«ИЗБРАННЫЕ МЕЧЕНОСЦЫ, КРЕПКИЕ С ОРУЖИЕМ В БРАНЯХ…»: БОЕВЫЕ ХОЛОПЫ КАК ОСНОВНОЙ КОРЕНЬ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Все что с ними связано.

Модератор: svkon

Ответить
Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1578
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1
Контактная информация:

«ИЗБРАННЫЕ МЕЧЕНОСЦЫ, КРЕПКИЕ С ОРУЖИЕМ В БРАНЯХ…»: БОЕВЫЕ ХОЛОПЫ КАК ОСНОВНОЙ КОРЕНЬ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Сообщение Andrei_S » 23 авг 2021, 11:55

Информация с сайта "Вдоль по линии Кавказа".

Константин Скиба.

Нынешнее казакийство. В чем основа идеологии «этнических казаков» и в чем, одновременно, ее слабость? Расскажем об этом подробнее.
На данный момент практически все версии о происхождении российского казачества соизмеряются через две исторические концепции: казаки - русские люди, «сошедшие» на Дон и ставшие казаковать по образцу одынско-татарских «буйных бездомовников»; казаки - древний народ-автохтон, всегда живший на Дону, который ведет свою историю от скифов, амазонок, сармат и других древних народов. Первая версия - научная, опирается на разнообразные, постоянно пополняемые исторические источники. Вторая - результат деятельности донской социальной верхушки, мало связанный с исторической наукой, который был порожден сословно-служилым кризисом, в который вступило российское казачество во второй половине XIX века. Хотя нет, была еще одна причина - донскому казачьему дворянству было весьма неприятно осознавать тот факт, что их фамильные корни, которые тянулись к «беглым холопам», никто не торопился писать в «Бархатную книгу»…

Беглые холопы. Обидное сочетание, за которым в их сознании стояли какие-то бессловесные и униженные крестьяне-страдники в лаптях, никогда оружия в руках не державшие. Тем более что российские мужики, в глазах «природных» донских казаков, стояли по сравнению с ними на более низком социальном уровне! Мужик - не воин, для казака ругательное и обидное слово! Тьфу, одним словом! Но так ли это? Нет, и давайте с этим разберемся…

В XVI веке в истории Московского царства, в связи с ростом дворянского конного войска, наблюдалось усиленное расширение фондов поместной земли. Но, вот проблема, рост численности служилого сословия обгонял рост земельного фонда. Дворянские семьи разрастались, поместья дробились, и государство не успевало обеспечить всех «новиков» (молодых дворян-новобранцев) обработанными и населенными крестьянами землями. Вдобавок к этому, в пору «великого разорения» 1570-1580-х годов, процесс деклассирования феодальных землевладельцев еще больше усилился, множество мелких помещиков лишались своих земель и доходов. Что было делать в такой ситуации разоренному «сыну боярскому», не имевшему ни поместья, ни оружия, ни коня? Практически единственная возможность для него сохранить свою принадлежность к военному сословию - служба в феодальной свите, то есть им приходилось идти в «служилую кабалу»…

Дальше - больше. «Избранная Рада», проведя реформу дворянской службы и обязав землевладельцев выставлять одного вооруженного всадника с каждых 100 четвертей земли, по сути узаконила практику поступления беспоместных служилых людей на «частную» военную службу в качестве кабальных слуг. Указ 1558 года подтверждал законность всех служилых кабал на сыновей детей боярских старше 15 лет, не несших царской службы. Для чего это было сделано? С помощью подобных мер царская казна пыталась переложить на состоятельных землевладельцев расходы по снаряжению в поход безземельных детей боярских, не имевших средств, чтобы подняться на государеву службу. Естественно, что расходы казны при этом резко сокращались. Если, помимо земельного обеспечения, дворянин получал от казны не менее 5-6 рублей денежного жалованья, то на боевого холопа-послужильца казна выдавала его господину уже 1-2 рубля...

С годами этот процесс шел дальше. В 1586 году власти разработали «Уложение о кабальных людях», которое непосредственно затрагивало военное сословие, а потому получило отражение в Разрядных книгах. Разрядная запись гласила, что с 1 июля 1586 года «начали кабалы имать на служивые люди и в книги записывать». Эта запись подтверждает, что мелкопоместные дети боярские продолжали поступать на кабальную военную службу и после Ливонской войны. Смысл нового законодательства сводился к тому, что разоренные дворяне получили гарантию против вопиющих злоупотреблений, связанных с их переходом в боярские свиты. Пример - условием кабальной сделки, подлежавшей теперь обязательной регистрации в приказе, стало присутствие лица, давшего на себя кабалу. Если выяснялось, что кабала взята принудительно, сделка объявлялась недействительной.

Первоначально, до поры до времени, такие «военные кабальные люди» имели право погасить долг, обозначенный в кабале, и покинуть господина, но к концу XVI века служилая кабала окончательно трансформировалась в кабальное холопство. Уложение 1597 года аннулировало право кабального на освобождение посредством выплаты долга и тем самым превратило его в холопа. Одновременно Уложение ввело принцип обязательного освобождения кабального после смерти господина, тем самым оно резко разграничило новый вид холопства и его старые виды (полное, старинное холопство и др.).
Еще один момент - в соответствии с Уложением 1597 года категория кабальных холопов должна была пополниться за счет так называемых «добровольных холопов». Господин, кормивший и одевавший такого «добровольного» слугу более полугода, получил право оформить на него служилую кабалу даже вопреки его воле.

Да, единый в юридическом плане институт служилой кабалы объединял весьма разнородные социальные группы. Низшую группу составляли «деловые люди», занятые в хозяйстве, высшую - привилегированные слуги, боевые холопы, получавшие от господина коня, оружие, а иногда - и «служнюю пашню». Вводя норму обязательного освобождения кабальных после смерти господина, власти, по-видимому, учитывали как требования со стороны многочисленных кабальных боевых слуг, так и интересы воинской службы в целом. Смерть дворянина исключала из состава поместного ополчения всех его холопов-послужильцев разом, поскольку его вооруженная свита не могла функционировать без сюзерена, а интересы властей требовали, чтобы такая свита была немедленно распущена с тем, чтобы ее члены могли уйти на службу к другому феодалу-землевладельцу.

«Великий голод» 1601-1603 годов привел к тому, что процесс размывания низших слоев феодального класса резко усилился. Приток разоренных детей боярских в ряды кабальных слуг расширился. Как писал Авраамий Палицын, бояре «многих человек в неволю к себе введше служить», не только простых людей, но и «честных» детей боярских, владевших землей («селами») и отличившихся на войне «избранных меченосцев и крепцих со оружии во бранех». Но, и это важно, с принятием Уложения 1597 года разоренный служилый человек лишился возможности переждать лихие года, найдя прибежище на боярском дворе в качестве добровольного слуги...

Катастрофическое запустение поместных земель и появление значительного числа «избывших» (покинувших) службу детей боярских побудило правительство Годунова провести реформу их службы. Если при Иване Грозном феодальные землевладельцы выводили в поход боевого холопа с каждых 100 четвертей принадлежавшей им земли, то при царе Борисе - уже двоих, конного и пешего. Владелец поместья Я. Маржарет следующим образом описал условия службы при Борисе: «нужно, чтобы кроме себя лично, каждый снарядил одного конного и одного пешего воина с каждых 100 четвертей земли, которую они держат…». Слова Я. Маржарета находят полное подтверждение в документах Разрядного приказа. В одном из списков «Государева Разряда» 1604 года имеется запись от 3 мая 1601 года о сборе дворянского ополчения против татар. На совещании царя с Боярской Думой и Священным собором было объявлено, чтобы все служилые люди готовились к выступлению против крымцев «и были б все людны и конны, и нарядны, и цветны, и даточные б люди у всех были з земель и с поместий и с вотчин сполна, со ста четвертей по человеку по конному да по человеку по пешему с пищальми. А будет им всем и их людем конской смотр».

