Страница 1 из 1

Задумаемся о судьбе затонувших кораблей!

Добавлено: 26 сен 2012, 17:29
Инкерман
господа попалась мне на глаза очень интересная статья заставляющая в очередной раз задуматься - а нашему правительству хоть что то историческое интересно кроме денег!???

По мере развития подводных исследований все новые и новые страны задумываются о статусе лежащих на дне останков погибших кораблей. Споры идут довольно большие. Наиболее горячие головы – преимущественно из числа археологов даже требуют объявить ВСЕ погибшие корабли «культурным наследием человечества». Само по себе желание понятное и даже лестное для моряков: ведь на суше еще никому не пришло в голову каждый дом объявить мировым наследием… Но эту идею невозможно реализовать – число кораблей, погибших за последние 2000 лет очень высоко. Только в Финском заливе и Ладоге на дне лежит минимум 30 000 корпусов – их будут искать и изучать еще внуки наших внуков. Охранять и сберегать (а именно это предполагает статус памятника) все невозможно да и не нужно. Ведь даже в Санкт-Петербурге статус памятников разного значения имеют всего лишь несколько тысяч объектов. Причем сегодня государство признало, что оно не может и не хочет их все охранять и содержать… Что ж тогда делать с подводными объектами?

Без сомнения, среди них есть особо ценные объекты действительно являющиеся памятниками культуры мирового значения. Автору уже приходилось писать о таких открытиях, сделанных в Финском заливе ( см. статьи в «Капитан - клубе: «Свидетель славы россиян…» - № 4/2003г., «Пиратский корабль для императора России» - № 1/2004 г., «Дело о контрабанде» - № 2/2004г., «Загадочная находка» - № 3/2004 г.). Но есть еще особые объекты, имеющие другой статус – «мемориальный», как памятники нашей отечественной истории. Это Российские корабли бывшие участниками и свидетелями событий, оставившими след в судьбе нашей страны и мире. Будучи в свое время лишь эффективным инструментом обеспечения государственных интересов России, они сегодня действительно превратились в памятники, сопоставимые по ценности со сберегаемыми на суше историческими зданиями. Только не сберегаемые. Судьба их в общем плачевна. Мониторинг показывают, что они разрушются. Причем эти утраты отнюдь не результат действий дайверов, а следствие воздействия неблагоприятной природной среды, в которой они находятся, а также хозяйственной деятельности – мореплавания, рыболовства и пребрежного строительства.

Приведем один пример. Лет 30 тому назад в «застойные» советские времена автору приходилось читать довольно много газетных и журнальных публикаций на тему необходимости сохранения такого уникального памятника как корпус 52-пушечного фрегата «Паллада», затопленного в Императорской гавани 31 января 1856 года. Корабль, знаменитый своим плаванием из Кронштадта в Японию и ставший объектом большой русской литературы справедливо считался претендентом № 1 на музеефикацию. Но вот и Советского Союза нет и новое Российское государство набирает силы, а этот корабль так и не стал памятником. Более того – еще сильнее разрушился. Причем за эти годы никто даже не провел полноценного научного изучения корпуса… А ведь его не нужно даже искать – место затопления известно.

Но этот пример можноразвить. Дело в том, что тогда в 1856 году решение о затоплении корпуса старого 23-летнего (постройки 1832 г.) фрегата, было принято лишь после закладки новых кораблей, которые должны были его заменить. Это были небольшие (615 тонн) парусно-винтовых клипера, которые благодаря своей великолепной мореходности, небольшой осадке и наличию парового привода как нельзя лучше подходили для решения задачи освоения Россией своих новых дальневосточных территорий. Шесть таких клиперов были заложены в один день - 5 января 1856 года архангелогородской верфи. Все они прославились географическими открытиями на Дальнем Востоке, экипажу одного из них , пропавшего без вести с кораблем стоит памятник в Кронштадте, а останки трех – лежат на дне Балтики и Финского залива. Причем двух – в непосредственной близости от берега, легко доступные для посещения и изучения.

Первый из них – клипер «Джигит» был спущен на воду 23 июня 1856 года и 29 июля ушел под парусами в Петербург, где зимой в сухом доке были смонтированы 2 паровых цилиндрических огнетрубных однотопочных котла, двухцилиндровая горизонтальная простого расширения паровая машина мощностью 150 н.л.с (300 и.л.с.), подъемный двухлопастной гребной винт и валопровод, изготовленные на Ижорских заводах А. 19 октября 1857 года клипер под командованием капитан-лейтенанта Г.Г. фон Майделя ушел в Тихий океан в составе Первого Амурского отряда. За 321 день он пересек Атлантический и Индийский океаны и 5 августа 1858 года прибыл в залив Де Кастри. А как известно 28 мая 1858 года в г.Айгунь был подписан российско-китайский договор, по которому Российская империя получила новую границу на востоке. И клипер «Джигит» в течении 3 лет занимался изучением и освоением вновь присоединенного к России региона. В память об этих его работах на гидрографических картах сохранились такие названия как «бухта Джигит», «гора Джигитская», «залив Майделя». А 20 июня 1860 года клипер участвовал в основании поста Владей Востоком на берегу бухты Золотой Рог залива Петра Великого.

15 января 1861 года клипер в составе отряда покинул дальневосточные воды и 14 августа благополучно прибыл в Кронштадт, где предполагался его капитальный ремонт. Но из-за нехватки средств, уходивших на строительство новых броненосных кораблей клипер был поставлен «на консервацию».

Второй клипер, получивший имя «Наездник» был спущен на воду на три недели позже «Джигита» - 14 июля 1857 года, но уже с собранной паровой машиной. Но ее испытания и отладки затянулись и «Наездник» ушел из Архангельска в Петербург лишь 14 октября. Машина оказалась ненадежной и вследствие поломки котлов клипер зимовал в Норвегии. Пережидая ледостав в Финском заливе он прибыл в Кронштадт лишь 24 мая 1857 года, где вынужден был встать на замену котлов, которая затянулась на 2 года.

Лишь 29 августа 1859 года, зачисленный в Третий Амурский отряд клипер самостоятельно под командованием капитан-лейтенанта Н.А.Ратькова ушел на Дальний Восток, проделав путь через три океана в одиночку. Там в течении 1860-1862 годов он участвовал в работах по описи берегов Дальнего Востока, о чем свидетельствует название «бухта Наездник» на карте. Хотя после каждой компании клипер проходил текущий ремонт в Японии, где обычно зимовал, интенсивность его плавания была такова, что через три года он был отозван в Петербург для капитального ремонта. Но прибыв в Кронштадт в середине июля 1863 года «Наездник» как и «Джигит» был поставлен на «консервацию». А 16 июля 1866 года одним приказом по Морскому Министерству оба клипера были «отчислены к Кронштадскому порту». Оттуда они в конце июня 1869 года вместе ушли в свой последний поход.

Короткая, но яркая служба обоих клиперов закончилась утром 2 июля 1869 года на внешнем Транзундском рейде, когда они в качестве судов-мишеней были затоплены в ходе маневров Балтийского флота. Демонстрируя Императору Александру II новинки военно-морской техники русские моряки сначала потопили клипер «Джигит» огнем 15-дюймовых (321-мм) пушек, а затем буксируемой миной подорвал и, стоявший на якоре клипер «Наездник».

Так корабли, бывшие первыми участниками освоения Россией Дальнего Востока, поэтично и любовно описанные в морских рассказах Станюхевича ушли в историю, чтобы сохраниться на дне до наших дней.

Мы нашли оба клипера довольно давно - еще в 1996 году, в рамках работ по картированию объектов, погибших на Транзундском рейде. Этот участок Выборгского залива между островами Вихревый, Крепыш и Высоцкий один из самых насыщенных затонувшими объектами – но нашим наверняка неполным данным здесь затонуло 119 судов, из которых пока нами найдено только 17. Тогда же мы идентифицировали находки. Тут следует отвлечься и заметить, что суда по публикациям корпус «Наездника» был в 1995 году независимо от нас обнаружен водолазом Дмитрием Столбовым при работах общества «Память Балтики». Но во всех публикациях коллеги почему-то пишут о нем как о торговом корабле длиной 30 метров, хотя по палубе его длина составляет 50 метров.

Но серьезно обследовали мы их лишь в 2002-2003 годах в рамках съемок фильма, посвященного фрегату «Олег». Дело в том, что фрегат был участником тех маневров, а главные фигуранты катастрофы фрегата – командиры «Олега» (капитан I ранга Майдель) и «Кремль» (капитан II ранга Корнилов) оба служили на «Джигите», причем вместе как командир и старший помощник. И оба наблюдали гибель своего первого корабля – великолепный эпизод для фильма.

Тем более, что оба корпуса сохранились практически идеально и стоят на дне на ровном киле являясь прекрасными объектами для съемок. Надо сказать, что прекрасные качества и прочность корпусов клиперов отмечали все моряки, плававшие на них. Хотя однопалубные низкобортные корабли, длиной 47,4 метра и шириной 8,5 метров имели высоту надводного борта всего 0,91 метра они прекраснейшим образом выдерживали океанские штормы. Для обеспечения продольной прочности узких и острых корпусов в их конструкцию проектировщики капитан 2 ранга И.А.Шестаков и поручик А.А.Иващенко ввели диагональные связи (ридерсы и раскосины) и продольные связные поясья. Кроме того подводная часть корпусов до бархоута обшивались листовой медью, положенной на просмоленную бумагу. Возможно, поэтому оба корпуса по-прежнему стоят в сборе без каких-либо повреждений. То есть корма «Наездника», разумеется, разрушена взрывом, а палубный настил у него, над машинным отделением разобран. Это вкупе находками на палубе деталей паровой машины заставляет предполагать, что она была демонтирована перед затоплением. Зато на «Джигите» корпус не имеет абсолютно никаких видимых повреждений. Более того – палуба не вскрыта – сохранились все палубные люки. Учитывая, что из отверстия дейдвуда выходит муфта валопровода, можно предположить, что в занесенном илом машинном отделении до сих пор находятся паровые котлы и паровая машина. Из клюза до сих пор выходит якорный канат, а на палубе были найдены детали резного декора корабля. Кажется, оба клипера ждут, чтобы пойти в очередное плавание… Да и лежат они лишь в нескольких сотнях метров друг от друга, что облегчает ведение раот.

И действительно – это ли не великолепные объекты для музеефикации? Стоящие на глубине всего 13,5 метров полностью сохранившиеся корпуса кораблей, ознаменовавших в свое время возрождение российского флота после Крымской (Восточной) войны. Казалось бы, ну что еще искать? И тем не менее они никого не интересуют. Ни ученых-археологов, ни энтузиастов-ныряльщиков, ни Военно-Морской флот, ни государственные органы учета и охраны памятников. В рамках проекта «Тайны затонувших кораблей» мы оформили на них карточки для постановки на учет. Но это все, что мы можем сделать.

Неужели и этих наследников «Паллады» ждет такая же судьба? Или даже, более худшая? Ведь оба корпуса лежат в районе интенсивного развития прибрежной хозяйственной деятельности – прямо напротив них идет строительство нового нефтяного терминала компании «Лукойл». Более того – корпус «Наездника» лежит внутри указанного на картах квадрата рекомендованной якорной стоянки (район 18 б). В случае приходу туда океанских танкеров корпус будет неминуемо разрушен якорями и винтами. Впрочем капитанов этих танкеров тоже ждут неприятные сюрпризы.

Но как в этом случае будут выглядеть поборники тотальной охраны всех лежащих на дне кораблей? Ребята – на обследование этих «мемориальных» объектов осталось очень, очень мало времени. И не говорите, что Вас не предупреждали.

А ведь «Джигит» и «Наездник» лишь примеры, связанные с «Палладой» и освоением Дальнего Востока. У нас разработан целый реестр «исторических» кораблей, связанных с событиями в жизни российского государства. Найти мы их, конечно, найдем. Но что дальше?

Re: Задумаемся о судьбе затонувших кораблей!

Добавлено: 28 сен 2012, 08:37
ГОША
А дальше не чего... все сгниет и стухнет, нафиг это богатство не кому не нужно, это же не нефть, не газ, не золото...
Сильно не обогатишься, а тратить в "холостую" у нас не любят! А какой можно было забахать суперский музей! Но нет. Открыли в Выборгском замке - музей подводной археологии: пару пушек, ядра и любимые якоря, ВСЕ!!!