Учебная и воспитательная работа в юнкерских и военных училищах Русской Императорской Армии.
Модератор: svkon
Учебная и воспитательная работа в юнкерских и военных училищах Русской Императорской Армии.
Учебная и воспитательная работа в юнкерских и военных училищах России до 1917 года.
Дореформенные кадетские корпуса своими выпускниками с большим трудом заполняли треть свободных офицерских вакансий, в основном в гвардии, артиллерии и инженерных войсках. Вместе с тем две трети офицерского корпуса, то есть командный состав армейской пехоты и кавалерии, никакой систематической подготовки не имел. В полках после несложного экзамена вольноопределяющимся или войсковым юнкерам, поступившим туда «по праву рождения», присваивалось офицерское звание. Поэтому даже у многих командиров полков в личном деле в графе «образование» можно было довольно часто прочитать: «получено на службе». Чтобы покончить с таким не нормальным положением, в 1864 году было принято решение о создании юнкерских училищ в Москве и Вильне, в которых вольноопределяющиеся и юнкера из войск проходили двухлетний курс обучения. В эти же училища могли поступать и унтер-офицеры так называемого обязательного срока службы, т.е. отличившиеся солдаты срочной службы, получившие унтер-офицерские звания. Юнкерские училища в учебном отношении подчинялись Главному управлению военно-учебных заведении, а во всем остальном — командующим войсками военных округов. «Приготовление дельных людей, хороших офицеров для службы в строю — есть конечная цель училищ (юнкерских)» — так предельно ясно и лаконично формулировались задачи этих военно-учебных заведений.
В 1865 году были открыты еще шесть юнкерских училищ: Киевское, Одесское, Рижское и Чугуевское — пехотные. Тверское и Елисаветградское — кавалерийские, а через год еще два пехотных училища: Казанское и Тифлисское. Впоследствии пехотные училища появились в Гельсингфорсе, Варшаве, Иркутске и Петербурге. Для подготовки офицеров казачьих войск в 1867 году было открыто юнкерское училище в Оренбурге (для Оренбургского, Уральского и Семиреченского казачьих войск), в 1869 году — в Новочеркасске (для Донского и Астраханского казачьих войск), в 1870 году — в Ставрополе (для Кубанского и Терского казачьих войск).
В Иркутском юнкерском пехотном училище существовал отдел, где готовились юнкера для службы в Забайкальском, Сибирском и Амурском казачьих войсках, подобные отделы имелись в Варшавском и Виленском училищах, где готовились юнкера Донского казачьего войска.
После организации юнкерских училищ запретили присваивать офицерские звания в войсках лицам, не прошедшим двухлетнюю подготовку в этих училищах. Таким образом, войсковые юнкера и вольноопределяющиеся должны были либо пойти учиться, либо уволиться из армии. В юнкерские училища шли также и выпускники военных гимназий.
Первоначально окончившим юнкерские училища присваивались звания портупей-юнкеров. При этом и соответствии с результатами учебы и дисциплины они делились на три разряда.
Окончившим учебный курс по первому разряду офицерское знание присваивалось в полку, даже если там не было свободных должностей;тем, кто окончил училище по второму разряду, офицерское звание присваивалось только при наличии свободных должностей,ну а выпустившиеся по третьему разряду могли получить офицерское звание не раньше, чем через год после того, как получат знание последние из окончивших училище с ними в один год, но по второму разряду.
В 1865 году были открыты еще шесть юнкерских училищ: Киевское, Одесское, Рижское и Чугуевское — пехотные. Тверское и Елисаветградское — кавалерийские, а через год еще два пехотных училища: Казанское и Тифлисское. Впоследствии пехотные училища появились в Гельсингфорсе, Варшаве, Иркутске и Петербурге. Для подготовки офицеров казачьих войск в 1867 году было открыто юнкерское училище в Оренбурге (для Оренбургского, Уральского и Семиреченского казачьих войск), в 1869 году — в Новочеркасске (для Донского и Астраханского казачьих войск), в 1870 году — в Ставрополе (для Кубанского и Терского казачьих войск).
В Иркутском юнкерском пехотном училище существовал отдел, где готовились юнкера для службы в Забайкальском, Сибирском и Амурском казачьих войсках, подобные отделы имелись в Варшавском и Виленском училищах, где готовились юнкера Донского казачьего войска.
После организации юнкерских училищ запретили присваивать офицерские звания в войсках лицам, не прошедшим двухлетнюю подготовку в этих училищах. Таким образом, войсковые юнкера и вольноопределяющиеся должны были либо пойти учиться, либо уволиться из армии. В юнкерские училища шли также и выпускники военных гимназий.
Первоначально окончившим юнкерские училища присваивались звания портупей-юнкеров. При этом и соответствии с результатами учебы и дисциплины они делились на три разряда.
Окончившим учебный курс по первому разряду офицерское знание присваивалось в полку, даже если там не было свободных должностей;тем, кто окончил училище по второму разряду, офицерское звание присваивалось только при наличии свободных должностей,ну а выпустившиеся по третьему разряду могли получить офицерское звание не раньше, чем через год после того, как получат знание последние из окончивших училище с ними в один год, но по второму разряду.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в юнкерских и военных училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА.
Нельзя сказать, что юнкерские училища возникли вдруг. Еще в 1855 году генерал Ридигер писал военному министру: «Важнейшая причина неудовлетворенного состояния корпуса офицеров происходит от неудовлетворительности мер для пополнения армии офицерами, произведенными из юнкеров». Ридигер предлагал создать сеть специальных школ, в которых юнкеров можно было бы «вывести из этой среды (солдат, крестьян и т.д.), подчинить ближайшему надзору высшего начальства, дав им верное и применимое к будущей их службе образование». Граф Фёдор Васильевич Ридигер (нем. Friedrich Alexander Graf von Rüdiger; декабрь 1783 — 11 (23) июня 1856) — генерал-адъютант, генерал от кавалерии русской императорской армии. В 1849 году принял капитуляцию венгерских повстанцев, чем завершил войну в Венгрии. В 1853—1855 годах на временной основе занимал должность наместника Царства Польского.В 1855 году он назначен главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами, а также председателем Комиссии для улучшения по военной части.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА.
Нельзя сказать, что юнкерские училища возникли вдруг. Еще в 1855 году генерал Ридигер писал военному министру: «Важнейшая причина неудовлетворенного состояния корпуса офицеров происходит от неудовлетворительности мер для пополнения армии офицерами, произведенными из юнкеров». Ридигер предлагал создать сеть специальных школ, в которых юнкеров можно было бы «вывести из этой среды (солдат, крестьян и т.д.), подчинить ближайшему надзору высшего начальства, дав им верное и применимое к будущей их службе образование». Граф Фёдор Васильевич Ридигер (нем. Friedrich Alexander Graf von Rüdiger; декабрь 1783 — 11 (23) июня 1856) — генерал-адъютант, генерал от кавалерии русской императорской армии. В 1849 году принял капитуляцию венгерских повстанцев, чем завершил войну в Венгрии. В 1853—1855 годах на временной основе занимал должность наместника Царства Польского.В 1855 году он назначен главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами, а также председателем Комиссии для улучшения по военной части.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в юнкерских и военных училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Проект графа Ридигера получил одобрение. Предполагалось создать юнкерские школы при гренадерском, шести армейских, Кавказском и резервных кавалерийских. Оренбургском. Сибирском корпусах, при 22-й дивизии (в Финляндии) и при семи кавалерийских дивизиях, т.е. всего 8 кавалерийских и 11 пехотных школ приблизительно на 3000 обучаемых. Однако по разным причинам план этот не был полностью реализован.Появилась юнкерская школа в Гельсингфорсе для подготовки в основном вольноопределяющихся финской и шведской национальностей, но там же, естественно, обучались и дети русских офицеров и чиновников, служивших в Финляндии. Учебные группы формировались таким образом, чтобы вместе с финнами и шведами обязательно учились русские юнкера, ну а те, в свою очередь, лучше усваивали финский язык, который преподавался в школе наряду с русским. Во втором, или старшем, классе военные предметы преподавались исключительно на русском языке.
Преподавателями были офицеры Генерального штаба, служиншие в Финляндии и в 4-м корпусе. Учебный год длился с 1 сентября по 1 июля. В декабре юнкера сдавали полугодичный экзамен, а в июне — годичный, или выпускной, после второго года обучения.Изучались Закон божий, русский язык, математика, артиллерия, фортификация, тактика, топография, законоведение, история, география и уставы (разница между младшим и старшим классами была минимальная — в младшем классе не изучали топографию). В курсе Закона божьего юнкера знакомились с историей русской православной церкви, со старославянским языком и получали общие понятия о богослужении.На занятиях но русскому языку воспитанники должны были освоить курс практической грамматики, научиться без ошибок писать диктанты, сочинения на общелитературные темы. В старшем классе юнкеров знакомили с правилами составления деловых бумаг, различных отчетных документов, с которыми офицеру придется иметь дело в войсках.Курс математики включал основы арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. Упор делался па решении практических задач.По курсу артиллерии юнкера изучали различные виды артиллерийских систем и пехотного оружия, состоявших на вооружении русской армии, общие принципы их использования в различных видах боя.По курсу фортификации достаточно подробно изучалась полевая фортификация и в общих чертах — долговременная.
Одной из основных учебных дисциплин была тактика. Юнкерам давалось общее представление о трех родах войск: пехоте, кавалерии и артиллерии. Их учили организации движения и действий одного и двух пехотных батальонов против артиллерии и кавалерии, организации взаимодействия пехотного батальона с кавалерийским эскадроном и дивизионом артиллерии, действиям батальона в обороне и наступлении.Занятия топографией должны были дать юнкерам общее представление о планах, картах и масштабе, о топографических инструментах и приборах, научить их производить глазомерную, маршрутную и инструментальную съемку местности.В обязательном порядке изучалось законоведение — основные понятия об отечественных законах. Юнкера знакомились с системой Свода военных постановлений и военным судопроизводством: ведением следствия, деятельностью военных судов, проведением ревизий. В этом же учебном курсе давалось представление о государственных и губернских органах власти, о деятельности военного и морского министерств. Кроме того, юнкера обязаны были изучить военно-уголовные законы; разбирались военно-уголовны дела, по которым уже были вынесены приговоры, проводились практические занятия по ведению следствия.Курс истории включал древнюю, среднюю и новую всеобщую и русскую историю. По географии юнкера знакомились с понятием физической географии, географическим обзором частей света и европейских государств и подробно изучали географию России. Была сделана попытка ввести в юнкерских школах факультативное изучение французского языка, но она закончилась неудачей (например, в Воронеже поначалу занималось французским 30 человек, через три месяца количество желающих сократилось до восьми, а еще через полгода прекратили посещать занятия и они).
30 августа 1856 года была организована еще одна юнкерская школа при 4-м пехотном корпусе в Воронеже.Юнкерская школа в Воронеже просуществовала до июня 1863 года, т.е. до реорганизации корпуса в 1-й резервный и перевода штаба в Курск. За время функционирования школы было подготовлено и впоследствии получили офицерские звания более 200 юнкеров, которые служили в войсках корпуса.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Проект графа Ридигера получил одобрение. Предполагалось создать юнкерские школы при гренадерском, шести армейских, Кавказском и резервных кавалерийских. Оренбургском. Сибирском корпусах, при 22-й дивизии (в Финляндии) и при семи кавалерийских дивизиях, т.е. всего 8 кавалерийских и 11 пехотных школ приблизительно на 3000 обучаемых. Однако по разным причинам план этот не был полностью реализован.Появилась юнкерская школа в Гельсингфорсе для подготовки в основном вольноопределяющихся финской и шведской национальностей, но там же, естественно, обучались и дети русских офицеров и чиновников, служивших в Финляндии. Учебные группы формировались таким образом, чтобы вместе с финнами и шведами обязательно учились русские юнкера, ну а те, в свою очередь, лучше усваивали финский язык, который преподавался в школе наряду с русским. Во втором, или старшем, классе военные предметы преподавались исключительно на русском языке.
Преподавателями были офицеры Генерального штаба, служиншие в Финляндии и в 4-м корпусе. Учебный год длился с 1 сентября по 1 июля. В декабре юнкера сдавали полугодичный экзамен, а в июне — годичный, или выпускной, после второго года обучения.Изучались Закон божий, русский язык, математика, артиллерия, фортификация, тактика, топография, законоведение, история, география и уставы (разница между младшим и старшим классами была минимальная — в младшем классе не изучали топографию). В курсе Закона божьего юнкера знакомились с историей русской православной церкви, со старославянским языком и получали общие понятия о богослужении.На занятиях но русскому языку воспитанники должны были освоить курс практической грамматики, научиться без ошибок писать диктанты, сочинения на общелитературные темы. В старшем классе юнкеров знакомили с правилами составления деловых бумаг, различных отчетных документов, с которыми офицеру придется иметь дело в войсках.Курс математики включал основы арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. Упор делался па решении практических задач.По курсу артиллерии юнкера изучали различные виды артиллерийских систем и пехотного оружия, состоявших на вооружении русской армии, общие принципы их использования в различных видах боя.По курсу фортификации достаточно подробно изучалась полевая фортификация и в общих чертах — долговременная.
Одной из основных учебных дисциплин была тактика. Юнкерам давалось общее представление о трех родах войск: пехоте, кавалерии и артиллерии. Их учили организации движения и действий одного и двух пехотных батальонов против артиллерии и кавалерии, организации взаимодействия пехотного батальона с кавалерийским эскадроном и дивизионом артиллерии, действиям батальона в обороне и наступлении.Занятия топографией должны были дать юнкерам общее представление о планах, картах и масштабе, о топографических инструментах и приборах, научить их производить глазомерную, маршрутную и инструментальную съемку местности.В обязательном порядке изучалось законоведение — основные понятия об отечественных законах. Юнкера знакомились с системой Свода военных постановлений и военным судопроизводством: ведением следствия, деятельностью военных судов, проведением ревизий. В этом же учебном курсе давалось представление о государственных и губернских органах власти, о деятельности военного и морского министерств. Кроме того, юнкера обязаны были изучить военно-уголовные законы; разбирались военно-уголовны дела, по которым уже были вынесены приговоры, проводились практические занятия по ведению следствия.Курс истории включал древнюю, среднюю и новую всеобщую и русскую историю. По географии юнкера знакомились с понятием физической географии, географическим обзором частей света и европейских государств и подробно изучали географию России. Была сделана попытка ввести в юнкерских школах факультативное изучение французского языка, но она закончилась неудачей (например, в Воронеже поначалу занималось французским 30 человек, через три месяца количество желающих сократилось до восьми, а еще через полгода прекратили посещать занятия и они).
30 августа 1856 года была организована еще одна юнкерская школа при 4-м пехотном корпусе в Воронеже.Юнкерская школа в Воронеже просуществовала до июня 1863 года, т.е. до реорганизации корпуса в 1-й резервный и перевода штаба в Курск. За время функционирования школы было подготовлено и впоследствии получили офицерские звания более 200 юнкеров, которые служили в войсках корпуса.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА.
Подобные юнкерские школы открывались, но довольно быстро прекращали свою деятельность в Вильне, Житомире, Варшаве и в Новгороде. Отсутствие единого центра, который бы организовывал и направлял обучение армейских юнкеров в специальных школах, а также единых программ, учебных пособий и, конечно, преподавателей не давало возможности развиться и эффективно действовать этим учебным заведениям.
Все эти моменты были учтены при организации юнкерских училищ. Как уже говорилось, юнкерские училища предназначены были для подготовки офицеров, «практически знающих строй, дабы они с первых же дней службы могли быть учителями не только солдат, но и унтер-офицеров». Они предназначались для подготовки офицеров батальонного звена. Исходя из этой задачи проводился подбор преподавателей и командиров-воспитателей для юнкерских училищ. Один из организаторов этих военно-учебных заведений генерал Павел Осипович Бобровский отмечал: «...Самые лучшие методы (по форме) останутся недействительным орудием в руках лиц, равнодушно, апатично, лениво относящихся к своей высокой обязанности воспитателя... Искусство воспитания состоит не в чем ином, как только в приложении правильного воспитательного метода к данному случаю. Возможно ли доверять воспитание и обучение тому, кто не знаком с делом, к которому призван, или кто с гордым самодовольством презирает опыты других, или, наконец, кто отвергает пользу указаний тех исследователей в науке воспитания и обучения, которые над этим трудились всю свою жизнь, с самоотвержением преодолевая препятствия?» (Бобровский П.О. многотомник “Юнкерские училища”. Т. 2. С. 20).
Учитывая уже имевшийся опыт в подборе и подготовке преподавателей и командиров-воспитателей в кадетских корпусах и военных училищах, в юнкерских училищах ввели должности как штатных, так и приватных преподавателей, на которые приглашались преподаватели, имевшие достаточный педагогический опыт.
Начальниками училищ назначались офицеры, окончившие одну из академий и имевшие опыт службы как в войсках, так и в военно-учебных заведениях. Начальник училища пользовался правами командира полка. К нему в помощь назначались ротный (эскадронный или сотенный) командир, имевший опыт командования ротой, эскадроном или сотней. Младшие офицеры до назначения в училище должны были прослужить не менее четырех лет в строевой пехотной, кавалерийской или казачьей части.
В юнкерских училищах, естественно, учитывали слабую начальную подготовку воспитанников, но за два года старались подготовить из них хороших строевых офицеров, а для этого считалось, что «юнкера, оставляя училище, должны знать немногое, одно лишь необходимое, но так основательно его уснонть и переработать посредством практических упражнений и частых повторений, чтобы все приобретенные немногие знания служили бы им сильным оружием для дальнейшего развития... Обобщенные в ясные понятия принципы должны войти в плоть и кровь учащихся и служить им родным материалом для приложения в будущей службе».В апреле назначались переводные и выпускные экзамены, причем существовало правило: экзамен принимает у юнкера тот преподаватель, который будет у него вести этот предмет в старшем классе, а преподаватель младшего класса выступал в роли ассистента. После экзаменов юнкера направлялись на практические работы в поле, а потом на все лето — в войска «для ознакомления со службой и с солдатским бытом». Каникул у юнкеров не было.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА.
Подобные юнкерские школы открывались, но довольно быстро прекращали свою деятельность в Вильне, Житомире, Варшаве и в Новгороде. Отсутствие единого центра, который бы организовывал и направлял обучение армейских юнкеров в специальных школах, а также единых программ, учебных пособий и, конечно, преподавателей не давало возможности развиться и эффективно действовать этим учебным заведениям.
Все эти моменты были учтены при организации юнкерских училищ. Как уже говорилось, юнкерские училища предназначены были для подготовки офицеров, «практически знающих строй, дабы они с первых же дней службы могли быть учителями не только солдат, но и унтер-офицеров». Они предназначались для подготовки офицеров батальонного звена. Исходя из этой задачи проводился подбор преподавателей и командиров-воспитателей для юнкерских училищ. Один из организаторов этих военно-учебных заведений генерал Павел Осипович Бобровский отмечал: «...Самые лучшие методы (по форме) останутся недействительным орудием в руках лиц, равнодушно, апатично, лениво относящихся к своей высокой обязанности воспитателя... Искусство воспитания состоит не в чем ином, как только в приложении правильного воспитательного метода к данному случаю. Возможно ли доверять воспитание и обучение тому, кто не знаком с делом, к которому призван, или кто с гордым самодовольством презирает опыты других, или, наконец, кто отвергает пользу указаний тех исследователей в науке воспитания и обучения, которые над этим трудились всю свою жизнь, с самоотвержением преодолевая препятствия?» (Бобровский П.О. многотомник “Юнкерские училища”. Т. 2. С. 20).
Учитывая уже имевшийся опыт в подборе и подготовке преподавателей и командиров-воспитателей в кадетских корпусах и военных училищах, в юнкерских училищах ввели должности как штатных, так и приватных преподавателей, на которые приглашались преподаватели, имевшие достаточный педагогический опыт.
Начальниками училищ назначались офицеры, окончившие одну из академий и имевшие опыт службы как в войсках, так и в военно-учебных заведениях. Начальник училища пользовался правами командира полка. К нему в помощь назначались ротный (эскадронный или сотенный) командир, имевший опыт командования ротой, эскадроном или сотней. Младшие офицеры до назначения в училище должны были прослужить не менее четырех лет в строевой пехотной, кавалерийской или казачьей части.
В юнкерских училищах, естественно, учитывали слабую начальную подготовку воспитанников, но за два года старались подготовить из них хороших строевых офицеров, а для этого считалось, что «юнкера, оставляя училище, должны знать немногое, одно лишь необходимое, но так основательно его уснонть и переработать посредством практических упражнений и частых повторений, чтобы все приобретенные немногие знания служили бы им сильным оружием для дальнейшего развития... Обобщенные в ясные понятия принципы должны войти в плоть и кровь учащихся и служить им родным материалом для приложения в будущей службе».В апреле назначались переводные и выпускные экзамены, причем существовало правило: экзамен принимает у юнкера тот преподаватель, который будет у него вести этот предмет в старшем классе, а преподаватель младшего класса выступал в роли ассистента. После экзаменов юнкера направлялись на практические работы в поле, а потом на все лето — в войска «для ознакомления со службой и с солдатским бытом». Каникул у юнкеров не было.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Бобровский Павел Осипович (21 марта (2 апреля) 1832, имение Вакка (близ Вильни), Гродненская губерния, Российская империя — 3 (16) февраля 1905, Санкт-Петербург) — русский генерал от инфантерии, военный юрист и историк, этнограф, сенатор. С 1864 года состоял для особых поручений при главном управлении военно-учебных заведений.
Бобровский был членом-сотрудником Русского географического общества. Руководил сбором географо-статистических и топографических материалов по Гродненской губернии. Занимался изучением военной истории России. Исследования Бобровского публиковались в таких газетных и журнальных изданиях как «Журнал Министерства внутренних дел», «Журнал Министерства народного просвещения», «Виленский вестник», «Вестник Западной России», «Юридический вестник», «Русский вестник», «Русская старина», «Русский инвалид», «Военный сборник», «Педагогический сборник», «Славянские известия» и друние. Бобровский является автором ряда трудов по истории полков, военного права, военной статистики и истории церкви и другие.
В 1860-х годах среди военной элиты России были популярны разговоры о реформировании военного образования. Общие преобразования по военному ведомству вызвали необходимость введения нового устройства военно-учебных заведений, готовящих командный состав армии. Кадетские корпуса, в которые учащиеся поступали в детском возрасте, уже не удовлетворяли ни требованиям общественного мнения, ни потребностям войскового быта. Назрела необходимость в создании специализированных военных училищ, где была бы введена специальная программа обучения, отличная от общеобразовательной. Инициатор реформы военный министр Д. А. Милютин для апробирования новых идей на практике предложил кандидатуру своего ученика и подчинённого подполковника П. О. Бобровского.
Награды:
-Орден Святой Анны 3-й степени (1861)
-Орден Святого Владимира 4-й степени (1863)
-Малая золотая медаль (РГО) (1863)[5]
-Орден Святого Станислава 2-й степени (1864)
-Орден Святой Анны 2-й степени с императорской короной (1866)
-Орден Святого Владимира 3-й степени (1868)
-Орден Святого Станислава 1-й степени (1872)
-Орден Святой Анны 1-й степени (1875)
-Орден Святого Владимира 2-й степени (1878)
-Орден Белого орла (1885)
-знак отличия «За безупречную службу» (XL) (1892
-золотая табакерка, украшенная бриллиантами с вензелевым изображением Высочайшего Имени (1894).
Автор книги "Двадцатипятилетие юнкерских училищ" генерал-лейтенант П.О. Бобровский принимал самое активное участие в реформировании системы военного образования и организации деятельности юнкерских училищ.Приведём некоторые выдержки из его книги:
«Прошло уже 25 лет со времени объявления по военному ведомству Высочайшей воли об учреждении юнкерских училищ для образования офицеров на службу в армии их среды вольноопределяющихся… Высочайше одобренное положение об юнкерских училищах имеет целью дать вольноопределяющимся способы и средства для образования из них офицеров, воспитанных в правилах воинской дисциплины, знающих строевую службу и настолько сведущих в военном деле, чтобы они могли исполнять свои обязанности и в мирное, и в военное время».
В целом, как отмечает автор, все 25 лет существования юнкерских училищ деятельность военного ведомства была направлена на привлечение в эти военно-учебные заведения абитуриентов с более высоким образовательным цензом.П.О. Бобровский отмечает высокую мотивированность воспитанников юнкерских училищ:
«Зайдите в какое угодно училище и присмотритесь к усердию и старанию, с каким работают в вечерние часы и 34-летний юнкер, служивший немало лет унтер-офицером, и 16-летний, сидящий рядом с ним юноша, оставивший непосильное по его дарованиям обучение… И большие и малые, и богатые и бедные, и гимназисты и семинаристы, и прочие, большей частью не дошедшие и до 5-го класса в гимназиях или же окончившие курс военных прогимназий, духовных и уездных училищ и даже не бывшие никогда в школе, — все они упорно сидят над работой, с любовью отдаются труду… хорошо сознавая, что здесь, в этих стенах, после многих, может быть, неудач в жизни решается теперь, в эти два года, их участь — быть или не быть офицерами, выйти по 1-му или 2-му разряду или же быть отчисленными за неуспехи в полк».
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Бобровский Павел Осипович (21 марта (2 апреля) 1832, имение Вакка (близ Вильни), Гродненская губерния, Российская империя — 3 (16) февраля 1905, Санкт-Петербург) — русский генерал от инфантерии, военный юрист и историк, этнограф, сенатор. С 1864 года состоял для особых поручений при главном управлении военно-учебных заведений.
Бобровский был членом-сотрудником Русского географического общества. Руководил сбором географо-статистических и топографических материалов по Гродненской губернии. Занимался изучением военной истории России. Исследования Бобровского публиковались в таких газетных и журнальных изданиях как «Журнал Министерства внутренних дел», «Журнал Министерства народного просвещения», «Виленский вестник», «Вестник Западной России», «Юридический вестник», «Русский вестник», «Русская старина», «Русский инвалид», «Военный сборник», «Педагогический сборник», «Славянские известия» и друние. Бобровский является автором ряда трудов по истории полков, военного права, военной статистики и истории церкви и другие.
В 1860-х годах среди военной элиты России были популярны разговоры о реформировании военного образования. Общие преобразования по военному ведомству вызвали необходимость введения нового устройства военно-учебных заведений, готовящих командный состав армии. Кадетские корпуса, в которые учащиеся поступали в детском возрасте, уже не удовлетворяли ни требованиям общественного мнения, ни потребностям войскового быта. Назрела необходимость в создании специализированных военных училищ, где была бы введена специальная программа обучения, отличная от общеобразовательной. Инициатор реформы военный министр Д. А. Милютин для апробирования новых идей на практике предложил кандидатуру своего ученика и подчинённого подполковника П. О. Бобровского.
Награды:
-Орден Святой Анны 3-й степени (1861)
-Орден Святого Владимира 4-й степени (1863)
-Малая золотая медаль (РГО) (1863)[5]
-Орден Святого Станислава 2-й степени (1864)
-Орден Святой Анны 2-й степени с императорской короной (1866)
-Орден Святого Владимира 3-й степени (1868)
-Орден Святого Станислава 1-й степени (1872)
-Орден Святой Анны 1-й степени (1875)
-Орден Святого Владимира 2-й степени (1878)
-Орден Белого орла (1885)
-знак отличия «За безупречную службу» (XL) (1892
-золотая табакерка, украшенная бриллиантами с вензелевым изображением Высочайшего Имени (1894).
Автор книги "Двадцатипятилетие юнкерских училищ" генерал-лейтенант П.О. Бобровский принимал самое активное участие в реформировании системы военного образования и организации деятельности юнкерских училищ.Приведём некоторые выдержки из его книги:
«Прошло уже 25 лет со времени объявления по военному ведомству Высочайшей воли об учреждении юнкерских училищ для образования офицеров на службу в армии их среды вольноопределяющихся… Высочайше одобренное положение об юнкерских училищах имеет целью дать вольноопределяющимся способы и средства для образования из них офицеров, воспитанных в правилах воинской дисциплины, знающих строевую службу и настолько сведущих в военном деле, чтобы они могли исполнять свои обязанности и в мирное, и в военное время».
В целом, как отмечает автор, все 25 лет существования юнкерских училищ деятельность военного ведомства была направлена на привлечение в эти военно-учебные заведения абитуриентов с более высоким образовательным цензом.П.О. Бобровский отмечает высокую мотивированность воспитанников юнкерских училищ:
«Зайдите в какое угодно училище и присмотритесь к усердию и старанию, с каким работают в вечерние часы и 34-летний юнкер, служивший немало лет унтер-офицером, и 16-летний, сидящий рядом с ним юноша, оставивший непосильное по его дарованиям обучение… И большие и малые, и богатые и бедные, и гимназисты и семинаристы, и прочие, большей частью не дошедшие и до 5-го класса в гимназиях или же окончившие курс военных прогимназий, духовных и уездных училищ и даже не бывшие никогда в школе, — все они упорно сидят над работой, с любовью отдаются труду… хорошо сознавая, что здесь, в этих стенах, после многих, может быть, неудач в жизни решается теперь, в эти два года, их участь — быть или не быть офицерами, выйти по 1-му или 2-му разряду или же быть отчисленными за неуспехи в полк».
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Довольно долго в журнале «Педагогический сборник» велась дискуссия по поводу наиболее оптимальных методов преподавания в юнкерских училищах. В конечном итоге пришли к выводу, что было бы ошибочным навязывать из центра какой-то один метод, определять его должен сам преподаватель исходя из конкретных условий и индивидуальности обучаемого. В то же время на страницах журнала основательно разбирались различные аспекты применявшихся тогда педагогических методов: наглядного, эвристичестического (исследовательского), догматического (преподавательского), катехитического, или сократического (вопросительного).
1.Наглядность преподавания рекомендовалась «везде, где можно познать вещи из рассмотрения самой вещи».
2.Эвристический метод, «по которому ученик, при содействии учителя, сам приходит к открытию истины, приносит особенную пользу в математике и русском языке, — он также наиболее свойственен для преподавания тактики, в которой большое значение придается самостоятельной работе на задачах для выработки правильного взгляда на способ действия и зависимости от местных условий. дтот метод требует от учителя особенного таланта, а от учащихся сосредоточенного внимания; но зато он более всякого другого способа подготовляет к самостоятельности».
3. Догматический метод был самым распространенным, который считали «наиболее легким и удобным, хотя и требовавшим от учителя известного рода дарований. Учитель передает ученикам представления и их сочетания в готовом виде, рассказывает, объясняет, а ученики воспринимают и подражают. Чтобы заинтересовать учащихся, возбудить в них внимание и заставить объять длинный ряд представлений, от учителя требуется искусный и хорошо обдуманный способ выражения, способность делать представления в ясных и выразительных формах.Сообщенные сведения воспринимаются при хорошем внимании и усваиваются через самостоятельную работу, посредством заучивания и повторения. Здесь более, чем во всяком другом методе, нужно частое повторение.Способ догматический наиболее свойствен систематическому курсу, употребляется в преподавании многих предметов, но преимущественное значение имеет в преподавании словесных предметов, например истории».
4.Катехитический (сократический) метод означал, что «по вопросам учителя ученик сам добывает сведения и из известных ему данных выводит заключение, дает ответы. В элементарном обучении это наиболее пригодный способ, особенно в преподавании математики; он также наиболее распространен в систематическом курсе у законоучителей... Но катехитический способ легко обращается в пустой разговор, без пользы для учеников и без результатов для дела, когда им не искусно пользуются. Юнкерам, не имеющим хорошего предварительного образования, когда многие из них не привыкли думать, нельзя уяснить идей дроблением их по вопросам; напротив, им будут навязаны голые, не привившиеся в душе мысли, которые они будут блюсти, как готовые ответы на вопросы, отнюдь не думая прилагать их к делу» (Бобровский П.О., "Юнкерские училища". Т. 2. С. 181).
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Довольно долго в журнале «Педагогический сборник» велась дискуссия по поводу наиболее оптимальных методов преподавания в юнкерских училищах. В конечном итоге пришли к выводу, что было бы ошибочным навязывать из центра какой-то один метод, определять его должен сам преподаватель исходя из конкретных условий и индивидуальности обучаемого. В то же время на страницах журнала основательно разбирались различные аспекты применявшихся тогда педагогических методов: наглядного, эвристичестического (исследовательского), догматического (преподавательского), катехитического, или сократического (вопросительного).
1.Наглядность преподавания рекомендовалась «везде, где можно познать вещи из рассмотрения самой вещи».
2.Эвристический метод, «по которому ученик, при содействии учителя, сам приходит к открытию истины, приносит особенную пользу в математике и русском языке, — он также наиболее свойственен для преподавания тактики, в которой большое значение придается самостоятельной работе на задачах для выработки правильного взгляда на способ действия и зависимости от местных условий. дтот метод требует от учителя особенного таланта, а от учащихся сосредоточенного внимания; но зато он более всякого другого способа подготовляет к самостоятельности».
3. Догматический метод был самым распространенным, который считали «наиболее легким и удобным, хотя и требовавшим от учителя известного рода дарований. Учитель передает ученикам представления и их сочетания в готовом виде, рассказывает, объясняет, а ученики воспринимают и подражают. Чтобы заинтересовать учащихся, возбудить в них внимание и заставить объять длинный ряд представлений, от учителя требуется искусный и хорошо обдуманный способ выражения, способность делать представления в ясных и выразительных формах.Сообщенные сведения воспринимаются при хорошем внимании и усваиваются через самостоятельную работу, посредством заучивания и повторения. Здесь более, чем во всяком другом методе, нужно частое повторение.Способ догматический наиболее свойствен систематическому курсу, употребляется в преподавании многих предметов, но преимущественное значение имеет в преподавании словесных предметов, например истории».
4.Катехитический (сократический) метод означал, что «по вопросам учителя ученик сам добывает сведения и из известных ему данных выводит заключение, дает ответы. В элементарном обучении это наиболее пригодный способ, особенно в преподавании математики; он также наиболее распространен в систематическом курсе у законоучителей... Но катехитический способ легко обращается в пустой разговор, без пользы для учеников и без результатов для дела, когда им не искусно пользуются. Юнкерам, не имеющим хорошего предварительного образования, когда многие из них не привыкли думать, нельзя уяснить идей дроблением их по вопросам; напротив, им будут навязаны голые, не привившиеся в душе мысли, которые они будут блюсти, как готовые ответы на вопросы, отнюдь не думая прилагать их к делу» (Бобровский П.О., "Юнкерские училища". Т. 2. С. 181).
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в юнкерских и военных училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Большое внимание в юнкерских училищах обращалось на практический метод обучения, в первую очередь при преподавании специальных военных дисциплин, где необходимо добиться не только понимания и знания теоретических положений, но и выработать определенные навыки. Отмечалось, что «образование юнкеров нельзя считать оконченным, если они не делали но каждому специальному предмету практических упражнений и испытательных работ». Для того, чтобы практическими упражнениями добиваться необходимых положительных результатов, считалось необходимым придерживаться следующих условий:
1. Соблюдать постепенность, соразмеряя задание с состоянием способностей юнкера. Лучше небольшие, по ясно обусловленные упражнения, нежели слишком обширные и сложные, которых ученики пугаются, не имея сил тщательно их обработать. Чтобы труд ученика не был напрасен, необходимо заданное предварительно объяснить и разобрать на примерах, пока силы не окрепнут, чтобы достигать положительных успехов...
2. Не следует предоставлять домашней работе то, что может быть окончено в классе, под контролем самого учителя, потому что не всегда возможно удостовериться, кем исполнена работа — самим ли учеником или другим. Наиболее производительны те работы, которые исполняются в классе под контролем и руководством самого учителя...
3. Все письменные упражнения и задачи должны иметь приличный внешний вид и чистоту... Чистота и красота во внешней отделке не должна быть, однако, целью для упражнений, а только средство для поощрения учеников к дальнейшему усовершенствованию.
4. Всякая задача должна быть рассмотрена учителем и ошибки исправлены или им самим, или по его указаниям. Только нерадивый учитель оставляет без внимания то, что необходимо для дальнейшего усовершенствования учащихся... Вообще цель поправок — не отыскивание ошибок, а намеренное действие для отучения от них учеников.
5. Наконец, чтобы практические упражнения приносили существенную пользу, необходим хороший расчет но времени, чтобы решение их служило для укрепления самодеятельности и отнюдь не шло бы вразрез с теоретическим прохождением курса, а, напротив, вместе с ним развивалось, достигая закопченных, хотя и несложных форм (Бобровский П.О.,"Юнкерские училища". Т. 2. С. 185-186).
Отмечалось, что юнкерам во время классно-групповых и лекционных занятий тяжело записывать материал за преподавателем, поэтому перед началом учебного года каждый преподаватель обязан подготовить опорные конспекты по своему предмету, литографировать их и раздать обучающимся.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. Большое внимание в юнкерских училищах обращалось на практический метод обучения, в первую очередь при преподавании специальных военных дисциплин, где необходимо добиться не только понимания и знания теоретических положений, но и выработать определенные навыки. Отмечалось, что «образование юнкеров нельзя считать оконченным, если они не делали но каждому специальному предмету практических упражнений и испытательных работ». Для того, чтобы практическими упражнениями добиваться необходимых положительных результатов, считалось необходимым придерживаться следующих условий:
1. Соблюдать постепенность, соразмеряя задание с состоянием способностей юнкера. Лучше небольшие, по ясно обусловленные упражнения, нежели слишком обширные и сложные, которых ученики пугаются, не имея сил тщательно их обработать. Чтобы труд ученика не был напрасен, необходимо заданное предварительно объяснить и разобрать на примерах, пока силы не окрепнут, чтобы достигать положительных успехов...
2. Не следует предоставлять домашней работе то, что может быть окончено в классе, под контролем самого учителя, потому что не всегда возможно удостовериться, кем исполнена работа — самим ли учеником или другим. Наиболее производительны те работы, которые исполняются в классе под контролем и руководством самого учителя...
3. Все письменные упражнения и задачи должны иметь приличный внешний вид и чистоту... Чистота и красота во внешней отделке не должна быть, однако, целью для упражнений, а только средство для поощрения учеников к дальнейшему усовершенствованию.
4. Всякая задача должна быть рассмотрена учителем и ошибки исправлены или им самим, или по его указаниям. Только нерадивый учитель оставляет без внимания то, что необходимо для дальнейшего усовершенствования учащихся... Вообще цель поправок — не отыскивание ошибок, а намеренное действие для отучения от них учеников.
5. Наконец, чтобы практические упражнения приносили существенную пользу, необходим хороший расчет но времени, чтобы решение их служило для укрепления самодеятельности и отнюдь не шло бы вразрез с теоретическим прохождением курса, а, напротив, вместе с ним развивалось, достигая закопченных, хотя и несложных форм (Бобровский П.О.,"Юнкерские училища". Т. 2. С. 185-186).
Отмечалось, что юнкерам во время классно-групповых и лекционных занятий тяжело записывать материал за преподавателем, поэтому перед началом учебного года каждый преподаватель обязан подготовить опорные конспекты по своему предмету, литографировать их и раздать обучающимся.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. В младшем классе юнкерских училищ преподавали прежде всего общеобразовательные предметы — Закон божий, русский язык, математику, начальные сведения из физики и химии, черчение, географию, историю.
ЗАКОН БОЖИЙ.
Изучение этого предмета имело целью усвоение «истины веры и нравственности христианской в духе православной церкви. Изложение христианских обязанностей должно состоять не столько в научении, сколько в том, чтобы возбудить и расположить слушателей к христианскому православному образу жизни и поведению». Курс делился на две части: катехизис и историю церкви.По теме катехизиса юнкера знакомились с Ветхим и Новым заветом, с понятием о христианской надежде, о связи между верой и любовью, о христианских заповедях.
По теме истории церкви воспитанники должны были узнать о зарождении и возникновении христианства, краткой истории вселенских соборов, распространении христианства среди славян, деятельности Кирилла и Мефодия. Юнкера должны были представлять себе роль церкви в организации борьбы против татаро-монгольского ига, мотивы раскола в русской православной церкви и учреждения священного синода.
(Представители других вероисповеданий изучали этот предмет по особым программам. В качестве законоучителей приглашались церковнослужители различных вероисповеданий).
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Этот предмет изучался как в младшем, так и в старшем классе. Цель его изучения формулировалась таким образом: "Изучение отечественного языка в юнкерских училищах, как основание всякого образования, должно быть устремлено к правильному, ясному и связному письменному изложению обучающимися своих мыслей, а также должно содействовать их умственному развитию".Достигнуть сего полагается: 1) изучением грамматики, 2) письменными упражнениями, 3) чтением произведений русской литературы, 4) разбором поучительных образцов словесных.
МАТЕМАТИКА.
«Преподавание математики в юнкерских училищах должно быть направлено к умственному развитию учащихся и сообщению им необходимых знаний, служащих пособием при изучении специальных предметов в старшем классе»(Бобровский П.О., "Юнкерские училища".).В программу математики прежде всего включалась алгебра. Юнкера должны были освоить решение арифметических задач с заменой чисел буквами, понять значение коэффициента и показателя, быстро производить все арифметические действия с дробями, решать уравнения первой степени с одним и несколькими неизвестными, возводить в квадрат и куб, извлекать квадратные корни, иметь понятие о радикалах второй степени и решать задачи с уравнениями второй степени.По предметам геометрии и тригонометрии юнкера получали сведения о прямой линии, об углах и способах их измерения, о перпендикулярах и наклонных линиях, треугольниках и их равенстве, свойствах параллельных линий, о четырехугольниках и многоугольниках, круге, хорде, правильных многоугольниках, вписанных в круг, о подобии треугольников и многоугольников, соотношении сторон треугольников. Особо выделялись темы о конусе, цилиндре и шаре и об их сечениях, измерении их поверхностей и объемов.
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ФИЗИКИ И ХИМИИ.
Цель преподавания этих предметов в юнкерских училищах состояла в том, чтобы развить у учащихся наблюдательность в отношении к явлениям природы. «Вместе с тем учащимся имеется в виду сообщить все те сведения о силах природы, без которых многое в специальном военном образовании становится для них недостаточно выясненным и понятным. Преподавание должно быть наглядным, причем учащиеся из произведенных опытов и ряда явлений, знакомых из окружающего мира, а равно и их сопоставления делают сами, под руководством преподавателя, обобщения и выводы и тем приобретают умение пользоваться добытыми познаниями о силах природы».Из программы курса юнкера должны были получить общие представления о телах и веществе, силе тяжести, весе и относительном весе, о воздействии теплоты на тело, переходе тела из твердого состояния в жидкое и газообразное, знать отличительные Признаки твердого, жидкого и газообразного состояния тел.
По разделу о химических явлениях они знакомились с различиями между физическими и химическими явлениями, законами химических соединений, химическим составом, свойствами кислорода, водорода и азота, свойствами воды и воздуха, отдельно рассматривались хлор, йод, фосфор и уголь. Давались представления и о металлах — калии, цинке, меди, о химических свойствах ртути, железа, золота и платины, сурьмы, извести, поваренной соли, селитры, медном купоросе. Отдельным разделом изучался магнетизм: естественные и искусственные магниты, полосы, ось, положение свободно висящего магнита, взаимодействие между магнитными полюсами, действие магнита на железо и сталь, общие понятия о земном магнетизме, о компасе.
Довольно значительным был раздел электричества.
Рассматривалась такая тема, как статическое электричество (трение как источник статического электричества, проводники и непроводники, электрический маятник, конденсатор и электрическая машина) и динамическое электричество (гальванические элементы, действие тока на магнитную стрелку, электромагнетизм и телеграф Морзе, индукция и действие электрического тока).В теме о равновесии и движении давалось понятие о силах, действующих на тело, инерции, об измерении этих сил; понятие о силе и центре тяжести, об устойчивом и неустойчивом равновесии твердых, жидких и газообразных тел, об основных законах гидростатики и аэростатики, определении удельного веса; объяснялся принцип действия барометра.В разделе о звуке юнкера получали общее представление о звуке, колебаниях, длине звуковой волны, ее амплитуде и скорости распространения колебаний. Скорость звука рассматривалась довольно подробно, здесь же юнкера знакомились с законами отражения звука, резонансом, получали общее представление о конструкции стетоскопа и устройстве человеческого уха, о высоте тона, о законах колебания струн, получали ответ на вопрос: почему звучит труба? В разделе о свете рассказывалось о распространении света в различных средах, его отражении и рассеивании, разложении света на цвета. Юнкера знакомились со строением человеческого глаза, а также устройством основных оптических приборов.
В последнем разделе рассматривались общие понятия о теплоте, ее действии на тело, о паре и паровом двигателе, о теплопроводимости и источниках тепла.
ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА. В младшем классе юнкерских училищ преподавали прежде всего общеобразовательные предметы — Закон божий, русский язык, математику, начальные сведения из физики и химии, черчение, географию, историю.
ЗАКОН БОЖИЙ.
Изучение этого предмета имело целью усвоение «истины веры и нравственности христианской в духе православной церкви. Изложение христианских обязанностей должно состоять не столько в научении, сколько в том, чтобы возбудить и расположить слушателей к христианскому православному образу жизни и поведению». Курс делился на две части: катехизис и историю церкви.По теме катехизиса юнкера знакомились с Ветхим и Новым заветом, с понятием о христианской надежде, о связи между верой и любовью, о христианских заповедях.
По теме истории церкви воспитанники должны были узнать о зарождении и возникновении христианства, краткой истории вселенских соборов, распространении христианства среди славян, деятельности Кирилла и Мефодия. Юнкера должны были представлять себе роль церкви в организации борьбы против татаро-монгольского ига, мотивы раскола в русской православной церкви и учреждения священного синода.
(Представители других вероисповеданий изучали этот предмет по особым программам. В качестве законоучителей приглашались церковнослужители различных вероисповеданий).
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Этот предмет изучался как в младшем, так и в старшем классе. Цель его изучения формулировалась таким образом: "Изучение отечественного языка в юнкерских училищах, как основание всякого образования, должно быть устремлено к правильному, ясному и связному письменному изложению обучающимися своих мыслей, а также должно содействовать их умственному развитию".Достигнуть сего полагается: 1) изучением грамматики, 2) письменными упражнениями, 3) чтением произведений русской литературы, 4) разбором поучительных образцов словесных.
МАТЕМАТИКА.
«Преподавание математики в юнкерских училищах должно быть направлено к умственному развитию учащихся и сообщению им необходимых знаний, служащих пособием при изучении специальных предметов в старшем классе»(Бобровский П.О., "Юнкерские училища".).В программу математики прежде всего включалась алгебра. Юнкера должны были освоить решение арифметических задач с заменой чисел буквами, понять значение коэффициента и показателя, быстро производить все арифметические действия с дробями, решать уравнения первой степени с одним и несколькими неизвестными, возводить в квадрат и куб, извлекать квадратные корни, иметь понятие о радикалах второй степени и решать задачи с уравнениями второй степени.По предметам геометрии и тригонометрии юнкера получали сведения о прямой линии, об углах и способах их измерения, о перпендикулярах и наклонных линиях, треугольниках и их равенстве, свойствах параллельных линий, о четырехугольниках и многоугольниках, круге, хорде, правильных многоугольниках, вписанных в круг, о подобии треугольников и многоугольников, соотношении сторон треугольников. Особо выделялись темы о конусе, цилиндре и шаре и об их сечениях, измерении их поверхностей и объемов.
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ФИЗИКИ И ХИМИИ.
Цель преподавания этих предметов в юнкерских училищах состояла в том, чтобы развить у учащихся наблюдательность в отношении к явлениям природы. «Вместе с тем учащимся имеется в виду сообщить все те сведения о силах природы, без которых многое в специальном военном образовании становится для них недостаточно выясненным и понятным. Преподавание должно быть наглядным, причем учащиеся из произведенных опытов и ряда явлений, знакомых из окружающего мира, а равно и их сопоставления делают сами, под руководством преподавателя, обобщения и выводы и тем приобретают умение пользоваться добытыми познаниями о силах природы».Из программы курса юнкера должны были получить общие представления о телах и веществе, силе тяжести, весе и относительном весе, о воздействии теплоты на тело, переходе тела из твердого состояния в жидкое и газообразное, знать отличительные Признаки твердого, жидкого и газообразного состояния тел.
По разделу о химических явлениях они знакомились с различиями между физическими и химическими явлениями, законами химических соединений, химическим составом, свойствами кислорода, водорода и азота, свойствами воды и воздуха, отдельно рассматривались хлор, йод, фосфор и уголь. Давались представления и о металлах — калии, цинке, меди, о химических свойствах ртути, железа, золота и платины, сурьмы, извести, поваренной соли, селитры, медном купоросе. Отдельным разделом изучался магнетизм: естественные и искусственные магниты, полосы, ось, положение свободно висящего магнита, взаимодействие между магнитными полюсами, действие магнита на железо и сталь, общие понятия о земном магнетизме, о компасе.
Довольно значительным был раздел электричества.
Рассматривалась такая тема, как статическое электричество (трение как источник статического электричества, проводники и непроводники, электрический маятник, конденсатор и электрическая машина) и динамическое электричество (гальванические элементы, действие тока на магнитную стрелку, электромагнетизм и телеграф Морзе, индукция и действие электрического тока).В теме о равновесии и движении давалось понятие о силах, действующих на тело, инерции, об измерении этих сил; понятие о силе и центре тяжести, об устойчивом и неустойчивом равновесии твердых, жидких и газообразных тел, об основных законах гидростатики и аэростатики, определении удельного веса; объяснялся принцип действия барометра.В разделе о звуке юнкера получали общее представление о звуке, колебаниях, длине звуковой волны, ее амплитуде и скорости распространения колебаний. Скорость звука рассматривалась довольно подробно, здесь же юнкера знакомились с законами отражения звука, резонансом, получали общее представление о конструкции стетоскопа и устройстве человеческого уха, о высоте тона, о законах колебания струн, получали ответ на вопрос: почему звучит труба? В разделе о свете рассказывалось о распространении света в различных средах, его отражении и рассеивании, разложении света на цвета. Юнкера знакомились со строением человеческого глаза, а также устройством основных оптических приборов.
В последнем разделе рассматривались общие понятия о теплоте, ее действии на тело, о паре и паровом двигателе, о теплопроводимости и источниках тепла.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ.
Цель занятий геометрическим черчением состояла в том, чтобы:
1) при помощи решений различного рода графических задач утвердить в сознании юнкеров теоретические положения науки и развить в них способность прилагать теорию к решению различных вопросов.
2) приучить их к употреблению простейших чертежных инструментов, к точному и быстрому выполнению тех построений, которые служат основанием всякого специального черчения (фортификационного, артиллерийского, топографического).
3) ознакомить юнкеров с приемами изображения тел на плоскости для ясного понимания плана, профиля и фасадов.
На занятиях юнкеров обучали построению перпендикуляров и параллельных линий, углов, делению прямых линий и углов на равные части; построению окружностей и касательных к ним, прямолинейных фигур по числовым и графическим данным; копированию фигур в данной величине, измерению площадей геометрических фигур, построенных в различных масштабах.
Юнкера учились чертить проекции плоских фигур и геометрических тел, проекции призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и сечений их плоскостями. Все эти построения выполнялись с помощью линейки, циркуля, треугольника и транспортира.Топографическое черчение имело целью ознакомить юнкеров с чтением планов и карт и дать практический навык в отчетливом изображении плана установленными знаками. Воспитанники знакомились с понятием о плане местности, масштабе плана и способах изображения пересеченной местности с помощью горизонталей и штрихов; учились изображать установленными знаками леса, водоемы, болота, населенные пункты, проводить съемку местности, изучали буссоль и способы работы с ней, определение азимутов, величин углов между двумя направлениями на местности.
ГЕОГРАФИЯ.
В этом курсе подробно изучалась география России, физическая и так называемая математическая география.При изучении географии России обращалось внимание на плотность населения и характер его расселения, размещение промышленности, возможности использования сырьевых ресурсов для снабжения армии, наличие транспортных путей, прохождение сухопутных и морских границ. Территория страны разделялась на европейскую и азиатскую и изучалась в соответствии с этим (административное деление, население в различных регионах, его вероисповедание, крупные города и населенные пункты, промышленность и промыслы). Следовало также знать губернии и представлять значение городов в военном, промышленном и торговом отношении.
Физическая география включала общие сведения о поверхности Земли: ледники и вулканы, землетрясения, горы, равнины, тундра, болота, степи, пустыни, саванны; общие выводы о строении суши. Морское дно, приливы и отливы, морские течения и их значение. Круговорот воды, реки и озера; газообразная оболочка Земли, состав атмосферы; движение воздуха, ветры, облака, осадки; молния, гром, северное сияние. Климат, причины его изменения, средняя температура, флора и фауна, полезные ископаемые. Обзор географических открытий.
Математическая география включала общие представления о Вселенной: Солнце, звезды, планеты, движение Земли (суточное и годовое), движение Луны и ее фазы, солнечные и лунные затмения, широта и долгота, время счисления, старый и новый стиль.
Цель занятий геометрическим черчением состояла в том, чтобы:
1) при помощи решений различного рода графических задач утвердить в сознании юнкеров теоретические положения науки и развить в них способность прилагать теорию к решению различных вопросов.
2) приучить их к употреблению простейших чертежных инструментов, к точному и быстрому выполнению тех построений, которые служат основанием всякого специального черчения (фортификационного, артиллерийского, топографического).
3) ознакомить юнкеров с приемами изображения тел на плоскости для ясного понимания плана, профиля и фасадов.
На занятиях юнкеров обучали построению перпендикуляров и параллельных линий, углов, делению прямых линий и углов на равные части; построению окружностей и касательных к ним, прямолинейных фигур по числовым и графическим данным; копированию фигур в данной величине, измерению площадей геометрических фигур, построенных в различных масштабах.
Юнкера учились чертить проекции плоских фигур и геометрических тел, проекции призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и сечений их плоскостями. Все эти построения выполнялись с помощью линейки, циркуля, треугольника и транспортира.Топографическое черчение имело целью ознакомить юнкеров с чтением планов и карт и дать практический навык в отчетливом изображении плана установленными знаками. Воспитанники знакомились с понятием о плане местности, масштабе плана и способах изображения пересеченной местности с помощью горизонталей и штрихов; учились изображать установленными знаками леса, водоемы, болота, населенные пункты, проводить съемку местности, изучали буссоль и способы работы с ней, определение азимутов, величин углов между двумя направлениями на местности.
ГЕОГРАФИЯ.
В этом курсе подробно изучалась география России, физическая и так называемая математическая география.При изучении географии России обращалось внимание на плотность населения и характер его расселения, размещение промышленности, возможности использования сырьевых ресурсов для снабжения армии, наличие транспортных путей, прохождение сухопутных и морских границ. Территория страны разделялась на европейскую и азиатскую и изучалась в соответствии с этим (административное деление, население в различных регионах, его вероисповедание, крупные города и населенные пункты, промышленность и промыслы). Следовало также знать губернии и представлять значение городов в военном, промышленном и торговом отношении.
Физическая география включала общие сведения о поверхности Земли: ледники и вулканы, землетрясения, горы, равнины, тундра, болота, степи, пустыни, саванны; общие выводы о строении суши. Морское дно, приливы и отливы, морские течения и их значение. Круговорот воды, реки и озера; газообразная оболочка Земли, состав атмосферы; движение воздуха, ветры, облака, осадки; молния, гром, северное сияние. Климат, причины его изменения, средняя температура, флора и фауна, полезные ископаемые. Обзор географических открытий.
Математическая география включала общие представления о Вселенной: Солнце, звезды, планеты, движение Земли (суточное и годовое), движение Луны и ее фазы, солнечные и лунные затмения, широта и долгота, время счисления, старый и новый стиль.
Re: Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах России до 1917 года.
ИСТОРИЯ.
При изучении этого учебного курса уделялось особое внимание.От юнкера требовалось основательное знакомство с фактами отечественной истории, начиная с борьбы против татаро-монгольского ига. Считалось, что полезно сосредоточить внимание учащихся на тех событиях общей истории, которые были связаны с развитием русского государства. Рассматривались следующие темы:
1.Восточная Европа — славяне, финны, ливы. Первые русские князья. Крещение Руси. Правда Ярослава Мудрого. Общие сведения об удельной вечевой системе. Владимир Мономах. Новгородская община. Ливонский орден. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Бедственное состояние Руси.
2.Юго-Западная Русь под владычеством Литвы. Даниил Галицкий. Образование литовского княжества. Гедимин, Ягелло и Витовит. Отношения между Литвой и Польшей.
3.Русские княжества в конце XIII — начале XIV века. Иван Калита и его сыновья. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Распад Золотой орды.
4.Иван III. Распад удельно-вечевого уклада. Войны при Василии III с татарами и Литвой. Иван Грозный. Реформы и завоевания. Утверждение монархической власти. Смутное время. Появление самозванцев. Земской собор и избрание на царский престол Михаила Федоровича Романова.
5.Польское влияние. Люблинская уния. Распространение католичества. Церковная уния. Брестский собор. Положение крестьян. Казаки.
6.Начало дома Романовых. Уложение царя Алексея Михайловича. Дела церковные. Присоединение Малороссии. Приговор о местничестве. Состояние Московского государства. Историческое значение самодержавия. Сословия, управление, войско, общественная жизнь и домашний быт, образование.
Отдельно рассматривался вопрос превращения России в империю.
Царствование Петра I, его реформы, борьба за власть. Походы Петра в Азов, действия русских войск во время Северной войны. Бироновщина. Внешняя политика в правление Елизаветы и Петра III. Царствование Екатерины II, основные направления внутренней и внешней политики. Первая русско-турецкая война, завоевание Крыма, подавление восстания Пугачева, возвращение России западных областей, восстание конфедератов, походы Суворова в Италию и Швейцарию.Войны России со Швецией и Турцией во времена Александра I, присоединение к России Бессарабии и Финляндии. Отечественная война 1812 года, освободительный поход в Европу. Деятельность Венского конгресса и создание Священного союза.
Внутреннее положение страны — введение министерств, деятельность Государственного совета, реформы Сперанского, положение крестьян, появление полного Свода законов страны, положение о сословиях, принятое при Николае I. Войны с Персией и Турцией, восстание в Польше, уничтожение унии, войны на Кавказе, венгерский поход, Крымская война.
На характере преподавания истории в юнкерских училищах хотелось бы остановиться особо, так как вполне обоснованно считалось, что «изучение исторических факторов и событий, преимущественно отечественных, много помогает развитию познавательных способностей и, кроме того, может иметь благотворное влияние на нравственность, развивая у учащихся стремление к подражанию подвигам знаменитых людей и деятелей».
Руководство Главного управления военно-учебных заведений ориентировало преподавателей на то, что недопустимо сухое изложение материала, поскольку учащимся «нужны картины, писанные красками, и люди действующие, а не фигуры». Очень интересна с точки зрения современного восприятия следующая мысль: «Наша история должна развивать патриотические чувства, но без извращения истины, и не должна поднимать чувства кичливости, не должна возбуждать ни ненависти к иноземному, ни чувств веронетерпимости к другим вероисповеданиям, и потому она должна останавливаться долее на великих и отрадных явлениях, оставляя в тени все унижающее или оскорбляющее человечество и чувство народной гордости. Стремясь быть истинной и беспристрастной, отечественная история должна оставить в стороне все недоказанное или сомнительное».
При изучении истории рекомендовался положительный преподавательский опыт. Например, в Одесском и Виленском училищах для повторения отдельных разделов практиковалось написание юнкерами сочинений или обзоров на исторические темы. Преподаватели этих училищ, стремясь оживить свои лекции, пользовались выдержками из летописей Нестора, главами из произведений Карамзина и Соловьева, из трудов Милютина «Война 1799 г.» и генерала Богдановича «1812 год». А преподаватель Казанского юнкерского училища Мокриевич для большей живости и доступности включал в занятия чтение художественных произведений на исторические темы, например «Борис Годунов» Пушкина или «Смерть Ивана Грозного» Толстого. В статье, опубликованной и «Педагогическом сборнике»» за 1869 год, он отмечал, что при этом рассчитывал на то, что «подобные сочинения (хотя и не совсем верные в историческом смысле) своим высоким художественным достоинством произведут настолько сильное впечатление на ум учащихся, что в душе... останутся характерные черты выводимых на сцену деятелей; если затем и забудутся некоторые исторические факты, то общее впечатление останется надолго».
Много было споров в среде преподавателей истории об оптимальном соотношении тем из отечественной и всеобщей истории. Военный историк полковник Кропотов, например, считал, что преподавание истории для юнкеров должно быть четко ориентировано на потребность «будущего их поприща». Полностью поддерживая эти взгляды, генерал Бобровский писал: «Настоящее время требует от офицеров известного политического образования, которое бы привязывало их к всему родному и не увлекало к политическим идеалам западноевропейских обществ. Только одни исторические знания могут примирить молодого человека с суровостью дисциплины, трудностями службы и с неизбежным несовершенством нашего общественного строя. Поэтому русская история, преподаваемая будущим офицерам нашей армии, должна знакомить их с политическими интересами своей Родины, а не с множеством мелких фактов, пригодных .лишь для употребления на экзаменах для удовлетворения учительского тщеславия».
При изучении этого учебного курса уделялось особое внимание.От юнкера требовалось основательное знакомство с фактами отечественной истории, начиная с борьбы против татаро-монгольского ига. Считалось, что полезно сосредоточить внимание учащихся на тех событиях общей истории, которые были связаны с развитием русского государства. Рассматривались следующие темы:
1.Восточная Европа — славяне, финны, ливы. Первые русские князья. Крещение Руси. Правда Ярослава Мудрого. Общие сведения об удельной вечевой системе. Владимир Мономах. Новгородская община. Ливонский орден. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Бедственное состояние Руси.
2.Юго-Западная Русь под владычеством Литвы. Даниил Галицкий. Образование литовского княжества. Гедимин, Ягелло и Витовит. Отношения между Литвой и Польшей.
3.Русские княжества в конце XIII — начале XIV века. Иван Калита и его сыновья. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Распад Золотой орды.
4.Иван III. Распад удельно-вечевого уклада. Войны при Василии III с татарами и Литвой. Иван Грозный. Реформы и завоевания. Утверждение монархической власти. Смутное время. Появление самозванцев. Земской собор и избрание на царский престол Михаила Федоровича Романова.
5.Польское влияние. Люблинская уния. Распространение католичества. Церковная уния. Брестский собор. Положение крестьян. Казаки.
6.Начало дома Романовых. Уложение царя Алексея Михайловича. Дела церковные. Присоединение Малороссии. Приговор о местничестве. Состояние Московского государства. Историческое значение самодержавия. Сословия, управление, войско, общественная жизнь и домашний быт, образование.
Отдельно рассматривался вопрос превращения России в империю.
Царствование Петра I, его реформы, борьба за власть. Походы Петра в Азов, действия русских войск во время Северной войны. Бироновщина. Внешняя политика в правление Елизаветы и Петра III. Царствование Екатерины II, основные направления внутренней и внешней политики. Первая русско-турецкая война, завоевание Крыма, подавление восстания Пугачева, возвращение России западных областей, восстание конфедератов, походы Суворова в Италию и Швейцарию.Войны России со Швецией и Турцией во времена Александра I, присоединение к России Бессарабии и Финляндии. Отечественная война 1812 года, освободительный поход в Европу. Деятельность Венского конгресса и создание Священного союза.
Внутреннее положение страны — введение министерств, деятельность Государственного совета, реформы Сперанского, положение крестьян, появление полного Свода законов страны, положение о сословиях, принятое при Николае I. Войны с Персией и Турцией, восстание в Польше, уничтожение унии, войны на Кавказе, венгерский поход, Крымская война.
На характере преподавания истории в юнкерских училищах хотелось бы остановиться особо, так как вполне обоснованно считалось, что «изучение исторических факторов и событий, преимущественно отечественных, много помогает развитию познавательных способностей и, кроме того, может иметь благотворное влияние на нравственность, развивая у учащихся стремление к подражанию подвигам знаменитых людей и деятелей».
Руководство Главного управления военно-учебных заведений ориентировало преподавателей на то, что недопустимо сухое изложение материала, поскольку учащимся «нужны картины, писанные красками, и люди действующие, а не фигуры». Очень интересна с точки зрения современного восприятия следующая мысль: «Наша история должна развивать патриотические чувства, но без извращения истины, и не должна поднимать чувства кичливости, не должна возбуждать ни ненависти к иноземному, ни чувств веронетерпимости к другим вероисповеданиям, и потому она должна останавливаться долее на великих и отрадных явлениях, оставляя в тени все унижающее или оскорбляющее человечество и чувство народной гордости. Стремясь быть истинной и беспристрастной, отечественная история должна оставить в стороне все недоказанное или сомнительное».
При изучении истории рекомендовался положительный преподавательский опыт. Например, в Одесском и Виленском училищах для повторения отдельных разделов практиковалось написание юнкерами сочинений или обзоров на исторические темы. Преподаватели этих училищ, стремясь оживить свои лекции, пользовались выдержками из летописей Нестора, главами из произведений Карамзина и Соловьева, из трудов Милютина «Война 1799 г.» и генерала Богдановича «1812 год». А преподаватель Казанского юнкерского училища Мокриевич для большей живости и доступности включал в занятия чтение художественных произведений на исторические темы, например «Борис Годунов» Пушкина или «Смерть Ивана Грозного» Толстого. В статье, опубликованной и «Педагогическом сборнике»» за 1869 год, он отмечал, что при этом рассчитывал на то, что «подобные сочинения (хотя и не совсем верные в историческом смысле) своим высоким художественным достоинством произведут настолько сильное впечатление на ум учащихся, что в душе... останутся характерные черты выводимых на сцену деятелей; если затем и забудутся некоторые исторические факты, то общее впечатление останется надолго».
Много было споров в среде преподавателей истории об оптимальном соотношении тем из отечественной и всеобщей истории. Военный историк полковник Кропотов, например, считал, что преподавание истории для юнкеров должно быть четко ориентировано на потребность «будущего их поприща». Полностью поддерживая эти взгляды, генерал Бобровский писал: «Настоящее время требует от офицеров известного политического образования, которое бы привязывало их к всему родному и не увлекало к политическим идеалам западноевропейских обществ. Только одни исторические знания могут примирить молодого человека с суровостью дисциплины, трудностями службы и с неизбежным несовершенством нашего общественного строя. Поэтому русская история, преподаваемая будущим офицерам нашей армии, должна знакомить их с политическими интересами своей Родины, а не с множеством мелких фактов, пригодных .лишь для употребления на экзаменах для удовлетворения учительского тщеславия».
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей