Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском

Сообщение Raid » 11 сен 2024, 21:39

Федор Пущин,
руководитель поискового отряда
«Бумеранг-ДОСААФ» г. Наро-Фоминск
фото из семейного архива Калмыковых,
фондов ЦАМО («Память народа»)
и архива ПО «Бумеранг-ДОСААФ»

Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском
В 2016 году поисковый отряд «Бумеранг-ДОСААФ» проводил очередную разведку по местам боёв под Москвой в районе Детенково–Григорово–Большие Горки под Наро-Фоминском. Дело в том, что на старой топографической карте нами было обнаружено обозначение братской могилы в районе Григорово. Решили проверить эту легенду. Сделали несколько попыток прохода к обнаруженному на карте месту с разных сторон, опросили местных жителей о наличии в этих краях утраченных воинских захоронений, но результат был отрицательным. Пробираясь через заболоченные леса возле одного из местных СНТ заметили огромную заполненную водой яму. Решили подойти поближе и обследовать её.
Не дойдя десяти метров до воронки, мы достали металлоискатели, и тут же приборы стали издавать различного рода сигналы, указывая на то, что мы на месте крупного скопления металла.
Как выяснилось дальше, воронка оказалась местом падения самолёта. Его фрагменты были разбросаны на большом расстоянии от центра падения. Стало ясно, что здесь произошёл взрыв огромной силы. При первичном обследовании удалось обнаружить фрагменты стоек шасси, моторамы, обшивки с элементами нанесенной на неё красной звезды, шкалу радиостанции «Двина», остатки разорванного боекомплекта от авиационной пушки Березина 12,7 мм, несколько лючков-«стелек», куски моторов. Но что поразило, был найден фрагмент расколотой бронеспинки пилота самолета Пе-2, на котором было выцарапано «Здесь погибли советские авиаторы». Стало понятно, что мы наткнулись на место падения самолёта Пе-2, и именно это место было нанесено на топографическую карту как братская могила.
Приняли решение разделить усилия. Одна группа продолжила работы на месте падения в поисках номерных деталей самолёта и моторов, вторая отправилась для опроса местных жителей, третья приступила к архивным исследованиям.
Из опроса местных жителей удалось узнать, что по слухам самолёт упал и сгорел уже после освобождения Наро-Фоминского района от немцев, примерно летом 1943 года. Части самолёта и фрагменты останков экипажа разбросало на большое расстояние от места падения. Приезжали военные. Останки лётчиков собирали по частям и подхоранивали в воронку на месте падения машины. После войны с этого участка местные жители выносили металл и использовали его в бытовых целях.
А вот воспоминания одной жительницы деревни Детенково, которая в то время была ребенком: «Самолёт сам упал. Деревня уже была освобождена, было тихо, дети бегали, играли и услышали грохот. Все взрослые побежали на место взрыва, и сказали потом, что самолёт упал. Есть предположение, что это был самолёт с бомбой. Типа бомбардировщик. Летел с востока на запад».
Промывка найденных деталей помогла нам установить номер машины. На одном из лючков красной краской были нанесены заветные цифры 18/144. Благодаря этой информации и помощи авиационного историка и специалиста Бориса Давыдова, нам удалось установить, что на самолёте Пе-2 № 18/144 с моторами 24-2280 и 24-2278 при катастрофе во время полёта по выполнению боевого задания 6 мая 1943 года, погиб экипаж из 38-го авиационного бомбардировочного полка 204-й бомбардировочной дивизии: пилот, старший сержант Калмыков Сергей Михайлович, штурман, младший лейтенант Костевич Алексей Филиппович и стрелок-радист, младший лейтенант Карельсон Владимир Иванович.
Удалось выяснить и причину катастрофы. 6 мая 1943 года девятка самолётов Пе-2 из 38-го БАП вылетела на боевое задание. Цель — бомбардировка аэродрома противника в районе Брянска. Звеном командовал старший лейтенант Седов Николай Алексеевич, опытный лётчик, участник Финской войны .
Из акта расследования катастрофы: «При вылете на боевое задание в момент построения девятки правый ведомый правого звена старший сержант Калмыков зашёл строго в хвост самолёту командира звена старшего лейтенанта Седова, и начал производить пристраивание на большой скорости. В момент сближения со строем ст. сержанта Калмыкова, командир звена Седов сделал доворот вправо, усложнив положение пилоту Калмыкову, который при резком отвороте вправо задел левой плоскостью за руль поворота самолёта командира звена, задрал самолёт вверх, потерял скорость и с левым креном пошёл на снижение. Пилот Калмыков, растерявшись, сбросил управление, и самолёт с нагрузкой бомб в 600 кг перешёл в пикирование с Н-500 метров. При ударе о землю взорвался на бомбах, самолёт уничтожен. Экипаж погиб».
Хочется отметить, что тогда экипажи бомбардировщиков только начинали учиться летать таким строем, как девятка. В условиях войны не хватало времени обучить экипажи, поэтому происходили такие потери по причине слабой выучки групповой слётанности.
Звено старшего лейтенанта Седова (уже в составе 8 самолётов) выполнило боевое задание, что было подтверждено аэрофотосъемкой. В этот же день звено произвело ещё один успешный боевой вылет на бомбометание железнодорожной станции Зикеево (Жиздринский район Калужской области). За эти и другие боевые эпизоды командир звена 38-го БАП, старший лейтенант Седов Николай Алексеевич 21 августа 1943 года был представлен к награждению орденом Красное Знамя.
В ходе работы с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации были установлены биографические данные погибшего экипажа:
– Калмыков Сергей Михайлович родился в 1923 году в деревне Брянцево (Семеновский с/с, Владимирский район Ивановской области, ныне в составе Колокшанского сельского поселения Собинского района Владимирской области). Родом из крестьянской семьи. Член ВЛКСМ с 1938 года. В 1940 году окончил 10 классов в г. Москве. Призван Таганским РВК г. Москвы 4 августа 1940 года. 15 сентября зачислен курсантом в Слонимскую военную школу пилотов, а после в Поставскую военную авиационную школу пилотов-бомбардировщиков Западного Особого военного округа в Белоруссии. После того, как 22 июня 1941 немецкая авиация подвергла бомбардировке аэродрома Поставской школы, Сергей Михайлович Калмыков, в числе немногих оставшихся в живых курсантов, техников и офицеров, покинул Постав. Остатки школы с имевшейся материальной частью эвакуировались 24 июня и перебрались в Оршу, затем в Москву. В городе Чкалов (Оренбург) из остатков нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа пилотов, куда он был зачислен 28 июля 1941 года. Присягу принял 12 ноября 194 -го, а 12 июня 1942 года пилот Калмыков в звании старшего сержанта окончил это учебное заведение. Дальнейшую службу проходил старшим сержантом, пилотом в 38-м бомбардировочном авиационном полку 204-й бомбардировочной дивизии.
Благодаря помощи наших друзей из поискового отряда «Амулет» Судогодского района Владимирской области были найдены родственники пилота, которые и предоставили нам фотографию Сергея Калмыкова. В селе Семеновское Собинского района имя Сергея Михайловича Калмыкова также увековечено на памятнике односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
– Костевич Алексей Филиппович родился в 1915 году в деревне Горки (Червеньский район Минской области). Из семьи колхозников, член ВЛКСМ с 1935 года. Обучался в Белорусском сельскохозяйственном институте. Прошёл курсы военной подготовки при институте и летом 1938 года ему было присвоено воинское звание младшего лейтенанта запаса. В РККА с 10 марта 1942 года, службу проходил в 127-й отдельной авиационной эскадрилье связи (с 10 по 28 мая 1942 года входила в состав 1-й Воздушной Армии Западного фронта). Был ранен и 6 августа 1942 года помещён в госпиталь в Монино. Дальнейшую службу проходил младшим лейтенантом, стрелком-бомбардиром в 38-м бомбардировочном авиационном полку 204-й бомбардировочной дивизии.
– Карельсон Владимир Иванович родился 23 августа 1919 года в г. Симферополе (Крымская АССР). Член ВЛКСМ с 1938 года. В 1937 году окончил семилетку и поступил в железнодорожный техникум, который окончил в 1939 г. В октябре 1940 года призван в РККА Криворожским РВК (Украинская ССР). 20 октября зачислен курсантом на 292-ю авиационную базу 128-го авиационного полка. 22 декабря принял военную присягу. С февраля 1941 года курсант школы младших авиационных специалистов в г. Витебске. С июня 1941 года продолжил обучение в Харьковском военном авиационном училище связи. 24 июня 1942 года окончил училище в звании лейтенанта и был направлен на должность начальника связи авиаэскадрильи в 4-ю Воздушную Армию. Дальнейшую службу проходил младшим лейтенантом, стрелком-радистом в 38-м бомбардировочном авиационном полку 204-й бомбардировочной дивизии.
6 мая 2021 года в лесном массиве деревни Григорово Наро-Фоминского района, в 78-ю годовщину гибели экипажа самолёта бомбардировщика Пе-2 из состава 38-го бомбардировочного авиационного полка 204-й бомбардировочной дивизии на месте катастрофы был установлен памятный знак. Инициаторами этой идеи выступил поисковый отряд «Бумеранг-ДОСААФ» из г. Наро-Фоминска. Памятный знак был изготовлен автором статьи. Как удалось выяснить, именно это место является местом гибели и захоронения экипажа Калмыкова, хотя в донесении о безвозвратных потерях ошибочно указано, что они захоронены в деревне Большие Горки. Экипаж уже занесён в Книгу Памяти как захороненный в Григорово, планируется поставить памятный знак на учёт. Открытие памятника сопровождалось салютной группой, которая была организована при технической поддержке военно-патриотического клуба «Дивизион» в лице Тимура Умарова и Новикова Максима. На мероприятии присутствовали представители ВПО «Нарский рубеж», «Военная археология», военно-патриотического клуб «Память», местные жители.

1. Пилот, старший сержант Калмыков Сергей Михайлович (из семейного архива Калмыковых).

2. Пилот, старший сержант Калмыков Сергей Михайлович (фото из УПК, «Память народа»).

3. Стрелок-радист, мл. лейтенант Карельсон Владимир Иванович (фото из УПК, «Память народа»).
Вложения
3. Карельсон Владимир Иванович.jpg
3. Карельсон Владимир Иванович.jpg (10.07 КБ) 951 просмотр
2. Калмыков Сергей Михайлович.jpg
2. Калмыков Сергей Михайлович.jpg (12.65 КБ) 951 просмотр
1.Калмыков.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском

Сообщение Raid » 11 сен 2024, 21:41

4. Штурман, мл. лейтенант Костевич Алексей Филиппович (фото из УПК, «Память народа»).

5. Копия акта расследования катастрофы из формуляра 38 БАП (ЦАМО).

6. Памятник в селе Семеновском Собинского района Владимирской области, где увековечено имя Сергея Михайловича Калмыкова. (из семейного архива Калмыковых).
Вложения
6.jpg
5. акт.jpg
4. Костевич Алексей Филиппович.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском

Сообщение Raid » 11 сен 2024, 21:42

7. Памятная плита экипажу Пе-2 (фото из архива ПО «Бумеранг-ДОСААФ»).

8. Установка памятной плиты (фото из архива ПО «Бумеранг-ДОСААФ»).

9. Воронка на месте гибели экипажа (фото ПО «Бумеранг-ДОСААФ»).
Вложения
9. место гибели.jpg
8. установка.jpg
7 плита.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском

Сообщение Raid » 11 сен 2024, 21:45

10. Шкала радиостанции «Двина» и фрагмент бронеспинки пилота (фото ПО «Бумеранг-ДОСААФ»).

11. Лючок с самолёта Пе-2 (фото ПО «Бумеранг-ДОСААФ»).

12. Донесение о безвозвратных потерях («Память народа»).
Вложения
12. безвозвр..jpg
11. лючек и спинка.jpg
10. радиостанция.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Катастрофа самолёта Пе-2 6 мая 1943 года под Наро-Фоминском

Сообщение Raid » 11 сен 2024, 21:47

13-15 Открытие памятного знака 6.05.2021 г. (фото ПО «Бумеранг-ДОСААФ»).
Вложения
15. открытие.jpg
13. открытие.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя