Страница 1 из 1

Судьба необычной медали

Добавлено: 14 июн 2017, 17:20
Тот самый Михалыч
Французская медаль для России

Несмотря на сокрушительное и судьбоносное поражение в совершенно ненужной Российской империи Русско-японской войне, поток наград пролился на армию и остатки флота. Помимо общеармейских и общефлотских орденов и медалей были учреждены особенные награды, такие как " За поход в Японию" или "Да вознесет вас господь".
Но так как даже русское правительство не решилось учредить для награждения доблестных защитников Порт-Артура специальную награду, то для за них вступилась почему-то Франция, бывшая в те времена дружественной страной.
Французы, восхищенные стойкостью и мужеством русских солдат, знавших об этом исключительно из газет, по всенародной подписке, объявленной газетой "Эхо Парижа", собрало 100 000 франков и на эти деньги отчеканили специальную медаль для награждения защитников крепости. Она подразделялась на три основные вида: серебряная золоченная, просто серебряная и светло-бронзовая. Эти медали в количестве 38 тысяч штук переслали в Россию, где они мертвым грузом легли в тайне легли на складе, поскольку В Морском министерстве никак не могли решить, что с ними делать.
Дело в том, что медаль готовилась еще до сдачи Порт-Артура, и на фигурировала фамилия генерала Стесселя, который в это время сидел в Петропавловской крепости по обвинению в предательстве. Историки до сих пор спорят, мог ли Порт-Артур сопротивляться японцам или нет - ведь в крепости еще оставалось тяжелое вооружение, большой запас огневых средств и продовольствия и крепость все еще имела многочисленный боеспособный гарнизон.
И вдруг эта непонятная медаль, прославляющая генерала Стесселя, бывшего начальника всего Квантунского укрепрайона, прославляющая его как героя!
Пресса, узнавшая об этой медали от французского посла, писала в 1910 году, что "... Министерство согласно было выдать медали кружку защитников Порт-Артура про этом условии, чтобы на средства кружка с медалей была стерта фамилия Стесселя и сняты ушки, чтобы их нельзя было носить как награду".
В этом случае медали теряли свое значение, как наградные, и превращались в обычные памятные жетоны.
Кружок порт-артуровцев на такие изменения не согласился. Но и возвращать медали обратно никто не собирался. Журнал "Старая монета" писал, что часть ушков на медалях было все-таки обломано, и они были выданы участникам обороны только 1 декабря 1910 года, и то "без права ношения".
Однако мотивировало это решение Министерство уже не наличием имени генерала Стесселя, а тем, что французские медали не имели государственного статута.
Ныне только у очень серьезных коллекционеров встречаются экземпляры это медали с сохранившимся ушком в виде двух изогнутых дельфинов с скобкой, за которую подвешена голубая лента с узкими полосами цветов французского флага. По некоторым сведениям, золоченых медалей было прислано 2000 штук, серебряных - 6000 штук, а бронзовых - 30000 штук.
В пику Морскому ведомству многие офицеры, не считавшие генерал-лейтенанта Стесселя предателем и трусом, в частном порядке отчеканили два типа бронзовых жетонов с портретом генерала, прославляющих Стесселя как героя защиты Квантуна и крепости.