ОБРАЗ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО В НАТЕЛЬНОЙ ПЛАСТИКЕ

Кресты, иконы, все вопросы связанные с металлопластикой

Модераторы:
Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Ответить
Valeriy K
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 18:42
Репутация: 1

ОБРАЗ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО В НАТЕЛЬНОЙ ПЛАСТИКЕ

Сообщение Valeriy K » 29 июн 2020, 17:39

Валерий Квятковский

ОБРАЗ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО В НАТЕЛЬНОЙ ПЛАСТИКЕ


Все больше в последние года возвращается из небытия имен, практически забытых в года властвования коммунистов, русских святых. Но далеко не все из них теперь так же известны и почитаемы как сто лет назад. К примеру, мало в какой московской иконной лавочке удастся найти нательную иконку с изображением святого праведного Симеона Верхотурского. А ведь еще в начале ХХ века образки этого святого соперничали по распространенности с иконками самого Серафима Саровского.
Святой праведный Симеон Верхотурский считался покровителем Уральской земли и Сибири. Ему молились и просили его о помощи не только уральские казаки на фронтах Великой войны, не только бывшие крестьяне – а теперь «сибирские стрелки» под разрывами «японской шимозы», но и сама Императорская Семья глубоко любила и чтила праведного Симеона. До последних мгновений жизни Царственные Страстотерпцы хранили образки святого.
Так, после освобождения Екатеринбурга частями Белой армии Верховный Правитель России адмирал Колчак поручил генералу Дитерихсу руководство расследованием убийства Августейшей Семьи. Дитерихс, вместе со следователем Соколовым самым тщательным образом обследовал в Иппатьевском доме комнаты, где жили пленники. И до сих в архиве хранится опись оставшегося от убитых имущества. В том числе там есть следующая запись: «Образ Св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме. На обороте написано: “Дорогой Татьяне от Ани. 1916”.
Финифтевый образок Св. Симеона Верхотурского, маленький, в металлической рамочке, на обороте обтянут малиновым бархатом».
Первый образок, вероятно, принадлежал царевне Татьяне Николаевне.
О самом праведном Симеоне известно немного. Коротко скажем лишь (более подробно о нем можно прочитать в «Житиях святых»), что он был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Симеон жил обычно на погосте села Меркушинского при храме Архистратига Михаила, недалеко от города Верхотурья (Пермский край). В десяти верстах от Меркушино на берегу реки Туры Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда, при этом отличался нестяжательством. Вёл проповедь христианства среди вогулов.
Скончался в Меркушине в 1642 году, в возрасте 35 лет и был похоронен на Меркушинском погосте. Гроб с нетленными останками Симеона вышел из земли у Михайло-Архангельской церкви в селе Меркушино Верхотурского уезда в 1692 году. Сразу же начались чудеса исцеления от мощей.
В 1693 году в Меркушино Сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой деревянную часовню. В декабре 1695 года мощи дважды освидетельствовались митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским-Корсаковым). Его «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца» является самым ранним и, практически, единственным источником сведений о жизни Симеона.
12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из Меркушинского погоста в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая, где их поместили в монастырской церкови у правого клироса.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого в том, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
В начале ХХ в. в Свято-Николаевский монастырь к мощам праведного Симеона приезжало до 100 тысяч паломников в год. И поэтому 12 сентября 1905 г. в монастыре был заложен новый каменный трехпрестольный Крестовоздвиженский собор.
Это было сооружение огромных размеров, вмещавшее несколько тысяч человек, больше его в России был только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. При проектировании Крестовоздвиженского собора за образец был взят Храм Христа Спасителя в Москве.
Проектировал собор пермский архитектор А.Турчевич, известный такими выдающимися храмами, как Николаевский собор Белогорского монастыря, Никольская (Иоанно-Предтеченская) церковь в Кунгуре, кафедральный собор в Оренбурге и храм на Мотовилиховском заводе в Перми. Освящение собора и перенос в него мощей Симеона Верхотурского состоялись 11 сентября 1913 года, во время празднования 300-летия династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии от Царской Семьи: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия».
На освящение собора Императрица Александра Федоровна подарила монастырю для украшения раки с мощами Симеона Верхотурского сень, расшитую золотом и серебром с надписью: «Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25». Ее торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 километров.
Посещала Верхотурье и преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.
Воображение современников поражала красота убранства нового храма. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами, а центральный иконостас изготовили из фаянса на московской фабрике М.С. Кузнецова.
О размере пожертвований собору говорит следующее: в 1922 г. при ограблении монастыря большевиками, ими было захвачено в Крестовоздвиженском соборе 3 пуда 10 фунтов 53 золотника серебра (55 кг.), а также серебренная рака от мощей весом 10 пудов 7 фунтов 36 золотников ( 166,7 кг.).
В России были построены десятки храмов во имя святого Симеона Верхотурского чудотворца. Частицы его мощей хранились в нескольких монастырях и почитались как великие святыни. Так, в Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном в конце XVII в., на побережье озера Байкал вблизи от места гибели первого царского посольства в Монголию во главе с Ерофеем Заболоцким, до сего дня хранится серебряный крест-реликварий с частицей мощей праведного Симеона.
В июне 1919 года Верхотурье было занято большевиками. На следующий год они вскрыли мощи святого праведного Симеона Верхотурского. Последний настоятель монастыря архимандрит отец Ксенофонт позднее погиб в Беломорбалтлаге.
В 30-х годах Крестовоздвиженский собор оказался окончательно закрыт для верующих. Фаянсовый иконостас уничтожили, а в самом монастыре устроили колонию для малолетних преступников.
Меркушинский церковный ансамбль так же был разгромлен коммунистами. Святой источник засыпан. В 1931 году взорван Михаило-Архангельский собор, в 1945 году была разобрана на кирпичи галерея. Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась.
Недавно Меркушино стало оживать. Храмовый комплекс восстановлен. Там образовано Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря.
Свято-Николаевский монастырь был возвращен Православной церкви в 1990 г.
В первый период почитание праведного Симеона Верхотурского, вероятно, было местным. По крайней мере, все известные автору иконы с его изображением изготовлены не ранее 1830-х гг., а наиболее ранние нательные образки относятся к последней четверти XIX в. При этом, большинство таких образков вообще датируются последними годами XIX и началом ХХ вв. Возможно заметную роль в увеличении популярности святого сыграло организованное в Екатеринбурге в 1886 году Православное Братство святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца.
Братство помогало бывшим сектантам и раскольникам. А т.к. многие Православные Братства занимались и изготовлением крестов и образков с изображениями святых в честь кого названы, можно предположить, что и Братство святого Симеона организовало такое производство.
Разумеется, и внимание к святому Симеону со стороны Императорской Фамилии не могло остаться незамеченным. Благодаря этому вниманию количество паломников к мощам праведного Симеона в начале ХХ в. постоянно росло и соответственно увеличивалось производство иконок с изображением святого.
Изготовлением их стали заниматься в самых разных уголках империи. На рубеже XIX–ХХ вв. финифтяные иконки праведного Симеона делали знаменитые ростовские эмальеры. Распространением таких образков по России занимался, в частности, Петр Иванович Кузнецов, поставлявший финифтяные иконы в различные монастыри. Недавно при ремонте бывшего дома Кузнецова в Ростове был найден клад финифтяных образков, служивших, возможно, т.н. «образцами» для мастеров. И в частности там были и различные виды иконок с изображением святого Симеона: «на фоне монастыря», «погрудное изображение», «у речки (на фоне пустыньки)» и т.д.
Известны различные медные штампованные образки праведного Симеона – овальные, прямоугольные, фигурных очертаний и т.д.
Разумеется, при такой популярности Симеона Верхотурского не могли «пройти мимо» и печально известные фирмы «А. Жако и К» и германское акционерное общество «В.В. Бонакеръ». Первоначально они занимались изготовлением жестяных коробок для различных товаров (в основном для сапожной ваксы) с цветными хромолитографическими изображениями. А в 1880-х гг. организовали выпуск огромного количества нательных образков и икон в виде штампованных жестяных пластинок, украшенных цветными картинками, имитирующими финифть. Изготавливались они так же методом хромолитографии.
Подобная продукция по внешнему виду напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. К 1901 г. дешевыми жестяными иконами был наполнен иконный рынок всей Империи. Для их реализации была создана сеть специальных лавок.
В 1902 г. Указом Святейшего Синода было запрещено печатать иконы на жести. Но «Жако» и «Бонакеръ», вероятно, продолжали еще какое-то время свою деятельность. Во всяком случае, в переписке Обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева сохранилось письмо от неустановленного адресата, датированное 1903 г. Вот что в нем говорилось: «В бытность В(ашу) в Москве у нас была речь об иконах на жести. По сему поводу долгом считаю передать Вам рассказ одного почтенного православного человека о том впечатлении, какое вынес он из магазина Жако, где купил себе икону.
Говорил он с грустью. Весь магазин уставлен сверху донизу иконами, торговцы ничем не стесняются, курят, и весь магазин полон дыма…
Как охранить от такого поругания хотя бы и не освященные, но все ж священные изображения? Особого надзора за такими нет, продают там большею частью нерусские люди, – кто знает? Может быть, иногда шутки себе позволяют, что продают «русских богов», – да вообще, кажется, следовало бы выработать какие-либо правила надзора за продажею предметов религиозного почитания во избежание глумления над ними и профанации...
...Известно, как народ благоговейно относится к иконам: он не употребляет в отношении к ним даже житейского слова «купить», а говорит «выменять икону». Надобно беречь такое благоговейное отношение, и церковь, монастырь сберегли бы его скорее, чем иноверцы, ставящие иконы на полу, курящие, окуривающие их табачным дымом и обращающиеся с ними, как с обыкновенным товаром».
Это письмо очень ярко иллюстрирует всю деятельность фирмы «Жако» в России. И нет ничего удивительного, в запрещении ей заниматься изготовлением «образов». Скорее удивительно, что запрет последовал через столько лет после начала «иконописной» деятельности иностранцев на территории Империи.
Известный историк христианского искусства, основатель Русского Археологического института в Константинополе Никодим Павлович Кондаков писал: «Просматривая печатные образки, с особенно неприятным чувством почти во всех видишь тот слащаво-прикрашенный вкус, который сложился в живописи конфетных коробок. В угоду этому вкусу переделаны и лики святых, и даже снимки с чудотворных икон».
Хромолитографические иконы и нательные образки святого Симеона Верхотурского встречаются очень часто – вероятно они были изготовлены в очень больших количествах. Многие образки этого типа по своей форме повторяют фигурные оправы финифтяных изделий.


Образок 1
Образок овальной формы. Медный сплав. Оглавие в виде плоского ушка. Высота 30 мм.
Лицевая сторона В центре в полный рост изображен праведный Симеон Верхотурский. На нем обычная мирская одежда. В левой руке Симеон держит свиток. Справа от святого видна ель. Слева деревянная постройка (Меркушинский погост?). В верхней части образка надпись: «Пр. Симеон Верх.»
Оборотная сторона Шестистрочная надпись: «Образъ святого преподобн. Симеона Верхотурского чудот.»


Образок 2
Образок овальной формы. Медный сплав. Оглавие утрачено. Высота 40 мм.
Лицевая сторона
Изображен в молении на берегу реки святой Симеон. На земле стоит корзинка, рядом лежит удочка. В верхней части образка надпись: «С. пр. Симеонъ Верхотур. Чуд.»
Оборотная сторона
В центре изображен восьмиконечный Голгофский Крест с орудиями Страстей Христовых. Оконечности лопастей креста имеют трехчастное завершение.
По периметру образка круговая надпись – отрывок из «Похвалы Кресту»: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко».


Образок 3
Прямоугольный образок в фигурном обрамлении. Медный сплав. 35х30 мм. Толщина более 1 мм. Оглавие утрачено.
Лицевая сторона
Изображен молящийся на берегу реки святой Симеон в лучистом нимбе. За его спиной лес. На другом берегу реки, вероятно, изображена каменная часовня, построенная в 1808 г. в селе Меркушино, на месте обретения его мощей.
В верхней части образка надпись: «С. пр. Симеонъ Верхот. ч.». По периметру орнамент растительного характера.
Оборотная сторона
Изображен в прямоугольном «медальоне» восьмиконечный крест, декорированный по углам трилистниками. По периметру образка растительный орнамент.




Образок-1.jpg
Образок-2.jpg
Образок-3.jpg
Продолжение следует.

Valeriy K
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 18:42
Репутация: 1

Re: ОБРАЗ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО В НАТЕЛЬНОЙ ПЛАСТИКЕ

Сообщение Valeriy K » 29 июн 2020, 21:25

Образок 4
Образок прямоугольной формы. Медный сплав. Высота 42 мм.
Лицевая сторона
В полный рост изображены: слева Симеон Верхотурский, справа Николай Чудотворец. На заднем плане видны постройки Николаевского Верхотурского монастыря. В верхней части образка «Спас на облаках», благословляющий на обе стороны.
Оборотная сторона
Изображен семиглавый собор. Над ним надпись: «В память освещения собора 11 сентября 1913 г.»
Данный образок, видимо, был изготовлен в честь освящения Крестовоздвиженского собора в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, т.е. - не ранее 1913 г


Образок 5
Образок овальной формы. Медь, эмаль. Оглавие из медной проволоки, припаянной оловом к медной оправе. Высота 30 мм. Письмо на иконке не самое искусное.
Лицевая сторона
Изображен молящийся на берегу реки святой Симеон. За его спиной лес. На другом берегу реки изображена каменная часовня, построенная в 1808 г. в селе Меркушино, на месте обретения его мощей.
Симеон одет в синий кафтан. В левой руке святой держит свиток, на котором на больших иконах пишется следующий текст: «Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную».
Оборотная сторона
На белой эмали текст, написанный неразборчивым почерком: «Образъ преп.(?) Симеон Вер.(?) чуд.»


Образок 6
Еще одна финифтяная иконка праведного Симеона Верхотурского в целом повторяет предыдущюю. Немного отличается лишь текст на оборотной стороне: «Образъ с. пр. Симеона Верхо Чудо».
Образок-4.jpg
Образок-5.jpg
Образок-6.jpg

Valeriy K
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 18:42
Репутация: 1

Re: ОБРАЗ СВЯТОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО В НАТЕЛЬНОЙ ПЛАСТИКЕ

Сообщение Valeriy K » 01 июл 2020, 17:23

Образок 7
Иконка прямоугольной формы. Хромолитография. Металл, дерево, материя. Оглавие утрачено. Металлическая иконка прикреплена к деревянному «наполнителю» четырьмя «гвоздиками».
Лицевая сторона
Изображен на берегу реки святой Симеон. У его ног корзинка и удочка. Правая рука святого молитвенно прижата к груди, в левой свиток. Симеон одет в мирские одежды, на ногах его лапти. Над святым частично утраченная надпись: «Св. пр. Симеонъ Верхотур (?) Чуд.»
Слева вверху изображен «Спас на облаках» благословляющий правой рукой.
Оборотная сторона затянута материей.


Образок 8
Образок прямоугольной формы. Заключен в фигурное обрамление. Хромолитография по металлу, наполнитель, материя. По периметру образка и обрамления рифленый ободок. Оглавие из круглой в сечении проволоки.
Изображен на берегу реки святой Симеон в молении к «Облачному Спасу». Над фигурой святого надпись: «Св. преп. Симеонъ Верхотур. Чуд.». Надпись частично перекрыта нимбом.
Оборотная сторона закрыта материей.
Образок 9
Образок практически идентичен вышеописанному, но отличается значительно более худшей сохранностью.
Образок-7.jpg
Образок-8.jpg
Образок-9.jpg

Ответить

Вернуться в «МЕТАЛЛОПЛАСТИКА»