Но кто были эти «пешие холопы-послужильцы с пищалями», которых теперь должны были должны представлять на службу их хозяева-дворяне? В большинстве случаев - кабальные люди с пашни, страдники, крестьяне, бобыли, то есть в социальном составе боевых холопов-послужильцев наметились большие перемены. К привилегированным слугам, конным холопам-послужильцам, имевшим и «служнюю пашню», присоединились представители низших социальных групп, которых феодальные землевладельцы должны были вооружить и экипировать за свой счет…

Категория пеших дворянских слуг-послужильцев из страдных холопов и прочего «черного» люда была неизбежно более многочисленной, чем категория конных военных послужильцев. Но было бы неверно представлять последнюю в виде тонкой верхушечной прослойки. По примерным подсчетам, в XVI веке дворянское ополчение в 25 тысяч человек имело в походе до 25-50 тысяч конных боевых холопов. В 1604 году в походе против самозванца участвовало более 13 тысяч дворян и детей боярских. По самым скромным подсчетам, при них находилось не менее 15–20 тысяч боевых послужильцев. Так, например, в росписи 1604 года поименно названы 507 землевладельцев, которые, не участвуя в походе лично, прислали вместо себя 2252 конных воинов в полном вооружении.

Существенные перемены в положении боевых холопов произошли после того, как Разрядный приказ обязал дворян вооружать своих людей огнестрельным оружием - «пищалями». Поскольку сами дворяне не желали расставаться с традиционным «рыцарским оружием» - саблей, роль боевых холопов возрастала. Дворянское ядро все больше утрачивало свое количественное преобладание, а также отчасти и свое боевое превосходство. Боевые слуги занимали промежуточное социальное положение. По сравнению с совсем бесправными пашенными холопами эта прослойка, постоянно пополнявшаяся разорившимися мелкопоместными детьми боярскими, пользовалась известными привилегиями. Но, тем не менее, эти послужильцы принадлежали к разряду несвободного населения.

Слой боевых холопов испытал на себе последствия голода начала XVII века в полной мере. Спасаясь от голода, холопы, которых господа отказывались кормить, массами бежали на вольные окраины. Царские дипломаты многократно заявляли, что «воровские» казаки - это беглые боярские холопы, что именно они чинят разбой. Такие заявления заключали в себе определенную долю истины. Осведомленный современник Исаак Масса писал, что «в казаки шли по большей части убежавшие от своих господ холопы (Knechten)». Аналогичные сведения сообщает автор «Хронографа» начала XVII века, называвший казаков беглыми холопами и ярыжными ворами. Особый интерес представляет «Повесть об Азовском осадном сидении» XVII века. Герои повести вспоминают о своем холопском прошлом: «Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства неволного от бояр и дворян государевых». Одним словом, боевые холопы-послужильцы, располагавшие оружием и боевым опытом, приняли значительное участие в формировании вольного казачества на Дону и на других реках…

Источник: Руслан Скрынников. Монография «Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века».

В качестве дополнения. В XVI и XVII веках податное население в Московском царстве, то есть гражданское население, не служившее военную службу, а платившее налоги в казну, имело право обращаться к царю исключительно как «сирота твой». А если кто-то из таких «податных людей» становился, например, городовым казаком, он получал иной статус, рангом выше, и обращался к государю, вместе с боярами, дворянами и прочими служилыми людьми, как «холоп твой». Теперь он «слуга государев», военный человек, который служит государству своей жизнью и саблей...

Рисунок художника Олега Федорова
094DB503-E1AF-4824-BADD-1DB1B47CDB0A.jpeg

Ответить

Вернуться в «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя