие классы. Для перевода в старший класс юнкер должен был иметь средний балл по каждому предмету обучения не менее 6.
Если окончательный балл был менее 6, то юнкер мог быть оставлен на второй год, при условии хорошего поведения и успехов в строевом образовании. В противном случае юнкер отправлялся в войска. В старшем классе на второй год не оставляли, а отправляли в войска.
Из этих окончательных выпускных баллов каждому юнкеру выводились три средних балла: по специальным предметам, по всем предметам преподавания (за исключением военно-служебных), по военно-служебной подготовке.
Кроме того, определялся балл старшинства, представляющий среднее арифметическое из всех окончательных выпускных баллов.
Балл старшинства определял порядок выбора места службы. Юнкера согласно списку балла старшинства выбирали место службы по имеющимся вакансиям мест службы.
Перевод юнкера за дисциплинарные проступки в низший разряд по поведению неблагоприятно сказывался на службе юнкера. Юнкера 3 разряда по поведению лишались права на увольнение в городской отпуск, не могли быть избираемы в артель и не наряжались на службу дежурными. Юнкера, состоявшие в 3 разряде по поведению более полугода и не подававшие надежды на исправление, отчислялись из училища на срок до 2-х лет, или представлялись к исключению из училища. Если у юнкера выпускного класса был 3-й разряд по поведению, как говорится «случайно залетел», то он причислялся к третьему разряду по выпуску.
В зависимости от набранных баллов, юнкера выпускались по окончании училища по первому или второму разряду, за исключением указанных выше.
Юнкера, выпускавшиеся по первому разряду, получали чин подпоручика с одним годом старшинства, т.е. считалось, что в этом звании юнкер прослужил уже год.
Юнкера, выпускавшиеся по второму разряду, получали чин подпоручика и старшинство со дня выпуска.
Юнкера, выпускавшиеся по третьему разряду, получали чин унтер-офицера и могли получить чин подпоручика не ранее, чем через год и то по усмотрению начальства.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Обучение в училище.
Несколько фотографий во время учёбы юнкера Одесского Военного Училища.
Зверев Орест Михайлович.
Родился в семье священника и как продолжатель семейной профессии в 1907г. поступил в духовную семинарию. Проучившись два года решил стать военным, вступил в службу вольноопределяющимся, позднее окончил Одесское военное училище (1914, из Фельдфебелей подпоручиком в Брест-Литовскую крепостную артиллерию). Участник ПМВ.
Обучение в училище.
Несколько фотографий во время учёбы юнкера Одесского Военного Училища.
Зверев Орест Михайлович.
Родился в семье священника и как продолжатель семейной профессии в 1907г. поступил в духовную семинарию. Проучившись два года решил стать военным, вступил в службу вольноопределяющимся, позднее окончил Одесское военное училище (1914, из Фельдфебелей подпоручиком в Брест-Литовскую крепостную артиллерию). Участник ПМВ.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Обучение в училище. Помимо летних лагерей как описано выше,которые проходили в районе 6-й станции Большого Фонтана каждый год проводились как и во всех училищах Подвижные сборы.
Подвижный сбор в юнкерских училищах — это летний период занятий, во время которого юнкера проходили строевое образование, не пройденное в лагере училища.
ПОДВИЖНЫЕ СБОРЫ это особый вид полевых упражнений войск в Империи.
Сборы войск в постоянных лагерях начинаются предварительной подготовкой небольших частей, — рот, эскадронов, батальонов, батарей, отдельно по каждому роду войск (частные сборы), и оканчиваются совместными упражнениями 3 родов войск (общие сборы).
Эти последние упражнения часто соединяются с передвижением войск из мест лагерного расположение (без ежедневного возвращения в лагерь) с тем, чтобы упражнения происходили на разнообразной и незнакомой местности.
Такой вид общих сборов войск носит название подвижных сборов.
Эти упражнения дают войскам практику в походной, разведывательной и охранительной службе и в маневрировании на 2 стороны. При этом, по мере развития подвижных сборов, состав маневрирующих сторон увеличивается (маневры полковые, бригадные, дивизионные), и войска постепенно приближаются к исходным пунктам для больших маневров, завершающих летнюю подготовку войск (см. Маневры).
Начало подвижных сборов относится к 1-ой четверти XIX ст.
В наших войсках до 1822 г., помимо больших маневров, производились также подвижные сборы; тем не менее, и в это время войска выполняли постоянное передвижение в своих полковых районах.
С 1822 г. установлены 6-дн. дивизионные сборы (пехота с артиллерией и кавалерией), а с 1824 г. — корпусные сборы на сроки 2—6 нед.
Во всех этих сборах производился ряд 2-сторонних маневров с переменой местности.
Название подвижной сбор появляется только с 1885 г.
Обучение в училище. Помимо летних лагерей как описано выше,которые проходили в районе 6-й станции Большого Фонтана каждый год проводились как и во всех училищах Подвижные сборы.
Подвижный сбор в юнкерских училищах — это летний период занятий, во время которого юнкера проходили строевое образование, не пройденное в лагере училища.
ПОДВИЖНЫЕ СБОРЫ это особый вид полевых упражнений войск в Империи.
Сборы войск в постоянных лагерях начинаются предварительной подготовкой небольших частей, — рот, эскадронов, батальонов, батарей, отдельно по каждому роду войск (частные сборы), и оканчиваются совместными упражнениями 3 родов войск (общие сборы).
Эти последние упражнения часто соединяются с передвижением войск из мест лагерного расположение (без ежедневного возвращения в лагерь) с тем, чтобы упражнения происходили на разнообразной и незнакомой местности.
Такой вид общих сборов войск носит название подвижных сборов.
Эти упражнения дают войскам практику в походной, разведывательной и охранительной службе и в маневрировании на 2 стороны. При этом, по мере развития подвижных сборов, состав маневрирующих сторон увеличивается (маневры полковые, бригадные, дивизионные), и войска постепенно приближаются к исходным пунктам для больших маневров, завершающих летнюю подготовку войск (см. Маневры).
Начало подвижных сборов относится к 1-ой четверти XIX ст.
В наших войсках до 1822 г., помимо больших маневров, производились также подвижные сборы; тем не менее, и в это время войска выполняли постоянное передвижение в своих полковых районах.
С 1822 г. установлены 6-дн. дивизионные сборы (пехота с артиллерией и кавалерией), а с 1824 г. — корпусные сборы на сроки 2—6 нед.
Во всех этих сборах производился ряд 2-сторонних маневров с переменой местности.
Название подвижной сбор появляется только с 1885 г.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Обучение в училище.
Подвижный сбор юнкеров Одесского Военного Училища в Крыму.
Обучение в училище.
Подвижный сбор юнкеров Одесского Военного Училища в Крыму.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Подвижный сбор.
Подвижный сбор.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Подвижный сбор.
Подвижный сбор.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Подвижный сбор.
Подвижный сбор.
Re: Одесское Военное Училище ( 1865 - 1918), Одесса.
Одесское Военное Училище.
Подвижный сбор.
Подвижный сбор.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость