Места падения самолётов в Витебской области
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Места падения самолётов в Витебской области
Дмитрий Киенко,
научный сотрудник центра военной истории Беларуси
Института истории НАН Беларуси.
Исследования мест падений самолётов в 1941-1944 гг.
в Витебской области. Статистический обзор.
Витебская область занимает особое место в рамках военной археологии, как наиболее насыщенная местами падений самолётов, что обусловлено целым рядом факторов:
1) в начале 1942 г. частично населённые пункты северо-востока региона были освобождены, однако через семь месяцев немецкий контрудар быстро восстановил положение и захлопнул т.н. «Суражские ворота».
2) наибольшее количество потерь в этом регионе приходится на сентябрь 1943 – апрель 1944 г. Они были вызваны неудачными наступательными операциями Красной Армии на территории области. В период с сентября 1943 до апреля 1944 г. было проведено 11 наступательных операций, ни в одной, из которых не была прорвана линия фронта противника хотя бы на её тактическую глубину .
3) на территории области действовали два партизанских аэродрома и несколько крупных площадок для выброса грузов, через которые шло подавляющее количество поставок с т.н. «Большой земли», а также в случаях посадок – эвакуации раненых и вывоза грузов от партизан.
4) находилось большое количество немецких аэродромов, обеспечивавших ведение боевых действий и доставку грузов.
5) была высокая концентрация авиации, что напрямую обуславливало её потери в этом регионе.
Общие потери авиации на территории области
Послевоенные 6
Периода войны 112
советские 62
немецкие 47
принадлежность не установлена 3
Всего 118
Собранная и обобщённая в базе данных информация по сбитым самолётам является систематизированным источником, в котором содержится дата, тип самолёта, принадлежность к полку, место падения с привязкой к населённому пункту и координатам, а также административный район (на сегодняшний день), фактические сведения о месте падения, его точные координаты в системе глобального позиционирования, имена и контакты свидетелей и обстоятельства аварии, ссылка на источник полученных сведений.
Основным источником информации для данной публикации являются фонды Национального архива Республики Беларусь (НАРБ), работа в которых автором ведётся более семи лет.
Фонд 1450, включающий в себя материалы партизанского движения, позволяет выявить в нём сведения по авиации, имевшей отношение к партизанам. На сегодняшний день по Витебской области выявлено 18 безвозвратных потерь авиации. В это число входят как советские самолёты, сбитые немецкими истребителями, так и потерпевшие аварии, и катастрофы при вылете для доставки грузов в партизанские зоны, и сбитые партизанами самолёты противника, а также немецкие самолёты, совершившие вынужденные посадки на территории, контролируемой партизанами. Наличие систематизированных данных позволяет выделить и отдельно рассматривать самолёты, которые имели прямое или косвенное отношение к партизанам.
Работа в фондах национального архива продолжается, поэтому количество потерянных «партизанских» самолётов может увеличиться (их потенциально не менее 30).
Рисунок 1 Схема мест падений на территории Витебской области
В процессе работы с «партизанским» фондом следует тщательно анализировать данные, так как зачастую один и тот же самолёт заявляли сбитым сразу несколько отрядов, что приводило к тому, что в отчётных документах БШПД число самолётов противника вырастало в несколько раз! Эти же цифры потом появлялись в официально утверждённых материалах и дальнейших публикациях в качестве доказательств партизанских «побед» над авиацией противника.
Например оперсводка №9 Северо-западной группы ЦК КП(б)Б от 1 августа сообщает, что объединившиеся в бригаду «За Советскую Беларусь» отряды Росонского, Дриссенского и Освейского районов в период с 1 по 15 июля 1942 сбили Ju-52 . Автором установлено, что данный самолёт действительно был сбит. Но не в результате организованных действий вышеуказанных отрядов, а оружейным огнём отделения разведки под командованием Мариненко Калистрата Савельевича из отряда Тищенко, за что последний был представлен к награждению (но он его так и не получил). С немецкой стороны подтверждается потеря Ju-52 в этом же регионе, но 17 июля . Сомнений в том, что речь идёт об одном и том же самолёте, нет. Проведя анализ рукописных партизанских документов, можно прийти к выводу, что в данном случае путаница с датами сбития самолёта вызвана тем, что цифра «7» в рукописной дате 17 июля была в последующем воспринята как «2», таким образом получилось «12 июля». Манера подачи информации в итоговой оперсводке свидетельствует о желании выдать частный пример успеха конкретного партизана и конкретного отряда за общий успех всего соединения, не указывая при этом частностей. С точки зрения комбрига (в распоряжении которого была радиостанция и радист) было выгоднее составить оперсводку со словами «бригада сбила» - тем самым поставив себе в заслугу действия, которыми он не руководил, чем указать «отряд Тищенко сбил самолёт».
Потери советских самолетов
Р-39 1
А-20 1
Ил-2 12
Ил-4 4
Ла-5 2
Ли-2 (С-47) 14
Пе-2 3
Планер 1
Р-5 1
По-2 3
СБ 4
Як-9 2
Як-7б 2
Тип не установлен 12
Всего 62
Потери немецких самолетов
Ju-88 6
Fw-189 2
Fw-190 19
Ju-52 4
Do-17 1
Ju-87 4
Hs-126 1
Ме-109 1
Тип не
установлен 9
Всего 47
В таблице привлекает к себе внимание пункт «Тип не установлен». Следует сказать, что в таких случаях известен район падения и обстоятельства, однако для установления типа самолёта необходимо проводить дополнительные исследования. Для иллюстрации приведём несколько примеров:
Пример 1: бригада Прохоменко сообщала, что в январе 1944 года залповым огнём сбит немецкий транспортный самолёт . В классическом варианте, это конечно может указывать на Ju-52, однако необходимо подтверждение его потери с немецкой стороны. Но отсутствие точной даты в документе пока не позволяет проверить потерю по немецким источникам, что, в свою очередь, требует обращения к оперативным документам бригады для её уточнения.
Пример 2: архив КГБ БССР сообщает, что в июне 1941 года «в 8 часов утра над одной из ж.д. ст. в Меховском районе появился один германский двухмоторный самолёт. Подбит огнём из воинского эшелона и совершил вынужденную посадку на территории колхоза» . Учитывая место события и его удаленность от немецких аэродромов, есть основания полагать, что это мог быть Ме-110, однако «двухмоторных самолётов» в Люфтваффе было много, что также требует уточнения.
Пример 3: «Бригадой им. Заслонова 23 февраля 1944 года - партизанами Козловским и Жолудь пулемётным огнём сбит немецкий самолёт-бомбардировщик».
Приведенные примеры указывают на факт потери самолётов, однако установление их типов делает необходимым обращение к немецким коллегам, располагающим сведениями о потерях немецкой техники и экипажей, и такая работа постоянно ведётся.
Наличие большого числа сбитых Ли-2 (С-47) объясняется тем, что через территорию региона проходил т.н. «северный коридор» снабжения партизанского движения, через который осуществлялась доставка подавляющего количества грузов в Белоруссию.
Большое число потерянных в регионе Fw-190 объясняется близостью линии фронта и активными боями вдоль неё в период попыток прорвать подготовленный рубеж немецкой обороны. В рамках исследования потерь этого типа самолётов удалось выявить факт и обстоятельства гибели двух испанских лётчиков в Оршанском районе, служивших в добровольческой «испанской» эскадрилье.
Общее распределение потерь самолетов по районам
Бешенковичский район 2
Браславский район 8
Верхнедвинский район 3
Витебский район 9
Городокский район 3
Докшицкий район 2
Дубровенский район 3
Лепельский район 5
Лиозненский район 4
Миорский район 1
Оршанский район 3
Полоцкий район 19
Поставскй район 1
Рассонский район 3
Сенненский район 6
Толочинский район 2
Ушачский район 4
Чашницкий район 1
Шумилинский район 2
Район устанавливается 31
Всего 112
Систематизированная в базе данных информация позволяет увидеть общую картину в регионе, а в совокупности с ранее опубликованными материалами о Гродненском и Минском регионах - и более полную картину на белорусском театре военных действий. Системный подход позволяет избежать дублей, когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать второй раз ранее обнаруженные места падений, закрывает «белые пятна» в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе Белоруссии (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы 1941 года, где значительная часть не вернувшихся самолётов учтена как пропавшие без вести) .
Согласно наработкам, которые ещё не внесены в базу данных, и «видам на будущее» в Витебском регионе потенциально может быть не менее 300 мест потерь авиатехники периода войны.
1.Ил-2 Двинский район.
2.На месте падения Ил-4 №11203. Витебский район. Март 2021 г.
3.На месте падения Ла-5, Лиозненский район. Балансир винта.
научный сотрудник центра военной истории Беларуси
Института истории НАН Беларуси.
Исследования мест падений самолётов в 1941-1944 гг.
в Витебской области. Статистический обзор.
Витебская область занимает особое место в рамках военной археологии, как наиболее насыщенная местами падений самолётов, что обусловлено целым рядом факторов:
1) в начале 1942 г. частично населённые пункты северо-востока региона были освобождены, однако через семь месяцев немецкий контрудар быстро восстановил положение и захлопнул т.н. «Суражские ворота».
2) наибольшее количество потерь в этом регионе приходится на сентябрь 1943 – апрель 1944 г. Они были вызваны неудачными наступательными операциями Красной Армии на территории области. В период с сентября 1943 до апреля 1944 г. было проведено 11 наступательных операций, ни в одной, из которых не была прорвана линия фронта противника хотя бы на её тактическую глубину .
3) на территории области действовали два партизанских аэродрома и несколько крупных площадок для выброса грузов, через которые шло подавляющее количество поставок с т.н. «Большой земли», а также в случаях посадок – эвакуации раненых и вывоза грузов от партизан.
4) находилось большое количество немецких аэродромов, обеспечивавших ведение боевых действий и доставку грузов.
5) была высокая концентрация авиации, что напрямую обуславливало её потери в этом регионе.
Общие потери авиации на территории области
Послевоенные 6
Периода войны 112
советские 62
немецкие 47
принадлежность не установлена 3
Всего 118
Собранная и обобщённая в базе данных информация по сбитым самолётам является систематизированным источником, в котором содержится дата, тип самолёта, принадлежность к полку, место падения с привязкой к населённому пункту и координатам, а также административный район (на сегодняшний день), фактические сведения о месте падения, его точные координаты в системе глобального позиционирования, имена и контакты свидетелей и обстоятельства аварии, ссылка на источник полученных сведений.
Основным источником информации для данной публикации являются фонды Национального архива Республики Беларусь (НАРБ), работа в которых автором ведётся более семи лет.
Фонд 1450, включающий в себя материалы партизанского движения, позволяет выявить в нём сведения по авиации, имевшей отношение к партизанам. На сегодняшний день по Витебской области выявлено 18 безвозвратных потерь авиации. В это число входят как советские самолёты, сбитые немецкими истребителями, так и потерпевшие аварии, и катастрофы при вылете для доставки грузов в партизанские зоны, и сбитые партизанами самолёты противника, а также немецкие самолёты, совершившие вынужденные посадки на территории, контролируемой партизанами. Наличие систематизированных данных позволяет выделить и отдельно рассматривать самолёты, которые имели прямое или косвенное отношение к партизанам.
Работа в фондах национального архива продолжается, поэтому количество потерянных «партизанских» самолётов может увеличиться (их потенциально не менее 30).
Рисунок 1 Схема мест падений на территории Витебской области
В процессе работы с «партизанским» фондом следует тщательно анализировать данные, так как зачастую один и тот же самолёт заявляли сбитым сразу несколько отрядов, что приводило к тому, что в отчётных документах БШПД число самолётов противника вырастало в несколько раз! Эти же цифры потом появлялись в официально утверждённых материалах и дальнейших публикациях в качестве доказательств партизанских «побед» над авиацией противника.
Например оперсводка №9 Северо-западной группы ЦК КП(б)Б от 1 августа сообщает, что объединившиеся в бригаду «За Советскую Беларусь» отряды Росонского, Дриссенского и Освейского районов в период с 1 по 15 июля 1942 сбили Ju-52 . Автором установлено, что данный самолёт действительно был сбит. Но не в результате организованных действий вышеуказанных отрядов, а оружейным огнём отделения разведки под командованием Мариненко Калистрата Савельевича из отряда Тищенко, за что последний был представлен к награждению (но он его так и не получил). С немецкой стороны подтверждается потеря Ju-52 в этом же регионе, но 17 июля . Сомнений в том, что речь идёт об одном и том же самолёте, нет. Проведя анализ рукописных партизанских документов, можно прийти к выводу, что в данном случае путаница с датами сбития самолёта вызвана тем, что цифра «7» в рукописной дате 17 июля была в последующем воспринята как «2», таким образом получилось «12 июля». Манера подачи информации в итоговой оперсводке свидетельствует о желании выдать частный пример успеха конкретного партизана и конкретного отряда за общий успех всего соединения, не указывая при этом частностей. С точки зрения комбрига (в распоряжении которого была радиостанция и радист) было выгоднее составить оперсводку со словами «бригада сбила» - тем самым поставив себе в заслугу действия, которыми он не руководил, чем указать «отряд Тищенко сбил самолёт».
Потери советских самолетов
Р-39 1
А-20 1
Ил-2 12
Ил-4 4
Ла-5 2
Ли-2 (С-47) 14
Пе-2 3
Планер 1
Р-5 1
По-2 3
СБ 4
Як-9 2
Як-7б 2
Тип не установлен 12
Всего 62
Потери немецких самолетов
Ju-88 6
Fw-189 2
Fw-190 19
Ju-52 4
Do-17 1
Ju-87 4
Hs-126 1
Ме-109 1
Тип не
установлен 9
Всего 47
В таблице привлекает к себе внимание пункт «Тип не установлен». Следует сказать, что в таких случаях известен район падения и обстоятельства, однако для установления типа самолёта необходимо проводить дополнительные исследования. Для иллюстрации приведём несколько примеров:
Пример 1: бригада Прохоменко сообщала, что в январе 1944 года залповым огнём сбит немецкий транспортный самолёт . В классическом варианте, это конечно может указывать на Ju-52, однако необходимо подтверждение его потери с немецкой стороны. Но отсутствие точной даты в документе пока не позволяет проверить потерю по немецким источникам, что, в свою очередь, требует обращения к оперативным документам бригады для её уточнения.
Пример 2: архив КГБ БССР сообщает, что в июне 1941 года «в 8 часов утра над одной из ж.д. ст. в Меховском районе появился один германский двухмоторный самолёт. Подбит огнём из воинского эшелона и совершил вынужденную посадку на территории колхоза» . Учитывая место события и его удаленность от немецких аэродромов, есть основания полагать, что это мог быть Ме-110, однако «двухмоторных самолётов» в Люфтваффе было много, что также требует уточнения.
Пример 3: «Бригадой им. Заслонова 23 февраля 1944 года - партизанами Козловским и Жолудь пулемётным огнём сбит немецкий самолёт-бомбардировщик».
Приведенные примеры указывают на факт потери самолётов, однако установление их типов делает необходимым обращение к немецким коллегам, располагающим сведениями о потерях немецкой техники и экипажей, и такая работа постоянно ведётся.
Наличие большого числа сбитых Ли-2 (С-47) объясняется тем, что через территорию региона проходил т.н. «северный коридор» снабжения партизанского движения, через который осуществлялась доставка подавляющего количества грузов в Белоруссию.
Большое число потерянных в регионе Fw-190 объясняется близостью линии фронта и активными боями вдоль неё в период попыток прорвать подготовленный рубеж немецкой обороны. В рамках исследования потерь этого типа самолётов удалось выявить факт и обстоятельства гибели двух испанских лётчиков в Оршанском районе, служивших в добровольческой «испанской» эскадрилье.
Общее распределение потерь самолетов по районам
Бешенковичский район 2
Браславский район 8
Верхнедвинский район 3
Витебский район 9
Городокский район 3
Докшицкий район 2
Дубровенский район 3
Лепельский район 5
Лиозненский район 4
Миорский район 1
Оршанский район 3
Полоцкий район 19
Поставскй район 1
Рассонский район 3
Сенненский район 6
Толочинский район 2
Ушачский район 4
Чашницкий район 1
Шумилинский район 2
Район устанавливается 31
Всего 112
Систематизированная в базе данных информация позволяет увидеть общую картину в регионе, а в совокупности с ранее опубликованными материалами о Гродненском и Минском регионах - и более полную картину на белорусском театре военных действий. Системный подход позволяет избежать дублей, когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать второй раз ранее обнаруженные места падений, закрывает «белые пятна» в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе Белоруссии (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы 1941 года, где значительная часть не вернувшихся самолётов учтена как пропавшие без вести) .
Согласно наработкам, которые ещё не внесены в базу данных, и «видам на будущее» в Витебском регионе потенциально может быть не менее 300 мест потерь авиатехники периода войны.
1.Ил-2 Двинский район.
2.На месте падения Ил-4 №11203. Витебский район. Март 2021 г.
3.На месте падения Ла-5, Лиозненский район. Балансир винта.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Места падения самолётов в Витебской области
4.На месте падения Ла-5, Лиозненский район. В русле ручья на дне оврага начинают попадаться фрагменты мотора.
5.На месте падения Ла-5. Лиозненский район. Март 2021 г.
6.Пе-2 сбитый в 1944 г. над Дубровно.
5.На месте падения Ла-5. Лиозненский район. Март 2021 г.
6.Пе-2 сбитый в 1944 г. над Дубровно.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Места падения самолётов в Витебской области
7.Элемент советского самолета как опора для дачного забора на участке...
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя