Последний полёт
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Последний полёт
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ…
Юрий Хохлов
Фото из архива экспедиции
7 апреля 1942 года в небе над селом Васильевка Воловского района Курской области (ныне Липецкая, прим.авт.) завязался воздушный бой. Местные жители увидели советский истребитель, атаковавший фашистские бомбардировщики, летевшие бомбить железнодорожные пути, по которым эшелоны советских войск двигались в Сталинградском направлении. Бой был неравный и все с тревогой наблюдали за его исходом. Вдруг советский истребитель начал очень быстро набирать высоту, словно готовясь к очередной атаке, а потом стал стремительно падать вниз. Ни дыма, ни огня видно не было, только слышался надрывный вой мотора… На глазах деревенских мальчишек появились слезы: «Прыгай! Ну прыгай же». Через несколько секунд раздался хлопок и над колхозным полем появился столб черного дыма.
Вездесущие пацаны, не чувствуя под собой ног побежали к месту падения самолета - а вдруг летчик все же успел выпрыгнуть... Вокруг дымящейся воронки уже сновали военные и гражданские люди. Они не подходили близко к яме – боялись, что может рвануть оставшийся боекомплект. Летчика нигде видно не было, наверное, погиб еще в воздухе...
На месте бывшей воронки, в шестидесятых годах прошлого столетия, местные жители посадили дерево и установили деревянный памятник, который впоследствии заменили металлическим. Дерево разрослось, наполовину засохло, и, фактически заслонило собой старенький обелиск с чуть покосившейся звездой.
Спустя 70 лет, в июне 2012 года, накануне Дня памяти и скорби, глава сельского поселения Васильевка Сергей Бачурин и глава Воловского района Сергей Багров обратились к нам в поисковый клуб «Неунываки», с предложением проверить воронку на фермерском поле, где стоял памятный знак, обозначавший место падения самолета. Сергей Бачурин рассказал, что он с детства знал об этом самолете и неоднократно выступал с инициативой провести раскопки и установить, есть ли там останки летчика. Своими соображениями он поделился с главой Воловского района Сергеем Багровым и тот поддержал инициативу. Кроме того, руководство пообещало нам техническую поддержку в раскопках. Проведенный опрос местных жителей подтвердил предположение, что на поле может находиться сбитый фашистами во время войны советский самолет. В первой декаде июля, командир разведгруппы клуба «Неунываки», майор авиации, Владимир Омельянчук приступил к исследованию места падения самолета. Для начала необходимо было опилить засохшее дерево и выкорчевать пень, что он и начал делать, пока не приехала основная группа.
ФОТО1,2,3,4,5
Ранним утром 25 июля 2012 года поисковики Роман Бронников, Роман Ушаков, Юрий Хохлов во главе с Владимиром Омельянчуком прибыли на место предполагаемого раскопа. Предстояла трудная работа - выкорчевка огромного пня. На горизонте появилась машина главы сельского поселения. Сергей Бачурин привез хорошую весть - должны прибыть экскаватор и трактор, обещанные главой района. Первым прибыл экскаватор, который сразу же приступил к работе. Очень быстро он окопал пень на два метра в глубину. Мы тщательно перебирали отвал в надежде найти что-нибудь, связанное с самолетом. Попадались фрагменты обшивки кабины, фюзеляжа и прочий деформированный металл.
Углубившись еще метра на полтора, мы обнаружили несколько фрагментов человеческих костей, более крупные части обшивки самолета, погнутые патроны. На душе стало тревожно. Брало сомнение - вдруг самолет упал не в этом месте, а чуть дальше - правее или левее. После войны много времени прошло, земля зализала раны, люди за давностью лет могли и позабыть это место. Очевидцев тех событий осталось очень мало. Это мальчишки, которым в ту пору было по 10-14 лет…
Отбросив все сомнения, мы продолжали копать. Прибыл трактор. Глубина выкопанной ямы составляла уже почти четыре метра. Пень своими корнями крепко вцепился в землю, словно не хотел открывать нам своей тайны. На него накинули цепь, и трактор начал раскачивать его из стороны в сторону. Цепь не выдержала - порвалась. Предприняли еще несколько попыток - порвали два троса. Снова на помощь пришел глава района, снабдив нас отличным 30-мм тросовым стропом. Строп натянулся, как струна, казалось, что еще движение, и он порвется, как и предыдущие тросы. Но нет, послышался хруст и... под наши крики «ура!» пень, благодаря трактору, выскочил на поверхность ямы.
Обследовав получившуюся яму металлоискателем, мы были порядком расстроены - прибор не издал ни звука. Неужели все это затеяли зря? Растерянно смотрим друг на друга. Столько работы впустую!? Выход нашел Владимир Омельянчук. Он позвонил нашим друзьям и коллегам из ВПО «Ливенский щит» и попросил проверить это место «глубинником».
На следующий день встречаем ливенских поисковиков и едем на место раскопа. Почти вместе с нами приезжает Сергей Багров, его заместитель Сергей Пикалов и Сергей Бачурин. Руководство нас подбадривает. Все в ожидании чуда. Ребята настраивают «рамку» и спускаются на дно ямы. Проводят ей по месту, где еще вчера был пень и прибор издает звонок. Значит под «рамкой» что-то есть. Радости нет предела. Просим экскаваторщика, чтобы он немного углубил яму. В одном месте, на срезе глины замечаем смешанный с травой и ветками чернозем. Все это на глубине около четырех метров. Это весточка из далекого 1942 года. Продолжаем копать лопатами. Находим фрагмент кости человеческого черепа - мы на верном пути. Экскаватор снимает еще один слой грунта. На переборке отвала работают местные мальчишки под руководством члена нашего клуба Татьяны Романовой. Найдено много мелких фрагментов дюраля, заклепки от обшивки фюзеляжа, кабины самолета. В яме работают Александр Свиридов и Михаил Хохлов. На большом деформированном фрагменте обшивки самолета видны пробоины от пуль, скорее всего летчик погиб еще в воздухе. Находим фрагмент человеческого тела. В образовавшемся глиняном мешке все очень хорошо сохранилось. Даже запах авиационного горючего слышится вперемешку с трупным запахом. В руках у Михаила Хохлова блестнул кругляш, очень похожий на серебряную монету. Что это? Не скрывая радости он говорит: «Рубль!» и передает находку Владимиру Омельянчуку…
Все находившиеся на поверхности у ямы окружили Владимира, стараясь дотронуться до находки. «Рубль» оказался медалью «За боевые заслуги» под номером 22431. Вот это удача! Буквально через десять минут мы уже знали хозяина этой награды.
Кузьменко Николай Иванович, 1917 года рождения, уроженец станицы Крымской (ныне город Крымск), поселка Кеслерово, Краснодарского края. Летчик, лейтенант 573 истребительного полка, командир звена, на счету у которого было 86 результативных боевых вылетов. 1 декабря 1941 года был награжден медалью «За боевые заслуги» за мужество, проявленное в боях под Москвой. По данным архива Н. Кузьменко похоронен в братской могиле села Набережное Воловского района. Дата гибели - 26 января 1943 года. У всех возник резонный вопрос - чьи же останки мы нашли?…
Продолжаем вкапываться в глину. И снова удача! Найден фрагмент кожаной куртки летчика и его планшет. Здесь нас ожидал своеобразный сюрприз... Кандидатская карточка в члены ВКП(б) №3472583, выданная политотделом 1-ой дивизии Юго-Западного фронта, вложенная туда фотография женщины, удостоверение об окончании Качинской авиационной школы, удостоверение парашютиста №16734, талоны на питание в столовой, советские бумажные деньги, билеты денежно-вещевой лотереи, фрагменты карты полета, личные записи летчика. Удача так удача! Вот здесь-то и закрутилась поисковая машина. Пока мы еще производили раскопки, краснодарские поисковики уже искали родственников погибшего пилота.
ФОТО 6,7,8,9,15,16
Ребята в яме находят фрагмент гимнастерки пилота - воротник с двумя кубиками в петлицах. Это подтвердило звание погибшего - лейтенант. Значит, в архиве содержатся неточные данные о гибели летчика - 26 января 1943 года. По другим сведениям он погиб 7 апреля 1942 года, что более соответствует действительности. 6 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии были введены погоны. Приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года указ был объявлен в армии. Если бы он погиб в 1943 году, то на гимнастерке находились бы
погоны, а не кубари в петличках. Значит в архиве что-то напутали или туда поступили неправильные данные. Но даже такое гораздо лучше, чем «пропал без вести».
Судя по сведениям, которые мы успели собрать, Николай Кузьменко был перспективным летчиком. За столь короткое время он сумел показать себя грамотным и мужественным воином, за что был назначен командиром звена и награжден медалью «За боевые заслуги».
Лязг лопаты обо что-то металлическое. Роман Ушаков, Александр Свиридов и Михаил Хохлов окапывают место, где показался поршень двигателя. Расчищая, стараются рассмотреть выбитые на нем цифры. Ковш экскаватора опущен в яму. Ребята осторожно кантуют двигатель в ковш, и он оказывается на поверхности. По номерам, выбитым на моторе можно узнать много информации о самолете. Пока нам не удается определиться с маркой истребителя. Владимир Омельянчук находит пулемет ШКАС с отломанным стволом и гнутыми патронами, наполовину торчащими из патронника. Чуть позже находим второй ШКАС и множество патронов к нему. Какой же силы был удар, что самолет ушел в землю почти на семь метров… Попадаются патроны калибра 12,7 мм от БС, следом находим и этот пулемет, тоже с погнутым стволом. Если судить по найденному вооружению, то можно предположить что это был МиГ-1. Два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (боезапас 1500 патронов) и один БС калибра 12,7 мм (боезапас 300 патронов) стояли на вооружении МиГов. ФОТО 10,11,12,13,14,17
Немного позже нам удается извлечь на поверхность отлично сохранившийся парашют, рваный ремень с кобурой, фрагменты комбинезона летчика и его нижнего белья, перчатку с торчащим из нее человеческим пальцем. На отвале ребята находят три, отлично сохранившиеся фотографии и обрывки карты местности. На одном из фото молодой мужчина в военной форме, с двумя кубиками в петлицах и медалью на груди. На обратной стороне фотографии надпись:«Коми
ссару авиационной эскадрильи старшему политруку Петру Марковичу Иващенко от Кузьменко Николая Ивановича. 1941год.» Это и был Николай Кузьменко. Второй фотоснимок принадлежал мужчине в военной форме со шпалой в петлицах - капитану Красной Армии. Судя по надписи на фото Кузьменко, мы предположили, что на второй фотографии тот самый Петр Маркович Иващенко.
Вскоре, с помощью наших краснодарских друзей мы узнали, что Николай Иванович Кузьменко ушел на фронт в первые дни войны, в 24 года, оставив дома жену Марию и мать Марфу Степановну. Родные так и не дождались его возвращения, он погиб в 25 лет, успев повоевать всего девять месяцев. Жена его в 1947 году повторно вышла замуж и уехала в Ростовскую область. Мать также сменила место жительства. Поиск возможных родственников героя продолжается до сих пор.
Все найденные детали самолета мы загрузили в грузовик и отвезли в Васильевскую пожарную часть для дальнейшего изучения и чистки от грунта.
Глава района лично принимал участие в установлении марки найденного самолета. Он замерял детали и агрегаты боевой машины, предпринимал самостоятельные поиски в Интернете. Благодаря ему мы предположили, что марка самолета могла быть МиГ-1 или МиГ-3... Заместитель главы района вместе с главой сельского поселения занимались останками летчика. Через средства массовой информации о нашей экспедиции узнал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Он предложил похоронить пилота на сопке Героев в Крымском районе Краснодарского края. ФОТО 18,19,20
В канун 100-летия русской авиации, 14 августа 2012 года в селе Васильевка Воловского района Липецкой области состоялось прощание с летчиком - лейтенантом Кузьменко. В церемонии прощания принимало участие все население Васильевки и близлежащих сел. Много теплых слов уважения и признания было сказано в адрес погибшего героя. С воинскими почестями, под залпы почетного караула благодарные жители проводили летчика в его последний полет. Члены поискового клуба «Неунываки» - иерей Илья Азарин и Михаил Хохлов на военно-транспортном самолете сопроводили гроб с останками пилота в Краснодарский край. 15 августа 2012 года останки Николая Кузьменко с воинскими почестями были преданы кубанской земле на сопке Героев.
9 ноября 2012 года в селе Васильевка Воловского района Липецкой области, около местной школы, был установлен памятный знак в виде валуна, у основания которого расположился редуктор от двигателя самолета с лопастью, а сверху крупнокалиберный пулемет БС из боевого самолета МиГ-1. «Верному сыну Родины летчику-истребителю ВВС РККА лейтенанту Кузьменко Н.И., погибшему в воздушном бою 7 апреля 1942 года в небе над Васильевкой» - гласит надпись на памятнике.
Мы предприняли попытку узнать судьбу товарища погибшего летчика Кузьменко, старшего политрука, капитана Петра Марковича Иващенко, который был изображен на найденной фотографии. По сведениям архива и украинских поисковиков следы политрука привели нас в Украину, в поселок Хотень Сумской области. В декабре 2012 года мы - поисковики Владимир Омельянчук, Михаил и Юрий Хохловы отправились в Украину. Как нам удалось выяснить, Петр Иванович Марченко родился в 1914 году, с 1936 года работал учителем в Хотенской средней школе. В январе 1941 года был призван на фронт, воевал в составе 34 истребительного авиационного полка, 59 авиационной дивизии Западного фронта, участник боев за город Смоленск. В составе 240 истребительного авиационного полка, 302 истребительной авиационной дивизии, 4 истребительного авиационного корпуса Воронежского фронта участник боев за города Валуйки, Белгород, Обоянь. В 1943 году, 23 марта, был ранен и контужен. В октябре 1945 года, по окончании войны, вернулся в Хотень. 28 ноября 1946 года был представлен к ордену Красной звезды за заслуги во время войны. Работал директором Хотенской средней школы, а позднее в управлении народного образования Сумской области. Умер в 1996 году на 82 году жизни. Большую помощь в поиске данных по П.М. Иващенко нам оказал его бывший ученик Николай Иванович Литвин - краевед, учитель истории, организатор и хранитель образцового Хотенского школьного музея. Некоторые сведения и данные проясняются до сих пор. А наш поиск продолжается. Как говориться, «летчики не погибают, они улетают из жизни».
ФОТО 21,22,23
P.S. От имени поисковиков хочется искренне поблагодарить всех тех неравнодушных людей, кто оказал нам неоценимую помощь в организации и проведении раскопок на месте падения истребителя, в организации транспортировки тела пилота на родину, в проведении его достойных похорон.
1.
Начало раскопок – борьба с пнем
2. Коллеги из поискового отряда «Ливенский щит» при помощи глубинного металлоискателя подтвердили наличие в земле крупного скопления металла
3. Экскаватор сделал свою работу. Теперь дело за поисковиками
4. Владимир Омельянчук и Роман Ушаков – поисковый отряд «Неунываки»
5. При падении истребитель ушел в грунт на глубину более шести метров
6. Медаль «За боевые заслуги» - одна из самых ценных находок
7. Фрагмент панели управления самолетом
8. Карточка кандидата в члены ВКП(б) Николая Кузьменко
9. Петлица летчика…
10. …его офицерский ремень
11. …и парашют, которым воспользоваться, к сожалению, не удалось
12. Вода немного показалась в яме только на глубине около шести метров
13. Схема полетного задания лейтенанта Кузьменко
14. …и фрагмент топографической карты из его планшета
15. Фотография Николая Кузьменко, найденная вместе с его документами
16. Николай Иванович Кузьменко – фото из личного дела
17. Все, что осталось от двигателя самолета…
18. …и от самого истребителя
19. Михаил Хохлов сопровождает гроб с останками лейтенанта Кузьменко к месту его последнего аэродрома
20. «…Наконец-то окончен твой долгий последний полет, ты вернулся домой с той давно отгремевшей войны…»
21. В школьном музее Хотенской общеобразовательной школы
22. Петр Маркович Иващенко – друг и сослуживец лейтенанта Кузьменко
23. Друзья-однополчане – фотография из планшета Николая Кузьменко
Юрий Хохлов
Фото из архива экспедиции
7 апреля 1942 года в небе над селом Васильевка Воловского района Курской области (ныне Липецкая, прим.авт.) завязался воздушный бой. Местные жители увидели советский истребитель, атаковавший фашистские бомбардировщики, летевшие бомбить железнодорожные пути, по которым эшелоны советских войск двигались в Сталинградском направлении. Бой был неравный и все с тревогой наблюдали за его исходом. Вдруг советский истребитель начал очень быстро набирать высоту, словно готовясь к очередной атаке, а потом стал стремительно падать вниз. Ни дыма, ни огня видно не было, только слышался надрывный вой мотора… На глазах деревенских мальчишек появились слезы: «Прыгай! Ну прыгай же». Через несколько секунд раздался хлопок и над колхозным полем появился столб черного дыма.
Вездесущие пацаны, не чувствуя под собой ног побежали к месту падения самолета - а вдруг летчик все же успел выпрыгнуть... Вокруг дымящейся воронки уже сновали военные и гражданские люди. Они не подходили близко к яме – боялись, что может рвануть оставшийся боекомплект. Летчика нигде видно не было, наверное, погиб еще в воздухе...
На месте бывшей воронки, в шестидесятых годах прошлого столетия, местные жители посадили дерево и установили деревянный памятник, который впоследствии заменили металлическим. Дерево разрослось, наполовину засохло, и, фактически заслонило собой старенький обелиск с чуть покосившейся звездой.
Спустя 70 лет, в июне 2012 года, накануне Дня памяти и скорби, глава сельского поселения Васильевка Сергей Бачурин и глава Воловского района Сергей Багров обратились к нам в поисковый клуб «Неунываки», с предложением проверить воронку на фермерском поле, где стоял памятный знак, обозначавший место падения самолета. Сергей Бачурин рассказал, что он с детства знал об этом самолете и неоднократно выступал с инициативой провести раскопки и установить, есть ли там останки летчика. Своими соображениями он поделился с главой Воловского района Сергеем Багровым и тот поддержал инициативу. Кроме того, руководство пообещало нам техническую поддержку в раскопках. Проведенный опрос местных жителей подтвердил предположение, что на поле может находиться сбитый фашистами во время войны советский самолет. В первой декаде июля, командир разведгруппы клуба «Неунываки», майор авиации, Владимир Омельянчук приступил к исследованию места падения самолета. Для начала необходимо было опилить засохшее дерево и выкорчевать пень, что он и начал делать, пока не приехала основная группа.
ФОТО1,2,3,4,5
Ранним утром 25 июля 2012 года поисковики Роман Бронников, Роман Ушаков, Юрий Хохлов во главе с Владимиром Омельянчуком прибыли на место предполагаемого раскопа. Предстояла трудная работа - выкорчевка огромного пня. На горизонте появилась машина главы сельского поселения. Сергей Бачурин привез хорошую весть - должны прибыть экскаватор и трактор, обещанные главой района. Первым прибыл экскаватор, который сразу же приступил к работе. Очень быстро он окопал пень на два метра в глубину. Мы тщательно перебирали отвал в надежде найти что-нибудь, связанное с самолетом. Попадались фрагменты обшивки кабины, фюзеляжа и прочий деформированный металл.
Углубившись еще метра на полтора, мы обнаружили несколько фрагментов человеческих костей, более крупные части обшивки самолета, погнутые патроны. На душе стало тревожно. Брало сомнение - вдруг самолет упал не в этом месте, а чуть дальше - правее или левее. После войны много времени прошло, земля зализала раны, люди за давностью лет могли и позабыть это место. Очевидцев тех событий осталось очень мало. Это мальчишки, которым в ту пору было по 10-14 лет…
Отбросив все сомнения, мы продолжали копать. Прибыл трактор. Глубина выкопанной ямы составляла уже почти четыре метра. Пень своими корнями крепко вцепился в землю, словно не хотел открывать нам своей тайны. На него накинули цепь, и трактор начал раскачивать его из стороны в сторону. Цепь не выдержала - порвалась. Предприняли еще несколько попыток - порвали два троса. Снова на помощь пришел глава района, снабдив нас отличным 30-мм тросовым стропом. Строп натянулся, как струна, казалось, что еще движение, и он порвется, как и предыдущие тросы. Но нет, послышался хруст и... под наши крики «ура!» пень, благодаря трактору, выскочил на поверхность ямы.
Обследовав получившуюся яму металлоискателем, мы были порядком расстроены - прибор не издал ни звука. Неужели все это затеяли зря? Растерянно смотрим друг на друга. Столько работы впустую!? Выход нашел Владимир Омельянчук. Он позвонил нашим друзьям и коллегам из ВПО «Ливенский щит» и попросил проверить это место «глубинником».
На следующий день встречаем ливенских поисковиков и едем на место раскопа. Почти вместе с нами приезжает Сергей Багров, его заместитель Сергей Пикалов и Сергей Бачурин. Руководство нас подбадривает. Все в ожидании чуда. Ребята настраивают «рамку» и спускаются на дно ямы. Проводят ей по месту, где еще вчера был пень и прибор издает звонок. Значит под «рамкой» что-то есть. Радости нет предела. Просим экскаваторщика, чтобы он немного углубил яму. В одном месте, на срезе глины замечаем смешанный с травой и ветками чернозем. Все это на глубине около четырех метров. Это весточка из далекого 1942 года. Продолжаем копать лопатами. Находим фрагмент кости человеческого черепа - мы на верном пути. Экскаватор снимает еще один слой грунта. На переборке отвала работают местные мальчишки под руководством члена нашего клуба Татьяны Романовой. Найдено много мелких фрагментов дюраля, заклепки от обшивки фюзеляжа, кабины самолета. В яме работают Александр Свиридов и Михаил Хохлов. На большом деформированном фрагменте обшивки самолета видны пробоины от пуль, скорее всего летчик погиб еще в воздухе. Находим фрагмент человеческого тела. В образовавшемся глиняном мешке все очень хорошо сохранилось. Даже запах авиационного горючего слышится вперемешку с трупным запахом. В руках у Михаила Хохлова блестнул кругляш, очень похожий на серебряную монету. Что это? Не скрывая радости он говорит: «Рубль!» и передает находку Владимиру Омельянчуку…
Все находившиеся на поверхности у ямы окружили Владимира, стараясь дотронуться до находки. «Рубль» оказался медалью «За боевые заслуги» под номером 22431. Вот это удача! Буквально через десять минут мы уже знали хозяина этой награды.
Кузьменко Николай Иванович, 1917 года рождения, уроженец станицы Крымской (ныне город Крымск), поселка Кеслерово, Краснодарского края. Летчик, лейтенант 573 истребительного полка, командир звена, на счету у которого было 86 результативных боевых вылетов. 1 декабря 1941 года был награжден медалью «За боевые заслуги» за мужество, проявленное в боях под Москвой. По данным архива Н. Кузьменко похоронен в братской могиле села Набережное Воловского района. Дата гибели - 26 января 1943 года. У всех возник резонный вопрос - чьи же останки мы нашли?…
Продолжаем вкапываться в глину. И снова удача! Найден фрагмент кожаной куртки летчика и его планшет. Здесь нас ожидал своеобразный сюрприз... Кандидатская карточка в члены ВКП(б) №3472583, выданная политотделом 1-ой дивизии Юго-Западного фронта, вложенная туда фотография женщины, удостоверение об окончании Качинской авиационной школы, удостоверение парашютиста №16734, талоны на питание в столовой, советские бумажные деньги, билеты денежно-вещевой лотереи, фрагменты карты полета, личные записи летчика. Удача так удача! Вот здесь-то и закрутилась поисковая машина. Пока мы еще производили раскопки, краснодарские поисковики уже искали родственников погибшего пилота.
ФОТО 6,7,8,9,15,16
Ребята в яме находят фрагмент гимнастерки пилота - воротник с двумя кубиками в петлицах. Это подтвердило звание погибшего - лейтенант. Значит, в архиве содержатся неточные данные о гибели летчика - 26 января 1943 года. По другим сведениям он погиб 7 апреля 1942 года, что более соответствует действительности. 6 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии были введены погоны. Приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года указ был объявлен в армии. Если бы он погиб в 1943 году, то на гимнастерке находились бы
погоны, а не кубари в петличках. Значит в архиве что-то напутали или туда поступили неправильные данные. Но даже такое гораздо лучше, чем «пропал без вести».
Судя по сведениям, которые мы успели собрать, Николай Кузьменко был перспективным летчиком. За столь короткое время он сумел показать себя грамотным и мужественным воином, за что был назначен командиром звена и награжден медалью «За боевые заслуги».
Лязг лопаты обо что-то металлическое. Роман Ушаков, Александр Свиридов и Михаил Хохлов окапывают место, где показался поршень двигателя. Расчищая, стараются рассмотреть выбитые на нем цифры. Ковш экскаватора опущен в яму. Ребята осторожно кантуют двигатель в ковш, и он оказывается на поверхности. По номерам, выбитым на моторе можно узнать много информации о самолете. Пока нам не удается определиться с маркой истребителя. Владимир Омельянчук находит пулемет ШКАС с отломанным стволом и гнутыми патронами, наполовину торчащими из патронника. Чуть позже находим второй ШКАС и множество патронов к нему. Какой же силы был удар, что самолет ушел в землю почти на семь метров… Попадаются патроны калибра 12,7 мм от БС, следом находим и этот пулемет, тоже с погнутым стволом. Если судить по найденному вооружению, то можно предположить что это был МиГ-1. Два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (боезапас 1500 патронов) и один БС калибра 12,7 мм (боезапас 300 патронов) стояли на вооружении МиГов. ФОТО 10,11,12,13,14,17
Немного позже нам удается извлечь на поверхность отлично сохранившийся парашют, рваный ремень с кобурой, фрагменты комбинезона летчика и его нижнего белья, перчатку с торчащим из нее человеческим пальцем. На отвале ребята находят три, отлично сохранившиеся фотографии и обрывки карты местности. На одном из фото молодой мужчина в военной форме, с двумя кубиками в петлицах и медалью на груди. На обратной стороне фотографии надпись:«Коми
ссару авиационной эскадрильи старшему политруку Петру Марковичу Иващенко от Кузьменко Николая Ивановича. 1941год.» Это и был Николай Кузьменко. Второй фотоснимок принадлежал мужчине в военной форме со шпалой в петлицах - капитану Красной Армии. Судя по надписи на фото Кузьменко, мы предположили, что на второй фотографии тот самый Петр Маркович Иващенко.
Вскоре, с помощью наших краснодарских друзей мы узнали, что Николай Иванович Кузьменко ушел на фронт в первые дни войны, в 24 года, оставив дома жену Марию и мать Марфу Степановну. Родные так и не дождались его возвращения, он погиб в 25 лет, успев повоевать всего девять месяцев. Жена его в 1947 году повторно вышла замуж и уехала в Ростовскую область. Мать также сменила место жительства. Поиск возможных родственников героя продолжается до сих пор.
Все найденные детали самолета мы загрузили в грузовик и отвезли в Васильевскую пожарную часть для дальнейшего изучения и чистки от грунта.
Глава района лично принимал участие в установлении марки найденного самолета. Он замерял детали и агрегаты боевой машины, предпринимал самостоятельные поиски в Интернете. Благодаря ему мы предположили, что марка самолета могла быть МиГ-1 или МиГ-3... Заместитель главы района вместе с главой сельского поселения занимались останками летчика. Через средства массовой информации о нашей экспедиции узнал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Он предложил похоронить пилота на сопке Героев в Крымском районе Краснодарского края. ФОТО 18,19,20
В канун 100-летия русской авиации, 14 августа 2012 года в селе Васильевка Воловского района Липецкой области состоялось прощание с летчиком - лейтенантом Кузьменко. В церемонии прощания принимало участие все население Васильевки и близлежащих сел. Много теплых слов уважения и признания было сказано в адрес погибшего героя. С воинскими почестями, под залпы почетного караула благодарные жители проводили летчика в его последний полет. Члены поискового клуба «Неунываки» - иерей Илья Азарин и Михаил Хохлов на военно-транспортном самолете сопроводили гроб с останками пилота в Краснодарский край. 15 августа 2012 года останки Николая Кузьменко с воинскими почестями были преданы кубанской земле на сопке Героев.
9 ноября 2012 года в селе Васильевка Воловского района Липецкой области, около местной школы, был установлен памятный знак в виде валуна, у основания которого расположился редуктор от двигателя самолета с лопастью, а сверху крупнокалиберный пулемет БС из боевого самолета МиГ-1. «Верному сыну Родины летчику-истребителю ВВС РККА лейтенанту Кузьменко Н.И., погибшему в воздушном бою 7 апреля 1942 года в небе над Васильевкой» - гласит надпись на памятнике.
Мы предприняли попытку узнать судьбу товарища погибшего летчика Кузьменко, старшего политрука, капитана Петра Марковича Иващенко, который был изображен на найденной фотографии. По сведениям архива и украинских поисковиков следы политрука привели нас в Украину, в поселок Хотень Сумской области. В декабре 2012 года мы - поисковики Владимир Омельянчук, Михаил и Юрий Хохловы отправились в Украину. Как нам удалось выяснить, Петр Иванович Марченко родился в 1914 году, с 1936 года работал учителем в Хотенской средней школе. В январе 1941 года был призван на фронт, воевал в составе 34 истребительного авиационного полка, 59 авиационной дивизии Западного фронта, участник боев за город Смоленск. В составе 240 истребительного авиационного полка, 302 истребительной авиационной дивизии, 4 истребительного авиационного корпуса Воронежского фронта участник боев за города Валуйки, Белгород, Обоянь. В 1943 году, 23 марта, был ранен и контужен. В октябре 1945 года, по окончании войны, вернулся в Хотень. 28 ноября 1946 года был представлен к ордену Красной звезды за заслуги во время войны. Работал директором Хотенской средней школы, а позднее в управлении народного образования Сумской области. Умер в 1996 году на 82 году жизни. Большую помощь в поиске данных по П.М. Иващенко нам оказал его бывший ученик Николай Иванович Литвин - краевед, учитель истории, организатор и хранитель образцового Хотенского школьного музея. Некоторые сведения и данные проясняются до сих пор. А наш поиск продолжается. Как говориться, «летчики не погибают, они улетают из жизни».
ФОТО 21,22,23
P.S. От имени поисковиков хочется искренне поблагодарить всех тех неравнодушных людей, кто оказал нам неоценимую помощь в организации и проведении раскопок на месте падения истребителя, в организации транспортировки тела пилота на родину, в проведении его достойных похорон.
1.
Начало раскопок – борьба с пнем
2. Коллеги из поискового отряда «Ливенский щит» при помощи глубинного металлоискателя подтвердили наличие в земле крупного скопления металла
3. Экскаватор сделал свою работу. Теперь дело за поисковиками
4. Владимир Омельянчук и Роман Ушаков – поисковый отряд «Неунываки»
5. При падении истребитель ушел в грунт на глубину более шести метров
6. Медаль «За боевые заслуги» - одна из самых ценных находок
7. Фрагмент панели управления самолетом
8. Карточка кандидата в члены ВКП(б) Николая Кузьменко
9. Петлица летчика…
10. …его офицерский ремень
11. …и парашют, которым воспользоваться, к сожалению, не удалось
12. Вода немного показалась в яме только на глубине около шести метров
13. Схема полетного задания лейтенанта Кузьменко
14. …и фрагмент топографической карты из его планшета
15. Фотография Николая Кузьменко, найденная вместе с его документами
16. Николай Иванович Кузьменко – фото из личного дела
17. Все, что осталось от двигателя самолета…
18. …и от самого истребителя
19. Михаил Хохлов сопровождает гроб с останками лейтенанта Кузьменко к месту его последнего аэродрома
20. «…Наконец-то окончен твой долгий последний полет, ты вернулся домой с той давно отгремевшей войны…»
21. В школьном музее Хотенской общеобразовательной школы
22. Петр Маркович Иващенко – друг и сослуживец лейтенанта Кузьменко
23. Друзья-однополчане – фотография из планшета Николая Кузьменко
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: yandex и 1 гость