Воспоминания об отце

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Воспоминания об отце

Сообщение Raid » 30 ноя 2022, 08:29

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ
Сергей Тарасов

В августе этого года, в адрес редакции журнала «Военная археология» пришло письмо следующего содержания:
Уважаемая редакция! В нашей семье сохранилась карта 1943 года, на которой обозначены места дислокации 417 медсанбата 331 стрелковой дивизии летом 1943 года, во время боев на Смоленщине. Я думаю, что эта карта будет интересна поисковикам. Я готов вам ее переслать с целью публикации на страницах вашего журнала и в Интернете. Мой отец - Тарасов Серафим Павлович был командиром этого медсанбата. С уважением Тарасов Сергей Серафимович.
Мы посмотрели карту и посчитали, что эта информация действительно может быть полезной поисковикам, работающим на территории Смоленской области. В районе каждого места дислокации медсанбата могут находиться необозначенные и давно заброшенные могилы наших воинов, умерших от ран.
Помимо публикации карты мы попросили Сергея Тарасова немного рассказать о своем отце.
Редакция «ВА».

Мой отец, Тарасов Серафим Павлович, родился в 1915 году в деревне Агиш Фокинского района Пермской области. Его мать, моя бабушка, Тарасова Агафья Яковлевна была обычной полуграмотной крестьянкой. Она умела писать с трудом и множеством ошибок, так как школы в деревне не было. В зрелом возрасте ей некогда было заниматься своим образованием. Всю жизнь она посвятила воспитанию своего единственного сына, а затем и внуков.
Мой дед погиб в 1915 году во время Первой мировой войны. В нашей семье не сохранилась даже его фотографии. Это и понятно, откуда в деревне фотографы. Единственное, что осталось - это поздравительная открытка, отправленная им с фронта на рождество 1915 года.
Бабушка была очень трудолюбивым человеком и прожила 89 лет. Воспитывая сына одна, она не жаловалась на трудности жизни. С ее слов, семья никогда не голодала. Она говорила, что если человек живет на земле, он всегда будет сыт.
Советская власть дала возможность крестьянским детям получить работу и образование. Примером может быть мой отец. Он окончил школу, ФЗУ, рабфак. Работал помощником машиниста и был горд тем, что стал квалифицированным рабочим и знал 1500 деталей, из которых состоял паровоз.
В середине тридцатых годов было престижно заниматься авиацией. Каждый молодой человек мечтал стать летчиком. Все друзья отца поступили в различные летные школы и училища. Отец был маленького роста, но физически крепким. Занимался гимнастикой, подрабатывал преподавателем физической культуры. Он говорил, что занятия физической культурой дали ему многое. Я думаю, что это дало не только физическое здоровье, но и выработало лидерские качества и целеустремленность.
В авиацию его не взяли, так как в автобиографии он написал, что его дядя, которого он никогда не видел, служил солдатом у Колчака. Это было черное пятно на всей его биографии.
В те времена была высока тяга людей к знаниям, поэтому мой отец решил стать врачом и в 1935 году поступил в медицинский институт.
В предвоенные годы выходцам из рабоче-крестьянской среды создавались благоприятные условия для получения качественного высшего образования. Формировалась новая интеллигенция.
Отец говорил, что судьба сохранила ему жизнь. Все его друзья, которые стали летчиками и которым он так завидовал, погибли в первые дни Великой Отечественной, а он прошел три войны и остался жив.
В 1940 году он окончил Куйбышевскую военно-медицинскую академию. Будучи студентом пятого курса, проходил практику в Зимней войне с белофиннами. Он был врачам мотострелкового батальона, приобрел неоценимый опыт лечения и эвакуации раненых в зимних условиях. Вот какая практика была тогда у студентов медицинского института.
В 1940 году отец принимает участие в так называемом освобождении молдавского народа от боярской Румынии в должности врача авиабазы. В начале 1941 года он служит врачом в артиллерийском полку в Красноярске. С его слов, полк готовился к войне уже с января 1941 года. Проводились интенсивные занятия и практические учения по 12-14 часов в сутки. Полк был хорошо обеспечен кадрами и материальными средствами. Он был таким большим, что его разделили на два. Отец стал старшим врачом 392 корпусного артиллерийского полка резерва главного командования.
После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, полк был передислоцирован в район Батурино, что недалеко от города Белый Смоленской области. Он принимал участие в Духовщинской наступательной операции в августе-сентябре 1941 года. В нашей семье сохранилась карта этого района 1941 года.
Во время операции «Тайфун», полк отца, в составе 30 Армии оказался на направлении главного удара немцев. Первая танковая дивизия и шестая пехотная дивизия вермахта прорвали нашу оборону на стыке 30 и 19 Армий. Остатки полка с большими потерями отступили к городу Белому, а в дальнейшем по тылам противника вышли к Калинину. Пушки были утоплены в болотах, но в 1943 году, при освобождении этой территории, все вынули из болот и восстановили.
В дальнейшем, в качестве старшего врача 392 кап РГК мой отец принимал участие в Ржевской битве. В этот период он был награжден медалью «За боевые заслуги».
С июля 1943-го по январь 1944 года мой отец командовал 417-м отдельным медико-санитарным батальоном 331-й стрелковой дивизии 31-й Армии Западного фронта. Батальон в составе 331-й сд принимал участие в освобождении Смоленска летом 1943 года. Сохранилась карта этого района, где рукой отца отмечены места развертывания батальона во время освободительной Смоленской операцией.
Работа медсанбата в наступательной операции очень сложна. За сутки боя может поступить несколько сотен раненых. Главная задача – это сортировка раненых и больных. В сортировки раненых принимали участие самые опытные врачи. Это был мой отец, а в его отсутствие – главный хирург. Задача при сортировке чрезвычайно сложна. В первую очередь надо отсеять агонизирующих и смертельно раненых воинов. Как это ни цинично, но чем меньше времени уделяется этой группе, тем больше шансов выжить у других раненых.
Вторая задача – это диагностика ранений и заболеваний, которые требуют немедленного вмешательства, в основном оперативного. Эти раненые немедленно направляются в операционные, которые работали с большой перегрузкой. Легко раненым помощь оказывалась чуть позже, прямо на месте.
Благодаря четкости организации медицинской помощи советская армия имела самые высокие показатели возврата раненых в строй. В послевоенные годы опыт военной советской медицины был опубликован в многотомном Руководстве.
Несмотря на трудности войны, материальное снабжение батальона было хорошим. Тыловые службы работали слажено. Отец говорил, что в батальоне всегда были в наличии в достаточном количестве спирт, порошок опиума и перевязочный материал. Несмотря на относительно бесконтрольное использование опиума, наркоманов в армии не наблюдалось. Я думаю, что причина в высоком патриотическом духе бойцов и четкости организации медицинской службы.
Приведу один интересный случай, про который рассказал отец. У него в батальоне был трусливый фельдшер. Работал он хорошо, но всего боялся, каждый шорох приводил его в испуг. Как-то на марше, он услышал на одном из деревьев как хрустнула ветка и от испуга выстрелил на звук. Оказалось, что на дереве сидел вражеский снайпер, и он случайно убил его. Начальство приказало моему отцу написать рапорт на этого фельдшера с целью присвоения ему звания Героя Советского Союза. Отцу пришлось выполнить указание начальства, хотя ему было крайне стыдно перед своими товарищами, которые честно и добросовестно исполняли свой долг. При первой же возможности фельдшер был переведен в другую часть.
За участие в Смоленской наступательной операцией мой отец был награжден орденом Красной Звезды.
В начале 1944 года С.П. Тарасов был назначен начальником подвижного терапевтического госпиталя. Госпиталь был направлен на Карельский фронт и принимал участие в освобождении Карелии. А в 1945 году в составе первого Дальневосточного фронта участвовал в войне с Японией. За эти боевые действия отец был награжден вторым орденом Красной Звезды.
Помимо орденов и медали «За боевые заслуги», отец был награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
После войны отец защитил диссертацию по эвакуации раненых, работал доцентом в медицинском институте, был директором научно-исследовательского института. В партию вступил в 1939 году по личному убеждению.
В биографии моего отца как в зеркале отражается история нашей Родины. По моему мнению, основываясь на примере жизни отца, я считаю, что Отечественную войну мы выиграли благодаря высокой профессиональной подготовке и патриотизму. Советская власть и коммунистическая партия способствовали раскрытию талантов простых людей. Видя это, люди искренне любили свою Родину и своим трудом способствовали упрочению страны.
Умер отец на работе, в 1980 году, от второго инфаркта миокарда.
Я надеюсь, что опубликованная карта поможет поисковикам найти могилы умерших раненых и перезахоронить их с почестями. Я буду признателен за любую информацию по 417 медико-санитарному батальону за лето и осень 1943 года. Моя электронная почта находится в редакции журнала «Военная археология».


Из наградного листа на С.П. Тарасова, представленного к награждению медалью «За боевые заслуги»:
«…Военный врач 2-го ранга тов. Тарасов Серафим Павлович образцово поставил медицинское обслуживание личного состава полка. Зимой 1941-42 г.г. тов. Тарасов в сложных условиях боев за г. Калинин, а также в районе Воскресенское – Бахмутово обеспечил регулярное мытье в бане и санобработку личного состава полка. Для этого, по проекту тов. Тарасова силами полка была изготовлена походная баня и дезокамера.
Благодаря заботам военного врача тов. Тарасова, 15 красноармейцев и командиров, получивших ранения в боях за г. Ржев, возвращены в строй без эвакуации в госпиталь, проходя лечение в ППМ полка…».

Из наградного листа на С.П. Тарасова, представленного к награждению орденом Красной Звезды:
«…Тов. Тарасов, за время пребывания в полку показал себя мужественным командиром. В период наступательных боев за гор. Ржев в августе 1942 года под огнем противника лично организовывал работу пунктов помощи раненым, вывозя их с поля боя своевременно. В этих боях им вывезено с поля боя 95 раненых.
В боях, в полосе наступления 20 Армии, не смотря на трудные условия, под непрерывным огнем противника, тов. Тарасов, лично руководя работой эвакуации, вывез с поля боя и оказал помощь 110 раненым.
Всего, за время нахождения в полку, тов. Тарасов оказал помощь и эвакуировал с поля боя 290 раненых и 195 больных.
За отличную постановку работы и противоэпидемической борьбы, приказом по 30 Армии №023 от 2.04.1943 года, ему объявлена благодарность…».
CCF06092011_00001.jpg
CCF06092011_00000.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 3 гостя