"Си́няя блу́за" — советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы — от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала производежда — свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. Артисты театра носили значки: один — символическое изображение рабочего, который был и на печати театра, и на его афишах, а другой — в виде знамени. В дальнейшем, близкие по духу артисты других театров и эстрады, общественные деятели награждались значком с присуждением звания «синеблузника».Синяя блуза, как атрибут сценического костюма артистов с годами стала настолько популярной, что её использовали самодеятельные коллективы и известные ещё до Октябрьской Революции чтецы и куплетисты. Так Михаил Савояров в середине 1920-х годов выступал с экспериментальными стихами Ильи Сельвинского и читал под музыку поэму «Улялаевщина» в костюме синеблузника — в своей прежней, ещё дореволюционной манере.
Первый коллектив под названием «Синяя блуза» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «живой газеты». Инициатор движения, его создатель, автор и один из исполнителей — Борис Южанин. Очень скоро аналогичные группы возникли и в других городах, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений. «Синяя блуза» породила тысячи последователей. Уже через 5 лет по типу «Синей блузы» в СССР работает 7000 подобных коллективов, профессиональных и, в основном, самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневна, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Первоначально театр состоял из трёх групп, а в зимне-осенний сезон 1929-30 гг. в нём было 12 групп артистов: основная, центральная, базовая, мюзик-холльная, эстрадная, индустриальная, оперативная, производственная, концертная, десятая, областная, экспериментальная. Каждая — со своим репертуаром.
В репертуаре московской «Синей Блузы» имелось около двух тысяч номеров. Каждая программа состояла из 10—12 номеров и продолжалась полтора часа. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами. Выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны, некоторые группы гастролировали даже за рубежом. Обычно представление начиналось маршем — парадом (антре).
Маршей было много, но самым популярным, который распевала вся страна был, пожалуй, этот, с музыкой Сигизмунда Каца :
Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём.
Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи —
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи…
Эстрадные спектакли «Синей блузы» создавали многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Среди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги Абрам Арго, Виктор Ардов, Виктор Гусев, Виктор Типот, Семён Кирсанов, Николай Адуев, основатель театральной студии Мастерской Фореггера (Мастфор) на Арбате Николай Фореггер, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссёр Александр Роу, министр социального обеспечения СССР 1960-х Н. А. Муравьева, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Константин Листов, Семён Гальперин, Михаил Блантер, Сигизмунд Кац, Даниил Покрасс, поэт Саша Красный (настоящее имя Александр Брянский), актёры Эммануил Геллер, Георгий Тусузов, Елена Юнгер, Борис Тенин, Владимир Зельдин, Михаил Гаркави, Лев Миров, Евсей Дарский, Ксения Квитницкая, Александр Бениаминов, Лидия Коренева, Борис Шахет, Михаил Жаров, Александр Демич, автор киноведческих книг Александр Мачерет, художник Борис Эрдман и ещё очень многие другие.
Одним из идеологов «Синей блузы» был Осип Максимович Брик.
Под таким же названием — «Синяя блуза» в 1924 г. в Москве выходило печатное издание МГСПС — что-то вроде альманаха; предназначалось для различных коллективов «синеблузников» и содержало тексты программ московских групп «Синей блузы», репертуарные материалы, методические разработки и режиссёрско-постановочные указания, комментарии, рекомендации и т. д. Издание не было постоянным, периодичность его и облик неоднократно менялись. В 1928—1930 гг. репертуар публикуется в сборниках «Малые формы клубного зрелища». У издания было одно-единственное предназначение: оно рассылалось по стране — как сценарий для местных самодеятельных артистов.
В октябре 1926 года в Москве состоялся Всесоюзный съезд синеблузников, на котором было представлено до 5000 групп.
В годы своего расцвета «Синяя блуза» успешно конкурировала с профессиональной эстрадой, выступала в Колонном зале Дома союзов, московском театре-варьете «Альказар», «Эрмитаже».
Ежегодно гастролировала по стране: Поволжье, Урал, Сибирь, Закавказье, Туркестан и др.
Большой резонанс получили зарубежные гастроли (1927) в Германии (100 представлений) и Латвии (25 представлении) (1927), а также в Маньчжурии и Китае (1928). Москвичи поддерживали постоянную связь с заграничными синеблузниками из Англии и Китая, Германии и Чехо-Словакии, Франции и США. За границей насчитывалось свыше 80 синеблузных коллективов.
Плакатность, апелляция к разуму зрителя больше, чем к чувству, острый отклик на «злобу дня» составили ту особенность «Синей блузы», которая оказалась вечным её вкладом в мировое искусство. Успех нового искусства был велик. «Синяя блуза» была первым советским театром, выехавшим за границу. Триумфальные поездки, приглашение в Америку, аншлаги всюду.
От деятельности «Синей блузы» веяло раскованностью, вольнодумством и смелостью в подаче материала. Поэтому она просуществовала недолго. К началу 1933 года «Синяя блуза» «за нерентабельностью» закрывается, обогатив эстраду новыми темами и формами, послужив основой создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений.
«Синяя блуза» получила широкий резонанс за рубежом, где нашлось множество последователей. Это «Колонна Линкс», «Красные рупоры», «Алярм» и другие в Германии, группа «Октябрь» и «Синие блузы» во Франции.
В США проводится Всеамериканская олимпиада революционных агитпропгрупп, подобные коллективы появляются в странах Азии и Африки.
Движение революционного агитпроптеатра оставило особенно заметный след в истории современного немецкого искусства и литературы. Ибо театр Бертольта Брехта — рожден от «Синей блузы» и вдохновлен «Синей блузой». Сам Брехт это подчеркивал неоднократно. Можно напомнить имена Фридриха Вольфа, Ганса Эйслера, Эрвина Пискатора, не раз признававших в своих высказываниях воздействие принципов агитпроптеатра на своё творчество.
В 1933 году на театральной Олимпиаде в Москве и Ленинграде показали свои программы две французские труппы — «Октябрь» и «Синие блузы». Первая получила главный приз фестиваля. Среди её участников — такие впоследствии знаменитые деятели французской культуры, как Жак Превер и кинорежиссёр Ж.-П. ле Шануа.
(по материалам https://ru.wikipedia.org)
серебро, эмаль, винт
1920-33 гг.
Знак театрального коллектива "Синяя блуза"
Модератор: svkon
Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 4. Запрещается размещение в сообщениях предметов, на обсуждение, с изображением свастики (вов), допускается размещение изображения с закрашенной символикой. 5. Запрещается создавать темы с оценкой Советских и Российских орденов и медалей. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 4. Запрещается размещение в сообщениях предметов, на обсуждение, с изображением свастики (вов), допускается размещение изображения с закрашенной символикой. 5. Запрещается создавать темы с оценкой Советских и Российских орденов и медалей. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
- svkon
- Модератор
- Сообщения: 2737
- Зарегистрирован: 20 май 2017, 19:44
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: Знак театрального коллектива "Синяя блуза"
Ещё знак театрального коллектива "Синяя блуза"
размер 22х23 мм.
вес 3.8 гр.
размер 22х23 мм.
вес 3.8 гр.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей