Знак отличия ВО, русско-турецкая война
Модератор: svkon
Знак отличия ВО, русско-турецкая война
В 1866 году Роберт Уайтхед запатентовал своё детище, над которым работал два года.
Самое интересное, что хотя Уайтхед и был англичанин, но работал для военного флота Австро-Венгрии. Был такой мощный флот (многие ли о нём слышали?) - одних линкоров 4 штуки, не говоря уж о крейсерах, и порядка 70-ти миноносцев. Вот тут-то "самоходные мины Уайтхеда" и пригодились. В 1871 году их приняли на вооружение австро-венгерского флота , а потом начали и экспортировать, в том числе в Россию.
Зато первое удачное боевое применение торпед (будем уж их по-современному называть) всё-таки за русским флотом! Во время русско-турецкой войны лейтенант С.О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, получил под своё командование пароход "Великий князь Константин", который переоборудовал в носитель минных катеров. Дальность торпед того времени была совсем невелика, ведь в движение они приводились сжатым воздухом, сколько его накачаешь в столь небольшом объёме?
А большому кораблю незаметно приблизиться к цели практически невозможно. Родилась идея использовать небольшие катера, доставляемые к месту атаки кораблём-носителем.
В начале русско-турецкой войны превосходство турок на море было подавляющим – сказывались результаты ограничений, наложенных на Россию после Крымской войны.
Несколько выровнять шансы спасло то, что во флот были зачислены коммерческие пароходы. Из одних таких пароходов сделали вспомогательные крейсера, действовавшие на турецких морских коммуникациях (См.: Как капитан Баранов взял в плен турецкий пакетбот с 800 солдат). Другим решением была переделка парохода в минный крейсер. Таким минным крейсером был «Великий Князь Константин». Автором идеи его применения и его капитаном был будущий адмирал, а тогда еще лейтенант Степан Осипович Макаров. Идея Макарова состояла в том, что пароход нёс на себе четыре небольших катера водоизмещением всего по шесть тонн. Неподалёку от объекта атаки катерки спускались на воду, из паровых котлов парохода в их котелки подавался готовый пар, которого хватало на то, чтобы 12-узловым ходом сходить в атаку за 5-7 миль и вернуться обратно.
Первоначально такие катера несли на себе шестовые мины или буксируемые мины-крылатки. Первую атаку Макаров предпринял 30 апреля 1877 года. Однако эта атака с минами-крылатками оказалось неудачной, и тогда Макаров решил использовать самодвижущиеся мины, к которым тогда ещё не прикрепилось название «торпеды».
Правда, пока выполнялся заказ на изготовление торпед, Макаров вынужден был использовать шестовые мины с их помощью 8 июня «Великий князь Константин» в ходе очередного крейсерского рейда потопил турецкий торговый бриг «Османие» и три небольших парусных судна, а 21 июля его катера-миноноски потопили четыре небольших коммерческих судна недалеко от Босфора.
Наконец, торпеды были получены, и в ночь с 13 на 14 января 1878 года «Великий Князь Константин» отправился в поход на Батум. Пароход приблизился на к Батуму на 4-5 миль и спустил на воду катера-миноноски «Чесма» и «Синоп», которыми командовали, соответственно, лейтенанты Зацарённый и Шешннский. На «Чесме» торпеда располагалась в дырчатой трубе под килем, а на «Синопе» – на буксируемом плотике. Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, после чего выпустили свои самодвижущиеся мины. Мина Зацарённого ударилась у грот-мачты, а мина Шешинского – немного правее. Обе торпеды взорвались одновременно. Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа – из 35 турок утонуло 23. Катера же, оставив плотик и сбросив подкилевую трубу, вернулись на свой пароход.
Потопление этой малой канонерской лодки стало историческим событием, поскольку впервые в истории корабль был потоплен торпедой.
«Интибах» с деревянным корпусом был спущен на воду в Стамбуле в 1867 году, имел длину 40,4 м, ширину 6,7 м, осадку 3,2 м, и вооружение в две 102-мм и одну 57-мм пушки.
Самое интересное, что хотя Уайтхед и был англичанин, но работал для военного флота Австро-Венгрии. Был такой мощный флот (многие ли о нём слышали?) - одних линкоров 4 штуки, не говоря уж о крейсерах, и порядка 70-ти миноносцев. Вот тут-то "самоходные мины Уайтхеда" и пригодились. В 1871 году их приняли на вооружение австро-венгерского флота , а потом начали и экспортировать, в том числе в Россию.
Зато первое удачное боевое применение торпед (будем уж их по-современному называть) всё-таки за русским флотом! Во время русско-турецкой войны лейтенант С.О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, получил под своё командование пароход "Великий князь Константин", который переоборудовал в носитель минных катеров. Дальность торпед того времени была совсем невелика, ведь в движение они приводились сжатым воздухом, сколько его накачаешь в столь небольшом объёме?
А большому кораблю незаметно приблизиться к цели практически невозможно. Родилась идея использовать небольшие катера, доставляемые к месту атаки кораблём-носителем.
В начале русско-турецкой войны превосходство турок на море было подавляющим – сказывались результаты ограничений, наложенных на Россию после Крымской войны.
Несколько выровнять шансы спасло то, что во флот были зачислены коммерческие пароходы. Из одних таких пароходов сделали вспомогательные крейсера, действовавшие на турецких морских коммуникациях (См.: Как капитан Баранов взял в плен турецкий пакетбот с 800 солдат). Другим решением была переделка парохода в минный крейсер. Таким минным крейсером был «Великий Князь Константин». Автором идеи его применения и его капитаном был будущий адмирал, а тогда еще лейтенант Степан Осипович Макаров. Идея Макарова состояла в том, что пароход нёс на себе четыре небольших катера водоизмещением всего по шесть тонн. Неподалёку от объекта атаки катерки спускались на воду, из паровых котлов парохода в их котелки подавался готовый пар, которого хватало на то, чтобы 12-узловым ходом сходить в атаку за 5-7 миль и вернуться обратно.
Первоначально такие катера несли на себе шестовые мины или буксируемые мины-крылатки. Первую атаку Макаров предпринял 30 апреля 1877 года. Однако эта атака с минами-крылатками оказалось неудачной, и тогда Макаров решил использовать самодвижущиеся мины, к которым тогда ещё не прикрепилось название «торпеды».
Правда, пока выполнялся заказ на изготовление торпед, Макаров вынужден был использовать шестовые мины с их помощью 8 июня «Великий князь Константин» в ходе очередного крейсерского рейда потопил турецкий торговый бриг «Османие» и три небольших парусных судна, а 21 июля его катера-миноноски потопили четыре небольших коммерческих судна недалеко от Босфора.
Наконец, торпеды были получены, и в ночь с 13 на 14 января 1878 года «Великий Князь Константин» отправился в поход на Батум. Пароход приблизился на к Батуму на 4-5 миль и спустил на воду катера-миноноски «Чесма» и «Синоп», которыми командовали, соответственно, лейтенанты Зацарённый и Шешннский. На «Чесме» торпеда располагалась в дырчатой трубе под килем, а на «Синопе» – на буксируемом плотике. Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, после чего выпустили свои самодвижущиеся мины. Мина Зацарённого ударилась у грот-мачты, а мина Шешинского – немного правее. Обе торпеды взорвались одновременно. Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа – из 35 турок утонуло 23. Катера же, оставив плотик и сбросив подкилевую трубу, вернулись на свой пароход.
Потопление этой малой канонерской лодки стало историческим событием, поскольку впервые в истории корабль был потоплен торпедой.
«Интибах» с деревянным корпусом был спущен на воду в Стамбуле в 1867 году, имел длину 40,4 м, ширину 6,7 м, осадку 3,2 м, и вооружение в две 102-мм и одну 57-мм пушки.
Последний раз редактировалось ФИНВАЛ 18 фев 2023, 20:44, всего редактировалось 1 раз.
Re: Знак отличия ВО, русско-турецкая война
Знак Отличия Военного Ордена 3 степени №3738
Павел Мазур –
1 флотский экипаж, пароход «Великий Князь Константин»,
вольнонаёмный, машинист
= Награждён за взрыв турецкого парохода на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. =
Павел Мазур –
1 флотский экипаж, пароход «Великий Князь Константин»,
вольнонаёмный, машинист
= Награждён за взрыв турецкого парохода на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. =
Re: Знак отличия ВО, русско-турецкая война
В экспозиции Музея ВМФ в гор. Санкт-Петербурге представлена картина
"Потопление турецкого парохода на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года"(Лагорио,1880 г.), на которой и отображено описываемое событие :!:
"Потопление турецкого парохода на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года"(Лагорио,1880 г.), на которой и отображено описываемое событие :!:
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей