Бессмертие штабс-капитана Нестерова

Обсуждение и идентификация предметов и находок, связанных с ПМВ в России

Модератор : CrazyFrog

Модератор: svkon

Ответить
Aeternitas
Модератор
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 23 июл 2021, 22:15
Репутация: 0
Контактная информация:

Бессмертие штабс-капитана Нестерова

Сообщение Aeternitas » 17 сен 2021, 13:16

Jx-j5ElYkpk.jpg
26 августа (8 сентября по н. ст.) 1914 года на большой высоте в небе в районе Жолквы (в 1951 - 1991 гг. - город Нестеров) показались австрийские аэропланы, вылетавшие из района крепости Перемышль. Среди них был крупный по тем временам биплан "Альбатрос". Навстречу австрийским самолетам вылетели знаменитый летчик Нестеров и еще два русских пилота. Пока они взлетали и набирали высоту австрийцы успели уйти. Однако, спустя три часа над расположением русского летного отряда вновь появляется австрийский "Альбатрос". На этот раз без сопровождения. На перехват и преследование взлетает один Нестеров. Русский летчик быстро набирает высоту и, получив преимущество в высоте, начинает стремительно догонять самолет противника. Умело используя маневренность своего "Морана", Нестеров старался принудить австрийского авиатора к посадке в расположении российских войск. Но эти действия не приносят желаемого результата. «Альбатросу» удается вырваться на открытое пространство и он начинает удалять в сторону линии фронта. Тогда Нестеров вновь поднимает «Моран» выше аэроплана противника и неожиданно перейдя в пике обрушивает удар своей машины по верхнему крылу «Альбатроса. Австрийский самолет теряет управление и падает. Погибает и управлявший бипланом летчик Фридрих Розенталь. Однако, вместе с ним погибает и легендарный Петр Нестеров.

Согласно акту расследования обстоятельств героической кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова:
"Решение таранить и сбивать неприятельские воздушные машины у штабс-капитана Нестерова зародилось уже давно. Так, в городе Дубно числа 5 - 6 августа им был приспособлен нож к задней конечности фюзеляжа, которым он предлагал разрезать оболочку неприятельского дирижабля. Во время пребывания в Злочеве он решил приспособить к хвосту аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся опутать винт неприятельского аппарата, пролетая перед носом такового...
Из всего вышеизложенного надлежит вывести заключение, что штабс-капитан Нестеров сознательно, презрев личную опасность, преднамеренно поднялся, настиг и ударил неприятельский аэроплан собственной машиной, что от силы столкновения собственный аппарат штабс-капитана Нестерова настолько пострадал, что штабс-капитан Нестеров спуститься на нем не мог, был выброшен из аппарата при одном из резких движений последнего и погиб, разбившись о землю".

Без сомнения, Петр Николаевич Нестеров был одним из самых ярких представителей романтической плеяды первых русских авиаторов энтузиастов заложивших основы знаменитой, самобытной и узнаваемой русской летной школы.

Петр Нестеров появился на свет15 февраля 1887 г. в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса в Нижнем Новгороде. В него и поступил спустя 10 лет поступил осиротевший мальчик. Завершив обучение он в числе шести лучших выпускников отправился поступать в знаменитое Михайловское артиллерийское училище. В 1906 г. девятнадцатилетний подпоручик Нестеров был выпущен и направлен в 9-ю Восточно-Сибирскую артиллерийскую бригаду расположенную во Владивостоке.
Увлечение авиацией пришло к нему в 1910 году. Это был романтический период истории авиации. Профессия воздухоплавателя была полна опасностями и приключениями. Увлекшись летным делом Нестеров, даже построил планер собственной конструкции.

В 1912 году 25-летний поручик 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады Пётр Нестеров направляется на учёбу в Офицерский класс Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине и уже в сентябре 1912 года совершает свой первый самостоятельный полёт.

По окончании учебного курса в мае 1913 года в Авиационном отделе той же школы и сдачи экзамена на звание «военный лётчик», он получает назначение в формировавшийся в Киеве 11-й (с 08.08.1913) корпусной авиационный отряд).

Он быстро зарабатывает репутацию не только выдающегося летчика (не прошло и года как именно он вводит в практику обучение курсантов посадке с отключенным двигателем), но и признанного теоретика авиации.

Идея «мертвой петли» зародилась у Нестерова еще в 1912 г. Молодой авиатор на практике, на личном примере стремился доказать, что «воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им». Техника на заре авиации еще не отличалась надежностью и господствовало мнение, что существуют такие «критические углы смерти», из которых вывести самолет уже нет возможности. Нестеров придерживался противоположной точки зрения: если есть запас высоты, аэроплан можно выровнять из любого положения.

Около года молодой авиатор делал расчеты, изучая возможность осуществления этой неслыханной по тем временам фигуры высшего пилотажа. 9 сентября 1913 года (по старому стилю – 27 августа) в 18.15 в небе над Киевом русский военный летчик Петр Нестеров на самолете «Ньюпор IV» впервые в мире исполняет «мертвую петлю» – фигуру высшего пилотажа, впоследствии названную «петлей Нестерова». Однако, триумф летчика не только не признали, но даже едва не посадили под арест «за риск казенным имуществом».

Ничто в этом мире принципиально не меняется, русские приоритеты постоянно оспариваются с большим сопротивлением пробивая себе дорогу и с боем завоёвывая
ERwzgikX0AATWm0.jpg
заслуженно признание. Так было и в начале 20-го века, накануне Великой (Первой) мировой войны. Первенство в исполнении «мертвой петли» неоднократно оспаривалось зарубежными летчиками. Через некоторое время «мертвую петлю» исполнил и французский летчик Адольф Пегу. На Западе его тут же объявили первопроходцем высшего пилотажа. Справедливости ради надо сказать, что сам француз зная последовательность событий так не считал.

Весной 1914 г. Пегу прибывает в Санкт-Петербург для демонстрации «мертвой петли», и привыкшая к подобострастию перед Западом отечественная пресса сразу же принялись петь французу неумеренные дифирамбы, даже не помянув о мало кому известном доморощенном герое-авиаторе. Поистине. «нет героя в своем отечестве.
Нестеров не смирился с этой несправедливостью и разослал разослать в газеты телеграммы следующего содержания: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую «мертвую петлю» совершил русский летчик». Летом 1914 г. Киевское общество воздухоплавания опубликовало в журнале «Автомобильная жизнь и авиация» подборку материалов, неопровержимо подтверждающих первенство русского авиатора в выполнении «мертвой петли».

Тем временем Нестеров становится командиром Киевского авиационного отряда. Здесь, органично сочетая свои выдающиеся задатки теоретика и смелого экспериментатора, он начинает разрабатывать тактику ведения воздушного боя и выполнения ночных полетов. Ему удается провести первую в истории воздухоплавания разведывательную маршрутную авиасъемку, а также обосновать и на практике доказать возможность выполнения глубоких виражей.
«В воздухе для самолета всюду опора», – эти слова фактически в полной мере отражают его философию как пилота-практика.

С началом Великой (Первой) мировой войны, Нестерову продолжает свои смелые авиационные эксперименты.
Одним из первых он производит бомбардировку позиций противника артиллерийскими снарядами. В начале войны самолеты применялись в основном для разведки и не были оснащены пулеметами. В начале войны пилоты были ограничены в своих боевых возможностях и либо стреляли друг в друга из револьверов, либо поднимаясь повыше сбрасывали бомбы на укрепленные позиции и места скопления войск. К началу войны русский летчик по праву считался пилотом-новатором и основоположником высшего пилотажа. Теперь ему предстояло подтвердить разработанные приемы воздушного боя в условиях реальных боевых действий, в том числе, воздушный таран.
Штабс-капитану Петру Нестерову оставалось сделать еще один, последний шаг, чтобы навсегда войти в историю авиации…

Подвиг Петра Нестерова открыл новую страницу истории в использовании истребительной авиации. Именно после этого исторического события на самолетах Русской Императорской армии, стали устанавливать пулеметы. А таран полноправно утвердился как один из действенных приемом воздушного боя. В марте 1915 года воздушный таран осуществил российский летчик поручик А. Казаков, сумевший после удачной атаки благополучно вернуться на свой аэродром.
В годы Великой Отечественной войны советские летчики применили таран более 600 раз.

Петр Николаевич Нестеров был посмертно удостоен высшей воинской награды России - ордена Святого Георгия IV степени. На месте гибели летчика уже в 1914 г. был сооружен монумент, который со временем вырос в целый мемориал. К сожалению, сегодня музей Нестерова находится в плачевном состоянии.
Вложения
kiev_nesterov.jpg
8 сентября 1914.jpg
Talalihin_600_vozdushnyy-taran-Nesterova.jpg

Ответить

Вернуться в «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-1918 Г.Г.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя