Фолклендское сражение 8 декабря 1914 года.
Модератор: svkon
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1718
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Фолклендское сражение 8 декабря 1914 года.
8 декабря 1914 года состоялось Фолклендское сражение между крейсерами немецкой восточноазиатской эскадры адмирала Максимиллиана фон Шпее и кораблями эскадры британского адмирала Чарльза Доветона Стэрди. Сегодня у нас есть хороший повод вспомнить это историческое событие...
Покончив с эскадрой Крэдока, адмирал Шпее решил идти на Фолклендские острова, чтобы разрушить там английскую радиостанцию, пленить губернатора и захватить запасы топлива. Немецкая эскадра двинулась к мысу Горн, не подозревая, что дни ее сочтены и что первый лорд британского адмиралтейства Черчилль уже назвал ее “срезанным цветком, обреченным на смерть”. И действительно, против пяти кораблей Шпее на разных направлениях было развернуто 17 английских крейсеров. Улизнуть от них и проскочить на секретную базу к западу от Исландии было очень сложно, и многие офицеры эскадры — особенно командир “Гнейзенау” Меркер — считали, что заходить на Фолклендские острова — значит неоправданно рисковать. Убедиться в их правоте адмиралу Шпее пришлось очень скоро...
2 декабря 1914 года немцам удалось захватить у мыса Горн канадский парусник с углем. Его перегрузка заняла четыре дня — и как раз эта задержка оказалась роковой для немецкой эскадры. Именно благодаря ей мощный крейсерский отряд английского адмирала Стэрди, состоявший из восьми кораблей, смог достичь Фолклендских островов на сутки раньше. И когда утром 8 декабря немецкие крейсеры приблизились к порту Стэнли, они обнаружили там эскадру, многократно превосходившую их по весу залпа, водоизмещению и скорости.
Центральным моментом этого знаменитого сражения стала артиллерийская дуэль между крейсерами: английскими линейными “Инвинсибл” и “Инфлексибл” и германскими броненосными “Шарнхорст” и “Гнейзенау”. Хотя эти корабли были спущены на воду почти одновременно, современники недаром называли сражение при Фолклендских островах “боем между гигантами и карликами”. Ведь при водоизмещении 11600 т и скорости хода 22,5 узла “Шарнхорст” нес восемь 215-мм орудий главного калибра, а “Инвинсибл” при водоизмещении 17250—20000 т и скорости 25—26 узлов был вооружен восемью 305-мм орудиями. Поэтому немецкие броненосные крейсеры не могли ни уйти от английских линейных, ни устоять против их огня. Им оставалось только погибнуть...
Бой начался в 12.50, а к 15 часам “Шарнхорст” потерял одну трубу, осел на целый метр и горел во многих местах. Охваченный пламенем и дымом, он шел на английские корабли, все больше и больше заваливаясь на левый борт. В 16.04 грянул последний залп его носовых орудий, и флагманский крейсер адмирала Шпее начал медленно переворачиваться, мгновение полежал на борту с вращающимися винтами и быстро ушел под воду носом вперед.
После этого огонь трех британских кораблей (к “Инвинсиблу” и “Инфлексиблу” присоединился “Карнарвон”) сосредоточился на “Гнейзенау”. Около 17.30 разбитый остов крейсера все еще держался на воде, на нем бушевали пожары, кочегарки были затоплены, все орудия, кроме одного, выведены из строя. В 18 часов “Гнейзенау” лежал уже кверху килем и через несколько минут навсегда скрылся под водой...
Так в один день, в одном бою погибли корабли, завершившие развитие немецких броненосных крейсеров, начало которым положил “Фюрст Бисмарк”, спущенный на воду в Киле в 1897 году.
Покончив с эскадрой Крэдока, адмирал Шпее решил идти на Фолклендские острова, чтобы разрушить там английскую радиостанцию, пленить губернатора и захватить запасы топлива. Немецкая эскадра двинулась к мысу Горн, не подозревая, что дни ее сочтены и что первый лорд британского адмиралтейства Черчилль уже назвал ее “срезанным цветком, обреченным на смерть”. И действительно, против пяти кораблей Шпее на разных направлениях было развернуто 17 английских крейсеров. Улизнуть от них и проскочить на секретную базу к западу от Исландии было очень сложно, и многие офицеры эскадры — особенно командир “Гнейзенау” Меркер — считали, что заходить на Фолклендские острова — значит неоправданно рисковать. Убедиться в их правоте адмиралу Шпее пришлось очень скоро...
2 декабря 1914 года немцам удалось захватить у мыса Горн канадский парусник с углем. Его перегрузка заняла четыре дня — и как раз эта задержка оказалась роковой для немецкой эскадры. Именно благодаря ей мощный крейсерский отряд английского адмирала Стэрди, состоявший из восьми кораблей, смог достичь Фолклендских островов на сутки раньше. И когда утром 8 декабря немецкие крейсеры приблизились к порту Стэнли, они обнаружили там эскадру, многократно превосходившую их по весу залпа, водоизмещению и скорости.
Центральным моментом этого знаменитого сражения стала артиллерийская дуэль между крейсерами: английскими линейными “Инвинсибл” и “Инфлексибл” и германскими броненосными “Шарнхорст” и “Гнейзенау”. Хотя эти корабли были спущены на воду почти одновременно, современники недаром называли сражение при Фолклендских островах “боем между гигантами и карликами”. Ведь при водоизмещении 11600 т и скорости хода 22,5 узла “Шарнхорст” нес восемь 215-мм орудий главного калибра, а “Инвинсибл” при водоизмещении 17250—20000 т и скорости 25—26 узлов был вооружен восемью 305-мм орудиями. Поэтому немецкие броненосные крейсеры не могли ни уйти от английских линейных, ни устоять против их огня. Им оставалось только погибнуть...
Бой начался в 12.50, а к 15 часам “Шарнхорст” потерял одну трубу, осел на целый метр и горел во многих местах. Охваченный пламенем и дымом, он шел на английские корабли, все больше и больше заваливаясь на левый борт. В 16.04 грянул последний залп его носовых орудий, и флагманский крейсер адмирала Шпее начал медленно переворачиваться, мгновение полежал на борту с вращающимися винтами и быстро ушел под воду носом вперед.
После этого огонь трех британских кораблей (к “Инвинсиблу” и “Инфлексиблу” присоединился “Карнарвон”) сосредоточился на “Гнейзенау”. Около 17.30 разбитый остов крейсера все еще держался на воде, на нем бушевали пожары, кочегарки были затоплены, все орудия, кроме одного, выведены из строя. В 18 часов “Гнейзенау” лежал уже кверху килем и через несколько минут навсегда скрылся под водой...
Так в один день, в одном бою погибли корабли, завершившие развитие немецких броненосных крейсеров, начало которым положил “Фюрст Бисмарк”, спущенный на воду в Киле в 1897 году.
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1718
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: Фолклендское сражение 8 декабря 1914 года.
Предыстория.
1 ноября 1914 года германская эскадра графа Максимилиана фон Шпее в сражении при Коронеле потопила два британских броненосных крейсера — «Гуд Хоуп» и «Монмут». Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь, и это обстоятельство нанесло серьёзный урон престижу британского Королевского флота. Германские крейсера получили возможность перейти в южную Атлантику, создав угрозу как торговым перевозкам Британии в том районе, так и находящимся у побережья Южной Африки транспортам с войсками, перебрасывавшимися на европейский театр.
Накануне сражения, 29 октября, произошла смена руководства в британском Адмиралтействе. Первым морским лордом вместо принца Луи Баттенбергского стал лорд Фишер. Начальником морского штаба при Луи Баттенбергском был контр-адмирал Доветон Стэрди. На него возлагали главную ответственность за потопление немецкой подводной лодкой U-9 броненосных крейсеров «Хог», «Абукир», «Кресси» и путаные инструкции вместе с недостаточным выделением сил Крэдоку, приведшие к поражению у Коронеля. У Фишера со Стэрди были сложные взаимоотношения, и сразу после возврата на должность Первого морского лорда Фишер начал добиваться отставки Стэрди с поста начальника штаба. Чтобы избежать возобновления старой вражды, было решено отправить Стэрди во главе эскадры для поиска и уничтожения Шпее, назначив на его пост контр-адмирала Оливера.
Фишер взял на себя ответственность за ослабление линейных сил Флота метрополии. 4 ноября, по согласованию с Первым лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем, в состав эскадры Стэрди были включены два линейных крейсера — «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Крейсера получили приказ выдвигаться в Девенпорт. Они должны были следовать в южную Атлантику. Ещё один линейный крейсер — «Принцесс Ройал» — отправлялся в Карибское море, на случай прорыва эскадры Шпее через Панамский канал. 12 ноября «Принцесс Ройал» вышел из Кромарти в Галифакс.
Этот манёвр линейными крейсерами был достаточно рискованным, поскольку в Северном море в противовес четырём германским линейным крейсерам («Фон-дер-Танн», «Мольтке», «Зейдлиц» и «Дерфлингер») оставались только три боеспособных британских линейных крейсера — «Лайон», «Куин Мэри» и «Нью Зиленд». На опасения командующего линейными крейсерами Гранд-Флита адмирала Битти Уинстон Черчилль ответил, что «Дерфлингер» ещё недостаточно боеспособен, Битти имеет в своём распоряжении недавно вошедший в строй «Тайгер», а в скором времени ожидается ввод в строй быстроходного линейного корабля «Куин Элизабет».
Британское Адмиралтейство производило передислокацию и других кораблей. Союзная японская эскадра в составе броненосных крейсеров «Курама», «Цукуба» и «Икома», каждый с четырьмя 305-мм орудиями, шла из центральной части Тихого океана на восток, к Панамскому каналу. Британский линейный крейсер «Австралия» направлялся к мысу Горн. Броненосному крейсеру «Дифенс» приказано было отправляться к мысу Доброй Надежды на соединение с крейсерами «Минотавр», «Дартмут», «Веймут» и броненосцем «Альбион». В западноафриканских водах находились броненосец «Виндженс», броненосные крейсера «Уорриор», «Блэк Принс», «Донегал» и «Кумберленд» и крейсер «Хайфлаер». Карибское море охраняли броненосец «Глори» и броненосные крейсера «Бервик», «Ланкастер» и «Конде». Броненосец «Канопус» был отправлен на охрану базы на Фолклендских островах, а у побережья Бразилии у рифов Аброльс эскадру Стэрди ожидали броненосные крейсера «Дифенс» (ожидающий отправки в Южную Африку), «Карнарвон», «Корнуол», «Кент» и лёгкие крейсера «Глазго» и «Бристоль». Для перехвата германской эскадры, не считая французских и японских кораблей, Адмиралтейству пришлось привлечь почти 30 кораблей, из них 21 броненосный, не считая вспомогательных крейсеров, привлекавшихся для разведки.
1 ноября 1914 года германская эскадра графа Максимилиана фон Шпее в сражении при Коронеле потопила два британских броненосных крейсера — «Гуд Хоуп» и «Монмут». Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь, и это обстоятельство нанесло серьёзный урон престижу британского Королевского флота. Германские крейсера получили возможность перейти в южную Атлантику, создав угрозу как торговым перевозкам Британии в том районе, так и находящимся у побережья Южной Африки транспортам с войсками, перебрасывавшимися на европейский театр.
Накануне сражения, 29 октября, произошла смена руководства в британском Адмиралтействе. Первым морским лордом вместо принца Луи Баттенбергского стал лорд Фишер. Начальником морского штаба при Луи Баттенбергском был контр-адмирал Доветон Стэрди. На него возлагали главную ответственность за потопление немецкой подводной лодкой U-9 броненосных крейсеров «Хог», «Абукир», «Кресси» и путаные инструкции вместе с недостаточным выделением сил Крэдоку, приведшие к поражению у Коронеля. У Фишера со Стэрди были сложные взаимоотношения, и сразу после возврата на должность Первого морского лорда Фишер начал добиваться отставки Стэрди с поста начальника штаба. Чтобы избежать возобновления старой вражды, было решено отправить Стэрди во главе эскадры для поиска и уничтожения Шпее, назначив на его пост контр-адмирала Оливера.
Фишер взял на себя ответственность за ослабление линейных сил Флота метрополии. 4 ноября, по согласованию с Первым лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем, в состав эскадры Стэрди были включены два линейных крейсера — «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Крейсера получили приказ выдвигаться в Девенпорт. Они должны были следовать в южную Атлантику. Ещё один линейный крейсер — «Принцесс Ройал» — отправлялся в Карибское море, на случай прорыва эскадры Шпее через Панамский канал. 12 ноября «Принцесс Ройал» вышел из Кромарти в Галифакс.
Этот манёвр линейными крейсерами был достаточно рискованным, поскольку в Северном море в противовес четырём германским линейным крейсерам («Фон-дер-Танн», «Мольтке», «Зейдлиц» и «Дерфлингер») оставались только три боеспособных британских линейных крейсера — «Лайон», «Куин Мэри» и «Нью Зиленд». На опасения командующего линейными крейсерами Гранд-Флита адмирала Битти Уинстон Черчилль ответил, что «Дерфлингер» ещё недостаточно боеспособен, Битти имеет в своём распоряжении недавно вошедший в строй «Тайгер», а в скором времени ожидается ввод в строй быстроходного линейного корабля «Куин Элизабет».
Британское Адмиралтейство производило передислокацию и других кораблей. Союзная японская эскадра в составе броненосных крейсеров «Курама», «Цукуба» и «Икома», каждый с четырьмя 305-мм орудиями, шла из центральной части Тихого океана на восток, к Панамскому каналу. Британский линейный крейсер «Австралия» направлялся к мысу Горн. Броненосному крейсеру «Дифенс» приказано было отправляться к мысу Доброй Надежды на соединение с крейсерами «Минотавр», «Дартмут», «Веймут» и броненосцем «Альбион». В западноафриканских водах находились броненосец «Виндженс», броненосные крейсера «Уорриор», «Блэк Принс», «Донегал» и «Кумберленд» и крейсер «Хайфлаер». Карибское море охраняли броненосец «Глори» и броненосные крейсера «Бервик», «Ланкастер» и «Конде». Броненосец «Канопус» был отправлен на охрану базы на Фолклендских островах, а у побережья Бразилии у рифов Аброльс эскадру Стэрди ожидали броненосные крейсера «Дифенс» (ожидающий отправки в Южную Африку), «Карнарвон», «Корнуол», «Кент» и лёгкие крейсера «Глазго» и «Бристоль». Для перехвата германской эскадры, не считая французских и японских кораблей, Адмиралтейству пришлось привлечь почти 30 кораблей, из них 21 броненосный, не считая вспомогательных крейсеров, привлекавшихся для разведки.
- svkon
- Модератор
- Сообщения: 2756
- Зарегистрирован: 20 май 2017, 19:44
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: Фолклендское сражение 8 декабря 1914 года.
111 лет минуло после памятного Фолклендского сражения периода Первой мировой войны. Немецкая восточноазиатская эскадра адмирала фон Шпее противостояла тогда эскадре британского адмирала Стэрди.
Центральным моментом сражения стала артиллерийская дуэль, произошедшая 8 декабря 1914 года между английскими линкорами “Инвинсибл” и “Инфлексибл”, и германскими броненосцами “Шарнхорст” и “Гнейзенау”. Англичане заметно превосходили немцев по водоизмещению, скорости хода и главное - по оружейным калибрам.
Победа была предрешена!...
31 декабря 2024 года группа отважных российских путешественников-фалеристов сошла на туманный берег Восточного Фолкленда. Берег овеянный этой давней военно-морской историей.
Экскурсия по столице и самому крупному острову архипелага была очень интересной и познавательной.
В память же о событиях Первой мировой в столице Фолклендских островов Порт-Стенли воздвигнут величественный монумент. По легенде он установлен в том месте береговой линии, где немецкая эскадра пыталась высадиться на берег.
Четырёхгранный столп с бронзовой каравеллой на шпиле. К одной из граней пристроен трон, на котором восседает богиня Победы. Монумент впечатляет своим размером и исходящей от него аурой величия британского королевского военного флота и романтики дальних морских походов и самоотверженной службы. Вокруг комплекса установлены информационные стенды, на которых подробно описаны события того времени...
Порт-Стенли невелик городок, всё здесь компактно. И совсем недалеко от одного монумента стоит другой - в память о конфликте, современниками которого стали мы. Конфликт из-за островов, произошёл у Великобритании с Аргентиной в 1982 году.
Конфликт - что-то из серии "ссора двух лысых из-за расчёски".
Результатом 74 дней боёв стали около 900 погибших с обеих сторон, "обиженная" Аргентина и укрепление политической судьбы "железной леди"...
Центральным моментом сражения стала артиллерийская дуэль, произошедшая 8 декабря 1914 года между английскими линкорами “Инвинсибл” и “Инфлексибл”, и германскими броненосцами “Шарнхорст” и “Гнейзенау”. Англичане заметно превосходили немцев по водоизмещению, скорости хода и главное - по оружейным калибрам.
Победа была предрешена!...
31 декабря 2024 года группа отважных российских путешественников-фалеристов сошла на туманный берег Восточного Фолкленда. Берег овеянный этой давней военно-морской историей.
Экскурсия по столице и самому крупному острову архипелага была очень интересной и познавательной.
В память же о событиях Первой мировой в столице Фолклендских островов Порт-Стенли воздвигнут величественный монумент. По легенде он установлен в том месте береговой линии, где немецкая эскадра пыталась высадиться на берег.
Четырёхгранный столп с бронзовой каравеллой на шпиле. К одной из граней пристроен трон, на котором восседает богиня Победы. Монумент впечатляет своим размером и исходящей от него аурой величия британского королевского военного флота и романтики дальних морских походов и самоотверженной службы. Вокруг комплекса установлены информационные стенды, на которых подробно описаны события того времени...
Порт-Стенли невелик городок, всё здесь компактно. И совсем недалеко от одного монумента стоит другой - в память о конфликте, современниками которого стали мы. Конфликт из-за островов, произошёл у Великобритании с Аргентиной в 1982 году.
Конфликт - что-то из серии "ссора двух лысых из-за расчёски".
Результатом 74 дней боёв стали около 900 погибших с обеих сторон, "обиженная" Аргентина и укрепление политической судьбы "железной леди"...
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей
+7(903)202-21-01