Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Сообщение Raid » 08 апр 2024, 21:44

Минская область, как объект исследования мест падений самолётов 1941-1945 г. Статистический обзор.
                                                 
  Дмитрий Киенко,
научный руководитель исследовательской группы
военной истории Белоруссии «Рубон» (Минск).
фото автора.

На протяжении более 15 лет научно-исследовательской группой «Рубон» под руководством историка Дмитрия Киенко проводятся системные исследования в области авиапоиска мест безвозвратных потерь самолётов на территории Белоруссии. Результаты работ и исследований сводятся в единую (региональную) базу данных. Ранее была опубликована статья «Гродненский регион как объект исследования мест падений самолётов 1941-1945 г. , систематизирующая результаты поисковых работ по Гродненской области. Нынешняя публикация посвящена Минскому региону.
Форма подачи материала в виде таблиц более содержательна и системна (для наглядного восприятия), при этом следует учитывать, что у каждого случая имеются свои «истории», которые невозможно описать в рамках одной публикации.
Минская область в силу своего географического положения находилась в самой гуще событий, связанных с действиями авиации. Регион характеризуется весьма «плотным» наполнением его территории местами потерь самолётов, что вызвано несколькими факторами.
Во-первых, регион оказался в зоне активных действий авиации (в зоне противодействия немецкой авиации атакам советских бомбардировщиков) при наступлении немецких войск в 1941 году.
Во-вторых, в 1944 году основной уровень потерь приходится на советскую бомбардировочную авиацию, самолёты которой были сбиты во время атак на Минск, Борисов и Молодечно, а также штурмовиков Ил-2, участвовавших в операции «Багратион», атаковавших «котлы» окружённых войск противника.
Значительная часть первоначальной информации по Молодеченскому и Логойскому районам была получена благодаря поискам краеведа Вячеслава Бриштена, который с середины 80-х годов осуществлял не только поиск «на земле», но и в архивах, а также вёл переписку с ветеранами. Сегодня его сын Дмитрий продолжает дело отца и является заместителем руководителя научно-исследовательской группы «Рубон». Регулярные полевые выезды позволили наладить контакты и сотрудничество с краеведами «на местах». Особенно следует отметить помощь краеведов Крупского, Логойского и Молодеченского районов.
В таблице видно, что Логойский район выделяется значительным количеством обнаруженных мест падений самолётов. Все эти места были обнаружены в результате интенсивных выездов и полевых исследований, проведенных на его территории научно-исследовательской группой «Рубон» в период 2015-2019 гг.
По состоянию на 1 июля 2019 года на территории Минской области в базе данных имеется 102 места падений самолётов.
Следует отметить, что здесь не учтены самолёты, заявленные как «сбитые истребителями ПВО в июле 1944 г.», так как в советских документах не указаны их районы падения, а лётчики ограничились в донесении лишь словами «сбит западнее Минска». В немецких же документах имеются сведения лишь о маршруте полёта; не учтены также самолёты, потерянные на аэродромах Мачулищи и Лошица при авианалёте немецкой авиации 3 июля 1944 года, так как они не были «в вылете». Самолёты, упавшие на меридиане шоссе Орша-Минск, ещё находятся на стадии обработки.
Таким образом, исходя из имеющихся наработок, в Минском регионе потенциально может быть не менее 150 мест падений авиатехники.
По потерям 1941 года условно регион можно разделить на две части: северную и южную. Это обусловлено направлениями ударов танковых групп вермахта, на которые вынужденно «работала» фронтовая и дальняя авиация. Соответственно потери были понесены вдоль основных дорог, по которым двигалась техника противника в июне 1941 года (среди них было обнаружено и точное место гибели экипажа Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло, найдены элементы конструкции самолёта и оборудование кабины штурмана).
Если говорить о потерях 1944 года, то их также можно разделить на две составляющие: потери АДД при ударах по Минску, Молодечно и Борисову, при поддержке прорыва партизан у озера Палик и потери фронтовой авиации, в особенности штурмовиков Ил-2. Отметим, что значительная часть Ил-2 (7 из 9) была потеряна не при атаках по отходящим войскам противника, а при ударах по «котлам», в том числе и сбитый у поселка Сосны Герой Советского Союза Борис Окрестин.
Обращает на себя внимание существенное значение в графе «неизвестные» по советским самолётам - все они относятся к 1941 году. По предварительным данным, в большинстве своём они представляют самолёты СБ, однако пока дополнительных сведений, позволяющих «вычислить» экипажи или принадлежность к полкам, не имеется. Наличие такого количества самолётов СБ вполне сопоставляется с интенсивностью и общим направлением их вылетов в данный регион, а также заявками «на победу» с немецкой стороны. Однако ни одни источники пока не позволяют точно локализовать места их падений, так как в «советском» случае есть только указание на цели и время вылета, а в «немецком» – время атаки. Эти данные не позволяют локализовать места, поэтому приходится работать «от земли».
При отсутствии фактической (документальной) информации установить места падений самолётов и узнать о событиях, которые этому предшествовали или имели место после того, помогает работа с местным населением. Как правило, местные жители весьма часто полностью подтверждали факт падения или посадки советских многомоторных самолётов с экипажем в составе от 2 до 3 человек в 1941 году.
Примером может служить ситуация в Городокском сельсовете Молодеченского района. На окраине деревни имеется безымянная могила советских лётчиков, место падения самолёта которых было локализовано группой «Рубон» еще в 2017 году. К сожалению, тип и принадлежность самолёта к полку на данный момент не установлены ввиду отсутствия значимых находок, однако, по всей вероятности, учитывая множество косвенных факторов, это был СБ.
В другом случае, в Логойском районе на 4-5-й день войны советский двухмоторный самолёт, преследуемый немецким истребителем, загоревшись в воздухе, упал на лес. Погибли два лейтенанта и сержант. Деревня Боровые, в 200 м от которой погиб экипаж, была сожжена немецкими полицейскими частями во время войны вместе с жителями и не восстанавливалась после войны. Свидетелей нет, тем не менее, опросом было установлено, что экипаж первично был захоронен рядом, однако в течение трёх лет поисков и дополнительного опроса жителей соседних деревень оказалось, что в 50-е годы их как безымянных перезахоронили на кладбище в д. Беларучи. Нашёлся даже свидетель, который вспомнил, что будучи школьником помогал учителю по труду в Беларучской школе заливать цемент для памятника безымянным лётчикам. По найденным элементам двигателей и дюраля было установлено, что это был СБ, однако имена лётчиков до сих пор неизвестны.
Ценная информация для пополнения базы данных получается в процессе обработки сведений партизанских архивов в Национальном архиве Республики Беларусь. 
Так например, после выявления в одном из документов слов: «Обнаружено место падения самолёта, из экипажа в составе 5 человек один погиб, двое разыскиваются, двое - майор и ст. лейтенант направлены на ближайшую площадку Комарова для эвакуации»,  было проведено исследование, в результате которого оказалось, что эта информация была передана шифротелеграммой из бригады Бельского 30 июня 1944 года.  Сопоставив эти данные с созданной базой данных по вылетам и потерям АДД в рамках операции «Багратион» установили место гибели членов экипажа самолёта из состава 15-го ГАП ДД в Старобинском районе.
В представляемой базе данных учитывались также оставленные экипажем самолёты, которые не разбились и не сгорели при посадке, но, тем не менее, были безвозвратно потеряны.
Так, один из СБ поздних серий выпуска 1940 года совершил посадку у д. Антополь. Через месяц после посадки 13 детей, возвращаясь со сбора грибов, залезли в стоявший на поле самолёт. Один из них, не зная с чем имеет дело, расстопорил блестящую «вертушку» взрывателя ФАБ, раскрутил её, приведя взрыватель в боевое состояние. Раздался взрыв, все дети погибли от детонации бомб, находившихся в бомболюке.  К сожалению, и такие сюжеты отражают реальность картины истории авиации в Белоруссии.
В ходе многолетней работы в данном регионе удалось установить принадлежность 70% самолётов и выявить фамилии более 60 членов экипажей. По немецким самолётам ведётся активное сотрудничество с исследователями из Германии.
Так, по сбитым самолётам Ил-4 АДД установлены почти все немецкие лётчики, которые их атаковали, а на один из экипажей найдено подтверждение со стороны зенитных орудий, прикрывавших Минск.
Систематизированная в базе данных информация позволяет увидеть «общую картину» в регионе, а в совокупности с Гродненской и Брестской областями – и наиболее полную картину на западном ТВД, избежать «дублей», когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать второй раз ранее обнаруженные места падений, закрывает «белые пятна» в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе Белоруссии (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы «1941 года.», где экипажи значительной части не вернувшихся самолётов, считаются «пропавшими без вести»).

По годам
немецкие советские Итого
1941 5 45 50
1942 1 1
1943 3 1 4
1944 15 30 45
не установлено 2 2
Всего 26 76 102

по типам
Fi-156 1 СБ 18
He-111 3 А-20 2
Ju-88 7 И-15бис 3
Ju-87 4 Ил-2 9
Fw-58 2 Ил-4 18
Me-110 1 Ли-2 6
Fw-190 3 С-47 6
Fw-189 1 Пе-2 1
Ме-109 1 Як-9 1
неизвестный 3 неизвестный 12
Всего 26 76

По районам
Березинский 1
Борисовский 8
Вилейский 4
Воложинский 3
Дзержинский 1
Копыльский 2
Клецкий 5
Крупский 11
Логойский 14
Любанский 2
Червеньский 2
Стародорожский 4
Минский+Минск 18
Молодеченский 18
Слуцкий 4
Смолевичскй 1
Солигорский 2
Червеньский 2
Всего 102

Минская область - контур с районами.
Вытяжное кольцо парашюта лётчика, Логойский район.
Безымянное захоронение, Молодеченский район.
Вложения
2. Безымянное захоронение, Молодеченский район..jpg
1.Вытяжное кольцо парашюта лётчика, Логойский район..JPG
0.Минская область - контур с районами..png

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Сообщение Raid » 08 апр 2024, 21:45

3.Клемма аккумулятора самолёта СБ, Логойский район.
4.Конёк на сарае, сделанный из обшивки самолёта СБ, Крупский район.
5.Местные жители приспособили под заслонку печи элемент обшивки А-20, Крупский район.
Вложения
5.Местные жители приспособили под заслонку печи элемент обшивки А-20, Крупский район..JPG
4.Конёк на сарае, сделанный из обшивки самолёта СБ, Крупский район..JPG
3.Клемма аккумулятора самолёта СБ, Логойский район..png

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Сообщение Raid » 08 апр 2024, 21:47

6.Переключатель с самолёта А-20, Крупский район.
7.После удара о землю на задней стенке отпечатались контуры сот радиатора двигателя М-103, самолёта СБ. Логойский район.
8.Шильды с номерами моторов самолёта СБ. Вверху уже почищена, снизу ещё нет. Логойский район.
Вложения
8.Шильды с номерами моторов самолёта СБ. Вверху уже почищена, снизу ещё нет. Логойский район..jpg
7.После удара о землю на задней стенке отпечатались контуры сот радиатора двигателя М-103, самолёта СБ. Логойский район..JPG
6.Переключатель с самолёта А-20, Крупский район..jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Минская область, как объект исследования мест падений самолётов

Сообщение Raid » 08 апр 2024, 21:48

9.Элемент обшивки с красной звездой и ее черной окантовкой, характерный признак 1941 г. СБ. Логойскй район.
10.Элемент остекления кабины, видно оргстекло зажатое от вибрации между двух резиновых вставок. Логойский район.
Вложения
10.Элемент остекления кабины, видно оргстекло зажатое от вибрации между двух резиновых вставок. Логойский район..JPG
9.Элемент обшивки с красной звездой и ее черной окантовкой, характерный признак 1941 г. СБ. Логойскйи район..jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя